Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87
Тезисы к презентации на тему: «Кулинарный дизайн продуктов общественного питания»
Выполнил: учитель технологии
МБОУ СОШ № 87 Савилова О. А.
Челябинск 2015 г.
Содержание
- Аннотация……………………………………………………….. ..3
- FOOD DESIGN – направление современного дизайна……...... ..4
Искусство АЯКО СУА (Ayako Suwa)……………………........ ..4
Искусство МАРИ ВОГЕЛЬЗАНГ (Marije Vogelzang)………….4
Искусство МАРТИ ГУИКСА……………………………….........5
Шедевры ресторана АЛИНЕА……………………………………5
Шедевры ХОМАРО КАНТУ……………………………………..6
«Бабушкин » метод сервировки…………………………………..6
- Иные способы украшения праздничного стола…………………...6
Карвинг как искусство украшения блюд…………………………7
- Список используемой литературы…………………………………9
Аннотация (слайд 2)
Одним из важнейших в истории человечества является искусство приготовления пищи (кулинария). На протяжении веков, параллельно со становлением национальной культуры, у каждого народа складывались свои гастрономические вкусы и пристрастия, которые стали неотъемлемой частью их общей культуры. Многообразие исходных продуктов и сырья определяется тем, что дает природа и производство. Используется один и тот же продукт, но разные народы в процессе приготовления блюда придают ему неповторимый вкус и аромат, красоту и неповторимость.
Еда должна быть, во-первых съедобной, а во-вторых быть привлекательной на вид, чтобы ее захотели съесть. Однако дизайнеры, да и просто творческие люди, хотят, чтобы еда выглядела не просто хорошо, а напоминала произведение искусства. Красиво оформленное блюдо — важный элемент современного ежедневного и праздничного стола. Украшения преображают даже привычные блюда, всегда радуя детей и взрослых. И фигурная резьба по овощам и фруктам в этом немалое подспорье.
В своей работе я исследовал современное направление FOOD DESIGN или кулинарный дизайн. В презентации показал разнообразие кулинарного дизайна продуктов общественного питания.
2. FOOD DESIGN – направление современного дизайна. (слайд 3)
FOOD DESIGN или кулинарный дизайн - это самостоятельное направление дизайна очень продвинутое на западе. Великие японские мастера инсталляций из морепродуктов обоснованно считают, что еду сначала следует съесть глазами. Они преобразовали тысячелетний процесс приготовления еды в нечто интересное, удивительное и даже подчиненное некой осмысленной идее. И иногда это даже можно есть, это даже вкусно. Рестораны ,вроде бы, заинтересованы больше применять FOOD DESIGN, как некое уникальное кулинарное предложение, но знаний и опыта явно не хватает. Популярность японской суши-кухни в российских мегаполисах дали нам некоторое представление о том, что комочек слипшегося риса на глаз может быть значительно вкуснее, чем на вкус.
Специалисты-кулинары вроде бы что-то слышали про FOOD DESIGN, даже его где-то видели и могут вспомнить где. Но конкретные приемы, правила и традиции FOOD DESIGN у нас как-то не приживаются, несмотря на то, что западные и восточные звезды кулинарного дизайна периодически проводят у нас мастер-классы. Их очень любят скучающие домохозяйки.
Правда, в последнее время китайские производители кухонной утвари устраивают на выставках шоу по вырезанию на овощах всевозможных узоров, что в международной лексике именуется КАРВИНГ. Но это делается исключительно для активизации продаж специальных ножей.
2.1. Искусство АЯКО СУА (Ayako Suwa). (слайд 4)
Учитель мирового FOOD DESIGN японский повар АЯКО СУА (Ayako Suwa) считает кулинарный дизайн занятием чисто авторским, основанном на вдохновении и требующим безукоризненного визуального вкуса. Поэтому все, что укладывается в понятие FOOD DESIGN, всегда уникально, неповторимо и связано с именем своего создателя. Это похоже на правду. «Когда я начинаю что-то делать, я не имею представления , чем это закончится. Я просто раскладываю продукты, инструменты и вдруг, в какой-то момент, я понимаю, что перед собой вижу новую идею" - так Аяко Суа описывает свой метод. На слайдах презентации показаны иллюстрации работ АЯКО СУА. Он очень известен у себя на родине и за рубежом, часто выезжает в гастрольные поездки по приглашениям элитных ресторанов.
Работы взяты с сайта http://www.foodcreation.jp.
