Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению (профиль - швейное дело) для учащихся 5 класса ГБ(С)КОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению (профиль - швейное дело) для учащихся 5 класса ГБ(С)КОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа создана на основе:
1. Типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года №288(с последующими изменениями и дополнениями).
2.Образовательной программы В.В. Воронковой по предмету «Швейное дело» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Издательство «Владос», 2011 год, под редакцией В.В. Воронковой.
Условия реализации рабочей программы.
Обучение должно проводиться в специально оборудованной мастерской (кабинете). Для выработки достаточных показателей скорости и качества выполнения операций необходимо обеспечить учащегося материалами и заказами.
Общая характеристика рабочей программы.
Программа предусматривает формирование устойчивого положительного отношения школьников к урокам труда по швейному делу, подготовку учащихся специальных образовательных учреждений к самостоятельному выполнению задания со специализацией в дальнейшем по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
Программа по трудовому обучению в 5-ом классе построена по предметной схеме: каждая тема предусматривает изготовление несложных предметов с использованием элементарных приемов. Учащиеся знакомятся с устройством швейной машины, предусмотрены упражнения по освоению приемов работы по ней. В программу включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятие мерок, построение чертежа, расчет расхода ткани, выкраивание деталей с припуском на швы, простейшего ремонта одежды.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у особых детей, формирует у них эстетические представления, благотворно отражается на становлении личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению (профиль - швейное дело) для учащихся 5 класса ГБ(С)КОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор ГБ(С)КОУ школы-интерната №71
по профессионально - трудовому обучению (профиль - швейное дело)
для учащихся 5 класса ГБ(С)КОУ
школы-интерната № 71 г.о. Самара
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Учитель Резникова З. А.
г. Самара 2015-2016г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа создана на основе: 1. Типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года №288(с последующими изменениями и дополнениями).
2.Образовательной программы В.В. Воронковой по предмету «Швейное дело» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Издательство «Владос», 2011 год, под редакцией В.В. Воронковой.
Условия реализации рабочей программы.
Обучение должно проводиться в специально оборудованной мастерской (кабинете). Для выработки достаточных показателей скорости и качества выполнения операций необходимо обеспечить учащегося материалами и заказами.
Общая характеристика рабочей программы.
Программа предусматривает формирование устойчивого положительного отношения школьников к урокам труда по швейному делу, подготовку учащихся специальных образовательных учреждений к самостоятельному выполнению задания со специализацией в дальнейшем по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
Программа по трудовому обучению в 5-ом классе построена по предметной схеме: каждая тема предусматривает изготовление несложных предметов с использованием элементарных приемов. Учащиеся знакомятся с устройством швейной машины, предусмотрены упражнения по освоению приемов работы по ней. В программу включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятие мерок, построение чертежа, расчет расхода ткани, выкраивание деталей с припуском на швы, простейшего ремонта одежды.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у особых детей, формирует у них эстетические представления, благотворно отражается на становлении личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Место предмета в учебном плане
В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, утверждённого приказом Минобразования РФ от10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» в 5 классе - 68 часов, при недельной нагрузке 2 часа.
Учитель может вносить изменения в календарно-тематическом плане для закрепления материала, вызывающего у обучающихся затруднения.
Цель обучения:
Подготовка учащихся к освоению профессии швеи-мотористки и выполнению элементарных видов работ по пошиву белья и легкого платья.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:
объяснение нового материала с опорой на наглядные и методические пособия, разнообразные по форме и содержанию, показ презентаций по темам и т.д.;
закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
обобщение и систематизация пройденного материала с использованием ролевых игр.
Основной формой организации учебного процесса
по предмету «Швейное дело» является занятие, состоящее из 2 уроков продолжительностью 40 минут.
Межпредметные связи
На уроках швейного дела осуществляется связь с предметами: русский язык, чтение, математика, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
-математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
-естествознанием;
-ОБЖ (правила безопасной работы на швейных машинах, с ручными инструментами);
-экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
-ИЗО (зарисовка эскизов моделей);
-информатикой (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);
-историей (история возникновения швейных изделий и т.д.);
-чтением и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности,
направленных на социализацию обучающихся в природе, в быту, в коллективе: - способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарнее выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.
Планируемые результаты реализации рабочей программы:
К концу обучения швейному делу в 5-ом классе
учащиеся должны знать: строение и основные свойства х/б тканей и их использование
-устройство рабочих механизмов швейных машин с ножным приводом.
Должны уметь: распознавать х/б ткани, качественно выполнять все виды швов, составлять план пошива однодетальных и несложных изделий, обрабатывать несложные бельевые и некоторые бытовые швейные изделия, выполнить простейший ремонт одежды.
Учебно-методическое обеспечение.
Календарно-тематический план.
Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
Дидактический материал по темам
Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, плакаты по технике безопасности.
http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://www.zavuch.info - Завуч-инфо
http://www.eidos.ru/journal/index.htm -Интернет журнал Эйдос
http://it-n.ru - Сеть творческих учителей
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения учебного урока
Изучаемый вопрос (тема)
Знания, необходимые для
словарь
Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках
Средства обучения
Форма организации обучения
Коррекционные задачи
усвоения
1 четверть-16 часов
7.7.09.15г. 2ч
Вводное занятие. Беседа о профессии швеи. Задачи обучения и план работ на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской.
Правила т.б. поведения, ассортимент изделий, изучаемый в 1ой четверти
Правила поведения в мастерской
Работы учащихся старших классов, плакаты
Комбинированный урок
Развитие концентрации и устойчивости распределения и перекл. внимания
14.14.09.15г. 2ч
Повторение. х/б волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечные нити. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Строение и свойства тканей
х/б ткани, долевые и поперечные нити, кромка лицевая, изнаночная сторона ткани
Умение определить лицевую и изнаночную стороны ткани
Наглядные пособия по видам тк., образцы тк., и приспособлений
повторение
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления
21.21.09.15г. 2ч
Знакомство с устройством машины. Основные механизмы. Заправление ниток. Наматывание нитки. Правила по т.б.
Выполнение машинных строчек.
Виды выполненных работ, основные механизмы, заправка ниток
Главный вал, рабочие органы машины, винт-разъединитель, рабочий ход
Умение выполнять машинный строчки, заправлять, наматывать нитки
Схема швейной машины, правила т.б.
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Развитие словарного запаса, связной речи, мелкой моторики
28.28.09.15г. 2ч
5.5.10.15г. 2ч
Тема: работа с тканью. Изделие: головной и носовой платок. Виды волокон. Название тканей, используемые для изготовления головного платка. Машинные швы: виды, конструкция, применение. Заметывание и застрачивание долевых срезов платка. Закрепление машинной строчки. Обработка углов косыми стежками. Утюжка изделия.
Название тканей для головного платка, знание машинных швов
Умение выполнять сметочные стежки и застрачивать на швейной машине, обрабатывать углы косыми стежками
Образцы тканей, швов, изделий. Последовательность выполнения изделий
Комбинированный урок
Развитие способности планировать свою деятельность
12.12.10.15г 2ч
19.19.10.15г. 2ч
Тема: ремонт одежды. Изделие: пуговицы на стойке. Виды пуговиц. Подбор ниток. Способ пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы. Закрепление нити.
Швы, применяемые для ремонта белья и одежды. Стачивание распоровшегося шва ручными и стачными стежками. Обметывание срезов частыми косыми стежками. Приутюживание места разрыва.
Знание методов пришивания пуговицы
Знание швов, ручных и косых стежков
Пуговицы со сквозными отверстиями, пуговицы с ушком, стойка
Умение пришить оторванную пуговицу
Умение выполнить ручной стачной стежок
Образцы пуговиц: на стойке со сквозными отверстиями
Образцы швов
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Развитие мыслительных операций, мелкой моторики, поэтапного и итогового контроля, увеличение объема памяти и внимания
26.26.10.15г. 2ч
Самостоятельная работа. Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной 1см. пришивание пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.
Знание технологии обработки шва вподгибку
Шов вподгибку с закрытым срезом
Умение выполнить шов, пришить пуговицу
Образец шва
Образец пришитой пуговицы
Повторение и закрепление пройденного
Реализация долговременной памяти
Дата проведения учебного урока
Изучаемый вопрос (тема)
Знания, необходимые для
словарь
Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках
Средства обучения
Форма организации обучения
Коррекционные задачи
усвоения
2 четверть-16 часов
9.9.11.15г 2ч
Вводное занятие. План работы на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. Правила безопасной работы с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места. Повторение:1. План работы по изготовлению головного платка. 2. Вышивка монограммы.
План работы на четверть
План работы по изготовлению головного платка
Специальная одежда
Правила поведения в мастерских
Умение планировать свою работу, выполнить программу
Образцы изделий. Плакаты по технике безопасности
Комбинированный урок
Развитие слухового и зрительного восприятия, реализация долговременной памяти
16.16.11.15г. 2ч
Тема: работа с тканью. Изделие: мешочек для хранения изделия. Ткани для изготовления мешочка. План работы. Отделка кроя аппликацией.
Назначение тканей для мешочка, машинные швы
Умение выбрать ткани, аппликацию, планировать свою работу
Образцы изделия, учебник, образцы тканей
Комбинированный урок
Развитие мышления, памяти, ручи
23.23.11.15г. 2ч
Сметывание и стачивание боковых срезов.
Умение выполнить сметочные стежки, строчки на машине
Образец изделия, швов, стежков
Комбинированный урок
Развитие мышления, разговорной речи
30.30.11.15г.2ч
Обметывание срезов
Требование к качеству работ
Косые стежки, обметочные строчки
Умение выполнить петельные и косые стежки
Образец петельных стежков
Комбинированный урок
Развитие мелкой моторики
7.7.12.15г. 2ч
Обработка верхнего среза
Последовательность выполнения
Шов вподгибку с закрытыми срезами
Умение выполнить потайные стежки, шов вподгибку
Образец потайных стежков
Комбинированный урок
Развитие моторных координаций
14.14.12.15г. 2ч
Продергивание шнура. Утюжка изделия
Знание правил по безопасности
Умение пользоваться булавкой
Образец изделия
Комбинированный урок
Развитие моторных координаций
21.21.12.15г. 2ч
Тема: ремонт одежды. Изделие: вешалка к одежде. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки. Пришивание вешалки. Пришивание вешалки к изделию.
План работы по изготовлению вешалки
вешалка
Умение выбрать ткань для ремонта, пользоваться портновскими ножницами
Образец тканей, изделия
Комбинированный урок
Развитие самоконтроля
28.28.12.15г. 2ч
Самостоятельная работа – 2часа. Обработка вешалки и втачивание ее швов вподгибку с закрытым срезом.
Реализация долговременной памяти
Дата проведения учебного урока
Изучаемый вопрос (тема)
Знания, необходимые для
словарь
Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках
Средства обучения
Форма организации обучения
Коррекционные задачи
усвоения
3 четверть-22 час.
11.11.01.16г 2ч
Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на 3 четверть. Правила безопасной работы в мастерской
Задачи обучения и план работы на четверть
Образцы изделий, журналы мод, дидактический материал
Комбинированный урок
Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия
18.18.01.16г. 2ч
25.25.01.16г. 2ч
Повторение. Диктант. Швейная машина с ножным приводом. Назначение и устройство машины (приводной, передаточной и устройство рабочих механизмов и их взаимодействие. Установка игла. Закрепление иглы винтом. Правила установки) выполнение строчек с различной толщиной ткани (толстых и тонких)
Сведения о бытовых швейных машинах
Двигатель ткани, регулятор строчки, нитенатягиватель, регулятор натяжения верхней нити, челночное устройство
Умение отличить марки машин с ручным, ножным и электрическим приводом, установить иглу, выполнить строчки на различных по толщине тканях.
Парк швейных машин, скелет машины, плакаты правильной позы, устройство иглы
Комбинированный урок
Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие мелкой моторики
1.1.02.16г. 2ч
Правила заправки верхней и нижней нитей. Выполнение строчек с различной длинной стежка. Выполнение машинной закрепки. Подбор нити в зависимости от ткани.
Знание правил заправки нитей, деталей машин
Бабина, нитенаправитель
Умение заправить нити, выполнить строчки с разной длиной стежка, машинной закрепки
плакаты
Комбинированный урок
Развитие памяти, слухового и зрительного восприятия
8.8.02.16г. 2ч
Тема: построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани. Изделие: салфетка квадратной формы, обработка швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1см. построение чертежа салфетки. Правила оформления чертежа. Вырезание выкройки. Ткани для изготовления салфеток. Определение долевой и поперечной нити. Раскрой изделия по выкройке.
Знание последовательности построения чертежа, правил оформления чертежа
Тема: построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва. Изделие: наволочка на подушку с клапаном не менее 25см. составление чертежа прямоугольной формы по заданным размерам. Подготовка ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов. ВТО срезов.
Параметры ВТО
Наволочка, постельное белье, клапан
Умение оформления чертежа по заданным размерам, выполнить расход ткани на изделие, раскроить детали с припуском, выполнить двойной шов
Образец изделия, ПТ карта, контроль качества, словарь
Комбинированный урок
Развитие элементов самоконтроля, долговременной памяти, взаимоконтроля
Развитие слухового и зрительного восприятия, самоконтроля
21.21.03.16г.2ч
Самостоятельная работа. Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3см.
Реализация долговременной памяти
Образец изделия, контроль качества
Урок повторение и закрепление представленного
Реализация долговременной памяти
Дата проведения учебного урока
Изучаемый вопрос (тема)
Знания, необходимые для
словарь
Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках
Средства обучения
Форма организации обучения
Коррекционные задачи
усвоения
4 четверть-14 час.
4.4.04.16г. 2ч
Вводное занятие. Повторение. Выполнение шва вподгибку.
Ассортимент изделий, изучаемый в 4 четверти
Правила поведения в мастерской , умение выполнить шов вподгибку
11.11.04.16г.2ч
Тема: накладной шов. Виды накладного шва:
-с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами направленными в одну сторону
-с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны
Накладной шов
Умение выполнить швы: с закрытым срезом, с 2-мя открытыми срезами
Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия памяти, самоконтроля
18.18.04.16г. 2ч
Тема: построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов. Изделие: сумка хозяйственная х/б с ручками из 2-ух слоев ткани. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Подготовка ткани к раскрою и выкраиванию деталей.
Развитие мелкой моторики, самоконтроля, пооперационного контроля
Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля
25.25.04.16г. 2ч
2.2.05.16г. 2ч
16.16.05.16г. 2ч
Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с 2-мя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Приемы выполнения двойного накладного шва, приемы выполнения шва вподгибку, приемы выполнения стачного шва ,приемы выполнения аппликации
Двойной накладной шов, шов вподгибку, боковые стороны, дно сумки
Образец изделия швов, контроль качества швов, образец изделия, ПТ карта, контроль качества, словарь
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Развитие мелкой моторики, самоконтроля, поэтапного и взаимоконтроля
Развитие мелкой моторики, развитие планирования своих действий,
Развитие памяти , мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия
23.23.05.16г. 2ч
Самостоятельная работа. Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).