kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Липецкая тамбурная вышивка". Мастер-класс в рамках проведения уроков по краеведению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация позволяет познакомиться с характерными особенностями, сюжетами  Липецкой тамбурной вышивки, освоить технику выполнения тамбурной вышивки крючком, а так же провести уроки по  тамбурной вышивке. Презентация позволит ученицам увидеть  фото образцов работ народных мастериц, примеров работ учащихся, выполненных ранее. В данной презентации показано поэтапное  выполнение образца вышивки форматом А4, даны рекомендации, которые позволят избежать ошибок при выполнении работы и достичь качественного результата выполнения образца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Липецкая тамбурная вышивка". Мастер-класс в рамках проведения уроков по краеведению.»

«Липецкая тамбурная вышивка»   Мастер-класс учителя технологии МБОУ гимназии №64 города Липецка им. В.А.Котельникова Брыкиной Светланы Михайловны

«Липецкая тамбурная вышивка»

Мастер-класс учителя технологии

МБОУ гимназии №64 города Липецка

им. В.А.Котельникова

Брыкиной Светланы Михайловны

Характерные особенности Липецкой тамбурной вышивки В Липецкий край вышивка пришла из Тамбова, так как Липецк в те времена относился к Тамбовской губернии. Поэтому и шов, которым выполнялся орнамент, назывался «тамбовский» тамбурный. Тамбурный шов был известен на Руси издавна и назывался «шов в цепки», т.е. шов цепочкой. Шов «цепочкой» представляет собой ряд петель, выходящих одна за другой. Они исполнялись при помощи иглы или крючка по нанесённому на ткань или примётанному с левой стороны ткани узору. В XIX веке для этой вышивки были введены круглые пяльцы. С натянутой на них тканью, они напоминали верх барабана, по-французски «тамбура», что и привело к появлению нового термина – «тамбурного шитья».

Характерные особенности

Липецкой тамбурной вышивки

В Липецкий край вышивка пришла из Тамбова, так как Липецк в те времена относился к Тамбовской губернии. Поэтому и шов, которым выполнялся орнамент, назывался «тамбовский» тамбурный. Тамбурный шов был известен на Руси издавна и назывался «шов в цепки», т.е. шов цепочкой. Шов «цепочкой» представляет собой ряд петель, выходящих одна за другой. Они исполнялись при помощи иглы или крючка по нанесённому на ткань или примётанному с левой стороны ткани узору.

В XIX веке для этой вышивки были введены круглые пяльцы. С натянутой на них тканью, они напоминали верх барабана, по-французски «тамбура», что и привело к появлению нового термина – «тамбурного шитья».

Вышивальщица вела шов по контуру, а затем заполняла внутреннее пространство орнамента, создавая плотную, закрытую нитью поверхность. Могли довольствоваться и одним контурным рисунком.

Вышивальщица вела шов по контуру, а затем заполняла внутреннее пространство орнамента, создавая плотную, закрытую нитью поверхность. Могли довольствоваться и одним контурным рисунком.

Мастерицы Липецкого и Хлевенского районов украшали полотенца, скатерти - столешницы, рубахи, части костюма тамбурной вышивкой. Она выполняется тонким металлическим крючком и состоит из петель. Вышивальщицы работали «от клубка», стараясь элементы узора прерывать как можно реже.

Мастерицы Липецкого и Хлевенского районов украшали полотенца, скатерти - столешницы, рубахи, части костюма тамбурной вышивкой. Она выполняется тонким металлическим крючком и состоит из петель. Вышивальщицы работали «от клубка», стараясь элементы узора прерывать как можно реже.

Тамбур вышивался двумя способами. В одном случае тонкими нитями шились крупные петли, от чего шов мало возвышался над фоном и производил впечатление легко очерченной линии. Такой шов назывался «низкий тамбур». Толстыми нитями делали мелкие петли, от чего шов становился рельефным и имел вид нашитого на фон шнура. Такой шов назывался «высокий тамбур». Высокий и низкий тамбурный шов выполнялся иглой. Со второй половины 19 века начали применять крючок.

Тамбур вышивался двумя способами.

В одном случае тонкими нитями шились крупные петли, от чего шов мало возвышался над фоном и производил впечатление легко очерченной линии. Такой шов назывался «низкий тамбур».

Толстыми нитями делали мелкие петли, от чего шов становился рельефным и имел вид нашитого на фон шнура. Такой шов назывался «высокий тамбур».

Высокий и низкий тамбурный шов выполнялся иглой. Со второй половины 19 века начали применять крючок.

Материал для вышивания узора был разнообразен, это и тонкая шерстяная ткань, и конопляное полотно и льняная материя. Впоследствии ткани стали выбеливать, чтобы вышивка смотрелась более красочно. Хотя основные цвета нитей, которые использовали в своих работах мастерицы, были красные и чёрные. При таком сочетании вышивка выглядела изыскано и лаконично. Основной цвет орнамента красный, а чёрный как бы оттенял детали узора, делая его более выразительным.

Материал для вышивания узора был разнообразен, это и тонкая шерстяная ткань, и конопляное полотно и льняная материя. Впоследствии ткани стали выбеливать, чтобы вышивка смотрелась более красочно. Хотя основные цвета нитей, которые использовали в своих работах мастерицы, были красные и чёрные. При таком сочетании вышивка выглядела изыскано и лаконично. Основной цвет орнамента красный, а чёрный как бы оттенял детали узора, делая его более выразительным.

