kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс Хотьковский мячик (гремушка)(применение проектного метода обучения во внеурочной деятельности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс Хотьковский мячик  (гремушка)

(применение проектного метода обучения во внеурочной деятельности)

Цель: Формировать устойчивый  интерес  обучающихся 5-х классов  к изобразительному и декоративно- прикладному  искусству во внеурочной деятельности, а так же способность  воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

  • Определить интерес и склонности обучающихся на основе творческой деятельности.
  • Сформировать задачу выбора интереса обучающихся.
  • Развивать художественно- творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально –эстетическое восприятие действительности.

Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне.

В хотьковской округе монастырские игрушки имели большое распространение. Во всех ближних деревнях удалось найти памятливых старожилов. Правда, технологии монастырского лоскутного мячика никто не знал – её пришлось восстанавливать. Зато местные старики помнили, как рукодельничали прежние монахини. Стегали одеяла по заказам, шили церковную одежду, а из остатков материи делали игрушки. Собирали лоскут и у местных портних, шили маленьких тряпичных зайчиков и белок с глазами-бусинками, набивали их опилками. Но больше всего мастерили мячики-погремушки. Монахини ходили и по деревням,  разносили мячики в корзинках, предлагая купить недорогую игрушку – забаву.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Хотьковский мячик (гремушка)(применение проектного метода обучения во внеурочной деятельности)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательное школа № 32  «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие»  г. Волжского Волгоградской области   Мастер-класс   (применение проектного метода обучения во внеурочной деятельности) Хотьковский мячик (гремушка) Петрова Ирина Леонидовна учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ СШ №32 «Эврика- развитие»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательное школа № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области Мастер-класс (применение проектного метода обучения во внеурочной деятельности)

Хотьковский мячик (гремушка)

Петрова Ирина Леонидовна

учитель изобразительного искусства и технологии

МБОУ СШ №32 «Эврика- развитие»

Цель: Формировать устойчивый интерес обучающихся 5-х классов к изобразительному и декоративно- прикладному искусству во внеурочной деятельности, а так же способность воспринимать его исторические и национальные особенности.   Задачи: Определить интерес и склонности обучающихся на основе творческой деятельности. Сформировать задачу выбора интереса обучающихся. Развивать художественно- творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально –эстетическое восприятие действительности.

Цель: Формировать устойчивый интерес обучающихся 5-х классов к изобразительному и декоративно- прикладному искусству во внеурочной деятельности, а так же способность воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

  • Определить интерес и склонности обучающихся на основе творческой деятельности.
  • Сформировать задачу выбора интереса обучающихся.
  • Развивать художественно- творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально –эстетическое восприятие действительности.
Историческая справка Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне.

Историческая справка

  • Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне.
Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых Сергия Радонежского. В память о завещании Сергия Радонежского паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий. В XVI — XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. В это время в нём проживало помимо 41 монахини 74 белицы . К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX века при игумении  Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство. Монастырь стал особножитным , то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. Всё, что производилось в монастыре, продавалось на рынке, расположенном прямо на территории обители. Историческая справка
  • Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых Сергия Радонежского. В память о завещании Сергия Радонежского паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей.
  • В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий.
  • В XVIXVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. В это время в нём проживало помимо 41 монахини 74 белицы . К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX века при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.
  • Монастырь стал особножитным , то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. Всё, что производилось в монастыре, продавалось на рынке, расположенном прямо на территории обители.

Историческая справка

Историческая справка В хотьковской округе монастырские игрушки имели большое распространение. Во всех ближних деревнях удалось найти памятливых старожилов. Правда, технологии монастырского лоскутного мячика никто не знал – её пришлось восстанавливать. Зато местные старики помнили, как рукодельничали прежние монахини. Стегали одеяла по заказам, шили церковную одежду, а из остатков материи делали игрушки. Собирали лоскут и у местных портних, шили маленьких тряпичных зайчиков и белок с глазами-бусинками, набивали их опилками. Но больше всего мастерили мячики-погремушки. Монахини ходили и по деревням, разносили мячики в корзинках, предлагая купить недорогую игрушку – забаву.

