kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса «КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Компьютерное долопроизводство" предназначена для приобретения обучающимися знаний и практических навыков по оформлению различных видов машинописных работ и документов на компьютере. Курс ставит задачу научить использовать современные технические средства для решения задач делового характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО» »

Программа элективного курса

КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

10 - 11 класс

Разработала: Корнеева С.П.



Пояснительная записка

Стремительное развитие в России рыночных отношений вызвало рост различного рода коммерческих структур. Несмотря на высокие темпы компьютеризации в работе предприятий и организаций, их деятельность пока не возможна без огромного количества бумажной документации, циркулирующей в сфере производства или в процессе принятия управленческих решений.

В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.

С внедрением персональных компьютеров специальность секретаря приобрела новое содержание, что повлекло за собой необходимость разработки программы нового курса для школьников «Компьютерное делопроизводство». Данный курс может быть достаточно популярен среди учащихся 10-11 классов. Знания и умения, полученные в данном курсе, пригодятся для любого работника современного офиса.

Современное учреждение представляет собой, прежде всего, коммуникационный центр, где ведутся сбор, хранение, поиск, обработка, передача и анализ информации. Применение для этого компьютеров стало одним из существенных свойств новых информационных технологий. Современной школе предстоит дать учащимся необходимые сведения об этом.

ЦЕЛЬ КУРСА: показать школьникам роль и место информационных технологий в работе современного предприятия, познакомить с основами организации делопроизводства в учреждениях, составлением и оформлением документации, со средствами компьютеризации административно-управленческого труда, копирования и размножения документов.

Для достижения поставленной цели решается ряд задач:

  1. Рассматриваются вопросы, связанные с понятием информационной культуры, выражающиеся в умении получать, накапливать, собирать, перерабатывать и передавать информацию с помощью компьютера.

  2. Выполняются работы для приобретения школьниками знаний и практических навыков по оформлению различных видов машинописных работ: быстрого и безошибочного письма на клавиатуре персонального компьютера под диктовку, с печатного и рукописного оригиналов, правильного расположения текстового и цифрового материала.

  3. Раскрываются общие сведения о профессиях делопроизводственной сферы, основные требования к деловым и личностным качествам секретарей и помощникам руководителей, основы организации делопроизводства в учреждениях, правила составления и оформления документации на компьютере, копирования и размножения документов.

Данный курс направлен на выработку устойчивых навыков исполь­зования компьютерных технологий в делопроизводстве и работе офиса.

Программа опирается на базовый курс «Основы информатики и вычислительной техники», изучаемый в 5-9-х классах.

Данный элективный курс необходимо проводить в кабинете, оснащенном современной организационной техникой (персональными компьютерами, демонстрационным проектором).

Курс «Компьютерное делопроизводство» ставит задачу научить использовать современные технические средства для решения определенных задач делового характера. Курс рассчитан на 68 аудиторных часов

Курс могут вести учителя информатики, имеющие знания в области делопроизводства, а также преподаватели учебно-производственных комбинатов профиля «Машинопись», имеющие навыки работы с компьютером.

Программой предусмотрено в среднем 60-70% учебных занятий отводить на выполнение работ на компьютере (лабораторные работы, тесты, работа с клавиатурой и т. д.), а 30-40% учебного времени на изучение теоретического материала.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ДАННОМ КУРСЕ

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасного труда и гигиены при работе на ПК;

  • назначение и принцип работы компьютерных устройств;

  • устройство, назначение операционной системы,

  • организацию хранения информации на внешних носителях;

  • основные типы компьютерных программ;

  • назначение, возможности, область применения и принцип работы различных прикладных программ: текстовых редакторов, систем управления базами данных, электронных таблиц, графических редакторов и др.

  • назначение, возможности, область применения и принцип работы различных прикладных программ, в том числе программ сканирования, программ проверки грамматики и др.;

  • общие требования, предъявляемые к профессиям среднего управленческого звена;

  • деловые и личностные качества, необходимые секретарю;

  • основные виды управленческих документов и их реквизиты;

  • основные форматы бумаги, требования к бланкам предприятия;

  • правила оформления машинописных работ;

  • организацию делопроизводства в учреждении;

  • основы профессиональной этики, делового общения и имиджа;

  • понятие и основные классификации рекламы.

Учащиеся должны уметь:

  • организовать рабочее место;

  • грамотно работать на ПК (включать и выключать его, адекватно действовать при нетипичных ситуациях и т. д.);

  • свободно пользоваться клавиатурой ПК для создания текстовой и графической информации;

  • уметь работать в операционных системах Windows;

  • применять текстовый редактор Word, табличный редактор Excel, графические редакторы и другие программы для обработки информации;

  • систематизировать и хранить информацию на внешних носителях;

  • свободно пользоваться клавиатурой ПК для подготовки текстовой и графической документации, используя основы машинописи слепым десятипальцевым методом на клавиатуре с русским и латинским шрифтами с печатного, рукописного текста или под диктовку;

  • оформлять управленческие документы в соответствии с требованиями ГОСТ РФ 6.30-2003;

  • владеть основами делопроизводства, знать основные типы служебных документов, уметь их оформлять и редактировать;

  • применять различные прикладные программы для обработки информации;

  • обращаться с техническими средствами, необходимыми секретарю (ксерокс, принтер, сканер, факс, телефон);

  • ориентироваться в системе современного учреждения, определять внутренние и внешние связи предприятия;

  • уметь вести деловую беседу и телефонные разговоры;

  • формировать качества, необходимые для успешной работы секретаря (вежливость, умение вести диалог, аккуратность, обязательность, точность и т.д.).

Методы и формы решения поставленных задач

Уровень и качество усвоенных знаний, навыков и умений зависят не только от содержания обучения, но и от того, какие формы, методы и приемы использует учитель.

Основной формой обучения в данном курсе является урок.

В зависимости от темы урока и поставленных задач используются разные типы уроков: комбинированный; лекция; игра; урок закрепления изученного материала (лабораторная работа); семинар; урок проверки и оценки знаний (тестирование),

В данном курсе учителем используются индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы. Учитывая особенности предмета, ведущей является индивидуальная форма работы.

Интересные по форме занятия, проводимые в виде деловых игр, повышают эффективность обучения, интерес к данной профессии, сплачивают коллектив.

Рекомендации по проведению уроков

Занятия целесообразно проводить в форме рассказа, беседы, лекции, дискуссии, практических и лабораторных занятий. Наиболее интересны­ми являются занятия – деловые игры. С целью повышения эффективно­сти занятий, воспитания у старшеклассников интереса к профессиональ­ной деятельности следует привлекать их к оформлению технической, технологической, другой документации, связанной с конкретным пред­приятием, к участию в творческих разработках. При рассмотрении темы «Профессиональная этика и деловое общение» можно привлечь соответ­ствующих специалистов либо подготовить уроки совместно со школьным психологом.

На учебных занятиях следует обращать особое внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Т Е М А

Количество часов

Всего

Практика

1

Введение в делопроизводство

4


2

Машинопись. Клавиатурные тренажеры

10

8

3

Основы делопроизводства. Виды документов

12

6

4

Технические средства секретаря

4

2

5

Работа с документами в текстовом редакторе Microsoft Word

20

12

6

Табличный редактор EXCEL

4

2

7

Современные средства хранения, поиска и сортировки информации (БД Access)

4

2

8

Создание презентаций в графическом редакторе POWERPOINT

4

2

9

Профессиональная этика и деловое общение

6

3


ИТОГО

68

37

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Правила техники безопасности при работе с компьютером. Делопроизводство и его значение в работе учреждений. История развития делопроизводства. Общие сведения о профессиях делопроизводственного звена. Основные профессиональные функции секретаря.

Документооборот. Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы. Персонал, занимающийся делопроизводством на предприятии. Организация рабочего места секретаря. Эргономика и организация труда. Компьютеризированное рабочее место секретаря. Санитарно-гигиенические нормы для работников офиса.

II. МАШИНОПИСЬ. КЛАВИАТУРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Слепой десятипальцевый метод письма. Постановка рук на клавиатуре. Культура труда. Знакомство с клавиатурными тренажерами. Виды машинописных работ. Правила оформления текстовых работ. Классификация текстовых редакторов.

III. ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

Документи­рование управленческой деятельности. ГОСТы. Реквизиты. Организация документо­оборота.

Понятие документа. Классификация документов: общее представление и признаки классификации, виды документов. Бумажные и электронные документы. Трафаретные документы. Правила составления документов: установка формата бумаги и размеров полей; основные реквизиты документа; обязательные реквизиты документа. Официально-деловой стиль в оформлении документов. Язык документов: деловая переписка, язык управленческих документов. Совре­менное деловое письмо.

Представление о документообороте. Обработка входящих документов. Обработка исходящих и внутренних документов. Регистрация и контроль исполнения документов. Номенклатура дел.

Правовая охрана документов.

IV. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СЕКРЕТАРЯ

Аппаратное и программное обеспечение ЭВМ. Современная оргтехника и электронные устройства для делопроизводства. Программный инструментарий Windows.

Классификация средств организационной техники. Классификация средств связи. Классификация средств тиражирования. Средства копирования и размножения документов. Дополнительные средства подготовки документов.

V. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ WORD

Основные сведения о подготовке текстовых документов. Классифи­кация текстовых редакторов. Ввод и редактирование текстов. Проверка правописания. Форматирование текста. Электронная верстка. Работа с графикой, объектами, таблицами.

Правила составления документов. Приказы. Протоколы. Акты. Докладные записки. Справки. Письма. Телефонограммы. Резюме. Заявление. Другие документы по личному составу.

Оформление документов. Создание стилей. Создание документов с помощью шаблонов. Подготовка доку­ментов к печати. Печать документов.

VI. ТАБЛИЧНЫЙ РЕДАКТОР EXCEL

Структура интерфейса электронной таблицы. Объекты электронной таблицы и их параметры (понятие об объектах ЭТ, способы выделения объектов ЭТ). Данные, хранящиеся в объектах ЭТ (типы данных, функции, формулы). Типовые действия над объектами. Создание и редактирование табличного документа. Создание и копирование формул в табличном документе. Создание и редактирование диаграмм. Информационные связи между таблицами.

VII. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ХРАНЕНИЯ, ПОИСКА И СОРТИРОВКИ ИНФОРМАЦИИ (БД Access)

Представление о базе данных и СУБД (основные понятия базы данных, СУБД Access и её интерфейс). Инструменты системы управления базой данных. Создание базы данных. Обработка данных. Формирование итоговых данных. Интеграция документов, созданных в различных прикладных средах.

VIII. СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СРЕДЕ POWERPOINT

Представление о POWER POINT. Объект приложения POWER POINT, запуск и настройка приложения POWER POINT. Создание презентации. Добавление эффектов мультимедиа. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов. Работа с сортировщиком слайдов. Создание управляющих кнопок.

IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Этикет. Служебный этикет. Поведенческий этикет. Речевой этикет.

Ведение телефонных переговоров. Деловые беседы, совещания, встречи, приемы. Роль секретаря в их подготовке и организации.



Рекомендуемая литература
  1. Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. М, 1996.

  2. Кирсанова М. В., Аксенов Ю. М. Курс делопроизводства. М: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.

  3. Макарова Н., Николайчук Г., Титова Ю. Компьютерное делопроиз­водство: Учебный курс. СПб.: Питер, 2002.

  4. Павлюк Л. В., Воробьев Н. И. Справочник по делопроизводству и основам работы на компьютере. М.; СПб.: Герда, 1998.

  5. Стенюков М. В. Делопроизводство: Конспект лекций. М., 2002.

  6. Стенюков М. В. Справочник секретаря. М., 1999.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа элективного курса «КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО»

Автор: Корнеева Светлана Петровна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119117


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства