Программа факультатива «Техника челночного плетения»
Программа факультатива «Техника челночного плетения»
В наше время особое внимание уделяется организации обучения молодежи художественному мастерству и возрождению забытых народных промыслов. Несомненно, интерес к старине, рукоделию появляется не только у взрослых, но и у детей. Раньше дети с раннего возраста видели работу мастеров и сами учились этому, глядя на старших. А в наши дни видя старинные ажуры, лишь дивятся их красоте, не веря что эти причудливые узоры можно сделать самим. И поэтому мы должны суметь организовать занятия, кружки, курсы, приобщая детей к народному творчеству. Именно от этого в решающей мере зависит формирование мира прекрасного, стремление жить и трудиться по законам красоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива «Техника челночного плетения»»
Пояснительная записка
к программе факультатива
«Техника челночного плетения».
Человеку всегда было присуще стремление сделать свой быт уютным , одежду нарядной и красивой . И , именно , кружевные украшения придают им особую неповторимость . Недаром в современное время наблюдается возвращение к старине , к родным истокам . Из бабушкиных сундуков мы достаем вышитые старинными узорами и орнаментами рубашки , сорочки , кружевные скатерти , салфетки , покрывала , различные украшения .
В наше время особое внимание уделяется организации обучения молодежи художественному мастерству и возрождению забытых народных промыслов. Несомненно, интерес к старине, рукоделию появляется не только у взрослых, но и у детей. Раньше дети с раннего возраста видели работу мастеров и сами учились этому , глядя на старших . А в наши дни видя старинные ажуры , лишь дивятся их красоте , не веря что эти причудливые узоры можно сделать самим . И поэтому мы должны суметь организовать занятия, кружки, курсы, приобщая детей к народному творчеству. Именно от этого в решающей мере зависит формирование мира прекрасного, стремление жить и трудиться по законам красоты.
Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало.
Народное искусство – действенное средство развития художественно – творческих способностей детей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться.
Ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, поглощателя информации, а когда он увлечен каким – то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.
Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: лепить из глины, осваивать приемы плетения кружев, вышивать. Именно высказывание Сухомлинского целиком можно отнести к взаимоотношениям детей и народного искусства : « Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребенок .»
Таким образом, использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоничному развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.
В программе факультатива «Техника челночного плетения» я предлагаю учебно – методическое пособие для проведения занятий по теме «Кружевоплетение».
Актуальность выбора данной темы обусловлено интересом к современному оформлению одежды и интерьера с учетом большой истории развития кружевоплетения и широкими возможностями применения в жизни.
Цели и задачи программы:
Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к истории кружевоплетения ;
выполнение кружев в технике фриволите , свободное владение приемами и техникой плетения ;
развитие художественного вкуса , трудовой и творческой активности, усидчивости .
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является новизна изучаемого вида кружевоплетения- плетение кружев челноками.
Программа рассчитана на два года обучения. Занятия первого года занятий комплектуются из учащихся 5 классов (11-12 лет) , проявляющих интерес к рукоделию - кружевоплетение .Программа -первого года занятий знакомит обучающихся с историей кружевоплетения , с приемами и техникой плетения. В первом году обучения ребята выполняют образцы и кружевные изделия одним челноком.
На занятия второго года принимаются учащиеся 6 классов (12-14 лет). Программа второго года занятий знакомит учащихся с основными приемами плетения кружев двумя челноками , плетением салфеток, воротников, манжетов , сережек ,браслетов , медальонов . Занятия знакомят с сочетанием фриволите с другими видами рукоделия , с применением кружев в отделке одежды , интерьера .
Работа занятий завершается предложением новых схем кружев для будущей самостоятельной работы и итоговой выставкой кружевных образцов и изделий.
Большая часть времени отводится практической деятельности , при этом особое внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимися .
Ожидаемые результаты и способы их проверки : свободное владение приемами и техникой плетения кружев фриволите, выполнение образцов и изделий , применяемых для украшения одежды и интерьера , выработка умений осуществлять самоконтроль в работе , внимательно воспринимать информацию , логически осмысливать уч. материал , рационально планировать деятельность , умения самостоятельно работать по схеме плетения и составлять индивидуальные схемы плетения .
Результаты проверяются в течение каждого занятия на индивидуальном осмотре выполненной работы , в коллективном обсуждении выполненных работ с определением удач и ошибок , установление причин неудач и нахождение путей их исправления .
Формы подведения итогов реализации данной программы :
Выставки;
Участие в конкурсах;
Конференции и слеты;
Диагностика «Оценка уровня развития учебно-организационных , информационных , интеллектуальных умений и навыков на занятиях факультатива «Техника челночного плетения».