Эта программа поможет в реализации декоративно прикладного искусства. Соприкосаясь с мирои искусства, а тем более выполнить что то своими руками, дети становятся духовно богаче, у детей появляется интерес к рукоделию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Казачка рукодельница".»
Пояснительная записка к предпрофильному курсу
«Казачка – рукодельница»
Учитель технологии МБОУ ТСОШ№3
Авдиенко Г.Г.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.
Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты.
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодёжью. Сохранение и изучение заповедей и традиций казачества России необходимо, так как они веками доказали своё право на существование. Анализ источников показывает, что казачество имело чётко поставленную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволяющие надёжно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества.
В процессе обучения перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации данной программы в школе.
Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном их рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.
Вышивка и работа с тканью и нитками - самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства. Это не только женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.
Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов.
Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье ( скатерти, салфетки, наволочки и так далее). Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.
Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (художественная гладь, крест) так и нетрадиционных (вышивка лентами, ). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают техникой, какой либо вышивки, получают знания композиции, орнамента, узнают основы дизайна и художественного оформления.
Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое значение программы.
Занятия строятся с учетом местных традиций, характерных ремесел и промыслов особенностей народного костюма и утвари казаков.
Цели:
приобщить учащихся к традиционному казачьему наследию, воспитать у учащихся добрых религиозных, нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений;
раскрыть перед учениками социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Основные задачи курса .
Показать самобытность и неповторимое своеобразие казачьей народной культуры. Научить понимать художественный язык народного искусства.
Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.
Воспитать трудолюбие, навыки культуры и труда.
Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами.
На занятиях рукоделия учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из разных материалов, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка
Вышивка и работа с тканью и нитками - самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства. Это не только женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.
Программа «Казачка рукодельница» включает в себя:
историю возникновения и развития рукоделий на Дону;
способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
изучение технологий выполнения швов;
умение оценить качество изделия;
умение организовать труд и самостоятельную работу;
приобретение навыков работы с лоскутом .
Конечный результат.
Знания и умения, которые должны быть получены по окончании обучения:
Должны знать:
1. Основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства
2. Основы вышивки. Иметь представление о пропорции.
3. Виды и свойства тканей, ниток и других материалов .
4. Историю вышивки орнаментов.
5. Композиционное построение узоров.
Должны уметь:
1. Приобрести навыки вышивания.
2. Изготавливать сувенирные изделия.
3. Работать по рисунку.
4. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
5. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
Тема занятия.
1
Вводное занятие
1
Знакомство с планом, режимом работы. Техника безопасности на занятиях. Обсуждение материалов, инструментов.
2
Знакомство с народными промыслами Дона.
1
История возникновения и развития промыслов Прикладное искусство и ремесла нашего района.
3
Вышивка
«Как у нас было на Тихом Дону»
Знакомство с вышивкой.
Знакомство со швами «стебельчатый шов»,
«тамбурный шов»,
«петельный шов».
5
1
2
2
1
История вышивки.
Материалы и инструменты, ТБ .
Вышивание полотенца
4
Бабушкин сундук.
Работа с лоскутом .
1.Вводное занятие.
2.Изготовление
пенала «Забавная мышка».
3.Изготовление прихваток
из лоскутков.
4.Изготовление рукавички
«Поваренок».
4
1
1
1
1
• Знакомство с лоскутной техникой.
• Пошив швейных изделий (прихватки, рукавички).
• Изготовление игрушек к новогоднему празднику.
5
Аппликация
1.Основы техники.
2.Изготовление панно «Времена года»
3
1
2
Аппликация из текстильных материалов
Приёмы работы над аппликацией.
6
Работа с тканью. Пошив мягких игрушек
1.Мягкая игрушка.
Вводное занятие.
2. Мягкая игрушка
«Петушок»
3
1
2
• Из истории мягкой игрушки (беседа).
•Изготовление мягких игрушек.
7
Подведение итогов
1
Итого:
18
Список литературы.
Антоначчо М. «Шьем игрушки для детей».
Викбулатова М.З. «Учись вышивать».
Гудилина С.И. "Чудеса своими руками"
Гусакова М.А. "Подарки и игрушки своими руками» .
Деревянко Н., Трошкова А. «Мягкая игрушка».
Донна Кулер «Лоскутное шитье».
Кочетова С.В. "Игрушки для всех" (Мягкая игрушка).
Кузьмина М., Максимова М. «Лоскутики».
Кузьмина М., Максимова М., Кузьмина Н. «Мозаика лоскутных узоров».
Нагибина М.И. "Природные дары для поделок и игры".