Автор: Васильева Наталья Анатольевна
учитель технологии
МБОУ Жемчужненская СОШ № 1
Ширинский район
Республика Хакасия
… Достала дорогое сукно,
Прекрасному юнцу
Спинку кипа стала кроить.
Ичен – Арыг была настоящая мастерица,
Все части быстро скроила…
«Кип" - жилище для души.
«Кип» защищали от злых духов своеобразными оберегами.
- Строчки – это линии и границы, ограждающие людей от злых духов. Строчки присутствуют по краям всех деталей одежды: воротник, рукава, низ изделия.
- Цветные полоски (тесьма, лента) на сигедеке – очищают душу.
- Мерлушки на подоле шубы – притяжение богатства, скота.
- Вышивка цветами – привлечение души предков к помощи.
- Кисти на спинке шубы – корни предков.
- Головные уборы и украшения – оберег головы, связь с космосом.
- Пого – оберег для души и сердца.
- Застежка – запах для мужчин и женщин направо.
- Удлинённый низ спинки на платье – оберег от Сатаны.
- Большие воротники застежка на петлю – пуговицу (Марха) – притяжение счастья
- Воротник и пуговицы – хранители души и счастья.
- При продаже одежды эти детали одежды нужно было отпороть, чтобы не ушло счастье и сохранилась душа. Женщина не должна появляться на людях с расстегнутым воротником (с распахнутой душой).
Связь времён и поколений
- В центре хакасского костюма много солярных символов,
- в нем отражены идея бесконечности пространства и времени, дана графическая символика диалектики мироздания,
- символика чисел,
- геометрические и растительные формы, цвета, чередование стихий,
- символика природных образов, верования.
- Все эти элементы происходят из глубокой древности, их можно обнаружить на замечательных памятниках истории на территории Южной Сибири.
- Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой.
- Это один из красивейших костюмов мира.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ И УКРАШЕНИЙ:
- Национальная одежда и украшения изготавливались кустарным способом с использованием различных видов меха и когтей животных,
- валялся войлок ,
- ссучивались нитки .
Из местного сырья ткали крапивную материю – озан,
- кополяный холст – сабир ,
- льняное полотно – киден,
- материю – таар
- сукно – сикпен.
Летняя одежда делалась из толстой бумажной ткани (тика, холста, плиса),
Зимняя – из овчин (шерстью внутрь) или выделанной кожи.
Цвет в одежде:
- Предпочтительным цветом для костюма был красный , синий , зеленый , коричневый , бордовый и черный .
- Желтый цвет не любили, так как он ассоциировался с видом духа – хозяйки малярии (тудан ээзи) и желтухи (сарыф хат).
Основа хакасского национального костюма — платье. Оно широкое, свободное, длиною до пят. Шьют его обычно из ткани яркой расцветки: повседневное — из ситца или сатина, праздничное — из шелка . Углы отложного воротника, обшлага рукавов, наплечники и ластовицы изготовляют из другого материала — сукна, плиса контрастных цветов — черного, синего , темно-красного , темно зеленого . Например, к кумачовому или оранжевому платью — черные или темно-синие наплечники, ворот и обшлага, к желтому — темно-зеленые , фиолетовые . Это и понятно, ведь наплечники, обшлага, воротник — главные декоративные элементы платья, на них размещается вышивка
Хакасские национальные костюмы :
- - женское платье;
- - безрукавка (сигедек);
- - платок (арчал);
- - мужская рубашка (когенек).
Другая особенность женских костюмов заключается в том, что низ платья богато украшен цветными полосами , наподобие русского сарафана.
На женское платье уходило - до 7 метров полотна.
По спинке, груди и окату рукавов ткань собиралась мелкими складками, застрачивалась и на место строчек накладывалась вышивка.
Подол на спинке имел шлейф (хузурух)
Под мышкой около обшлагов оставались 3 не прошитые полоски – место для притяжения души, которые после смерти зашивались.
Безрукавка – сигедек Для нее использовали шелк ярких цветов, иногда атлас, парчу, бархат . Подкладку делали из шелка или сатина. Верх расшивали цветными шелковыми нитками, иногда использовали для этого золотую или серебряную канитель. В старину её надевали замужние женщины поверх халата и шубы
Мужская одежда:
- Мужская рубаха (когенек) — свободная, длинная и широкая в подоле (от женской отличалась лишь по длине –она шилась короче). Шьют ее из ситца, сатина, шелка и шерсти,
- На ее пошив шло до 5 метров ткани.
- Шелковые и шерстяные рубахи надевают в торжественные, праздничные дни.
- Поясная одежда состояла из штанов общего для всех тюрок кроя. Штаны с лампасами ( плисыстан)
- Кушаки ("Хур») длиной 7-9 м (чем длиннее, тем богаче).
Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было
суконное пальто или накидка — сикпен.
По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой.
Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается
на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом.
Шили его на подкладке.
- Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка — сикпен. По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом. Шили его на подкладке.
- Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка — сикпен. По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом. Шили его на подкладке.
- Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка — сикпен. По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом. Шили его на подкладке.
- Весенней и осенней верхней одеждой хакасов было суконное пальто или накидка — сикпен. По покрою она почти не отличалась от русского армяка, распашного кафтана с цельной спинкой. Мужской сикпен имеет широкий прямой покрой, застегивается на одну пуговицу, запахивается слева направо и подпоясывается поясом. Шили его на подкладке.
- Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
- Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
- Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
- Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
- Это была одежда преимущественно зажиточных хакасов.
Зимняя одежда хакасов — шуба из овчины, тон. Для мужчин ее кроили в талию, с узкими клиньями, расширяющимися к подолу. Сзади шуба доходила до пят, спереди была чуть короче (удобно для верховой езды). Рукав заканчивался полукруглым выступом, прикрывающим руку. Ворот отложной и круглый. Женская шуба покроем похожа на мужскую. Запахивалась она тоже слева направо, но не подпоясыва лась, а лишь застегивалась на пуговицы. Глубокие складки подола сзади на талии скрепляли разноцветными шелковыми нитками — тартханами. Стежки располагались в шахматном порядке, причем концы ниток свисали красивыми кисточками чачах. Над каждым тартханом, чуть выше шва, располагались праты — разноцветные матерчатые аппликации.
Праздничная шуба. Её меховая опушка-хума
сшита из 300 передних лапок белок.
Праздничная шуба рода Котожековых.
Традиционно вышивка применялась хакасскими мастерами для отделки шуб.
Самым универсальным головным женским убором являлся платок. В летние будни надевались ситцевые и шерстяные платки, а в праздники – шелковые.
В способе завязывания платка отражалось семейное положение:
- Высокая складка на лбу – замужняя женщина.
- Узкая складка – девушка.
- Без складка – вдовы и умершие.
- Чем богаче и ярче платок, тем почтительнее и богаче считалась женщина.
- Появляться с непокрытой головой перед родственниками мужа - неприлично
Головные уборы хакасов, как мужские, так и женские, до середины XIX в. были почти одинаковой формы. Шили их из овчины или мерлушки с широким околышем и остроконечной тульей
Хакасская обувь — одик и элантай
Своеобразная обувь— из кожи
домашней выделки. Каблуков она
не имела, голенища под коленом
подвязывали ремешками. На
мужскую обувь для зимы шел
олений, конский и козий камуз,
поэтому она была мягкой, теплой
и очень удобной. Женскую обувь
шили из овчины или козьей
шкуры шерстью внутрь.
Подошву, задники и перед
обшивали кожей, верх нередко
украшали вышивкой.
- Своеобразная обувь— из кожи домашней выделки. Каблуков она не имела, голенища под коленом подвязывали ремешками. На мужскую обувь для зимы шел олений, конский и козий камуз, поэтому она была мягкой, теплой и очень удобной. Женскую обувь шили из овчины или козьей шкуры шерстью внутрь. Подошву, задники и перед обшивали кожей, верх нередко украшали вышивкой.
- Своеобразная обувь— из кожи домашней выделки. Каблуков она не имела, голенища под коленом подвязывали ремешками. На мужскую обувь для зимы шел олений, конский и козий камуз, поэтому она была мягкой, теплой и очень удобной. Женскую обувь шили из овчины или козьей шкуры шерстью внутрь. Подошву, задники и перед обшивали кожей, верх нередко украшали вышивкой.
Зимние рукавицы.
- Из овчины, белой или черной, шили зимние рукавицы. Отделку обычно делали из двух узких полос темного и светлого плиса, шелка, парчи, шерсти, реже из сатина или ситца. Часто рукавицы оторачивались мехом. Тыльная сторона рукавиц украшалась вышивкой..
- Из овчины, белой или черной, шили зимние рукавицы.
- Отделку обычно делали из двух узких полос темного и светлого плиса, шелка, парчи, шерсти, реже из сатина или ситца.
- Часто рукавицы оторачивались мехом.
- Тыльная сторона рукавиц украшалась вышивкой..
Среди украшений выделяются : 1. Пого - нагрудное украшение который надевался на свадьбе поверх шубы или сигедека замужней женщиной. Пого вырезался из дубленой кожи, обшивался материалом. Лицевая поверхность унизывалась перламутровыми пуговицами в виде симметричного узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни составляли узор. По внешней стороне края пого украшались бахромой из бисера .
ПОГО служит в качестве защиты от нечистых сил как оберег для души и сердца.
- Пого обозначает лицо девушки, где глаза, уши, нос, губы вышиты бисером.
- На пого изображали богиню Умай – хранительницу детских душ. Умай представляли в виде красивой небесной богини.
- Сваха, надевая пого, этим самым просила сниспослания детей молодоженам.
- Из символики чисел в декоре костюма, украшений, орнамента необходимо выделить число три, пять, семь, девять, двенадцать. Так состав круглых блях с кораллами посередине на нагрудном украшении "пого" - три, пять, девять, двенадцать. Числовая символика 3,5,7,9 в героическом эпосе хакасов связана с небом.
2. Украшения для рук (кольца, перстни).
- Пальцы рук украшались серебряными кольцами «пурба» и перстнями «чустук».
- Декоративный верх перстня делался в виде орнаментированного круга, сердечка, полумесяца или эллип ca с коралловыми инкрустациями. Количество последних обязательно было нечетным (от одного до пяти).
- Обычно на безымянный палец одевали перстень с 5, а на средний с 3 инкрустациями.
- Кольца носили мужчины на указательном пальце правой руки,
- А женщины носили только на безымянном и среднем пальце.
3. Накосные украшения :
Девушки концы многочисленных косичек соединяли специальным накосником тана поос ,
Замужние женщины носили накосник иного типа – зерга
Старинные хакасские перстни- чустук.
Верх перстня делался в виде орнаментированного
круга, сердечка, полумесяца или эллипса с коралловыми инкрустациями.
4. Ушные украшения (серьги - салбанчых )
В уши продевали крепление с кольцом, на котором висело три или пять коралловых снизок с себеряными монетами на концах.
Молодые девушки носили в ушах маленькие сережки «ахчаызыргазы», состоявшие из одного коралла и одной монетки.
Пожилые женщины, а иногда девушки из бедного сословия украшали уши сережками (туктенек), сделанными из пуха хвоста гусей или уток,.
Срезанный комок пуха (порбах) мыли с мылом и очищали его жира. Затем катали в муке или золе. После этого он становился пушистым. Пушок простегивался ниткой, которую продевали в ухо.