Изображения на орнаменте несли символический характер и дошли до нас благодаря широкому распространению этой вышивки в середине XIX века. Данные символы уходят своими корнями во времена архаики. Это такие элементы как «Лежалый дуб»; «Древо жизни» и многие другие. Основной элемент, который можно встретить в Липецкой вышивке «Лежалый дуб» - символ силы и долголетия.  Изображения «Петушков» и «Курочек» также были символичны. Они считались предвестниками счастья и плодородия и несли в себе женское начало.

Изображения на орнаменте несли символический характер и дошли до нас благодаря широкому распространению этой вышивки в середине XIX века. Данные символы уходят своими корнями во времена архаики. Это такие элементы как «Лежалый дуб»; «Древо жизни» и многие другие.

Основной элемент, который можно встретить в Липецкой вышивке «Лежалый дуб» - символ силы и долголетия.

Изображения «Петушков» и «Курочек» также были символичны. Они считались предвестниками счастья и плодородия и несли в себе женское начало.

Часто в орнаменте можно встретить такой элемент, как «Древо жизни». Он символизирует процветание и благосостояние.

Часто в орнаменте можно встретить такой элемент, как «Древо жизни». Он символизирует процветание и благосостояние.

Очень интересен такой элемент, как «Виноградная лоза»- символ сладкой жизни. Но со временем некоторые из этих изображений утратили своё символическое значение и стали служить лишь заполнению пространства или всего лишь для украшения изделий, не неся в себе определённой значимости. Это такие элементы Липецкой вышивки, как: бабочки, жучки, изображения цветов и восьмёрок.

Очень интересен такой элемент, как «Виноградная лоза»- символ сладкой жизни.

Но со временем некоторые из этих изображений утратили своё символическое значение и стали служить лишь заполнению пространства или всего лишь для украшения изделий, не неся в себе определённой значимости.

Это такие элементы Липецкой вышивки, как: бабочки, жучки, изображения цветов и восьмёрок.

Липецкая вышивка со временем претерпела изменения в изображении главного символа «Древа жизни». В начале ХХ века он выглядел как цветок в горшке. Все эти символы полны таинственного смысла. Покрывая ими чистое полотно, мастерица как бы переписывала созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

Липецкая вышивка со временем претерпела изменения в изображении главного символа «Древа жизни». В начале ХХ века он выглядел как цветок в горшке.

Все эти символы полны таинственного смысла. Покрывая ими чистое полотно, мастерица как бы переписывала созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

Благодаря распространению Липецкой вышивки с середины XIX века в таких сёлах, как Сырское и Подгорное, сохранились символические изображения орнамента. Их используют в своих изделиях современные мастерицы.

Благодаря распространению Липецкой вышивки с середины XIX века в таких сёлах, как Сырское и Подгорное, сохранились символические изображения орнамента. Их используют в своих изделиях современные мастерицы.

Технология выполнения образца Липецкой тамбурной вышивки Этапы работы : Выполнение эскиза. А) линейный рисунок, Б) цветовое решение. 2. Перевод рисунка на ткань. 3. Заправка ткани в пяльцы. 4. Вышивка рисунка по контуру. 5. Заполнение фона элементов рисунка (при необходимости) 6. Оформление работы А) ВТО  Б) обработка края.

Технология выполнения образца

Липецкой тамбурной вышивки

Этапы работы :

  • Выполнение эскиза.

А) линейный рисунок,

Б) цветовое решение.

2. Перевод рисунка на ткань.

3. Заправка ткани в пяльцы.

4. Вышивка рисунка по контуру.

5. Заполнение фона элементов рисунка (при необходимости)

6. Оформление работы

А) ВТО

Б) обработка края.

Выполнение эскиза 1. Эскиз выполняется на листе бумаги А4. Сложить лист пополам (поперёк). Линия сгиба- центр симметричной композиции. Нарисовать сюжет, стараясь, по возможности, как можно реже прерывать линию рисунка. Перевести рисунок на вторую половину листа. Это можно сделать с помощью копировальной бумаги или на просвет через стекло. 2. Перевод рисунка на ткань.

Выполнение эскиза

1. Эскиз выполняется на листе бумаги А4.

Сложить лист пополам (поперёк). Линия сгиба- центр симметричной композиции.

Нарисовать сюжет, стараясь, по возможности, как можно реже прерывать линию рисунка.

Перевести рисунок на вторую половину листа. Это можно сделать с помощью копировальной бумаги или на просвет через стекло.

2. Перевод рисунка на ткань.

Выполнение вышивки При подборе крючка и ниток, необходимо учитывать качество ткани. Учебную работу удобно выполнять из ткани двунитка, крючок № 1,25-1,5, нитки х/б «ирис». Внимание! Во избежание стягивания работы необходимо соблюдать следующие правила:  крючок располагать перпендикулярно ткани;

Выполнение вышивки

При подборе крючка и ниток, необходимо учитывать качество ткани.

Учебную работу удобно выполнять из ткани двунитка, крючок

№ 1,25-1,5, нитки х/б «ирис».

Внимание!

Во избежание стягивания работы необходимо соблюдать следующие правила:

  • крючок располагать перпендикулярно ткани;

  • длина петли должна быть равна расстоянию между проколами ткани.
Проектная работа Митрофановой Анастасии 8 класс Комплект салфеток «Липецкая вышивка» Проектная работа Прониной Натальи 8 класс Полотенце.

Проектная работа

Митрофановой Анастасии

8 класс

Комплект салфеток «Липецкая вышивка»

Проектная работа Прониной Натальи

8 класс

Полотенце.

Литература

Литература

  • Ползикова Л.В. Искусство родного края. Дидактические материалы к программе курса «Художественное краеведение».- Липецк: ЛИРО, 2008.
  • Интернет-ресурсы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Брыкина Светлана Михайловна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131309


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства