kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока на тему " Костюмные ритмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                      Костюмные  ритмы.

 

Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого. Ритм  всегда  подразумевает  движение.

     Ритм может быть: активным, порывистым,  дробным  или   плавным, спокойным, замедленным. Ритм  в  костюме могут создавать элементы костюма: членения – линии  конструктивные или декоративные,  цвет - полоски, клетка, фурнитура - пуговицы и  т. п.
По способу  организации  ритм в костюме может  быть:

  • горизонтальным — горизонтальные полоски;
  • вертикальным;
  • спиральным;
  • диагональным;
  • радиально-лучевым.
  • Симметрия
      Симметрия - полное соответствие по расположению, величине одной половины целого другой половине. Симметрия характеризует спокойное равновесие частей целого. Связь частей при симметричном расположении образуется в силу равновесия, которое при этом возникает. Осями симметрии фигуры человека, а следовательно, и одежды является середина переда и спины по вертикали. Ось симметрии в этом случае является одновременно и осью равновесия. В основном почти все виды одежды решаются на основе симметрии.

                                           Решения асимметрии в композиции
  В тех случаях, когда одежда не полностью симметрична, особо важным условием ее единства является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия. На рисунке  показаны способы составления равновесия частей одежды при ее асимметрическом решении.

Ритм
  Ритм - это закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов формы.
  Ритм в композиции костюма является одним из средств связи в единое целое всех частей формы, составляющих костюм. Сила связи ритма более значительна, чем все другие связи и может распространяться не только на одежду, но и на ее дополнения, взятые в комплекте или в  ансамблесней.
  Характерным признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними, объединенных по сходным признакам тождества или нюанса в определенной ясно выраженной  закономерности.
  Признаки ритма можно наблюдать во всякой организованной форме в природе органической и неорганической (растительный мир, кристаллы, минералы и др.).
  Простейшей закономерностью, на основе которой строится повторность форм и интервалов, является равенство форм и интервалов, т. е. повторение одинаковых форм на равных интервалах. Такой порядок расположения форм или элементов формы называется метрическим порядком.
  Последовательное закономерное изменение, возрастание или убывание форм или интервалов характеризует ритмический порядок расположения форм. В том и другом случае мы имеем дело с повторностью форм и интервалов.

                                                    1.   Ритм – метрические порядки 

    Метрические порядки могут быть представлены по трем схемам составления элементов форм и интервалов между ними. Основные схемы метрических порядков показаны на рис. 1, это повторение равных форм через равные интервалы (рис. 1, а) и повторение равных форм, где интервалом является граница членения формы (рис. 1, б). На рис. 1, в  показана схема так называемого радиального ритма, являющегося одним из видов метрического порядка.
  Ритмические порядки могут быть представлены по четырем основным схемам. На рис. 2 показаны основные схемы ритмических порядков:
первая схема представляет собой чередование равных элементов при изменении интервалов между ними;
вторая схема - элементы формы возрастают или убывают, а интервал не меняется;
третья схема - возрастают или убывают и элементы формы и интервалы между ними;
четвертая схема - элементы формы и интервалы возрастают или убывают при их радикальном  расположении

 

                                                                       2.     Ритм-ритмические порядки


  На этих двух основах ритма может быть решено бесконечное множество различных порядков.
  Следует отметить, что использование метрического порядка следует вести умеренно, так как большое повторение одинаковых элементов приводит к монотонности, однообразию.
  Ритм помимо своего свойства объединять части формы обладает еще и свойством создавать зрительную динамику (движение), так как при этом создаются формы различной значимости и активности.
  Ритмических построений элементов формы можно достичь также, используя различные решения симметрии фигуры человека. Ритмическое повторение элементов формы на основе симметрии может решаться использованием линий силуэта, деталей одежды, декоративных отделок, их фактуры, цвета и др.

                                                                        3.    Ритмика отделки в одежде
  На рисунке 3. даны несколько схем ритмических построений меховой отделки на основе симметрии.
  Ритмические построения могут быть выражены по всем свойствам первичных элементов формы одежды и ее дополнений. Например, на рис. 4. показано платье с пелериной, где связь лифа и пелерины с юбкой основана на ритмической повторности объемных форм с изменением их величины от большего к меньшему.

 
                                        4.Ритмика форм деталей в одежде.        5. Ритмика деталей отделки в одежде.

 


  На рис.5. платье и головной убор решены по народным мотивам. Обращает внимание радиальное решение сборок на лифе и по низу рукава. Связь платья и головного убора основана на повторности отделки - вышивки. Этому же способствует однородность материала платья и головного убора. На рис.6. показано простое по форме платье, состоящее из лифа и юбки. Связь лифа и юбки строится на ритмической повторности на основе нюанса линий выреза горловины, проймы, бока лифа и юбки. Связь частей этого платья также основана на однородности материала.         

      6.Ритмика линии формы в одежде. 7.Ритмика линии деталей в одежде.  8.Ритмика объемных   форм в одежде.
  На рис. 7. показан костюм, состоящий из жакета и юбки. Связь частей костюма - юбки,. рукава, воротника, переда жакета основана на нюансной и тождественной повторности острых углов отделки и ее цвета.
  На рис. 8. показано пальто, все части которого связаны повторностью линий формы главных его частей: переда, пелерины, воротника      

       9.Ритмика отделки частей одежды. 10.Ритмика отделки платья рюшами. 11.Ритмика драпировок в платье.


  На рис. 9. изображено зимнее пальто, отделанное мехом, с меховой шапочкой. Головной убор связан с пальто тождеством цвета и фактуры меха, а основные части связаны между собой повторностью меховой отделки на воротнике, рукавах, подоле пальто.
  На рис.10. показано платье, где связь лифа и юбки основана на повторности отделки рюшами по подолу юбки и вырезу горловины. Связь усилена характерным повторением интервалов отделки на юбке и горловине лифа платья.
  На рис.11. изображено сложное драпированное платье. Связь лифа с юбкой строится на нюансном повторении драпировки частей платья и характерных крестообразных пересечениях драпировок на лифе и юбке.
  Характер построения ритма в костюме может вызывать различную степень динамики формы, может быть замедленным, плавным, быстрым, скачкообразным, может оставаться в пределах одной организованной формы замкнутым и выходить за ее пределы на другие организованные формы, в целом составляющие костюм.
  Это свойство ритма и является основной связью в композиции костюма, различной одежды и ее дополнений (головных уборов, обуви, перчаток, сумок и др.).

       В мужском костюме наиболее часто встречается прямой равномерный ритм. Он выражается с помощью простого чередования одинаковых по форме и цвету элементов костюма с одинаковыми интервалами между ними. Такой ритм возможен по вертикали, горизонтали, диагонали.

       Все жабо, манжеты-воланы, фестоны, фрезы и многое другое в историческом мужском костюме — это плавный беспрерывный ритм.Пропорциональный, последовательный ритм распространен так же, как равномерный. Его называют еще нарастающим и убывающим. Это более сложная закономерность повторения элементов композиции, при которой сами элементы или интервалы между ними последовательно увеличиваются или уменьшаются. Как равномерный, так и про­порциональный, последовательный ритм в костюме часто выражен с помощью цветовых или тоновых пятен, которые в этих случаях являются основными элементами ритмического построения. Характерный пример ткани в полоску, клетку, горошек, аппликации, вышивки и т.д. Ритм часто построен на определенном чередовании дополнительных форм или отделок (карманов, листочек, декоративных строчек и линий), расположенных симметрично относительно вертикальной или горизонтальной оси.

       Реже в мужских костюмах встречается радиально-лучевой ритм (вспомним паутину). Мы видим его в воротниках, галстуках-бантах, орнаментах на ткани, вышивках или других предметах, входящих в костюм.

       Интересные эффекты дают сложные ритмические построения. Это могут быть разные сочетания двух или более ритмов: усложненный, особенно динамичный вариант последовательно нарастающего или убывающего ритма, в котором увеличиваются или уменьшаются как сами элементы, так и расстояния между ними, причем переходы от большого к малому и наоборот очень активны и могут быть даже скачкообразны. Такие построения называются ритмическим движением.

       Все простые ритмы строятся по принципу одинаковости (подобия), а сложные — по принципу разнообразия (контраста).

       Все компоненты костюма зависят от свойств человеческого тела, но особенно эта зависимость очевидна, когда речь идет о пропорциях костюма: соразмерность его частей является, как правило, повторением пропорциональных отношений человеческого тела. Длина и объем рукава согласуются с длиной и объемом руки. Отношение размеров колета, куртки, пиджака к брюкам зависит от длины ног и торса. Верхняя и нижняя части при делении фигуры по линии талии определяют объемы и длины почти всех предметов одежды. Размер и форма воротника должны быть пропорциональны окружности и высоте шеи, а также ширине плеч. Важное значение в костюме имеют также соотношения цвета, фактур, масс, линий. Применяя те или иные пропорции, мы добиваемся зрительного впечатления равновесия, покоя или медленного, а также активного движения. Пропорции бывают гармоничные, подобные и контрастные.

       Гармоничные пропорции — те, при которых все элементы костюма по величине близки к естественным пропорциям тела. В большинстве случаев это пропорции принципа «золотого сечения», по законам которого целое делится на части так, что большая часть относится к меньшей, как целое относится к большей части. В цифрах это отношение можно выразить как 3:5, 5:8, 8:13. Такие пропорции оптимальны не только в человеческой фигуре, но почти повсеместно встречаются в природе. Этот закон подсмотрели и открыли древние греки, и он строго соблюдался ими в архитектуре, скульптуре и прикладном искусстве.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока на тему " Костюмные ритмы"»

Костюмные ритмы.


Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого. Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм может быть: активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным. Ритм в костюме могут создавать элементы костюма: членения – линии конструктивные или декоративные, цвет - полоски, клетка, фурнитура - пуговицы и т. п.
По способу организации ритм в костюме может быть:

  • горизонтальным — горизонтальные полоски;

  • вертикальным;

  • спиральным;

  • диагональным;

  • радиально-лучевым.

  • Симметрия
      Симметрия - полное соответствие по расположению, величине одной половины целого другой половине. Симметрия характеризует спокойное равновесие частей целого. Связь частей при симметричном расположении образуется в силу равновесия, которое при этом возникает. Осями симметрии фигуры человека, а следовательно, и одежды является середина переда и спины по вертикали. Ось симметрии в этом случае является одновременно и осью равновесия. В основном почти все виды одежды решаются на основе симметрии.


Решения асимметрии в композиции


  В тех случаях, когда одежда не полностью симметрична, особо важным условием ее единства является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия. На рисунке показаны способы составления равновесия частей одежды при ее асимметрическом решении.



Ритм
  Ритм - это закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов формы.
  Ритм в композиции костюма является одним из средств связи в единое целое всех частей формы, составляющих костюм. Сила связи ритма более значительна, чем все другие связи и может распространяться не только на одежду, но и на ее дополнения, взятые в комплекте или в ансамблесней.
  Характерным признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними, объединенных по сходным признакам тождества или нюанса в определенной ясно выраженной закономерности.
  Признаки ритма можно наблюдать во всякой организованной форме в природе органической и неорганической (растительный мир, кристаллы, минералы и др.).
  Простейшей закономерностью, на основе которой строится повторность форм и интервалов, является равенство форм и интервалов, т. е. повторение одинаковых форм на равных интервалах. Такой порядок расположения форм или элементов формы называется метрическим порядком.
  Последовательное закономерное изменение, возрастание или убывание форм или интервалов характеризует ритмический порядок расположения форм. В том и другом случае мы имеем дело с повторностью форм и интервалов.


1. Ритм – метрические порядки 


Метрические порядки могут быть представлены по трем схемам составления элементов форм и интервалов между ними. Основные схемы метрических порядков показаны на рис. 1, это повторение равных форм через равные интервалы (рис. 1, а) и повторение равных форм, где интервалом является граница членения формы (рис. 1, б). На рис. 1, в показана схема так называемого радиального ритма, являющегося одним из видов метрического порядка.
  Ритмические порядки могут быть представлены по четырем основным схемам. На рис. 2 показаны основные схемы ритмических порядков:
первая схема представляет собой чередование равных элементов при изменении интервалов между ними;
вторая схема - элементы формы возрастают или убывают, а интервал не меняется;
третья схема - возрастают или убывают и элементы формы и интервалы между ними;
четвертая схема - элементы формы и интервалы возрастают или убывают при их радикальном расположении


2. Ритм-ритмические порядки


  На этих двух основах ритма может быть решено бесконечное множество различных порядков.
  Следует отметить, что использование метрического порядка следует вести умеренно, так как большое повторение одинаковых элементов приводит к монотонности, однообразию.
  Ритм помимо своего свойства объединять части формы обладает еще и свойством создавать зрительную динамику (движение), так как при этом создаются формы различной значимости и активности.
  Ритмических построений элементов формы можно достичь также, используя различные решения симметрии фигуры человека. Ритмическое повторение элементов формы на основе симметрии может решаться использованием линий силуэта, деталей одежды, декоративных отделок, их фактуры, цвета и др.


3. Ритмика отделки в одежде


  На рисунке 3. даны несколько схем ритмических построений меховой отделки на основе симметрии.
  Ритмические построения могут быть выражены по всем свойствам первичных элементов формы одежды и ее дополнений. Например, на рис. 4. показано платье с пелериной, где связь лифа и пелерины с юбкой основана на ритмической повторности объемных форм с изменением их величины от большего к меньшему.


4.Ритмика форм деталей в одежде. 5. Ритмика деталей отделки в одежде.



  На рис.5. платье и головной убор решены по народным мотивам. Обращает внимание радиальное решение сборок на лифе и по низу рукава. Связь платья и головного убора основана на повторности отделки - вышивки. Этому же способствует однородность материала платья и головного убора. На рис.6. показано простое по форме платье, состоящее из лифа и юбки. Связь лифа и юбки строится на ритмической повторности на основе нюанса линий выреза горловины, проймы, бока лифа и юбки. Связь частей этого платья также основана на однородности материала.



6.Ритмика линии формы в одежде. 7.Ритмика линии деталей в одежде. 8.Ритмика объемных форм в одежде.



  На рис. 7. показан костюм, состоящий из жакета и юбки. Связь частей костюма - юбки,. рукава, воротника, переда жакета основана на нюансной и тождественной повторности острых углов отделки и ее цвета.
  На рис. 8. показано пальто, все части которого связаны повторностью линий формы главных его частей: переда, пелерины, воротника



9.Ритмика отделки частей одежды. 10.Ритмика отделки платья рюшами. 11.Ритмика драпировок в платье.


  На рис. 9. изображено зимнее пальто, отделанное мехом, с меховой шапочкой. Головной убор связан с пальто тождеством цвета и фактуры меха, а основные части связаны между собой повторностью меховой отделки на воротнике, рукавах, подоле пальто.
  На рис.10. показано платье, где связь лифа и юбки основана на повторности отделки рюшами по подолу юбки и вырезу горловины. Связь усилена характерным повторением интервалов отделки на юбке и горловине лифа платья.
  На рис.11. изображено сложное драпированное платье. Связь лифа с юбкой строится на нюансном повторении драпировки частей платья и характерных крестообразных пересечениях драпировок на лифе и юбке.
  Характер построения ритма в костюме может вызывать различную степень динамики формы, может быть замедленным, плавным, быстрым, скачкообразным, может оставаться в пределах одной организованной формы замкнутым и выходить за ее пределы на другие организованные формы, в целом составляющие костюм.
  Это свойство ритма и является основной связью в композиции костюма, различной одежды и ее дополнений (головных уборов, обуви, перчаток, сумок и др.).


В мужском костюме наиболее часто встречается прямой равномерный ритм. Он выражается с помощью простого чередования одинаковых по форме и цвету элементов костюма с одинаковыми интервалами между ними. Такой ритм возможен по вертикали, горизонтали, диагонали .

Все жабо, манжеты-воланы, фестоны, фрезы и многое другое в историческом мужском костюме — это плавный беспрерывный ритм .

Пропорциональный, последовательный ритм распространен так же, как равномерный. Его называют еще нарастающим и убывающим. Это более сложная закономерность повторения элементов композиции, при которой сами элементы или интервалы между ними последовательно увеличиваются или уменьшаются. Как равномерный, так и про­порциональный, последовательный ритм в костюме часто выражен с помощью цветовых или тоновых пятен, которые в этих случаях являются основными элементами ритмического построения. Характерный пример ткани в полоску, клетку, горошек, аппликации, вышивки и т.д. Ритм часто построен на определенном чередовании дополнительных форм или отделок (карманов, листочек, декоративных строчек и линий), расположенных симметрично относительно вертикальной или горизонтальной оси.

Реже в мужских костюмах встречается радиально-лучевой ритм (вспомним паутину). Мы видим его в воротниках, галстуках-бантах, орнаментах на ткани, вышивках или других предметах, входящих в костюм.

Интересные эффекты дают сложные ритмические построения. Это могут быть разные сочетания двух или более ритмов: усложненный, особенно динамичный вариант последовательно нарастающего или убывающего ритма, в котором увеличиваются или уменьшаются как сами элементы, так и расстояния между ними, причем переходы от большого к малому и наоборот очень активны и могут быть даже скачкообразны. Такие построения называются ритмическим движением.

Все простые ритмы строятся по принципу одинаковости (подобия), а сложные — по принципу разнообразия (контраста).

Все компоненты костюма зависят от свойств человеческого тела, но особенно эта зависимость очевидна, когда речь идет о пропорциях костюма: соразмерность его частей является, как правило, повторением пропорциональных отношений человеческого тела. Длина и объем рукава согласуются с длиной и объемом руки. Отношение размеров колета, куртки, пиджака к брюкам зависит от длины ног и торса. Верхняя и нижняя части при делении фигуры по линии талии определяют объемы и длины почти всех предметов одежды. Размер и форма воротника должны быть пропорциональны окружности и высоте шеи, а также ширине плеч. Важное значение в костюме имеют также соотношения цвета, фактур, масс, линий. Применяя те или иные пропорции, мы добиваемся зрительного впечатления равновесия, покоя или медленного, а также активного движения. Пропорции бывают гармоничные, подобные и контрастные.



Гармоничные пропорции — те, при которых все элементы костюма по величине близки к естественным пропорциям тела. В большинстве случаев это пропорции принципа «золотого сечения», по законам которого целое делится на части так, что большая часть относится к меньшей, как целое относится к большей части. В цифрах это отношение можно выразить как 3:5, 5:8, 8:13. Такие пропорции оптимальны не только в человеческой фигуре, но почти повсеместно встречаются в природе. Этот закон подсмотрели и открыли древние греки, и он строго соблюдался ими в архитектуре, скульптуре и прикладном искусстве.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация для урока на тему " Костюмные ритмы"

Автор: Садыкова Гульсим Сейткамзовна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259360


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства