Презентация Социально -творческого проекта "Скажи мне, как рождаются стихи?""
Презентация Социально -творческого проекта "Скажи мне, как рождаются стихи?""
В настоящее время возникла необходимость возродить духовность и культуру нашего народа, изучать прошлое и настоящее малой родины. Ведь не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, городу, посёлку.Цель работы заключается в том, чтобы создать уголок и стенд, посвященный курской поэтессе Лидии Шелест, с ее стихами, иллюстрациями-вышивкой вызвать интерес сверстников к ее творчеству и расширить знания и пробудить положительное отношение к писателям и поэтам родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация Социально -творческого проекта "Скажи мне, как рождаются стихи?""»
МБОУ «СОШ №33» г.Курска
Социально-творческий проект
«Скажи мне, как рождаются стихи?»
Авторы: учащиеся 8 «Г» класса
Сухорукова Юлия
Толмачева Мария
Бугорская Ирина
Руководитель: учитель технологии
Тутова Елена Леонидовна
Курск, 2023
Обоснование выбора темы проекта, его актуальность
Актуальность темы в том, что в настоящее время возникла необходимость возродить духовность и культуру нашего народа, изучать прошлое и настоящее малой родины. Ведь не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, городу, поселку… «Старинный город, наш любимый Курск!
Ты на плечах несешь тысячелетье…
… Еще ты помнишь лютые набеги,
Арканов свист в полыновых степях…»
Формулировка цели и задач исследования
Цель - создать уголок, посвященный поэтессе в кабинете литературы для ознакомления учащихся с жизнью Лидии Шелест, с ее стихами, расширить знания и пробудить положительное отношение к писателям и поэтам родного края.
Задачи проекта:
Изучить жизнь и творчество Лидии Шелест.
Провести анкетирование среди учащихся школы.
Создать стенд, посвященный жизни и творчеству поэтессы.
Изготовить иллюстрации к стихотворениям методом вышивки крестом в монохромной технике.
Принять участие в организации классных часов, посвященных ее творчеству.
Организовать уголок, посвященный Лидии Шелест в кабинете литературы.
Воспитывать и развивать личностные качества: гражданственности, патриотизма, уважения к культурно-историческим ценностям и наследию нашей малой Родины.
Гипотеза – предположим, что сделав стенд и оформив уголок в кабинете школы, познакомим с жизнью и творчеством Л. Шелест широкий круг людей: одноклассников, учеников других классов, учителей, родителей, станем больше ценить и любить нашу малую родину.
Звезда по имени Лидия Шелест
В наше время возрастает интерес к творчеству региональных поэтов и прозаиков, особенно незаслуженно забытых в Курской области.
Л. Шелест заняла заслуженное место в истории региона наряду с Константином Воробьевым, Аркадием Гайдаром, Надеждой Плевицкой, Казимиром Малевичем, Георгием Свиридовым. Ее поэзию сравнивают с Ахматовой.
Лидия Анатольевна Шелест (Соловьева) на своей судьбе, на судьбе детей испытала тяготы и бесчеловечность царившего многие годы в нашей стране жестокого режима, разлуку с любимым человеком, все отражалось в ее стихах.
Большая часть жизни поэтессы была связана с Курским краем, но в силу различных обстоятельств она жила и работала в разных уголках нашей страны: Центральная Россия, Урал, Север.
Лидия Шелест родилась в 1906 г. в г. Усмань, где жила с отцом, сестрой Ксенией и братом Нилом с любящими мамочкой и доброй образованной бабушкой. Отец был деспотом. Он забрал девочек у матери.
Надолго в памяти Лидочки остались поездки к дедушке и бабушке в село Шелковка. Дед приходской священник, у которого была большая семья. Но и там они были чужими.
Юность Лидии пришлась на страшное время: революция, гражданская война. Но в стихах этого почти нет… Она много писала о беспризорных детях - «Вы о красном лете не грустите, детки». Она закончила гимназию в Обояни и Курский политехнический институт. Работала воспитателем в детских домах.
Работая в Рамонском, она создала много стихотворений для детей, что стало ее творческим дебютом.
Затем Урал…Челябинск… Они втроем – Нил, Ксения и Лидия. На решение уехать из родных мест повлияло и желание увидеть просторы необъятной страны, покинуть «сонную Обоянь», и стремление утвердиться в жизни.
Там же обрела личное счастье. Встреча с Борисом Платоновичем Юркевичем (Башиловым) оказалась судьбоносной. следует за мужем сначала в Архангельск, потом в Туруханск, становится ему помощником во всех делах, которыми была заполнена их совместная жизнь.