Историческая справка

  • В хотьковской округе монастырские игрушки имели большое распространение. Во всех ближних деревнях удалось найти памятливых старожилов. Правда, технологии монастырского лоскутного мячика никто не знал – её пришлось восстанавливать. Зато местные старики помнили, как рукодельничали прежние монахини. Стегали одеяла по заказам, шили церковную одежду, а из остатков материи делали игрушки. Собирали лоскут и у местных портних, шили маленьких тряпичных зайчиков и белок с глазами-бусинками, набивали их опилками. Но больше всего мастерили мячики-погремушки. Монахини ходили и по деревням, разносили мячики в корзинках, предлагая купить недорогую игрушку – забаву.
В коллекции музея игрушки в Сергиевом Посаде хранятся пять лоскутных мячиков из Хотькова. Три красивых мячика с украшением поступили в собрание в 1919 году и помечены в инвентарной книге как изделия монахинь Хотьковского монастыря.  Два других – попроще, без нарядной отделки – были сделаны в сергиевской артели “Единение”, основанной в Посаде в 1919 году.

В коллекции музея игрушки в Сергиевом Посаде хранятся пять лоскутных мячиков из Хотькова. Три красивых мячика с украшением поступили в собрание в 1919 году и помечены в инвентарной книге как изделия монахинь Хотьковского монастыря. Два других – попроще, без нарядной отделки – были сделаны в сергиевской артели “Единение”, основанной в Посаде в 1919 году.

Историческая справка Лоскутные мячики были любимы не только деревенскими ребятами, но и царскими детьми и в XVII, и в начале ХХ века. Известный историк И.Е.Забелин писал, что такие мячики появлялись у царевен очень рано. Еще 1627 г., когда царевне Ирине Михайловне исполнилось всего только четыре месяца, для нее было сделано семь сафьяновых мячиков с бубенчиками внутри. Такие игрушки любили и дети последнего русского царя Николая II.

Историческая справка

  • Лоскутные мячики были любимы не только деревенскими ребятами, но и царскими детьми и в XVII, и в начале ХХ века. Известный историк И.Е.Забелин писал, что такие мячики появлялись у царевен очень рано. Еще 1627 г., когда царевне Ирине Михайловне исполнилось всего только четыре месяца, для нее было сделано семь сафьяновых мячиков с бубенчиками внутри. Такие игрушки любили и дети последнего русского царя Николая II.
Галина Дайн «Лоскутные мячики из Хотькова» Монахини больше всего мастерили мячики-погремушки. О них увлекательно рассказывает книга Г. Дайн «Лоскутные мячики из Хотькова» — первая в России книга о мячиках, любимой всеми детской игрушке, выпущенная к празднованию 700-летия Покровского Хотькова женского монастыря.  Сшитые из выпуклых подушечек, набитых сухим мхом, мячи были похожи на гранёные мозаичные шары. А внутри гремят камушки, замурованные в бересту. Сверху “гремучие” мячики украшены цветной фольгой, витой канителью (тонкой металлической нитью для вышивания), вышитыми крестиками — получались красивейшие игрушки. Готовый товар сдавали скупщикам из Сергиева Посада, продавали на местных покровских ярмарках, на торговой площади в монастырских лавках вместе с предметами церковного обихода: иконками, образками, крестиками, ладанками, цветами.

Галина Дайн «Лоскутные мячики из Хотькова»

  • Монахини больше всего мастерили мячики-погремушки. О них увлекательно рассказывает книга Г. Дайн «Лоскутные мячики из Хотькова» — первая в России книга о мячиках, любимой всеми детской игрушке, выпущенная к празднованию 700-летия Покровского Хотькова женского монастыря. Сшитые из выпуклых подушечек, набитых сухим мхом, мячи были похожи на гранёные мозаичные шары. А внутри гремят камушки, замурованные в бересту. Сверху “гремучие” мячики украшены цветной фольгой, витой канителью (тонкой металлической нитью для вышивания), вышитыми крестиками — получались красивейшие игрушки. Готовый товар сдавали скупщикам из Сергиева Посада, продавали на местных покровских ярмарках, на торговой площади в монастырских лавках вместе с предметами церковного обихода: иконками, образками, крестиками, ладанками, цветами.
Изготовление «хотьковких мячиков» в современных условиях. Одна из приоритетных задач современного образовательного процесса – формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Я активно использую в своей практике метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Проект - это «пять П»: Проблема  - Проектирование (планирование) - Поиск информации – Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! На занятиях кружка мы с учащимися 5 класса обсудили идею групповой работы создания « хотьковских мячиков». Было решено оформить работу в виде «Ярмарки», на которой когда- то монахини традиционно продавали свои изделия. Занялись поиском информации в интернете. Для создания «мячиков – гремушек» были приобретены кусочки ткани разного цвета, синтепон, который заменял нам мох, коробочки из под « киндер- сюрприза» учащиеся принесли из дома, а так же различная фурнитура для украшения готовых мячиков. Мячики изготавливались по технологическим картам.

Изготовление «хотьковких мячиков» в современных условиях.

  • Одна из приоритетных задач современного образовательного процесса – формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
  • Я активно использую в своей практике метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
  • О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Проект - это «пять П»: Проблема  - Проектирование (планирование) - Поиск информации – Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

На занятиях кружка мы с учащимися 5 класса обсудили идею групповой работы создания « хотьковских мячиков». Было решено оформить работу в виде «Ярмарки», на которой когда- то монахини традиционно продавали свои изделия. Занялись поиском информации в интернете.

  • Для создания «мячиков – гремушек» были приобретены кусочки ткани разного цвета, синтепон, который заменял нам мох, коробочки из под « киндер- сюрприза» учащиеся принесли из дома, а так же различная фурнитура для украшения готовых мячиков.
  • Мячики изготавливались по технологическим картам.
Вот что в результате у нас получилось.

Вот что в результате у нас получилось.

Из книги Г. Дайн «Эта традиция какое-то время была забыта, но, к счастью, она снова возрождается. Сейчас лоскутные мячики шьют ребята в школах Подмосковья, проявляя необъятную творческую фантазию, раздаривая свои поделки всем знакомым и занимая призовые места на выставках. Замечательно, что хотьковские мячики возродились не только на родине. Их мастерят и на волгоградской земле в городе Камышине, называют их «хотьковские» мячики из Камышина, и в Туле. Галина Дайн со своими учениками.  Историческая справка К счастью, традиция народной игрушки в Хотьково не исчезла.  На радость всем вновь возрождается Покровский Хотьковский женский монастырь. В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.

Из книги Г. Дайн «Эта традиция какое-то время была забыта, но, к счастью, она снова возрождается. Сейчас лоскутные мячики шьют ребята в школах Подмосковья, проявляя необъятную творческую фантазию, раздаривая свои поделки всем знакомым и занимая призовые места на выставках. Замечательно, что хотьковские мячики возродились не только на родине. Их мастерят и на волгоградской земле в городе Камышине, называют их «хотьковские» мячики из Камышина, и в Туле.

  • Галина Дайн со своими учениками.

  • Историческая справка
  • К счастью, традиция народной игрушки в Хотьково не исчезла. На радость всем вновь возрождается Покровский Хотьковский женский монастырь. В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.
Используемая литература и интернет ресурсы: В презентации использованы материалы из книги : Галина Дайн. «Лоскутные мячики из Хотькова». См. полный текст: http://www.paraskeva.ru/art_history.php?id=10669

Используемая литература и интернет ресурсы:

  • В презентации использованы материалы из книги : Галина Дайн. «Лоскутные мячики из Хотькова». См. полный текст: http://www.paraskeva.ru/art_history.php?id=10669


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Петрова Ирина Леонидовна

Дата: 27.08.2016

Номер свидетельства: 341060


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства