Протокол № 1 от 30.08.2018г. 31.08. 2018 г. Приказ от 31.08. 2018 г. № 225
Рабочая программа
по Техгологии
для __6__ классов
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Баринова Ирина Георгиевна
первая квалификационная категория
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа и составлена на основе авторской программы О.А. Кожиной. Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» ООО «Дрофа»,2013г.
Ориентирована на использование учебника О.А Кожиной, Е.А. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой. «Технология. Технологии ведения дома»: 6 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015./
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
С.Э. Маракуцкой «Тесты по технологии» обслуживающий труд 5-7 классы М.: «Экзамен»,2011 г.,
А.Г. Гордиенко «ТЕСТЫ» (для девочек) 5-8 классы Волгоград издательство «Учитель» 2010 г..
И.Г. Норенко Технология 6 – 8 классы: Русские традиции при изготовлении различных изделий. Ростов: Феникс,2009г.
О.А. Кожиной Технология: Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2013г
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, обеспечивает достижение
следующих результатов.
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области
предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и
перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с
позиций будущей социализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Г отовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10. Проявление технико - технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа
жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных
изделий декоративно - прикладного искусства.
6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и
объектов.
7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
или социальную значимость.
9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных
задач, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов,
имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно- трудовой деятельности с другими ее
участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательнотрудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам.
14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства.
16. Соблюдение безопасных приемов познавательнотрудовой деятельности и созидательного
труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания
объектов труда;
4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических
возможностей;
6) владение методами чтения и способами графического представления технической и
технологической информации;
7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической
деятельности;
8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими
культуре труда и технологической культуре производства;
9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании
объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально -
энергетических ресурсов;
6) планирование последовательности операций и составление технологической карты;
7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными
методами;
9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом
требований здорового образа жизни;
10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой
ценности;
13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической
информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и
др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт
пооперационного контроля;
17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
18) документирование результатов труда и проектной деятельности;
19) расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или
профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального
обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками
познавательнотрудовой деятельности;
5) осознание ответственности за качество результатов труда;
6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств и труда.
В эстетической сфере:
1) дизайнерское конструирование изделия;
2) применение различных технологий декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитье и
др.) в создании изделий материальной культуры;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
7) создание художественного образа и воплощение его в материале;
8) развитие пространственного художественного воображения;
9) развитие композиционного мышления;
10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
12) понимание роли света в образовании формы и цвета;
13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;
14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов
моделей;
15) соблюдение правил этикета
16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома
17) применение методов художественного проектирования одежды;
18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих
членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе
коммуникации;
4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства
работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
приспособлениями;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных
технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом
технологических требований;
4) развитие глазомера;5) развитие осязания, вкуса, обоняния.
Обучающийся получит возможность научиться:
• Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:
С основными технологическими понятиями и характеристиками;
С назначением и технологическими свойствами материалов;
С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• Рационально организовывать свое рабочее место;
• Находить необходимую информацию в различных источниках;
• Применять конструкторскую и технологическую документацию;
• Составлять последовательность выполнения технологической операции;
• Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием;
• Проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• Осуществлять оценку затрат, необходимых для создания объекта труда.
Научится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• Формирования эстетической среды обитания;
• Развития творческих способностей;
• Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• Изготовления или ремонта изделий;
• Выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены.
• основы здорового образа жизни:
-Санитария и гигиена. Здоровое питание.
-Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря.
-Технология приготовления блюд из мяса, птицы.
А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда:
-Бытовые электроприборы на кухне.
-Обработка деталей плечевого изделия.
-Изготовления и оформление карманов
-Соединение карманов с изделием.
-Обработка горловины и проймы плечевого изделия.
-Обработка пояса.
• биология:
-Технология приготовления заправочных супов.
-Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная
обработка овощей.
-Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
• география:
-Производство Натуральных волокон. Текстильные материалы и их свойства.
• история:
-Культура поведения за столом.
-Производство текстильных материалов. Натуральные волокна и их свойства.
Основные характеристики ткани саржевого переплетения.
-Бытовая швейная машина.
-Влажно - тепловая обработка ткани.
• изобразительное искусство:
-Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции
-Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.
• математика:
-Изготовление выкройки шаблонов.
-Практическая работа «Построение чертежа плечевого изделия»
• экология:
-Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.
-Эстетика и экология жилища
• черчение:
-Изготовление выкроек
• русский язык:
-Использование терминологии утюжильных, машинных и ручных работ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Технология ведения дома (2 ч)
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами.
Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома.
Практические работы
1.Выполнение ремонта накладной заплатой.
2.Удаление пятен с одежды.
3.Штопка с применением швейной машины.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)
1.ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Натуральные волокна животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.
Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
1.Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
2.Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений.
Тема 2. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (10 ч)
Основные теоретические сведения
Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Аппликация из фетра. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности аппликации: построение композиции, цветовое решение рисунка.
Инструменты и приспособления для аппликации. Подбор тканей, лоскута, лент, тесьмы. Приемы выполнения аппликации. Изделия из фетра в технике аппликация.
Практические работы
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.
Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация.
Изготовление швейного изделия в технике аппликация из фетра.
Тема 3. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (4 ч)
Основные теоретические сведения
История швейной машины. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Практические работы
1.Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
2.Замена иглы в швейной машине.
3.Чистка и смазка швейной машины.
Тема 4. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (6 ч)
Основные теоретические сведения
Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа кони- ческой и клиньевой юбок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания.
Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели конической юбки. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических и клиньевых юбок. Форма, силуэт, стиль. Выбор индивидуального стиля в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры.
Моделирование юбки выбранного фасона.
Подготовка выкройки юбки.
Тема 5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (18 ч)
Основные теоретические сведения
Применение складок в швейных изделиях. Виды строчек для отделки кокетки и их расположение. Технология обработки вытачек. Обработка карманов, поясов, застежки тесьмой «молния», разреза (шлицы).
Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос на ткань контурных и контрольных линий. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей юбки. Обработка застежки. Способы обработки нижнего среза юбки. Способы обработки верхнего среза юбки. Художественное оформление изделия. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
Раскладка выкройки и раскрой ткани.
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
Обработка деталей кроя.
Скалывание и сметывание деталей кроя.
Проведение примерки, исправление дефектов.
Стачивание деталей изделия.
Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
Раздел.3 Творческие проекты (10 ч)
1. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
Изготовление сувенира.
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья с элементами вязания
Изготовление изделия в технике аппликация из фетра.
Раздел 4. Кулинария (12 ч)
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.
Обмен веществ, пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.
Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, органолепти-ческие и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.
Тема 2. БЛЮДА ИЗ МОЛОКА И КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Молоко. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока.
Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока.
Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация).
Приготовление топленого молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного (сухого или сгущенного) молока. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.
Кисломолочные продукты. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов (Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Приготовление заквасок из чистых бактериальных культур. Применение заквасок для приготовления простокваши в домашних условиях. Заквашивание молока с помощью простокваши. Соблюдение технологических условий приготовления простокваши Условия и сроки хранения.
Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом.
Ассортимент творожных изделий. Употребление творога, приготовленного в домашних условиях. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.
Практические работы
Кипячение и пастеризация молока.
Приготовление молочного супа или молочной каши.
Приготовление творога из простокваши.
Приготовление блюда из творога.
Тема 3. БЛЮДА ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ (4 ч)
Основные теоретические сведения
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, пшенной, овсяной и др.). Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности.
Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение в бобовых витаминов группы В.
Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.
Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности блюд. Подача готовых блюд к столу.
Практические работы
Приготовление рассыпной, вязкой или жидкой каши (по выбору).
Приготовление гарнира из макаронных изделий.
Тема 4. БЛЮДА ИЗ РЫБЫ И НЕРЫБНЫХ ПРОДУКТОВ МОРЯ (2ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Изменение их содержания в процессе хранения и кулинарной обработки.
Возможности кулинарного использования рыбы разных пород, рыбной икры и нерыбных продуктов моря. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения.
Механическая обработка рыбы
Санитарные условия механической обработки рыбы и рыбных продуктов. Краткая характеристика сырья: живая, свежая, мороженая, соленая рыба. Правила оттаивания мороженой рыбы. Обработка рыбы с костным скелетом. Способы разделки рыбы в зависимости от породы рыбы, размеров и кулинарного использования.
Разделка соленой рыбы.
Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.
Сбор, обработка, хранение и использование рыбных отходов.
Блюда из вареной и жареной рыбы и нерыбных продуктов моря. Способы тепловой обработки рыбы. Правила варки рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками.
Знакомство с видами жарения: обжаривание, поджаривание, пассерование, пряжение, жарение во фритюре, на углях.
Виды растительных масел и кулинарных жиров. Перекаливание масла и его роль в процессе жарения. Оборудование, посуда, инвентарь для жарения. Способы жарения рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль панировки в процессе жарения. Приготовление панировки (мучной, красной, белой, сухарной) и льезона.
Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.
Практические работы
Определение срока годности рыбных консервов.
Оттаивание и механическая обработка свежемороженой рыбы.
Определение свежести рыбы органолептическим методом.
Механическая обработка чешуйчатой рыбы.
Разделка соленой рыбы.
Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Тема 5. СЕРВИРОВКА СТОЛА. ЭТИКЕТ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Правила сервировки стола к обеду и ужину. Праздничный стол. Украшение стола. Способы подачи блюд. Правила этикета.
Практическая работа
Приготовление блюд для праздничного стола.
Тема 6. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий. Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах.
Механическая обработка продуктов. Подготовка тары для консервирования. Укладка. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты.
Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола.
Консервирование и маринование овощей. Особенности консервирования овощей в производственных и домашних условиях. Маринование без стерилизации (острые маринады).
Пастеризованные и стерилизованные слабокислые маринады. Состав маринадной заливки. Пряности для приготовления маринадов.
Механическая обработка овощей и пряностей. Укладка в банки. Время стерилизации (или пастеризации). Требования к крышкам для укупорки банок. Приготовление смеси маринованных овощей.
Условия и сроки хранения консервированных овощей. Кулинарное применение маринованных овощей и салатов.
Практические работы
Засолка огурцов или томатов.
Квашение капусты.
Раздел 5. Электротехнические работы (2 ч)
БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников. Пути экономии энергии в быту.
Практические работы
Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ.
Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом технологического содержания. Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами, образцами, таблицами, видеофрагментами, электронными презентациями), практические и творческие (изготовление образцов и изделий, составление схем, заполнение таблиц, выполнение чертежей, работа с инструментами и оборудованием, выполнение и оформление лабораторной работы, поиск информации), исследовательский, проектный, дедуктивный (анализ, применение знаний, обобщение).
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания,
Для реализации программы используются технологии: Личностно-ориентированные технологии, здоровьесбережения, технология исследовательского обучения, информационно-коммуникационные.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подразделы и темы
Количество часов в авторской программе
Количество
Часов в данной рабочей программе
раздел
подраздел
Технология ведения дома
2
2
2
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Элементы материаловедения
Рукоделие. Художественные ремесла. Вышивка.
Элементы машиноведения
Конструирование и моделирование одежды
Технология изготовления одежды
42
4
10
4
6
18
42
4
10
4
6
18
Творческие проектные работы
10
10
Кулинария
Санитария и гигиена. Физиология питания.
Технология приготовления пищи.
12
2
10
12
2
10
Электротехника
2
2
Итого
68
68
68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Тема урока, количество часов
Тип урока
Элементы содержания
Основные виды деятельности учащихся
Планируемые результаты
дата
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
план
факт
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА 2ч
1-2.
Вводный инструктаж на рабочем месте.
Уход за одеждой и обувью.
(2 ч.)
УИНМ
Правила ТБ работы в кабинете обслуживающего труда. Введение в курс технологии. Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоративными заплатами, аппликацией. Чистка кожаной обуви. Влажная уборка дома.
Изучение правил ТБ.
Освоение применения приемов ТБ на практике
Ремонт одежды накладной заплатой. Удаление пятен с одежды
Знать правила поведения и техники безопасности при работе в кабинете, с программой курса «Технология» в 6 классе; соблюдать правила ТБ и санитарно-гигиенические требования.
Знать правила ремонта одежды, ухода за одеждой и обувью.
Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П. усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
К.:
задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Р. принимает и сохраняет учебную задачу, самоконтроль выполнения задания,
П. владение методами чтения технологической и инструктивной информации;
К.оценка и самооценка учебной деятельности
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Закрепление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение их на практике.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 42ч
Элементы материаловедения 4часа
3-4
Натуральные волокна животного происхождения их свойства.
(2 ч.)
УИНМ
УКУН
Натуральные волокна животного происхождения (шелк, шерсть). Способы их получения и свойства натуральных волокон. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях.
Исследование свойств тканей из натуральных волокон. Поиск и презентация информации о новых свойствах современных тканей.
Иметь представление:
– о видах и методах получения натуральных волокон животного происхождения;
– процессе их переработки в нити и ткани.
Уметь:
– отличать ткани из шерстяных и шёлковых волокон;
– определять их лицевую сторону и дефекты ткани;
– отличать саржевое и атласное переплетения;
– определять их лицевую сторону и дефекты ткани.
Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слу-шают вопросы учителя,отвечают на вопросы учителя, осуществляют оценку технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
К.формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
5-6
Переплетения нитей в тканях. Дефекты ткани.
Практическая работа по теме: «Саржевые и атласные переплетения в тканях»
Понятие о раппорте переплетения. Зависимость свойств тканей от вида переплетения. Дефекты тканей. Свойства тканей (механические, физические, технологические, эксплуатационные)
Распознавание видов ткани. Определение вида переплетения нитей в ткани. Выполнение простейших переплетений. Работа в группе. Оформление результатов исследований
Рукоделие. Художественные ремесла. 10 часов
7-8
Лоскутная пластика. Материалы и инструменты.
Виды орнамента. эскиз и чертеж деталей изделия.
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента.
Обсуждение различных видов техники лоскутного шитья. Составление орнаментов для лоскутного шитья.
Иметь представление
о технике пэчворка (лоскутного шитья), простейшем орнаменте.
Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы и инструменты.
Р.:- поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.
П.: - систематизирование и расширение представлений детей о новых приёмах ручных и машинных работ;
- соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности,
К.:- допускать существование различных точек зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Умение излагать свои мысли, способность к рассуждению, приводить примеры, делать вывод
9-10
Раскрой и сборка деталей художественного изделия(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Технология раскроя сегментов и деталей изделия
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги. Подбор лоскутов ткани, соответствующих по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава
Иметь представление
оборнаменте, симметрии и композиции.
Знать о необходимости припусков для обработки, их величине и правилах раскроя деталей.
Р.: прогнозировать деятельность на уроке
П.: развитие композиционного мышления, осознание ответственности за качество результатов труда;
К.:формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей, построение рабочих отношений к коллективе
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
11-12
Аппликация, как вид лоскутной пластики.
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.
П.: выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
К.: принимать решения
Развитие готовности к самостоятельным действиям
13-14
Аппликация. Использование отходов производства.
(2 ч.)
УИНМ
УСЗУН
Практичес-кая работа
Новая жизнь старым вещам. Использование лоскута.
Изготовление изделия в технике аппликации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Р.: самоорганизация учебной деятельности, планирование последовательных действий;
П.: соблюдение трудовой и технологической дисциплины, развитие конструктивного мышления;
К.: диалог, организация учебного сотрудничества
Воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
15-16
Заключительная отделка художественной работы
(2 ч.)
УИНМ
УКУН
Практическая работа
Окончательная отделка изделия. Оформление работы.
Обсуждение наиболее удачных работ.
Знать правила обработки края изделия.
Уметь ими пользоваться.
Р.:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
П.:сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.
К.:диалог, организация учебного сотрудничества
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметнопрактической деятельности, воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления
Элементы машиноведения 4 часа
17-18
История и устройство швейной машины. Регуляторы. Иглы. (2 ч.)
УИНМ
УКУН
Лаборатор-ная работа по теме: «Машинная игла»
Действия регуляторов универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки.
Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину.
Поиск информации об истории развития швейных машин. Анализ конструкции бытовой швейной машины, выявление в ней механизмов преобразования движения. Определение регулирования в швейной машине длины стежка, ширины зигзага. Замена иглы в швейной машине.
Знать:
-устройство машинной иглы;
-устройство регулятора натяжения верхней нитки;
-безопасные приёмы работы на швейной машине
Уметь:
-выполнять замену машинной иглы;
–определять вид дефекта строчки по её виду;
-подготавливать швейную машину к работе;
-выполнять регулирование качества зигзагообразной и прямой строчек с помощью регулятора натяжения верхней нитки
Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, само-контроль выполнения задания,
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
П.развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, развитие умения получать информацию из рисунка, текстаи строить сообщения в устнойформе.
К.формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
19-20.
Уход за швейной машиной. ТБ. Практическая работа на швейной машине. (2 ч.)
УИНМ
УКУН
Лаборатор-ная работа по теме: «Уход за швейной машиной»
Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Техническая характеристика и устройство бытовой швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей взависимости от вида ткани.
Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Изучение правил ТБ.
Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Чистка и смазка швейной машины. Выбор смазочных материалов, Выполнение безопасных приемов труда.
Знать: устройство швейной машины, машинной иглы
Уметь: выбирать смазочные материалы, чистить и смазывать швейную машину, подбирать толщину иглы и нитей взависимости от вида ткани
Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, само-контроль выполнения задания,
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
П.развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, развитие умения получать информацию из рисунка, текстаи строить сообщения в устнойформе.
К.формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
Конструирование и моделирование поясных швейных изделий 6 часов
21-22.
Стиль в одежде.
Силуэт и конструкции юбок.
Снятие мерок с фигуры.
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Классово-социальное положение человека в обществе и отражение этого в костюме. Краткие сведения из истории одежды. Юбки в национальном костюме. История появления юбки. Стиль в одежде.
Понятие о композиции и стиле в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде.
Анализ особенностей фигуры человека различных типов. Снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений. Построение чертежа юбки в масштабе 1 : 4.
Знать:
– требования, предъявляемые к легкому женскому платью;
– ткани и виды отделок для юбок;
– правила снятия мерок и прибавки на свободу облегания
Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
П.развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, развитие умения получать информацию из рисунка, текстаи строить сообщения в устнойформе.
К.формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
23-24.
Построение и оформление чертежа поясного изделия
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные к низу, длинные или короткие, в форме колокола и др.). Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели конической юбки.
Построение чертежа юбки в масштабе 1 : 1 в натуральную величину по своим меркам. Расчет по формулам отдельных элементов чертежей швейных изделий. Расчет количества ткани на изделие. Коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры. Подготовка выкройки к раскрою.
Иметь представление:
– об условных графических изображениях деталей и изделий;
– о последовательности построения чертежа основы юбки
Р.: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка
П.: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать
К.: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления
25-26.
Моделирование поясных изделий
(2 ч.)
Практичес-кая работа
УИНМ
Способы моделирования конических и клиньевых юбок (горизонтальные разрезы, расширение или сужение клина от линии бедер, расширение клина от линии талии, расширение дополнительными клиньями и др.).
Выполнение эскизных зарисовок юбки. Поиск информации о современных направлениях моды. Разработка эскизов различных моделей женской одежды.
Моделирование юбки.
Использование зрительных иллюзий для подчеркивания достоинств и маскировки недостатков фигуры.
Иметь представление
о форме, силуэте, стиле, зависимости выбора фасона от особенностей фигуры.
Знать способы моделирования и правила подготовки выкройки.
Уметь ими пользоваться.
Р. принимает и сохраняет учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
П.развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, развитие умения получать информацию из рисунка, текстаи строить сообщения в устнойформе.
К.формирование умений выражать свою точку зрения
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике,
Технология изготовления поясных швейных изделий 18часов
27-28.
Конструкция машинных швов, технологическая последователь-ность выполнения швов.
(2 ч.)
УИНМ
Практическая работа
Конструкция машинных швов, их условныеграфические обозначения. Длина стежка, ширина шва. Назначение и технология выполнения соединительных, краевых и отдел очных швов. Зависимость ширины, шва от свойств материала, от модели изделия.
Выполнение образцов машинных стежков, строчек и швов. Отработка точности движений, координации и глазомера при выполнении швов.
Знать назначение, конструкцию и технологию выполнения машинных швов.
Уметь их выполнять
Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, само-контроль выполнения задания,
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
П.развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, развитие умения получать информацию из рисунка, текстаи строить сообщения в устнойформе.
К. задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
29-30.
Раскрой поясного изделия.
(2 ч.)
УИНМ
Практическая работа
Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка или ворса. Особенности раскладки выкройки на тканях с крупным рисунком, в клетку и в полоску. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка и раскрой ткани.
Определение способа подготовки данного вида ткани к раскрою. Планирование времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом.
Выполнение раскладки выкроек на ткани.
Знать технологический этап, этапы, правила подготовки выкройки;
Р. принимает и сохраняет учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
П.владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
К.оценка и самооценка учебной деятельности
Закрепление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение их на практике.
31-32.
Подготовка изделия к примерке, примерка. Устранение дефектов посадки на фигуре.(2 ч.)
УИНМ
Практическая работа
Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила обработки деталей кроя (вытачек)
Перевод контурных и контрольных линий выкройки на
парные детали кроя. Чтение технологической документации и выполнение образцов поузловой обработки швейных изделий.
Знать и уметь применять способы прокладывания контурных и контрольных линий и точек
Р. принимает и сохраняет учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
П.владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
К.оценка и самооценка учебной деятельности
Закрепление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение их на практике.
33-34.
Стачивание боковых швов. Обработка срезов. (2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Сборка изделия (скалывание, сметывание). Проведение примерки (уточнение баланса, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре).
Подготовка и проведение примерки, исправление дефектов.
Знать правила смётывания, проведения примерки изделия..
Уметь:
- сметывать детали кроя;
- готовить юбку к примерке;
- выполнять примерку, исправлять дефекты.
Р.: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
П.: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).
К.: диалог, организация учебного сотрудничества
Формирование мотивации и самомотивации учебной деятельности, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления
35-36.
Виды застежек швейных изделий, их технологические особенности
(2 ч.)
УИНМПрактичес-кая работа
Варианты обработки застежки
тесьмой-молнией.
Стачивание деталей. Выполнение обработки застежки
Знать правила обработки застёжки, технические условия.
Уметь обрабатывать застежку.
Р.: планировать учебную деятельность; выполнять задание в соответствии с поставленной целью
П.: осмысливать технологию выполнения работы
К.: уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы
Осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов
37-38.
Обработка застёжки юбки тесьмой «молния» (2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Обработка застежки тесьмой-молнией
Завершение обработки застежки тесьмой-молнией.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для изготовления изделий из текстильных материалов с пользованием швейной машины, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой обработки изделий.
Р.: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью
П.: осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ
К.: уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
3940.
Обработка верхнего среза поясного изделия.
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Обработка пояса. Соединение пояса с юбкой
Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Выполнение безопасных приемов труда.
Знать и уметь применять способы обработки верхнего среза юбки.
Р.: уметь организовывать свое рабочее место в соответствии с поставленной задачей, под руководством учителя; определять цель и пути реализации при выполнении задания; развивать практические навыки и умения при решении проблем, связанных с технологией.
П.: самостоятельно находить пути – решения при возникновении проблем творческого характера;
К.: принимать решения и осуществлять их, точно выражать свои мысли;
Научиться анализу, сравнению, обобщению, действиям смыслообразования; формировать желание выполнить УД;
41-42.
Обработка нижнего среза поясного изделия изделия
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия.
Выравнивание низа изделия, варианты обработки нижнего среза поясного изделия.
Знать и уметь применять способы обработки нижнего среза юбки,
выполнять окончательную отделку.
Р.: определять цель и пути реализации при выполнении задания; развивать практические навыки и умения при решении проблем, связанных с технологией.
П.: самостоятельно находить пути – решения при возникновении проблем творческого характера;
К.: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, принимать решения и осуществлять их
Формирование мотивации и самомотивации учебной деятельности, смыслообразование,саморазвитие, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиям
43-44
Окончательная отделкка швейного изделия
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Приемы
влажно-тепловой обработки и ее значение при изготовлении швейных изделий.
Контроль качества готового изделия.
Выбор режима и выполнение влажно-тепловой обработки изделия. Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок.
Знать:
- правила обработки петли, пришивания пуговицы;
– особенности ВТО шерстяных и шелковых тканей;
– правила ТБ при ВТО.
Уметь обрабатывать петлю, пришивать пуговицу.
Р.: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка
П.: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать.
К.: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ 10 ч
45-46.
Понятие о творческом проекте по технологии
(Выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия).
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия. Подбор материалов)
Выбор посильной и необходимой работы;
Аргументированная защита своего выбора;
Разработка и выполнение эскизов и подбор материалов для выполнения изделия
Уметь:
– выбирать посильную и необходимую работу;
– аргументированно защищать свой выбор;
– делать эскизы и подбирать материалы для выполнения.
П.: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением работ; осмысливать технологию изготовления изделия, соблюдать нормы и правила безопасности, познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Р.:самостоятельная организация и выполнение различных работ по созданию технических изделий.
К.: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда.
47-48.
Оборудование и материалы. Технологическая карта проекта
(2 ч.)
УИНМ
УОСЗУН
Практичес-кая работа
Организация рабочего места, оборудование и приспособления для различных видов работ, составление последовательности выполнения. Поиск сведений в литературе
Изучение и использование необходимой литературы;
Подбор всего необходимого для воплощения идеи
Уметь:
– пользоваться необходимой литературой;
– подбирать все необходимое для выполнения идеи
– выполнять намеченные работы.
Р.: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
П.: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать.
К.: диалог, организация учебного сотрудничества
Формирование мотивации и самомотивации выполнения проекта, смыслообразования; развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления
Конструирование и моделирование, выполнение намеченных работ
Уметь конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы.
Мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации
51-52.
Оформление отчета о проделанной работе
(2 ч.)
УИНМ
Практичес-кая работа
Завершение изготовление изделия, оформление работы
Оформление пояснительной записки и презенации
Знать требования к оформлению творческого проекта и уметь применять их на практике
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности
53-54.
Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта)
(2 ч.)
Защита проекта
Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия
Оценка выполненной работы и защита ее
Знать требования к защите творческих проектов.
Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей
КУЛИНАРИЯ 12 ч
Физиология питания. 2 часа
55-56
Сервировка стола. Правила этикета. Качество и оформление готовых блюд.
(2 ч.)
УКУН
Практическая работа
Понятие о микроорганизмах их полезное и вредное влияние на продукты. Составление меню на обед и ужин. Эстетическое оформление готовых блюд и правила поведения за столом.
Поиск и презентация информации о содержании в пищевых продуктах микроэлементов
Соблюдениеправил поведения за столом.
Выполнение сервировки стола
Уметь:
-составлять меню обеда и ужина
- выполнять сервировку стола к обеду, овладевая навыками эстетического оформления стола
Р.умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слу-шают вопросы учителя,отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
К.формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
Технология приготовления пищи. 10 часов
.57-58
Значение молочных продуктов в питании человека. ТБ.
Помощь при отравлениях.
(2 ч.)
УИНМ
Практическая работа
Правила ТБ при кулинарных работах, оказание первой помощи при отравлениях. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока.Химический состав молока (жиры, белки, молочный сахар, витамины).
Ленивые вареники.
Соблюдениеправил ТБ на кухне и оказание первой помощи. Органолептическая оценка качества кисломолочных продуктов. Приготовление блюда из творога. Работа в группе. Определение сроков хранения молокаи кисломолочных продуктов в разных условиях. Работа в группе.
Знать: Происхождения молока и молочных продуктов. Уметь: использовать полученные знания при решении практических задач и составлять операционные карты работ. Соблюдать трудовую и технологическую дисциплину.
Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П. усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации.
К. формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства
59-60
Блюда из круп, бобовых изделий. Приготовление каши гречневой
(2 ч.)
УИНМ
Практическая работа
Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, рисовой, овсяной и др.) Процессы, происходящие при варке круп, бобовых и макаронных изделий.
Экспериментальное определение оптимального соотношения крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Приготовление гречневой каши. Работа в группе
Изучать способы механической обработки круп; соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте; готовить блюда из крупы, бобовых
Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя,отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
К.формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
61-62.
Блюда из макаронных изделий.
Способы определения готовности.
(2 ч.)
УИНМ
Практическая работа
Правила приготовления блюд из макаронных изделий. Время тепловой обработки и способы определения готовности.
Кулинарные приемы, обеспечивающие
сохранение в них витаминов группы В. Способы варки макаронных изделий.
Приготовление гарнира из макаронных изделий. Приготовление и оформление блюд из макаронных изделий. Работа в группе.
Соблюдение безопасных приемов труда с горячими жидкостями.
Знать: о видах макаронных изделий, технологии их приготовления. Уметь: читать маркировку, штриховые коды на упаковках.
Соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте; готовить блюда из макарон
Р.: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
П.: сопоставление, рассуждение, анализ, классификация, построение цепи рас- суждений, поиск информации, работа с таблицами.
К.: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, экологического сознания, смыслообразование, реализация творческого потенциала, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда
63-64.
Блюда из рыбы. Нерыбные продукты моря.
Приготовление салата из морепродуктов.
(2 ч.)
.
БУ
Практическая работа Проверочная работа по теме: «Определение свежести рыбы»
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека.Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс -методы определения качества рыбы.
Освоение безопасных приемов труда. Выбор и приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Работа в группе.Определение свежести рыбы органолептическими и лабораторными методами. Определение срока годности рыбных консервов. Подбор инструментов и приспособлений для механической обработки рыбы. Планирование последовательности технологических операций.
Знать:
– о пищевой ценности рыбы и других продуктов моря, использовании их в кулинарии;
– признаки свежести рыбы;
– технологию и санитарные нормы первичной и тепловой обработки рыбы
Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П. развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя,отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
К. формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
.
65-66.
Заготовка продуктов. (2 ч.)
Приготовление повидла и конфитюра.
УИНМ
Практическая работа
Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов (консервирование, маринование, сушка, соление, квашение).
Выбор способов хранения пищевых продуктов, обеспечивающих минимальные потери их вкусовых качеств и пищевой ценности. Работа в группе.
Знать: соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
правила заготовки продуктов: квашение, соление, сушка.
Р.: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место
П.: организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда, составление технологической карты
К.:овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности, Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА 2ч
67-68.
Бытовые электроприборы.
(2 ч.)
УИНМ
Лабораторная работа
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников. Пути экономии электроэнергии в быту. Изучение принципов действия и правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника
Обсуждение роли электрической энергии в жизни человека и необходимости ее экономии. Анализ технических характеристик энергосберегающих осветительных приборов.
Расчет допустимой суммарной мощности электроприборов.
Знать правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника; виды и организацию освещения в различных зонах жилого помещения, ПТБ при использовании осветительных приборов
Уметь выбирать освещения квартиры и пользоваться осветительными и бытовыми приборами.
Р.: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место
П.: соблюдение правил техники безопасности (что можно делать и что опасно делать) при выполнении работ, осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы
К.: уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы
Проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.