kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегической целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространённых в нём технологиях. В программе изложено  основное направление технологии: «Технологии ведения дома», в рамках которой  изучается учебный предмет. В основе программы лежит авторская программа А.Т. Тищенко, Н.В. Синица; Технология 5-8 класс, а также проектная деятельность "Школьный двор".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС »

Пояснительная записка


Программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (пр. МО РФ №1897 от 17.12.2010 г.)

  • Примерная программа по учебному предмету «Технология» для основного общего образования;

  • Авторская программа А.Т. Тищенко, Н.В. Синица; Технология 5-8 класс;

  • Учебный план МОУ «СОШ №3 им. В.Н. Щеголева ЗАТО Светлый на 2014-2015 учебный год


Цели и задачи изучения предмета «Технология»


Стратегической целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространённых в нём технологиях.

Тактическими задачами при изучении предмета являются:


■ формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

■ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

■ овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

■ развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

■ формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

■ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

■ профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.



Общая характеристика учебного предмета «Технология»


Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

В программе изложено основное направление технологии: «Технологии ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет. На основе программы допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы в 5 классе предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

■ культура и эстетика труда;

■ получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

■ основы черчения, графики и дизайна;

■ элементы домашней и прикладной экономики;

■ знакомство с миром профессий;

■ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

■ творческая, проектно-исследовательская деятельность;

■ технологическая культура производства.


В результате изучения технологии обучающиеся

ознакомятся:

■ с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

■ элементами домашней экономики, рекламой, ценой;

■ устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов);

■ методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;

■ информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;

овладеют:

■ основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками творческой деятельности;

■ умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;

■ умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

■ навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации;

■ навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

■ навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

■ навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;


Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. При организации творческой, проектной деятельности акцентируют внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое учащиеся выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель помогает школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечивает охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.


Место предмета «Технология» в базисном

учебном плане


Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. В соответствии с учебным планом на уроки технологии отведено 70 часов (2 часа в неделю). Обучение ведется по УМК Синица Н.В., Симоненко В.Д.. В структуру авторской программы в связи с образовательными потребностями, введением в учебный план проекта «Школьный двор», произведено перераспределение часов по разделам «Электротехника», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии творческой и опытнической деятельности». С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

■ развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

■ активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

■ формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

■ формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.


Результаты освоения учебного предмета

«Технология»


При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

■ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

■ формирование ответственного отношения к учению, готовности способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

■ самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах;

■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

■ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

■ проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

■ самооценка готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;

■ формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

■ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.


Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

■ самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

■ проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

■ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

■ оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

■ соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

■ оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

■ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

■ осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

■ практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

■ овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации,

■ формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам;

в трудовой сфере:

■ планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

■ овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

■ выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

■ контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

■ документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

■ оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

■ согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

■ формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями;

■ стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

■ овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

■ рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

■ умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

■ рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

■ участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

■ практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

■ установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

■ сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

■ адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

■ развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой

точности движений при выполнении различных технологических операций;

■ соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

■ сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.




Содержание программы


Раздел «Технологии домашнего хозяйства»


Тема. Интерьер кухни, столовой

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования

к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении

кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка плана размещения оборудования на кухне.


Раздел «Кулинария»

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне


Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями.

Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы.

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.


Тема 2. Физиология питания

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.



Тема 3. Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека.

Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные

свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.


Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление бутербродов.

Приготовление горячих напитков (чай, кофе).

Дегустация блюд. Оценка качества.

Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.


Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных

изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Дегустация блюд. Оценка качества.


Тема 5. Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность

овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей,

наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных

веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

Определение содержания нитратов в овощах.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Дегустация блюд. Оценка качества.


Тема 6. Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека.

Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.


Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.




Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»


Тема 1. Свойства текстильных материалов

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Тема 2. Конструирование швейных изделий

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.


Тема 3. Швейная машина

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы.

Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.

Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.


Тема 4. Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками,

швейными иглами и ножницами. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.



Раздел «Художественные ремёсла»


Тема 1. Декоративно-прикладное искусство

Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы.

Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.



Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение

орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Лабораторно-практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.


Тема 3. Лоскутное шитьё

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам:

изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.


Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»


Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной

деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия

и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

































Учебно-тематическое планирование

по _технологии – направление «Технологии ведения дома» _


Классы: 5

Учитель: Камышова Е.А.

Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 час.


Учебник Технология: для учащихся 5-х классов – 2012 - «Вентана-Граф» под ред. Синица Н.В., Симоненко В.Д., учебно-методический комплект – Технология (технический и обслуживающий труд), девочки 5-9 классы, автор Арефьев И.П.



п\п

Название раздела, темы

Всего часов

1.

Проектная деятельность «Школьный двор»

8

2.

Кулинария

12


Санитария и гигиена на кухне

1


Физиология питания

1


Бутерброды и горячие напитки

2


Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

2


Блюда из овощей и фруктов

2


Блюда из яиц

2


Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

2

3.

Создание изделий из текстильных материалов

20


Свойства текстильных материалов

2


Конструирование швейных изделий

4


Швейная машина

4


Технология изготовления швейных изделий

10

4.

Художественные ремёсла

6


Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании

предметов декоративно-прикладного искусства


2


Лоскутное шитье

4

5.

Технологии домашнего хозяйства

2


Интерьер кухни, столовой

2

6.

Технологии творческой и опытнической деятельности

12

7.

Проектная деятельность «Школьный двор»

8

8.

Резерв

2


Итого:

70









Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

■ трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда

в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

■ навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность

ознакомиться:

■ с основными технологическими понятиями и характеристиками;

■ технологическими свойствами и назначением материалов;

■ назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

■ видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

■ видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

■ профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

■ со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

■ рационально организовывать рабочее место;

■ находить необходимую информацию в различных источниках;

■ применять конструкторскую и технологическую документацию;

■ составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

■ выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

■ конструировать, изготавливать изделия;

■ выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

■ соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;

■ осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;

■ находить и устранять допущенные дефекты;

■ проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

■ распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

■ понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;

■ развития творческих способностей и достижения результатов преобразующей творческой деятельности;

■ получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

■ организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

■ создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

■ изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

■ контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;

■ выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;

■ оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги.














































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программа

К-во часов в неделю. Общее к-во часов.

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Материально-техническое и дидактическое обеспечение

1

2

3

4

5

Примерная программа по учебным программам (Технология 5 – 9 классы)


2/70

Технология: для учащихся 5-х классов – 2012 - «Вентана-Граф» под ред. Синица Н.В. Симоненко В.Д.


Алгоритм успеха

Технология : программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012. Технология (5-8 классы). Программа. И.А. Сасова, А.В. Марченко «Вентана-Граф» 2012

Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А. Сасова «Вентана-Граф» 2012

Тесты по технологии (5-7 классы). С.Э. Маркуцкая «Экзамен» 2012


- Плакаты по ТБ.

- Инструкционные карты.

- Презентации.

- Журналы мод и рукоделия.

- Таблицы.

- Книги по кулинарии.

- Швейные машины.

- Утюги.

- Гладильная доска.

- Электрическая плита.

- Наборы столовой и кухонной посуды.

- Микроволновая печь .













Примерное тематическое планирование – направление «Технологии ведения дома»

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Дата

Кор-

ректи-

ровка

Основное содержание материала темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Программное обеспечение, цифровые образовательные ресурсы и оборудование


Проектная деятельность «Школьный двор» 8 ч

1

Вводный инструктаж по ТБ.

(1 ч)



Правила поведения в кабинете, санитарно-гигиенические требования.

Анализировать требования к соблюдению правил поведения в кабинете

Плакаты по ТБ.

2

Введение в предмет «Технология».

(1 ч)



Ознакомление с проектной деятельностью. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Этапы выполнения проекта.

Знакомиться с примерами творческой деятельности пятиклассников. Изучать этапы выполнения проекта.

Учебник, проекты, уголок проектирования

Презентации пятиклассников.

3-4

Проектная деятельность «Школьный двор». Технология выращивания цветочно-декоративных культур. Сбор семян на пришкольном участке. ТБ.

(2 ч)



Направления растениеводства. Ведущие цветочно-декоративные культуры региона, их биологические особенности.

Планировать осенние работы на пришкольном участке, выбирать инструменты, орудия и выполнять приемы по уходу за цветочными культурами с учетом правил безопасного труда. Анализировать допущенные ошибки.

Садовый инвентарь.

5-6

Проектная деятельность «Школьный двор». Технология выращивания цветочно-декоративных культур. Исследование и калибровка семян. ТБ.

(2 ч)



Способы размножения растений. Исследование и калибровка семян.

Знакомиться со способами размножения растений. Исследовать семена по внешнему виду. Учиться выбраковывать.

Садовый инвентарь.

7-8

Проектная деятельность «Школьный двор». Технология выращивания цветочно-декоративных культур.

Заготовка почвы для выращивания рассады. ТБ.

(2 ч)



Почва, ее плодородие, охрана почв. Обработка почвы, необходимое оборудование и инструменты для посева и посадки. Заготовка почвы для выращивания цветочной рассады.

Выбирать инструменты, оборудование и орудия труда и выполнять основные приемы для заготовки почвы с учетом правил безопасного труда. Анализировать допущенные ошибки.

Садовый инвентарь.


Кулинария 12 ч

9

Санитария и гигиена на кухне.

(1 ч)



Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи и хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды и уход за ней. Безопасные приемы работы на кухне. Первая помощь при травмах.

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных моющих средств для мытья посуды. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием. Оказывать первую помощь при травмах.

Фотографии, таблицы, иллюстрации, кухонная посуда.

УМК «Санитарные требования к помещению кухни и столовой». Презентация «Правила ТБ, организация рабочего места», УМК «Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов».

10

Физиология питания.

(1 ч)



Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные вещества). Значение белков, жиров, углеводов. Пищевая пирамида. Роль витаминов и минеральных веществ в обмене веществ. Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Изучать основы физиологии питания человека. Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

Плакаты.

11-12

Бутерброды и горячие напитки.

(2 ч)



Продукты для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Правила хранения. Сорта чая и кофе. Требования к качеству готовых напитков.

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые качества продуктов в бутербродах. Проводить сравнительный анализ различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь.

Таблицы, кухонная посуда, инструкционные карты, набор продуктов.

Презентация «Бутерброды и их виды». УМК «Бутерброды и горячие напитки».

13-14

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

(2 ч)



Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Технология приготовления макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Выполнять механическую кулинарную обработку крупы. Определять оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Оформлять блюда. Определять консистенцию блюда.

Таблицы, плакаты по ТБ, кухонная посуда, инструкционные карты, набор продуктов.

Презентация «Ох, уж эта каша!». УМК «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий».

15-16-

Блюда из овощей и фруктов.

(2ч)



Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Свежемороженые овощи. Влияние окружающей среды на качество овощей. Правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета и содержания в них витаминов. Технология приготовления салатов из сырых и вареных овощей. Их оформление. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов.

Определять доброкачественность овощей по внешнему виду. Выполнять первичную обработку овощей. Экономно расходовать продукты. Выполнять нарезку овощей разными формами нарезки. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Отрабатывать точность при выполнении приемов нарезки. Читать технологическую документацию. Готовить салат из сырых овощей. Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей. Оценивать готовые блюда. Рассчитывать калорийность приготовленных блюд.

Таблицы, иллюстрации оформления готовых блюд, кухонная посуда, инструкционные карты, набор продуктов.

Презентации «Роль овощей в питании человека», «Блюда из овощей».

17-18

Блюда из яиц.

(2 ч)



Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Подача готовых блюд.

Определять свежесть яиц с помощью подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам.

Таблица, кухонная посуда, инструкционные карты, набор продуктов.

Презентация «Блюда из яиц». УМК «Блюда и яиц».

19-20

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

(2 ч)



Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Подбирать столовое белье, приборы и посуду для сервировки стола к завтраку. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки.

Кухонная посуда, таблица, иллюстрации.


Технологии творческой и опытнической деятельности по разделу «Кулинария» 4 ч

21-22

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». Исследовательская и созидательная деятельность.

(2 ч)



Цели и задачи проектной деятельности по разделу «Кулинария». Этапы выполнения проекта. Определение затрат на изготовление проектного изделия. Подготовка презентации и пояснительной записки.

Знакомство с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цели и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Кулинария». Оформлять пояснительную записку и электронную презентацию проекта.

Проекты пятиклассников.

Презентации учащихся.

23-24

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» Защита творческих проектов.

(2 ч)



Подготовка доклада по плану к защите творческого проекта. Защита творческого проекта. Испытание проектируемых изделий. Оценивание.

Составлять доклад защиты творческого проекта. Защищать творческий проект. Дегустировать изделия. Оценивать проекты по составленному плану.

Презентации учащихся.


Создание изделий из текстильных материалов 20 ч

25-26

Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения.

(2 ч)



Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных растительных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения, лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды и общие свойства текстильных материалов.

Составление коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства х/б и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную сторону ткани. Изучать свойства ткани из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач.авление коллекции тканейатериаловочная стороны ткани. 0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

Коллекция тканей и волокон, пряжа, иллюстрации, ножницы, цветная бумага.

Презентации «Материаловедение», «Натуральные волокна растительного происхождения», УМК «Элементы материаловедения».

27-28-29-30

Конструирование швейных изделий.

(4 ч)



Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размера швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Правила безопасной работы.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий.

Манекен, таблицы, иллюстрации, сантиметровая лента, линейка закройщика.

Презентация и УМК «Конструирование швейных изделий».

31-32-33-34

Швейная машина.

(4 ч)



Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, Заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот, закрепление строчки в конце работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение регулирующих механизмов.

Изучать устройство бытовой современной швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитку. Выполнять прямую и зигзагообразную машинную строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотами с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнение закрепок в начале и в конце строчек. Находить и предъявлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приемами труда.

Швейная машина, таблицы, иллюстрации, ткань, ножницы, набор ручных инструментов.

Презентация «Основные детали швейной машины» УМК «Элементы машиноведения».





35-36




























Технология изготовления швейных изделий – 10 ч


Раскрой швейного изделия. Швейные ручные работы. (2 ч)








Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкроек с учетом припуска на швы. Выкраивание деталей швейных изделий. Правила безопасности работы с портновскими булавками.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания – ручное обметывание, временное соединение деталей – сметывание, временное закрепление подогнутого края – заметывание с открытым и закрытым срезом.







Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку

выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и предъявлять информацию об истории создания инструментов для раскроя.

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание.






Готовая выкройка, ткань, ножницы для ткани, мел, булавки, плакаты.





Презентация «Правила ТБ при выполнении ручных работ». «Ручные швы».

37-38


Основные операции при машинной обработке изделия. Машинные швы. Влажно-тепловая обработка ткани. (2 ч)




Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной

строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).


Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.


Швейная машина, таблица, виды швов, кусочки ткани, нитки, ножницы, набор ручных инструментов.

УМК «Виды машинных швов».

39-40-41-42-43-44


Технология изготовления швейных изделий. (6 ч)



Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке).


Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды.

Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщика и портной.


Швейная машина, детали фартука, набор ручных инструментов, утюг, гладильная доска. Плакаты.


Технологии творческой и опытнической деятельности по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» 4 ч

45-46

Творческий проект «Наряд для завтрака» (2 ч)



Цели и задачи проектной деятельности по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Этапы выполнения проекта. Определение затрат на изготовление проектного изделия. Подготовка презентации и пояснительной записки.

Определять цели и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу. Оформлять пояснительную записку и электронную презентацию проекта.



47-48

Творческий проект «Наряд для завтрака». Защита творческих проектов. (2 ч)



Подготовка доклада по плану к защите творческого проекта. Защита творческого проекта. Испытание проектируемых изделий. Оценивание.

Составлять доклад защиты творческого проекта. Защищать творческий проект. Оценивать проекты по составленному плану.

Презентации учащихся.


Раздел «Художественные ремесла» 6 ч

49-50

Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. (2 ч)



Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

Приёмы украшения праздничной

одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам.

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции.

Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Понятие об орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Теплые и холодные цвета. Гармоничные цветовые композиции.


Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (школьный). Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги.

Иллюстрации, образцы, инструменты и материалы, необходимые для лоскутного шитья.

Презентация «Лоскутная техника», УМК «Лоскутное шитье».

51-52-53-54


Лоскутное шитье. (4 ч)



Краткие сведения о лоскутном шитье. Возможности лоскутной пластики. Традиционные узоры в лоскутном шитье. Материалы для лоскутного шитья и подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитье по шаблонам: изготовление шаблонов и лоскутного верха. Технология изготовления лоскутного верха с прокладкой и подкладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Изучать различные техники лоскутного шитья. Изготовлять шаблоны из картона. Подбирать лоскуты ткани по цвету, фактуре для лоскутного изделия. Изготавливать образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и предъявлять информацию об истории лоскутного шитья.

Иллюстрации, инструменты и материалы, необходимые для лоскутного шитья, инструкционные карты, швейная машина.

Презентация «Построение узоров в лоскутной пластике».


Технологии творческой и опытнической деятельности по разделу «Художественные ремесла» 2 ч

55-56

Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой». (2 ч)



Этапы выполнения проекта. Определение затрат на изготовление проектного изделия. Защита творческого проекта. Испытание проектируемых изделий. Оценивание.

Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу. Составлять доклад защиты творческого проекта. Защищать творческий проект. Оценивать проекты по составленному плану.





Раздел «Технология домашнего хозяйства» 2 ч

57-58

Интерьер кухни, столовой. (2 ч)



Понятие об интерьере. Требования к интерьеру. Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни.

Знакомиться с требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК.

Журналы, иллюстрации с интерьерами кухни, клей, бумага, картон, ножницы.

Презентация «Интерьеры кухни». УМК «Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища».


Технологии творческой и опытнической деятельности по разделу «Технология домашнего хозяйства» 2 ч

59-60

Творческий проект «Планирование кухни-столовой». (2 ч)



Этапы выполнения проекта. Определение затрат на изготовление проектного изделия. Защита творческого проекта. Испытание проектируемых изделий. Оценивание.

Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу. Составлять доклад защиты творческого проекта. Защищать творческий проект. Оценивать проекты по составленному плану.

Презентации учащихся.


Проектная деятельность «Школьный двор» 8 ч

61-62

Проектная деятельность «Школьный двор». Весенние работы на пришкольном участке. Обработка почвы. ТБ. (2 ч)



Основные направления весенних работ на пришкольном участке. Способы весенней обработки почвы. Правила ТБ.

Подготовка почвы к перекопке. Перекопка почвы»их цветов»ы. блонов и ПК. ы.аги.ыслах своего региона.0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000.

Садовый инвентарь.

63-64

Проектная деятельность «Школьный двор». Посадка семян цветов в грунт. ТБ. (2 ч)



Способы подготовки семян к посадке. Способы посадки семян цветов в почву. Инструменты и приспособления. Виды оформления и дизайн цветочной клумбы. Правила ТБ.

Подготовка грядок к посадке цветов. Посадка однолетних цветов.

Садовый инвентарь.

Презентация «Дизайн и оформление цветочных клумб».

65-66

Проектная деятельность «Школьный двор». Посадка цветочной рассады в грунт. ТБ. (2 ч)



Планировка и способы посадки цветочной рассады в грунт на клумбу. Инструменты и приспособления. Правила ТБ.

Посадка цветочной рассады.

Садовый инвентарь.

67-68

Проектная деятельность «Школьный двор». Уход и наблюдение за всходами. Оценивание проделанной работы. (2 ч)



Виды и способы ухода за цветочными растениями на клумбе. Необходимые условия для выращивания цветов. Инструменты и приспособления. Правила ТБ. Оценивание проделанной работы.

Полив и прополка цветочных грядок.

Садовый инвентарь.

69-70

Резерв (2ч)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС

Автор: Камышова Елена Анатольевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа 5 класс ФГОС 2017-2018"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_proghramma_5_klass_fgos_2017_2018"
    ["file_id"] => string(6) "430297"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506781724"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа 5 класс ФГОС технология"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_5_klass_fgos_tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "426384"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503834116"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по технологии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "233921"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443280154"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства