kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Основа да уток, вот и ткани лоскуток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена  технологии  производства ткани

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основа да уток, вот и ткани лоскуток"»

Урок технологии  в 5 классе  Подготовила:  учитель технологии  МБОУ«Великодубровская ООШ»  Монакова Наталья Петровна

Урок технологии в 5 классе

Подготовила:

учитель технологии

МБОУ«Великодубровская ООШ»

Монакова Наталья Петровна

«Основа да уток, вот и ткани лоскуток»

«Основа да уток, вот и ткани лоскуток»

Льнотканый промысел.  Промысловое льнотканое производство в среднерусских поселениях особенно широко распространилось в 18-19 веках. И даже во второй половине 19 века, когда льноткачество повсюду в России получило индустриальное развитие, брянские крестьянки предпочитали иметь дело с продукцией собственного производства, что объяснялось экономическими возможностями семьи, потребностями крестьянской эстетики и сельского быта. В старину не было избы, где бы не стояли ткацкие станки, не было крестьянки, которая не умела бы ткать.

Льнотканый промысел.

Промысловое льнотканое производство в среднерусских поселениях особенно широко распространилось в 18-19 веках. И даже во второй половине 19 века, когда льноткачество повсюду в России получило индустриальное развитие, брянские крестьянки предпочитали иметь дело с продукцией собственного производства, что объяснялось экономическими возможностями семьи, потребностями крестьянской эстетики и сельского быта. В старину не было избы, где бы не стояли ткацкие станки, не было крестьянки, которая не умела бы ткать.

В 1840 –х годах в Суражском уезде очёски пряли с гребня, а кудель – с кужелки, состоявшей из округлённой деревянной пластинки, укреплённой на обрезке доски.  Гребень же имел вид тонкой лопаты, в широком конце которой прорезали зубья. Его втыкали в днище – гладко выструганную дощечку, в конце которой для этого имелось отверстие.

В 1840 –х годах в Суражском уезде очёски пряли с гребня, а кудель – с кужелки, состоявшей из округлённой деревянной пластинки, укреплённой на обрезке доски. Гребень же имел вид тонкой лопаты, в широком конце которой прорезали зубья. Его втыкали в днище – гладко выструганную дощечку, в конце которой для этого имелось отверстие.

Пряха левой рукой начинала дёргать клочки кудели спереди и тремя пальцами правой руки крутила веретено - древнейшее орудие труда в виде гладкой конусообразной палочки. Это веретено , журчавшее в руках мастерицы, наматывало на себя нить. Такой приём выражался глаголом « посуковать». Пряхе же он запоминался тем, что на указательном пальце правой руки кожа стиралась до крови .

Пряха левой рукой начинала дёргать клочки кудели спереди и тремя пальцами правой руки крутила веретено - древнейшее орудие труда в виде гладкой конусообразной палочки. Это веретено , журчавшее в руках мастерицы, наматывало на себя нить. Такой приём выражался глаголом « посуковать». Пряхе же он запоминался тем, что на указательном пальце правой руки кожа стиралась до крови .

И только с конца 18 века они распространились в других селениях. Самопрялка состояла из катушки (вьюшки) с маленькими колёсиками, соединёнными шнурами с большим колесом.

И только с конца 18 века они распространились в других селениях. Самопрялка состояла из катушки (вьюшки) с маленькими колёсиками, соединёнными шнурами с большим колесом.

Когда при прядении на гребне нить достигала саженной длинны, то есть обеих вытянутых рук пряхи, веретено останавливали. Напряв же несколько вьюшек самопрялки, её сматывали сначала на моталку, а затем в клубки произвольной величины.

Когда при прядении на гребне нить достигала саженной длинны, то есть обеих вытянутых рук пряхи, веретено останавливали. Напряв же несколько вьюшек самопрялки, её сматывали сначала на моталку, а затем в клубки произвольной величины.