В 1931 году Лидия уехала из холодного Архангельска в Обоянь к отцу.16 марта у нее родилась дочь Светлана, а в 1934 – сын Роальд. А через 3 месяца она решилась на трудный путь со своими малышами в Туруханск, на Крайний Север. Там вышел сборник ее стихов. Пережив тяжелую болезнь мужа, она вернулась в Обоянь.
Много печатается на страницах газет и пишет поэму о счастье жизни с любимым – «Десять лет». В предвоенные годы важное место в творчестве Шелест занимала журналистика. . С1944 года она работала в Курской правде, невзирая на оккупацию.
В 1948 году стало известно, что Б.П. Юркевич (Башилов), попал в плен, жив, руководство издательства «Курская правда» предложило Шелест уйти с работы «по собственному желанию». Несмотря на все трудности, все испытания, выпавшие на долю Лидии Анатольевны, закалили ее и научили не терять достоинства, с любовью относиться к жизни. В 1949 году Шелест была принята на работу в среднюю школу № 7 города Курска.
И только почти после двадцатилетнего замалчивания имени и творчества Шелест, в 1963 году, впервые увидели свет некоторые стихотворения, объединенные общим заголовком «Жду тебя», были посвящены мужу, пронизанные тоской и горечью утраты.
Последние годы Шелест прошли в окружении детей, внуков. Она всегда была открыта для общения с людьми, писала стихи-посвящения родным и близким, друзьям и коллегам.
Знакомство с семьей Лидии Шелест
Наша первая встреча прошла по приглашению Иры и внучки Л.Шелест - Лидии Резцовой. Оказалось, что дочь Лидии Анатольевны - Светлана Борисовна Резцова (Юркевич) живет недалеко от нашей школы, а в нашем классе учится правнучка Лидии Шелест – Ирина Бугорская.
В квартире как будто застыло время. Старая, но ухоженная мебель, диван Л Шелест, над которым портреты ее и мужа - Б.Башилова (Юркевич). И очень, очень много книг…
Мы читали стихи, слушали воспоминания и уходили домой держа в руках небольшую белую книжицу – сборник стихов Л. Шелест «Не заката хочу, а рассвета…»
Поездка в Обоянский краеведческий музей
Узнав, что в Обоянском краеведческом музее на родине Л. Шелест имеется экспозиция, посвященная поэтессе. И в конце учебного года мы туда поехали на экскурсию. О многом поведала нам экскурсовод музея, вновь звучали стихи. В июне 1986 года Лидия Шелест ушла из жизни. На городском кладбище в г. Обояни могила с памятником из розового гранита.
Анкетирование среди учащихся МБОУ «СОШ №33»
В ходе своей работы мы провели анкетирование среди учащихся 4, 5 и 8 классов. Они должны были ответить на вопросы, составленной нами анкеты. Всего опрошено 62 ученика.
По итогам этого анкетирования мы выяснили, что из 62 опрошенных, только 54 человека любят читать стихи, 50 знают многих Курских писателей, и 4 слышали о творчестве нашей землячке.
Вывод: мы считаем, что обязаны рассказать учащимся школы о замечательной поэтессе нашего края, и не только рассказать, но и познакомить с ее творчеством. Проведя анкетирование, мы выяснили, что большая часть опрощенных учащихся любят читать стихи, а вот Курских писателей знают не все. Совсем немногие ребята слышали о Лидии Шелест и ее творчестве.
Альтернативные идеи конструкций стендов для уголка кабинета и схемы вышивки иллюстраций
Эскиз - макет стенда «Жизнь и творчество Л. Шелест» и дизайн – анализ изделия
Выбор материалов и инструментов для вышивки и правила техники безопасности при вышивании
При выборе материалов учитывали экологичность и безопасность их. Соблюдали правила безопасности при работе с инструментами.
Технологическая последовательность выполнения иллюстраций для стенда в технике вышивки крестом и сборки стенда
Выполнялась работа по составленной технологической карте.
Экономическое обоснование
Как и предполагалось, выполнение фотографий и вышивки крестом иллюстраций не потребовало значительных экономических затрат. Самым дорогим оказалось изготовление самого стенда из пластика.
Вывод находится на поверхности: с экономической точки зрения изготовление такого панно выгоднее, чем приобретение в торговых точках. А главное, изготовленный самостоятельно уголок уникален, и неповторим.
Экологическое обоснование проекта
Основные компоненты для стенда и вышивания не наносят природе вреда, ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации, не вызывают аллергии, не действуют раздражающе на зрение и слух человека. При грамотном подходе и утилизация старых и ненужных изделий не вызовет экологических проблем. Утилизируемая вышивка быстро и безопасно разлагается или перерабатывается на современных специальных предприятиях.
Мы считаем, что проект удался, гипотеза подтвердилась . В ходе работы над проектом мы смогли познакомить учащихся школы с жизнью и творчеством Л. Шелест и изготовили прекрасный стенд.