2.2. Искусство МАРИ ВОГЕЛЬЗАНГ (Marije Vogelzang) (слайд 5)
Еще одним перспективным автором FOOD DESIGN можно считать МАРИ ВОГЕЛЬЗАНГ (Marije Vogelzang). Все началось со студенческого проекта МАРИ ВОГЕЛЬЗАНГ (Marije Vogelzang): поминальная трапеза в белом, цвете скорби во многих культурах. Проект включал в себя тотальную организацию пространства, подачу еды, посуды и, собственно, дизайна самой еды тоже. Сегодня первый ресторан Мари - PROEF в Роттердаме и Амстердаме, подает концептуальную дизайнерскую еду, и является ярким показателем того, что дизайн еды уверенно превращается из мелкого тренда в полноводное течение. Все идет к тому, что вскоре дизайн еды станет такой же самостоятельной и полноправной дисциплиной, как дизайн одежды, графический дизайн и промышленный.
Тема номер один у Мари - съедобная посуда. Например, сахарные ложечки, которые функционально тают, размешиваясь в кофе, или хлебные миски, которые потом не нужно мыть.
Стремление к компактной упаковке диктует форму и зачастую мешает понять, что же собственно спрятано внутри. Эти штуковины все разные по вкусу, и не выдают своей формой или цветом содержимого. Что из них кислое, что сладкое, можно определить только дегустацией. Например, в один прекрасный уик-енд, публике предоставлялся выбор закусить расслабляющей или, наоборот, наполняющей энергией, штуковиной. Это был эксперимент. Так сказать для определения общественного настроения. Публика разделилась по пристрастиям почти поровну. То, как подается еда, не менее важно. Например, на открытии некой выставки посвященной запахам, Мари подавала закуски без опознавательных знаков, но на уровне носа. Так, что бы выбор происходил исключительно по нюху.
2.3. Искусство МАРТИ ГУИКСА. (слайд 6)
Другой пример концептуальной пищи - сеть под названием FOODBALL, детище МАРТИ ГУИКСА (Marti Guixe www.food-designing.com) для сетей CAMPER. Гуикс является одним из прародителей FOOD DESIGN, всего этого движения , величает себя бывшим дизайнером, гастрософом, тапаистом и вообще молодец. В ФудБоле, как нетрудно догадаться, подают еду в шариках. Шарики таят в себе разное: органичны, полезны, вкусны и удобны для еды на ходу. Множество других пищевых концептов дизайна Гуикса периодически публикуется в дизайнерской прессе.
2.4. Шедевры ресторана АЛИНЕА. (слайд 7)
Есть рестораны, в которых подают еду, а есть рестораны, в которых подают эстетическое удовольствие. Кулинарное следует за ним немедленно, как бесплатное приложение. Ресторан АЛИНЕА в Чикаго переходит все привычные границы великолепия, в своих блюдах, создавая шедевры, которые и есть жалко, но вместе с тем очень хочется. Шедевры можно разделить на две группы - кулинарные и скульптуры, исключительно из съедобных ингредиентов со специальными приспособлениями для их инсталляции, иногда напоминающими орудия средневековых пыток. Композиции выглядят захватывающе и почти эротично. Кулинарная гармония трогает сердце. Здесь соединяется мастерство шеф-повара в третьем поколении и тонкий взгляд на природу вещей профессионального ювелира. И даже самые простые блюда, в их исполнении, получаются верхом виртуозной элегантности.
2.5. Шедевры ХОМАРО КАНТУ. (слайд 8)
Попытки создать что-то особенное и неповторимое путем бесконечных экспериментов заставляют прибегнуть шеф-поваров к непостижимым уму методам и "извращениям". Обращение к современным технологиям и достижениям инженерной мысли подсказывает нетрадиционные решения.
Вот, например, шеф-повар одного из чикагских ресторанов ХОМАРО КАНТУ кормит своих посетителей блюдами, напечатанными на бумаге при помощи струйного принтера Canon i560. Сделанная из сои и кукурузного крахмала, эта бумага абсолютно съедобна. Чернила, конечно же , используются органические. Все это похоже отчасти на шутку, но на самом деле все достаточно серьезно. Вы выбираете в меню блюда, и вам приносят их все напечатанными на бумаге. При этом, если вы заказали бифштекс, на бумаге изображена корова. Самыми популярными блюдами из этой необычной серии считаются суши и пицца. Блюда на вкус и запах очень похожи на натуральные, но при этом ничего такого не содержат. Кстати меню этого заведения предлагается также съедобное, которое на вкус похоже на главное блюдо дня. Так сказать, откусите краешек и закажите.
"Мы можем создать любой вид аромата на печатном изображении", - говорит Канту. При этом он готов разрушать привычные стереотипы отношения к пище. Ресторанные критики называют Канту Сальвадором Дали в кулинарии. Канту зарегистрировал заявки более чем на 30 изобретений в "ресторанной" области, включая крошечную коробку из теплоизолирующего полимера. Он нагревает коробку до высокой температуры и кладёт внутрь сырой кусочек тихоокеанского окуня. Официант приносит коробку клиентам, которые могут сами видеть, как зажаривается их рыба.
В арсенале Хомаро еще множество неординарных идей, которые поразят любителей нетрадиционного пищевого
креатива.
2.6. «Бабушкин » метод сервировки…(слайд 9)
Экзотические сервировочные мисочки и тарелки изо льда можно сделать самому. Для этого в одну наливается вода, другая ставится сверху, потом этот все помещается в морозильник. При желании в воду можно добавить пищевой краситель и тогда получатся цветные миски. Сервировочный успех - ошеломляющий. Удивительно, почему этот бабушкин метод не знают или не любят рестораторы. Любой хладокомбинат может выпускать их в любых формах и количествах.
3. Иные способы украшения праздничного стола. (слайды 10-11)
Естественно, не стоит думать, что красиво подавать блюда умеют только именитые мастера заграничных ресторанов. Например, в сталинские времена практиковалось богатое украшение блюд, даже переходящее в некоторое излишество. В презентации представлены иллюстрации из знаменитой сталинской "КУЛИНАРИИ" издания конца 1940-х годов Сокращенная версия этой книги для домашних хозяек называлась "КНИГА О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ" и была очень популярна у советского народа.
Практиковался, однако, стандартный советский перегруз украшений, сеточки из пресного теста, резные цитрусовые, кучи масла и огурцов с салатом и зеленью.
(слайды 12-13)
Конечно, самым лучшим украшением праздничного стола являются умело приготовленные кушанья. Но если блюда красиво украшены, то впечатления у гостей от праздничного стола еще более позитивные, аппетит лучше, и хозяйка будет принимать комплименты по поводу вкусно приготовленных и эстетично украшенных праздничных блюд. Именно поэтому большинство праздничных кушаний стараются приготовить как можно более вкусно, но и чтобы они выглядели при этом декоративно и аппетитно. В качестве украшений для различных блюд на праздничном столе используются цветы, изготовленные из сливочного масла, фигурно нарезанные отваренные овощи, веточки свежей зелени, штучные овощи и фрукты. Это позволяет сделать праздничное блюдо более привлекательным, и аппетитным, что делает весь праздничный стол, за который усядется большое количество родственников и гостей более презентабельным. Большим подспорьем в украшении блюд является искусство карвинга.
3.1 Карвинг как искусство украшения блюд. (слайд 14)
Родиной возникновения Карвинга, как и многих других техник, требующих простых материалов и постоянной работы над собой, является Китай. Именно в этой стране Карвинг возник как необходимое средство украшения скудного, преимущественно растительного, домашнего стола. Китайские кулинарные мастера довели созданную ими технику до совершенства, основные приёмы, используемые для художественной резьбы по овощам и фруктам, передавались от учителя ученику, являлись секретом, который старались сохранить от глаз чужеземцев. Тем не менее, вслед за китайскими мастерами карвинг освоили и кулинары из Японии, не переставая удивлять собравшихся гостей на трапезу необычными блюдами из мифических существ, благожелательных иероглифов и затейливых фигурок животных и людей. Со временем китайские и японские мастера, чтобы ускорить и облегчить процесс создания различных композиций из свежих плодов, стали использовать трафареты и шаблоны, специальные приспособления, предназначенные для создания того или иного часто встречающегося элемента.
В наши дни работы, выполненные в стиле карвинга, способны вызывать удивление и восхищение, так как по праву могут называться шедеврами, а сама техника доведена до уровня искусства, поскольку не признаёт приёмов ремесленников, предполагает создание работ только при помощи различных режущих инструментов, без использования штамповок.
В настоящее время практическая каждая кулинарная выставка или продуктовое шоу не обходится без демонстрации украшения столов различными резными композициями из овощей и фруктов. Искусство карвинга демонстрируется в кулинарных конкурсах и фестивалях различного уровня. Так, например, учащиеся нашей школы ежегодно принимают активное участие в Международном фестивале кулинарного искусства (ЮУрГУ), и, конечно же, в номинации «Карвинг-класс» в ежегодном Дне технологии и добились в них неплохих результатов: в 2013/2014 уч. году 3 место в районном дне технологии , в 2014/2015 уч. году 3 место в Международном фестивале кулинарного искусства. (слайд 15)
4. Список используемой литературы.
http://www.rudesign.ru/projects/hotel/content/18food/food01.htm
http://a-deco.net/index/obzor_shedevrov_kulinarnogo_iskusstva_chast_1/0-60
http://e-ddos.appspot.com/supercook.ru/za-curving.html
http://supercook.ru/decoration/decoration-02.html
http://cafe-poisk.ru/ukrashenie-prazdnichnyix-blyud.html
6