Приготовив достаточное количество пряжи на основу- уток, принимались за ткачество. В избу вносили деревянный громоздкий стан, занимавший чуть ли не пол-избы. Был он горизонтальным, двумя навоями и двумя подножками. От таких старинных кросен и начинался путь в ткацкое ремесло. Большая часть пряжи шла на основу, то есть на продольные нити будущего полотна, отчего и родилась поговорка:  « Была бы основа, а уток найдём». Уток же, с помощью которого ткали, шёл поперёк основы и перебором образовывал ткань. Вся суть работы на стане заключалась в том, что уток наматывали на цевку (тоненькую палочку), вставляли в челнок, который вскоре быстро мелькал в ловких руках мастерицы. Начинали стучать бёрда ( зубья в верхней перекладине кросен), и постепенно, сантиметр за сантиметром , вытягивалось льняное полотно .

Приготовив достаточное количество пряжи на основу- уток, принимались за ткачество. В избу вносили деревянный громоздкий стан, занимавший чуть ли не пол-избы. Был он горизонтальным, двумя навоями и двумя подножками. От таких старинных кросен и начинался путь в ткацкое ремесло.

Большая часть пряжи шла на основу, то есть на продольные нити будущего полотна, отчего и родилась поговорка:

« Была бы основа, а уток найдём». Уток же, с помощью которого ткали, шёл поперёк основы и перебором образовывал ткань. Вся суть работы на стане заключалась в том, что уток наматывали на цевку (тоненькую палочку), вставляли в челнок, который вскоре быстро мелькал в ловких руках мастерицы. Начинали стучать бёрда ( зубья в верхней перекладине кросен), и постепенно, сантиметр за сантиметром , вытягивалось льняное полотно .

Готовые холсты скручивали и убирали до июля. А когда приходила пора самых солнечных дней лета, их выносили к речке для отбеливания. Для этого ткани тщательно выбивали валиками (пральниками), чтобы стали мягкими. На речку же с вечера приносили большие долблёные лохани, где в воде разводили полведра отсеянной тонкозернистой печной золы.. Ткани окунали в такой раствор то тех пор, « пока не разбухнут». После расстилали на прибрежной траве под солнышком.

Готовые холсты скручивали и убирали до июля. А когда приходила пора самых солнечных дней лета, их выносили к речке для отбеливания. Для этого ткани тщательно выбивали валиками (пральниками), чтобы стали мягкими. На речку же с вечера приносили большие долблёные лохани, где в воде разводили полведра отсеянной тонкозернистой печной золы.. Ткани окунали в такой раствор то тех пор, « пока не разбухнут». После расстилали на прибрежной траве под солнышком.

Обработанный и разрезанный на куски холст отличался такой мягкостью и блеском, что могло соперничать со знаменитым фламандским полотном. Поэтому современники нередко называли его льняным шёлком.  Но ещё прекраснее были узорчатые льняные ткани. У брянских мастеров такое ткачество называлось «накладным», потому что тонкий узор накладывали на льняную основу, для чего уток составлялся из цветных нитей.

Обработанный и разрезанный на куски холст отличался такой мягкостью и блеском, что могло соперничать со знаменитым фламандским полотном. Поэтому современники нередко называли его льняным шёлком.

Но ещё прекраснее были узорчатые льняные ткани. У брянских мастеров такое ткачество называлось «накладным», потому что тонкий узор накладывали на льняную основу, для чего уток составлялся из цветных нитей.

Разными были изделия узорного льноткачества. Но мастерицы владели всеми видами техники и умели создавать с помощью примитивных приспособлений на кроснах необыкновенные по красоте декоративные эффекты.

Разными были изделия узорного льноткачества. Но мастерицы владели всеми видами техники и умели создавать с помощью примитивных приспособлений на кроснах необыкновенные по красоте декоративные эффекты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация "Основа да уток, вот и ткани лоскуток"

Автор: Монакова Наталья Петровна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства