Рабочая программа факультатива "Хозяюшка" для 5 класса
Рабочая программа факультатива "Хозяюшка" для 5 класса
Программа «Хозяюшка» для 5 классов создана в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность данной программы обосновывается в соответствии с анализом современной общественно-экономической ситуации. Как подметили видные социологи, а в частности американский учёный О.Тоффлер, на современном этапе проявляются весьма характерные штрихи будущего процесса человеческой деятельности. Новые технологии приводят всё больше к интеграции домашнего хозяйства и производства, расширяют спектр непроизводственных видов деятельности на дому, ведут к доместикации (одомашниванию) производства и многообразной человеческой активности.
Ведущая идея программы - познакомить учащихся среднего звена с широким спектром знаний по рукоделию в различных техниках и традициях. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Хозяюшка" для 5 класса »
Рабочая программа факультатива «Хозяюшка»
Пояснительная записка
Программа «Хозяюшка» для 5 классов создана в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность данной программы обосновывается в соответствии с анализом современной общественно-экономической ситуации. Как подметили видные социологи, а в частности американский учёный О.Тоффлер, на современном этапе проявляются весьма характерные штрихи будущего процесса человеческой деятельности. Новые технологии приводят всё больше к интеграции домашнего хозяйства и производства, расширяют спектр непроизводственных видов деятельности на дому, ведут к доместикации (одомашниванию) производства и многообразной человеческой активности.
Ведущая идея программы - познакомить учащихся среднего звена с широким спектром знаний по рукоделию в различных техниках и традициях. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях.
Цель программы:
формирование представлений о технологической культуре производства, практических навыков в сфере декоративно-прикладного искусства;
развитие творческих способностей и культуры труда подрастающих поколений;
становление системы технических и технологических знаний и умений;
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачами курса являются:
сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
2. Общая характеристика программы «Хозяюшка»
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды.
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, национальные особенности жизни людей региона, традиции; эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда; технологической культурой производства;
• с функциональными характеристиками предметов труда и технологий; экономией сырья, энергии, труда;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
•культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
• с видами декоративно-прикладного творчества и их историческое наследие в контексте региональной и этнографической культурой, художественной системой культурных традиций Кузбасса.
• навыками чтения и составления технологической документации, выбора, моделирования, конструирования, выполнения работ декоративно-прикладного характера,проектирования объекта труда и технологии;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
3.Место программы «Хозяюшка» в учебном плане
Данная программа способствует трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. Обучение искусству вышивки, шитья развивает усидчивость, аккуратность. Занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук и мыслительную деятельность. Программа предназначена для учащихся 5 классов, рассчитана на 1 год обучения; 1 час в неделю (35 часов в год).
4. Требования к уровню достижения освоения программы «Хозяюшка»
Личностными результатами освоения программы «Хозяюшка» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Хозяюшка» являются:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной форме результатов своей деятельности;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения программы «Хозяюшка» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
применение знаний культурных традиций Кузбасса;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
осознание необходимости изучения национального наследия малой Родины;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
моделирование художественного оформления объекта труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
выбор знаковых средств для оформления информации в процессе коммуникации;
публичная презентация и защита проекта технического изделия;
В психофизической сфере
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
5. Учебно-тематический план и содержание
№п/п
Раздел (тема)
К-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
5 класс
1.
Аппликация
П: Изучать различные виды техники аппликации. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания аппликаций. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Находить и представлять информацию об истории аппликации.Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и представлять информацию об истории швейной машины.
Р: Учиться обнаруживать учебную проблему.Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Овладевать безопасными приёмами труда.
К: Развивать внимание, договариваться.
Л: Выполнять саморефлексию.
2.
Мягкая игрушка
П: Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали мягкой игрушки. Находить и представлять информацию об истории создания мягкой игрушки. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя; смётывание; стачивание обметочными или петельными стежками. Изготовлять образцы машинных работ: настрачивание зигзагообразными стежками; стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Р: Обрабатывать изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Овладевать безопасными приёмами труда.
К: Слушать других, договариваться.
Л: Выполнять саморефлексию.
3.
Декоративно прикладное искусство. Основы композиции стежки
П: Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину.Выполнять эскизы орнаментов для одежды. Создавать предметы орнамента.Изучать технику стежки. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания изделия. Изготовлять образцы стежки. Находить и представлять информацию об истории стежки.
К: Обсуждать наиболее удачные работы.
Р: Соотносить результат своей деятельности с поставленной целью. Учиться вырабатывать критерии оценки.
Л: Выполнять саморефлексию.
4.
Исследовательская и проектная деятельность
П: Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Изучать этапы выполнения проекта. Перерабатывать информацию для выполнения проекта.
Р: Определять цель и задачи проектной деятельности. Выполнять проект по разделу «Аппликация». Выполнять проект по разделу «Мягкая игрушка». Выполнять проект по разделу «Стежка». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию
К: Оформлять свою позицию, доносить ее до других. Защищать творческий проект.
Л: Объяснять смысл своих оценок, мотивов и целей.
6. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Занятия по курсу «Хозяюшка», проводятся на базе мастерских по обработке ткани и пищевых продуктов. По санитарным нормам площадь рабочих помещений не менее 4,5 м 2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии. Они имеют рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, и оборудования.
Большое внимание при работе в мастерских обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией. Большое внимание при работе в мастерских обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащены наглядной информацией.
Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень учебных средств, разрешенных к использованию в общеобразовательных учреждениях учащимися в подростковом возрасте. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологического оборудования. Также не применяется на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы, аппараты или лабораторное оборудование, которое рассчитано на напряжение более 42в.
В учебно- методическом комплект для курса «Хозяюшка» входит литература по разделам, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для практических работ, технические средства обучения.
По рекомендации государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения используются следующие технические средства обучения для оснащения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер.
7. Планируемый уровень обученности.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности, в соответствии с нуждами Кузбасского региона;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере патриотизма, созидательного труда и материального производства;
Изучение курса хозяюшка призвано обеспечить:
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, воспитание в духе народных традиций, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: роли Новокузнецка и Кузбасса в жизни современной России, понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; обогащения жизненного опыта учащихся средствами народного искусства; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
8. Календарно-тематическое планирование программы «Хозяюшка» 5 класса
Литература:
Нестерова, Д.В. Рукоделие. Энциклопедия. - М.: АСТ, 2012.
Виды мягких игрушек. Материалы и инструменты для работы. Техника безопасности.
Поиск нужной игрушки.
1
2.2
Подбор выкроек и деталей оформления.
Перевод выкроек.
1
2.3
Технология раскроя.
Раскрой на ткани.
1
2.4
Виды соединения деталей.
1
2.5
Сборка деталей.
Материалы для набивки.
1
2.6
Оформление игрушки.
Окончательная доработка.
1
2.7
Исследовательская и проектная деятельность
5
3
Виды лоскутных технологий
6
3.1
Знакомство с техникой пэчворк.
1
3.2
Знакомство с техникой квилт.
1
3.3
Обратная аппликация.
1
3.4
Перевод рисунка.
1
3.5
Простёгивание.
Влажно-тепловая обработка.
1
3.6
Экскурсия в художественный музей.
Обсуждение работ.
1
3.7
Исследовательская и проектная деятельность
5
Итого: 35 часов.
9. Контроль результатов проектирования
Общая оценка является среднеарифметической трех оценок: за текущую работу, за изделие и за защиту работы.
При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.
При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения схем, чертежей.
При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).
Оценка "отлично" выставляется, если изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало.
Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других предметах.
"Хорошо" – Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.
"Удовлетворительно"- Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.
Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.