kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по выбору "Декупаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Ведь в наше время большим успехом, пользуются вещи «ручной работы» – каждое такое изделие хранит тепло человеческих рук. И вот, поддавшись свежему веянию, мы начинаем с досадой обнаруживать, что делать красоту своими руками не всегда получается. Можно иметь прекрасное чувство стиля, цвета, композиции, но не уметь нарисовать. Вот тут-то и выручит техника декупажа, так называемая "салфеточная техника" поможет реализовать ваши художественные задумки и фантазии.

Декупаж - это вид прикладного творчества, название декупаж происходит от французского слова decoupage, что в переводе значит – вырезать. Если говорить проще, декупаж – это вид аппликации. Чаще всего для декупажа используют салфетки с рисунком, распечатки, а также специальную бумагу рисовую, тутовую и декупажные карты, и т.д. Цель такой аппликации добиться эффекта рисованной красками картинки. Самое интересное, что такой эффект получается не только на твердой поверхности, но и на ткани. Ткань при этом можно стирать и гладить без ущерба для рисунка. Постигнув азы декупажа, дети смогут оформить практически все, что подскажет им их фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки декоративные, стаканы, разделочную доску деревянную или пластмассовую.

         Цель: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы в технике «Декупаж», направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Декупаж" »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №4» г. Перми





ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ

«Декупаж»

7 класс (34 часа)







Составитель: учитель технологии

Пономарева Елена Игоревна







2015г.

Пояснительная записка.

Новые стандарты в образовании требуют иного подхода к организации процесса обучения, в основе которого необходимо формирование у учащихся универсальных учебных действий. В связи с этим можно утверждать, что в качестве приоритетного направления развития основной ступени образования, необходимо рассматривать создание образовательного пространства, формирующего личностные и метапредметные результаты образования.

Метапредметные и личностные результаты образования в подростковом возрасте не могут быть достигнуты только средствами учебных предметов. Необходимо формировать деятельностное, волевое отношение подростков к собственному учению, создавать им практические условия для реализации предметных знаний «здесь и теперь». Личностные результаты образования, такие как смыслополагание, самоопределение, умение совершать осознанный выбор, принимать решения, могут быть достигнуты только при наличии в образовательном пространстве школы условий для проявления свободы воли, свободы принятия решений подростков по отношению к собственному образованию, реализуемому в конкретных пространственно-временных характеристиках.

Создание пространства выбора на основной ступени общего образования является в настоящий момент ключевым условием для модернизации всех остальных компонентов образовательной деятельности на основной ступени образования. Основная идея состоит в том, чтобы поддержать интересы учащихся к предметам на основе его личностного выбора того или иного направления.

Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Ведь в наше время большим успехом, пользуются вещи «ручной работы» – каждое такое изделие хранит тепло человеческих рук. И вот, поддавшись свежему веянию, мы начинаем с досадой обнаруживать, что делать красоту своими руками не всегда получается. Можно иметь прекрасное чувство стиля, цвета, композиции, но не уметь нарисовать. Вот тут-то и выручит техника декупажа, так называемая "салфеточная техника" поможет реализовать ваши художественные задумки и фантазии.

Декупаж - это вид прикладного творчества, название декупаж происходит от французского слова decoupage, что в переводе значит – вырезать. Если говорить проще, декупаж – это вид аппликации. Чаще всего для декупажа используют салфетки с рисунком, распечатки, а также специальную бумагу рисовую, тутовую и декупажные карты, и т.д. Цель такой аппликации добиться эффекта рисованной красками картинки. Самое интересное, что такой эффект получается не только на твердой поверхности, но и на ткани. Ткань при этом можно стирать и гладить без ущерба для рисунка. Постигнув азы декупажа, дети смогут оформить практически все, что подскажет им их фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки декоративные, стаканы, разделочную доску деревянную или пластмассовую.

Цель: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы в технике «Декупаж», направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

- Дать детям общее понятие о декупаже как виду прикладного творчества.

- Формировать у детей практические умения и навыки выполнения декупажа:

  • со специальными красками, лаками и инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, тампон и т. д.):

  • освоить в полном объеме весь процесс выполнения декупажа (вырезание понравившейся детали, или использование салфетки полностью):

  • снятие с салфетки верхнего слоя, размещение салфетки на поверхности, обильное намазывание клеем, после высыхания клея закрепление результата при помощи лака.

- Ознакомить детей с видами декупажа.

Воспитывающие:

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

- Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера.

- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.

Развивающие:

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

- Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного творчества.


Программа предназначена для учащихся 7 классов МАОУ «Лицей №4».

Программа рассчитана на 34 часа, из них: теоретических -7, практических – 26,рефлексивный – 1.

Программа реализуется в течение первой, второй четверти учебного года.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

Основной формой организации учебной деятельности являются групповые и индивидуальные занятия.

Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Программа дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.


Методы обучения:

-Словесные методы: объяснение.

-Иллюстративный: демонстрация готовых изделий

-Практические методы: выполнение аппликации.

-Аналитические методы: наблюдение, сравнение с готовыми образцами, самоанализ, самоконтроль.

-Проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми)


Принципы обучения:

- эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;

-учет индивидуальных особенностей детей;

- последовательность освоения материала – от простого к сложному;


Условия реализации.

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:

- краски акриловые;

- прозрачнее акриловые лаки на водной основе;

- акриловый грунт;

- клей ПВА (клей для декупажа);

- инструменты – кисти,  валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши простые, контуры, бумага наждачная, ножницы.;

- клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды. 

Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно, чтобы помещение имело водопровод и водоотведение.


Формы проведения итогов реализации программы:

  • выставки, демонстрация изделий;

  • участие в конкурсах;

  • участие в НПК.










Тематическое планирование.


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

теория

практика

1

Раздел I. Введение. «Первые шаги в декупаже»

1



2

Раздел II. Прямой декупаж

(13 часов)



3

Знакомство с техникой.

Разделочная доска в технике прямого декупажа

2

4

4

Декопатч. Понятие.

1

2

5

Подставка под чашку в технике «Декопатч»


4

6

Раздел III. «Мой уютный дом» (знакомство с техникой обратного декупажа)(9 часов)



7

Создание декоративной тарелки или вазы

1

4

8

Работа на керамической или стеклянной тарелке в технике обратного декупажа


4

9

Раздел IV. Декупаж с подрисовкой на ткан.(5 часов)



10

Знакомство с техникой

1


11

Практическая работа: декоративное панно «Брызги цвета»


4

12

Раздел V: Декупаж свечи.

(5 часов)



13

Знакомство с техникой

1


14

Практическая работа:

Декорирование свечи.


4

15

Оформление выставочной экспозиции


1

ИТОГО: 34 часа.

Содержание программы

I. Введение

Знакомство с техникой «декупаж».

  • Декупажные карты, салфетки, рисовая бумага.

  • Вырезание/декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом.

  • Наклеивание салфеток различными способами.

  • Лакировка – понятие о различных типах лаков.

  • Правила техники безопасности. (см. Приложение)

  • Беседа об истории декупажа: «Первые шаги в декупаже».


II. Технология декупажа.


1.Выбор изображений. Для декорирования предметов в технике декупаж чаще всего используют тончайшую структуру верхнего слоя специальных или столовых с красивым рисунком. Мотивы на салфетках существуют самые разные: от изображения цветов и фруктов, до стилизованных портретов людей.

Декупажные карты- это специальные, листы с коллекциями изображений разного размера, объединенных одной тематикой, например «Морские раковины»

Техника декупаж открывает широкое поле для фантазии. Например, вы можете применить в своей работе старинные открытки или фотографии, способные создать из обычного современного изделия уникальный предмет старины. Также можно использовать компьютерные распечатки, это могут быть изображения распечатанные как на цветном, так и на чёрно-белом принтере.



2.Вырезание. Вырезать мотив по контуру, можно сделать это "с припуском" в виде прямоугольника, круга, овала или любой другой подходящей по смыслу геометрической фигуры. Если картинка не имеет четкого контура, можно аккуратно разорвать бумагу, придерживая картинку рукой, в этом случае мотив ляжет ровнее.


3.Подготовка поверхностей к работе и наклеивание картинки. Момент приклеивания изображения на основу является наиболее сложным этапом в технике декупаж. Вырезанную из салфетки картинку расслоите, оставив только верхний красочный слой. Картинки из декупажных карт, открытки или фотографии нужно опустить на 5-10 минут в емкость с водой, затем разложить на бумажное полотенце и промокнуть. Перед тем как приступить к непосредственному наклеиванию мотива на поверхность, поверхность нужно обработать, чтобы мотив лучше держался и само изделие выглядело бы как законченная работа. Поверхность может быть разная: дерево, пластик, стекло, фарфор (посуда), металл или картон. В каждом отдельном случае подготовка поверхности разная.

Дерево: перед наклеиванием мотива дерево нужно загрунтовать грунтовкой по дереву и желательно покрасить акриловыми красками, 1 слой, если у вас потом ляжет цельный мотив, а несколько слоёв, если мотивы на поверхности будут располагаться выборочно.

Пластик, стекло, фарфор: перед наклеиванием предмет нужно обезжирить раствором спирта, или вымыть любым моющим средством для посуды или стекла и протереть бумажным полотенцем. Затем покройте синтетической грунтовкой для стекла. Можно использовать рисовую, тутовую бумагу тогда грунтовку можно не наносить.

Металл: перед наклеиванием на эту поверхность металл следует зачистить мелкозернистой наждачной бумагой. Особенно это касается металлических коробок из-под чая и т.д., потом пройтись грунтовкой по металлу, а уже после красить акриловыми красками. Окрашивать такие поверхности лучше валиком или аэрозольной краской.

Клей следует подбирать под ту основу, с которой вы работаете. В большинстве случаев со своей задачей справляется обычный клей ПВА или универсальный для наклеивания картинок на любую поверхность и специальные для ткани, фарфора, свечей и т.д. Также есть клей - лаки для декупажа обеспечивают склеивание, герметизацию и отделку одновременно. Могут придать работе матовый или глянцевый эффект.


4. Нанесение клея при выполнении декупажа предполагает использование одного из нескольких вариантов:

- Клей наносится на основу, затем изображение прикладывается и разглаживается;

- Клей наносится на изнаночную сторону картинки, изображение прикладывается и разглаживается;

- Картинка прикладывается к основе, сверху на изображение наносится клей.


5. Дополнительный декор и фиксация лаком.

Готовую работу высушивают и при необходимости добавляют немного декоративных элементов при помощи кисти с краской или специальной рельефной пасты. После этого можно переходить к фиксации результата. Самым простым вариантом является покрытие работыпрозрачным акриловым лаком(матовым или глянцевым), лучше всего, в аэрозоли. Если хочется добавить изделию золотистый налет старины, следует воспользоваться специально предназначенными для этого лаками. В этом случае название лака может звучать так: «Лак для придания картинам старого вида». На вид эти лаки имеют оттенок от золотистого до темно-бордового.

Если же такого состаривания вам показалось мало, то вы без труда сможете создать на лакированном покрытии эффект кракелюров, то есть сетку мелких трещинок. Такие трещинки легко получаются при использовании, так называемых, двухкомпонентных лаков для кракелюра от одного производителя.


III. Виды декупажа.


1.Художественный декупаж или имитация картины - существует несколько разновидностей техники "художественный декупаж" и одна из них называется "дымчатый". Основным принципом является полная имитация художественной росписи предмета и придание некоторого объема и «реальности» приклеенному орнаменту. Работы выполненной в такой технике практически невозможно угадать границу перехода от салфетки к фону. Этот вид декупажа очень красивый и гармоничный.

Этапы работы:

  • Подготовка поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка)

  • Понятие цветового круга и правила смешивания красок.

  • Составление палитры к выбранному изображению.

  • Работа с темной и светлой поверхностями.

2.Прямой декупаж - считается классическим, или традиционным. Именно с него все и начиналось. Бумажные картинки наклеивали на подготовленную поверхность и покрывали несколькими слоями лака.


3.Обратный декупаж– этот прием позволяет превратить обычную тарелку из прозрачного стекла в настоящий шедевр - коллекционный фарфор. Салфеточный мотив или другое изображение в этом случае приклеивается изображением на нижней стороне предмета, так что рисунок просвечивается через слой стекла, тарелка может продолжать служить для продуктов – они не будут соприкасаться с вредным акриловым лаком и красками. Отсюда следует, что приемы декупажа выполняем в обратном порядке.

4. Декопатч – эта одна из техник, близкая к декупажу и часто использующаяся вместе с ним. Смысл очень простой: берутся кусочки бумаги и наклеиваются на декорируемый предмет таким образом, чтобы закрыть всю декорируемую поверхность, образовать цельный фон. Бумага для декопатча режется или рвётся вручную, размеры бумажек могут разниться в зависимости от замысла и размера декорируемого предмета. Поскольку наклеиваемая бумага, как правило, очень тонкая, возникает эффект «росписи» поверхности. Часто поверх слоя декопатч наклеивают салфеточные мотивы— одним словом, продолжают работать с предметом уже в классических техниках декупажа.


5. 3-D или объемный декупаж – как правило, применяют в сочетании с другими видами декупажа. Техника объемного декупажа была изобретена итальянкой Моникой Аллегро. В основе этой техники - материал с уникальными свойствами, запатентованный прозрачный нетоксичный термопластик, на который наклеивается салфетка или декупажная карта. При нагревании материал размягчается и ему можно придать любую форму. После застывания он сохраняет все свойства пластика, то есть такое изделие будет долговечным, изделия получаются невероятно красивыми и выглядят очень реалистично.














IV. Критерии оценки.

Объект оценивания

Критерии оценки деятельности учащихся.

1.Прямой декупаж.


- разделочная доска



- подставка под чашку

Сложность изделия-4 балла

Освоение техники, аккуратность в работе-3 балла.

Сложность изделия-4 балла

Освоение техники, аккуратность в работе-2 балла (max. 13 б.)

2.Обратный декупаж.

« Мой уютный дом»

Декоративная ваза или тарелка.

Сложность изделия- 6 балла

Освоение техники, аккуратность в работе- 3балла (max. 9 б.)

3.Декупаж с подрисовкой

на ткани.

Декоративное панно « Брызги цвета.»

Сложность изделия- 4 балла

Освоение техники, аккуратность в работе- 1 балл. (max. 5 б.)

4. Декупаж свечи.


Декорирование свечи.

Сложность изделия- 4 балла

Освоение техники, аккуратность в работе- 1 балл. (max. 5 б.)

Всего 32 балла.










Список литературы.


  1. Зайцева А.А. Энциклопедия декупажа- М.:Эксмо,2010.-192с.

  2. Кристанини Дж. Пер. с итал.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2009.- 128.с

  3. Мамутова Х.И. Декупаж из салфеток - М.: Эксмо, 2010.- 72 с.: ил.

  4. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров- М.: Издательство «Ниола-Пресс»2009.-160с.

  5. Юсель С. Декупаж: Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 128 с.

  6. История декупажа. http://prodecoupage.com/ http://ru.wikipedia.org/wiki/

  7. Википедия. Свободная энциклопедия «Коллаж и декупаж — новые возможности искусства» с http://ru.wikipedia.org

  8. Википедия. Свободная энциклопедия. «Декопатч» с http://ru.wikipedia.org.





































ПРИЛОЖЕНИЕ.

Памятки по технике безопасности.

Правила безопасной работы с ножницами.

  • Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

  • Перед работой проверь исправность инструментов.

  • Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Работай ножницами только на своём рабочем месте.

  • Следи за движением лезвий во время работы.

  • Ножницы клади кольцами к себе.

  • Подавай ножницы кольцами вперёд.

  • Не оставляй ножницы открытыми.

  • Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

  • Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

  • Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем.

  • При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

  • Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Программа курса по выбору "Декупаж"

Автор: Пономарева Елена Игоревна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства