Интеллектуально-познавательная игра по технологии «Умница».
Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
Интеллектуально – познавательная игра «Умница» составлена исходя из возрастных особенностей детей. При разработке этой игры я учитывала объем фактических знаний учащихся и уровень интеллектуального развития.
Задания имеют тесную связь с программным материалом, который не всегда используется на уроках в виду недостаточного количества времени (1 час в неделю). Эти задания рассчитаны на проверку общего кругозора учащихся, на проявление смекалки, находчивости, быстроты мышления. Все задания в конкурсах расположены «от простого к сложному», что способствует активизации учащихся на мыслительную деятельность.
Состав: учащиеся 7-8 классов.
Время проведения: 1 час.
Цели занятия: Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий;
-способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету;
-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (анализировать, строить аналогии, обобщать, опровергать);
-развивать смекалку, находчивость, быстроту мышления;
-воспитывать коммуникативные качества, чувство коллективизма.
Межпредметные связи (с литературой, историей, русским языком): использование народного фольклора (пословицы и поговорки, загадки); закрепление знаний по истории через изучение истории моды, вещей, предметов быта, закрепление знаний по русскому языку (омонимы).
Материалы и оборудование.
-компьютер
-мультимедийное оборудование;
-экран
-таблички с названиями команд, чистые листы, ручки;
-листы с ребусами, шары и верительные грамоты с вопросами;
-оценочные таблицы;
-таблица для игры «крестики-нолики»;
-дипломы.
Подготовка к мероприятию.
-класс делится на две команды по 6-7 человек;
-задание учащимся: придумать название команды, приветствие; подготовить ребус: 1 команда по кулинарии, 2 – по технологии обработки ткани; подготовить по 3 вопроса из истории вещей;
-подготовка учителя: подобрать пословицы и поговорки, загадки связанные с трудом; подготовить вопросы к конкурсам: «Своя игра», «Верю – не верю», «Крестики – нолики»
Конкурсы:
-Домашние заготовки
-Пословицы и поговорки
-Верю – не верю
-Своя игра
-Колесо истории
-Крестики – нолики
Ход игры.
Приветствие.
Участницы представляют свои команды, обыгрывают название, приветствие.
Конкурс «Домашние заготовки»
Каждая команда обменивается ребусами. Учащимся необходимо их расшифровать за 2 мин. и объяснить значение термина. В приведенных ниже таблицах закодированы слова:
-ребус по кулинарии: пшено, кефир, дуршлаг, тарелка, обед, кисель, хлеб, варенье, уха.
-ребус по обработке материалов: вышивка, игла, стежок, кромка, челнок, уток, изнанка, шов, атлас.
п | р | е | л | к | а |
ш | а | б | е | к | в |
е | т | о | д | и | а |
н | ш | л | е | с | р |
о | р | а | л | у | е |
к | у | г | ь | х | н |
е | д | х | л | а | ь |
ф | и | р | е | б | е |
в | ы | ш | к | р | о |
и | с | и | ч | е | м |
г | т | в | у | л | к |
л | е | к | т | н | а |
а | ж | а | о | о | к |
к | о | с | к | ш | и |
т | л | а | в | о | з |
а | а | к | н | а | н |
Ребус по кулинарии Ребус по обработке материалов
Конкурс «Пословицы и поговорки»
На экране по очереди появляются пословицы и поговорки. Чтобы прочесть их нужно восстановить порядок слов. После каждого ответа учащихся на доске появляется правильный ответ. За правильный ответ 1 балл.
Смело, сделал, дело, гуляй (сделал дело – гуляй смело)
Хвалит, работа, мастера, всякая (всякая работа мастера хвалит)
Хило, никому, не, когда, мило, дело (никому не мило, когда дело хило)
Тем, науки, руки, больше, чем, умнее (чем больше науки, тем умнее руки)
Небо, жить, без, дела, коптить, только (без дела жить – только небо коптить)
Безделья, дело, большого, маленькое, лучше (маленькое дело лучше большого безделья)
Конкурс «Верю – не верю»
Каждая команда по очереди слушает ряд сообщений и должен определить: верить в это или нет. За правильный ответ 1 балл.
Верите ли вы, что:
1.Пастила – это шелковая ткань с набивным рисунком. (Нет)
2. Канитель – металлическая нить, имитирующая серебро или золото. (Да)
3.Первую фарфоровую тарелку изобрели европейцы в IV веке.(Нет, это были китайцы, европейцы изобрели в 1 8 веке)
4. Шапокляк – это мужской головной убор? (Да, появилась в 30 г 19 века в Париже. Складной цилиндр, имевший специальный механизм внутри, который позволял складывать шляпу)
5.Ученые разработали ткань из 3-5 слоев, состоящую из металлической фольги, пряжи пропускающей воздух и волокна, удаляющего пот. (Да, это правда)
6.Американские ученые изобрели жидкий оберточный материал, внешне напоминающий полиэтиленовую обертку, с той разницей, что её можно есть вместе с продуктами. (Да, главным компонентом является хитозан, полученный из панциря крабов)
7.Первый блин всегда комом. (Нет, только когда сковорода не прогрета или плохо смазана маслом)
8.Сырники в Древней Руси готовили из сыра? (Нет, сыром называли в старину творог)
9.Японские ученые изобрели швейную машину, встроенную в мобильный телефон, которая выполняет мелкий ремонт одежды.( Нет, это выдумка)
10.В Великобритании поступила в продажу электрическая одежда, которая спасает от холода. (Да, это куртки для туристов, прошитые эластичными нагревательными элементами, поддерживающие внутреннюю температуру до 40о)
Конкурс «Своя игра»
На экране появляется таблица с названием тем и количеством баллов за правильно данный ответ. Каждая команда по очереди выбирает тему и стоимость вопроса. Все подробности комментирует учитель.
Головной убор | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Горшочек каши | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Съедобные загадки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Одежда народов мира | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вопросы.
Головной убор:
1. Летняя широкополая шляпа из соломки или ткани типа жесткого полотна. Название связано с одной из стран Америки. (Панама)
2. Мягкий плоский головной убор различной величины, круглой формы, деталь женской и мужской одежды. В XV веке изготавливался из бархата, позже становится популярным среди представителей искусства, актуален и в наше время. (Берет)
3. Старинный головной убор из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом, лентами, аппликацией из парчи и бархата. (Кокошник)
4. Высокая шляпа, XV в. составляющая часть мужской одежды. В качестве повседневного предмета одежды был введен англичанами незадолго до Французской революции, когда фрак стал повседневной одеждой, а он его дополнением (Цилиндр)
5. Конусообразный головной убор. Шили его из войлока, из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Верх украшали кисточкой. (Колпак)
Горшочек каши:
1.Из чего готовят попкорн (кукуруза)
2.Самая сильная каша (геркулес)
3.Из семян, какого растения получают пшено? (просо)
4.Как называется каша из зерен ячменя (ячневая, перловая)
5.В каком веке на Руси появилась гречиха? (XV веке)
Съедобные загадки:
1.Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)
2.Белый тулупчик, сшит без рубчика (яйцо)
3.Иван – в белое убран, в белое он снарядился, и под землю провалился (чеснок)
4. Мала малышка, золота кубышка (просо)
5.Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами (овес)
Одежда народов мира:
1.Традиционная женская одежда Индии. (Сари)
2.Национальная японская одежда с расписными или вышитыми рисунками. (Кимоно)
3.Элемент национальной русской одежды – платье без рукавов. (Сарафан)
4.Клетчатая рубашка с длинными рукавами – одежда пастухов на Западе США. (Ковбойка)
5.Клетчатая юбка, запахивающаяся спереди со складками, является национальной одеждой горцев Шотландии. (килт)
.
Конкурс «Колесо истории»
Каждая команда по очереди задает по 3 вопроса из истории моды, вещей. Одна команда передает вопросы в шарах, другая в виде верительных грамот.
Вопросы для 1 команды:
-Домашняя одежда римлян, изготовленная из шерстяных или льняных тканей различных цветов. Она имела символическое значение, например оранжевый цвет, означал страдания. Эту одежду одевали одна на другую, так, император Август носил их сразу четыре. Эта одежда, немного измененная дошла и до наших дней.
-Декоративный предмет и одновременно элемент прически. Они были популярны в древние века среди египтянок, гречанок. Их делали из драгоценных металлов и украшали камнями или чеканкой.
-Первый примитивный аппарат появился в конце XVIII века. По модели французского портного было сделано 80 деревянных аппаратов для работы в мастерских. В 1848г американец Гау сделал его из металла.
Вопросы для 2 команды:
-Этот предмет появился в 80х годах XVII века. Один ювелир в Амстердаме сделал его первым, желая подарить своей знакомой в день рождения предмет, который защищал бы её трудолюбивые руки. В те времена на этот предмет женщины смотрели, прежде всего, как на украшение, потому что его делали из золота, серебра, украшали драгоценными камнями.
-Эта деталь одежды во французском языке означает «рукавчик». Когда-то это выражение означало «бояться». Впервые эта деталь одежды появилась в XVI веке во Франции в виде кружевной оборки на рукавах. В конце XVI в. из Франции они распространились по всей Европе. Эта деталь одежды модна и до сих пор: принято считать, что она создает элегантный вид.
-Это слово происходит от немецкого «шейный платок». Впервые он появился у римских легионеров и служил для защиты шеи от холода. Вновь его начинают носить, но как украшение солдаты при Людовике XIV. Очень сложным способом завязывания он появился в первой половине XIX века.
Конкурс «Крестики – нолики»
На экране таблица из 9 клеток. Представителям каждой из команд необходимо ответить на вопросы, которые закодированы в клетках. Команда выбирает номер клетки, читает вопрос. Если ответ верный – ставится свой знак, если неверный ставится знак соперника. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака на одной линии или получит наибольшее число знаков своей команды.
В каждом вопросе по два определения, которые имеют разные значения, но они совпадают по написанию и произношению (омонимы)
1.Приспособление для прядения или непоседливый карапуз (Веретено)
2.Девичья краса или сельскохозяйственное орудие. (Коса)
3.Теплый легкий ветер или род пастилы или тонкая хлопчатобумажная ткань. (Зефир)
4.Мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань или побасенка, выдумка. (Байка)
5.Крупная южноамериканская змея или женский шарф из меха или перьев. (Боа)
6.Вид спорта или мужская короткая стрижка. (Бокс)
7.Легкий мячик с перьями или деталь одежды в виде оборок. (Волан)
8.Шелковая прозрачная ткань или может быть выхлопным в машине. (Газ)
9.Полное спокойствие на воде или вид вышивки. (Гладь)
Жюри подсчитывает общее количество баллов, набранных командами. Победителям вручается диплом. Чтобы все остались довольны можно вручить, диплом «Самая дружная команда».
8. Подведение итогов игры.
-Какое впечатление на вас произвела игра?
-Какой конкурс, по вашему мнению был самым интересным?
-Какой вопрос больше всего запомнился?
-Хотели бы в дальнейшем поучаствовать в другой игре?
Список используемой литературы.
1.Арефьев И.П. Занимательные задания по технологии. Обработка конструкционных материалов.//Школа и производство, 2004. - № 8. с.21
2.Атаулова О.В., Саушкина Е.А. Словарь по технологии. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
3. Атаулова О.В. и др. Неделя технологии в школе.: Методическое пособие. Выпуск №1. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
4.Корнейчук З.Н. Игра – соревнование «Искусство кройки и шитья». //Школа и производство, 2006. - №7. с.32
5.Крапивина Н.Ю. Технология. 7 класс. Вариант для девочек. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2005. – Ч.1.
6.Левчук Н.В. Веселая викторина. //Школа и производство. 2004. – №2, с.19.
7.Мятина Н.П. Горшочек каши. //Школа и производство. 2007. - № 4.с.78.
8.Нерсесов. Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ». ООО «Астрель», 1998.
9.Оглоблина Н.М. Игра – соревнование «Дело мастера – боится». //Школа и производство, 1989. - № 2. – с.53.
10.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
11.Орлов. Н Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ». ООО «Астрель», 1998.
12.Пичугина Г.В. Это интересно. //Школа и производство. 2007. № 6
13. Пичугина Г.В. Это интересно. //Школа и производство. 2007. № 6
14.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие. – М.; Дрофа, 2000. с.57.
15.Турыгина С.В., Кугач А.Н. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. – Ростов на Дону : «Феникс». 2004.
16.Усова Н.В. «Своя игра» на уроке технологии. //Школа и производство. 2006. - № 4.с.68
17.Яркова И.В. Учебные игры в изучении технологии. //Школа и производство, 2001. - №5. с.50.