Рабочая программа по технологии 5 класс для сельских школ, имеющих пришкольно-опытный участок
Рабочая программа по технологии 5 класс для сельских школ, имеющих пришкольно-опытный участок
Данная программа явлеются комплексной. В неё включены разделы: "Растениеводство", "Животноводство", а также базовые разделы по технологии технического и обслуживающего труда. Учащиеся по выбору изучают раздел "Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов" или разделы "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" и "Кулинария"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5 класс для сельских школ, имеющих пришкольно-опытный участок »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ветошкино
Лебяжского района Кировской области
Рассмотрено Утверждаю:
На заседании МО Директор школы
_______________ _______________
«____»________ 2013 г. «28» августа 2013 г.
Приказ № 46 от 28.08.2013
Рабочая программа
Веретенниковой Людмилы Ивановны
учителя первой квалификационной категории
технология , 5 класс
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дл учащихся 5 класса по технологии составлена на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Сборник нормативных документов. Технология/составители Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев- М.: Дрофа 2008 г.
2. Программы начального и основного общего образования по направлению «Технология», авторским коллективом в составе: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.,«Вентана-Графр 2010 г.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов( 2 часа в неделю). В неё включены разделы по сельскохозяйственному труду: «Растениеводство», а также базовые разделы по технологиям технического и обслуживающего труда: учащиеся по выбору изучают раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» или разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Кроме того программа содержит инвариантные разделы: «Черчение и графика», «Технология ведения дома». Программой предусмотрено вводный урок и раздел «Проектная деятельность».
В связи с перераспределением времени между разделами в программе уменьшены объём и сложность практических работ, которые предусмотрены для выполнения в рамках разделов по техническому и обслуживающему труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Комплексная программа может использоваться в сельской школе имеющей пришкольный участок.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии.
Данная рабочая программа по технологии для 8 класса является комплексной. В нее включены разделы:
Растениеводство
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов;(технический труд)
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (обслуживающий труд)
Кулинария (обслуживающий труд)
Технология ведения дома
Проектная деятельность;
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология» для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / В.Н.Правдюк, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко и др.; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010;
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоениетехнологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
• овладениеобщетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воcnитаииетрудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получениеопыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по разделам растениеводство, технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, строительные ремонтно-отделочные работы, технологии ведения дома, проектная деятельность;
овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
В результате изучения раздела: « Растениеводство. Основы аграрной технологии» учащиеся должны:
знать/понимать полный технологический цикл получения двух-трех видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;
уметь разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.
В результате изучения раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» учащиеся должны:
знать/понимать методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;
уметь обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.
В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» ученик должен
Знать/понимать назначение различных швейных изделий. Основные стили в одежде. Виды традиционных народных промыслов.
Уметь выбирать тип ткан для определённых типов швейных изделий. Снимать мерки с фигуры человека, строить чертежи простых поясных изделий выполнять не менее трёх видов художественного оформления швейных изделий, выполнять примерку изделия.
В результате изучения раздела «Кулинария»
Знать/понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой; к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни.
Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность продуктов по внешним признакам, составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов. Полуфабрикатов и готовых блюд; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
В результате изучения раздела «Черчение и графика» учащиеся должны:
уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выполнения графических работ с помощью инструментов, приспособлений; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
В результате изучения раздела «Технология ведения дома» учащиеся должны:
Знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях. Виды ремонтно-отделочных работ; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники
Уметь соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
В результате иучения раздела «Проектная деятельность»
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий;
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Распределение учебного времени
по разделам и темам программы «Технология» (5 класс)
Разделы и темы программы
Количество часов
Вводный урок
1
Растениеводство
Основы аграрной технологии (осенние работы)
Основы аграрной технологии (весенние работы)
18
9
9
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
(технический труд)
Создание изделий из древесины и древесных материалов
Создание изделий из металлов и пластмасс
Декоративно-прикладное творчество
34
14
12
8
Содание изделий из текстильных и поделочных материалов
(обслуживающий труд)
Швейные материалы
Изготовление выкроек и раскрой
Пошив изделия
Декоративно прикладное творчество
28
2
4
14
8
Кулинария
(обслуживающий труд)
6
Технология ведения дома
Уход за одеждой и обувью
Интерьер жилых помещений
4
2
2
Черчение и графика
2
Проектная деятельность
9
итого
68
Содержание программы
Вводный урок
Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5 класса (универсальная линия), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
Основы аграрной технологии (осенние работы)
Теоретические сведения. Основные задачи сельскохозяйственного производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Понятие «аграрные технологии». Понятие «сельскохозяйственные культуры». Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, способ посадки, уборка урожая. Способы учета урожая. Понятие «система обработки почвы». Обработка почвы под овощные растения: основная, предпосевная и послепосевная (междурядная).
Практические работы. Экскурсия на пришкольный участок. Изучение сельскохозяйственных растений в осенний период.
Уборка и учет урожая лука репчатого. Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты.
Варианты объектов труда. Сельскохозяйственные растения. Урожай лука репчатого. Пришкольный участок.
Основы аграрной технологии (весенние работы)
Теоретические сведения. Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений, их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями. Понятия «однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры», «чистый пар». Сроки и способы посева семян зеленных культур. Агротехнические, химические и биологические меры защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. Правила безопасной работы при опрыскивании растений.
Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.
Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.
Практические работы. Посадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт. Прополка и прореживание всходов овощных растений. Подкормка ранней белокочанной и цветной капусты. Опрыскивание культурных растений для защиты их от вредителей и болезней.
Варианты объектов труда. Рассада белокочанной и цветной капусты. Всходы овощных растений.
Создание изделий из древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина, пиломатериалы и древесные материалы.
Последовательность работ по созданию изделий. Графическое изображение последовательности превращения заготовки в деталь.
Разметка плоских деталей. Инструменты для разметки. Приемы разметки линий, окружностей. Разметка по шаблону.
Виды пиления и пил. Конструкции зубьев пил для поперечного и продольного пиления древесины. Приемы пиления. Правила безопасной работы.
Назначение операции строгания. Струги и их назначение (шерхебель, рубанок, фуганок). Ножи. Режущая кромка. Крепление и строгание заготовок на верстаке. Приемы и безопасность строгания.
Виды отверстий и их назначение. Виды сверл. Устройство сверл. Устройство и назначение коловорота и дрели. Правильность установки сверла. Разметка отверстий. Приемы сверления коловоротом и дрелью с соблюдением правил безопасного труда.
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Правила безопасного труда. Виды клеев и их назначение. Подготовка склеиваемых поверхностей. Приемы и режимы склеивания. Правила безопасной работы.
Зачистка изделий напильником и шлифовальной колодкой.
Понятия «машина» и «механизм». Винтовой механизм зажима верстака. Назначение. Устройство. Принцип работы. Кинематическая схема. Виды типовых деталей, их связи (соединения) и условные графические изображения. Типовые соединения деталей.
Практические работы. Изучение устройства и назначения столярного верстака и отработка приемов крепления заготовок из досок, брусков, фанеры, ДСП.
Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов. Выбор материалов для творческого проекта.
Ознакомление с заготовками, деталями, сборочными единицами.
Ознакомление с графическим изображением последовательности превращения заготовки в деталь. Чтение простейшей технологической карты.
Разметка плоских деталей по размерам с помощью линейки, угольника, рейсмуса, циркуля, шаблона. Разработка и разметка изделия, выбранного в качестве творческого проекта.
Распиливание заготовок при изготовлении изделий из древесины. Выпиливание заготовок деталей по разметке. Пиление в стусле и с упором. Выпиливание деталей проектного изделия.
Ознакомление со стругами. Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком. Крепление заготовок. Строгание заготовок, приемы и контроль качества. Строгание заготовок проектного изделия.
Сверление отверстий в заготовках из древесины. Изучение устройства сверл. Закрепление сверла в коловороте и дрели. Разметка отверстий. Крепление заготовок и их сверление. Сверление деталей проектного изделия.
Соединение деревянных деталей гвоздями, шурупами, склеиванием. Подготовка рабочего места, инструментов и приспособлений. Соединение деталей в проектном изделии.
Изучение устройства и принципа работы винтового механизма зажима верстака. Изучение зубчатого механизма дрели.
Придание окончательной формы проектному изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Защита творческого проекта.
Варианты объектов труда. Столярный верстак. Образцы древесины различных пород. Образцы пиломатериалов и древесных материалов. Графическая документация. Образцы разметки, распиливания, строгания заготовок. Образцы сверления отверстий в заготовках. Образцы соединения деталей гвоздями, шурупами, склеенных изделий, зачистки поверхности, лакирования изделий.
Создание изделий из металлов и пластмасс
Теоретические сведения. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Правила безопасного выполнения работ. Организация рабочего места. Слесарный верстак и тиски. Их устройство и назначение.
Тонкие металлические листы, жесть и проволока. Их получение и применение. Графические изображения металлических изделий из листов и проволоки (эскиз, технический рисунок, чертеж). Развертка объемного изделия. Правила изображения. Проектирование и конструирование изделий. Макетирование. Последовательность изготовления изделия. Технологическая карта.
Правка металлических листов и проволоки. Процесс правки в условиях мастерских и на производстве. Приемы ручной правки. Правила безопасного труда.
Приемы разметки деталей из металлических листов и проволоки. Инструменты и приспособления для разметки.
Резание жести и проволоки. Виды, устройство и применение слесарных ножниц. Приемы работ ножницами. Правила безопасного труда.
Инструменты и приемы для резания проволоки. Зачистка изделий из жести и проволоки. Инструменты для зачистки.
Процесс гибки металлических заготовок из листов и проволоки. Инструменты и приспособления для гибки. Приемы гибки. Гибка на оправках. Понятие о гибочных приспособлениях и штампах.
Операции пробивания и сверления отверстий в тонких металлических листах. Применяемые инструменты и приспособления. Приемы выполнения отверстий. Правила безопасного труда.
Соединение жести фальцевым швом. Примеры изделий с фальцевым швом. Последовательность выполнения фальцевого шва.
Заклепочные соединения. Виды заклепок. Подбор длины заклепки. Последовательность выполнения заклепочного соединения и применяемые инструменты. Правила безопасного труда.
Устройство и назначение сверлильного станка как технологической машины. Способы передачи движений. Движения резания и подачи. Их регулирование. Установка сверла в патрон. Приемы сверления. Правила безопасной работы на станке.
Практические работы. Выбор изделия в качестве творческого учебного проекта из банка проектов. Изучение устройства и назначения слесарного верстака и тисков. Отработка приемов крепления тонких металлических листов и проволоки в тисках. Ознакомление со свойствами тонких металлических листов и проволоки.
Графическое изображение металлических изделий из листов и проволоки. Вычерчивание развертки. Измерение и простановка размеров. Разработка конструкций (эскизов) изделия из жести и проволоки и выбор лучшего варианта, его графическое изображение с простановкой размеров. Изготовление из бумаги макета изделия.
Составление простейшей технологической карты на изготовление изделия. Изображение и планирование последовательности создания изделия, выбранного в качестве творческого проекта.
Правка заготовок из тонких металлических листов и проволоки. Выбор способа правки. Проверка качества правки.
Разметка деталей из металлических листов и проволоки. Разметка по чертежу и по шаблону. Расчет длины заготовки.
Правка и разметка деталей изделия. Вырезание заготовок из жести и проволоки. Зачистка изделий из жести и проволоки. Вырезание и зачистка деталей изделия (выбранного в качестве творческого проекта).
Гибка заготовок из жести и проволоки в тисках и на оправке. Гибка и получение объемных изделий из жести. Разметка и гибка деталей изделия.
Выполнение операций пробивания и сверления отверстий в жести. Изготовление изделий из жести с креплением деталей болтами и винтами.
Соединение деталей фальцевым швом и с помощью заклепок. Разметка деталей. Выполнение фальцевого шва. Выполнение заклепочного соединения с соблюдением технологической последовательности.
Изучение устройства сверлильного станка. Крепление сверла в патроне. Выполнение операций сверления (под контролем учителя).
Варианты объектов труда. Слесарный верстак и тиски. Образцы правки, разметки, резания, зачистки, гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивания и сверления отверстий. Сверлильный станок. Образцы соединения деталей из тонколистового металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклепок. Образцы отделки готовых изделий.
Декоративно-прикладное творчество
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно- прикладного творчества. Народные промыслы России. Промыслы, распространенные в регионе проживания.
История выжигания по древесине. Выжигание в быту различных народов России. Сущность и назначение процесса выжигания. Материалы и инструменты, применяемые для выжигания. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка материала к работе. Перевод рисунка на материал. Устройство электровыжигателя. Подготовка электровыжигателя к работе. Приемы выжигания. Технология выполнения изделия. Приемы окончательной обработки изделия.
История выпиливания лобзиком. Материалы и инструменты, применяемые для выпиливания. Организация рабочего места. Подбор материалов и подготовка их к работе. Разметка рисунка. Назначение и устройство лобзика. Крепление пилки. Подготовка лобзика к работе. Приемы выпиливания. Технология выполнения изделия. Приемы окончательной обработки изделия: зачистка и лакирование поверхности.
Профессии, связанные с технологиями обработки конструкционных материалов.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия для выжигания и выпиливания лобзиком вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей.
Нанесение на заготовку рисунка. Настройка электровыжигателя. Освоение приемов выжигания. Настройка столика и лобзика. Выполнение проколов по внутренним контурам рисунка. Выпиливание контура рисунка. Изготовление декоративных изделий. Окончательная обработка изделий.
Варианты объектов труда. Образцы выполнения выжигания. Образцы выпиливания лобзиком.
Швейные материалы
Теоретические сведения Виды растительных волокон. Свойства тканей и натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке. Определение долевой нити в ткани. Полотняное переплетение нитей ткани. Определение лицевой стороны ткани. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учётом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Практические работы. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Выбор материалов для проектного изделия.
Изготовление выкроек и раскрой
Теоретические сведения. Понятие «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Правила снятия мерок для изготовления выкройки швейного изделия.
Изготовление выкройки швейного изделия копированием готовой выкройки. С помощью уменьшенного чертежа. Способы моделирования фартука. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки.
Понятия раскрой выкраивание. Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Понятие «декатирование». Способы раскладки выкроек на ткани в зависимости от ширины ткани. Вида рисунка. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества размётки и раскроя.
Пошив изделия
Теоретические требования. Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка», «шов». Виды ручных стежков и строчек. Приёмы выполнения стежков. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков.
Требования предъявляемые к выполнению ручных работ. Ручные операции: перенос линий выкройки на детали кроя копировальным колёсиком. Прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание детали; замётывание детали; смётывание детали. Условное обозначение операций. Способы контроля качества.
Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка Устройство бытовой швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Закрепление машинной строчки. Неполадки связанные с неправильной заправкой ниток. Регулирующие механизмы: регулятор длины стежка, клавиша шитья назад.
Требования предъявляемые к выполнению машинных работ. Машинные операции :обмётывание петли, застрачивание шва, стачивание деталей. Условные обозначения операций. Способы контроля качества.
Правила безопасного труда при выполнении ВТР. Организация рабочего места. Оборудование для ВТО. Требования к ВТО. Состав деятельности по выполнению операций ВТО: приутюжить, шов, раутюжить деталь, заутюжить шов. Условное обозначение операций. Способы контроля качества. Окончательная обработка изделия. Способы контроля качества готового изделия. Расчёт материальных затрат на изготовление изделия.
Критерии оценки изделия. Способы сопоставления с моделью по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения.
Декоративно прикладное творчество
Теоретические сведения. Традиционные виды рукоделия и декоративно прикладное творчество. Народные промыслы России. Промыслы распространённые в регионе проживания.
Истории вышивки. Вышивка в костюме и быте различных народов России. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Заправка ткан в пяльцы. Технология выполнения ручных прямых, петельных. Петлеобразных, косых. Крестообразных стежков и швов на их основе. Окончательная обработка вышиты изделий.
Профессии связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.
Кулинария
Теоретические сведения.
Санитария и гигиена кухни .Правила выполнения кулинарных работ. Организация рабочего места. Понятие «микроорганизмы». Первая помощь при микроорганизмах. Правила санитарии и гигиены при пищевых отравлениях. Профилактика пищевых отравлений. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. оказание первой помощи при ожогах. Рациональное питание. Виды бутербродов и способы их приготовления. Значение хлеба в питании человека. Украшение бутербродов. Виды и пищевая ценность горячих напитков. Пищевая ценность яиц. Требования, предъявляемые к качеству готовых блюд из яиц. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Сроки и условия хранения молока и молочных продуктов и блюд из них. Технология приготовлении блюд из молока и молочных продуктов. оформление блюд и правила подачи их к столу. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Профессии связанные с получением и обработкой пищевых продуктов.
Черчение и графика
Теоретические сведения. Способы графического изображения изделия. Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Виды чертежей. Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Масштаб. Организация рабочего места и правила безопасного выполнения чертежных работ.
Практические работы. Изучение графической документации. Выполнение эскиза, чертежа и технического рисунка детали или изделия.
Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи и технические рисунки.
Проектная деятельность
Теоретические сведения. Понятие учебного творческого проекта по технологии. Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных или поделочных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, их содержание. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Подбор материалов, инструментов и приспособлений, технологии выполнения. Выбор формы, цвета, размера изделия. Изготовление проектного изделия. Контроль процесса и качества изготовления изделия. Презентация творческого проекта.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: приспособление для съема яблок; подставка под горячее; подсвечник; обнова к лету и др.
Интерьер жилых помещений
Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Оборудование кухни. Планировка кухни. Функциональные зоны кухни. Создание интерьера кухни. Санитарно-гигиенические работы на не. Кухонная утварь и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, бытовой техники, газовых плит, при работе с горячей жидкостью
Практические работы. Планировка кухни. Ознакомление с устройством и принципом действия электробытовых приборов. Подбор бытовой техники для кухни с учетом потребностей семьи. Генеральная уборка кухни.
Варианты объектов труда. Кухонные посуда и инвентарь. Бытовая техника. План кухни.
Ресурсное обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Технология/составители Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев- М.: Дрофа 2008 г.
2. технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В. Н. Правдюк, П С. Самородский, В.Д.Симоненко и др.; под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс: Пособие для учителей и учащихся. — М., 2004.
4.Бешенков А.К. Раздаточные материалы по технологии (технический труд). 5-8 классы. — М., 2003.
5.Бешенков А.К. Технология (технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 классы: Пособие для учителя. — М., 2004.
6.Федеральный российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru