kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План конспект урока технологии (по требованиям ФГОС). Художественная обработка материалов. Лоскутная техника

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока технологии (по требованиям ФГОС). Художественная обработка материалов. Лоскутная техника

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока технологии (по требованиям ФГОС). Художественная обработка материалов. Лоскутная техника»

3






План конспект урока технологии (по требованиям ФГОС)

Класс: 5

Раздел: Художественная обработка материалов. Лоскутная техника

Тема урока: Лоскутное шитьё.

Кол-во часов: 2 часа

Тип урока: Комбинированный

Дидактическое обоснование урока.


Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений для изготовления лоскутного изделия (прихватки)

Задачи обучения:

  1. Способствовать формированию представления о лоскутном шитье как древнем, так и современном виде декоративно – прикладного творчества.

  2. Способствовать формированию представления о разнообразии видов лоскутных техник, видах лоскутных узоров, особенностях их выполнения.

  3. Способствовать осознанию основного технологического материала по последовательности обработки изделия (прихватки) в лоскутной технике.

  4. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости подбора гармоничных цветов в изделиях).

  5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, пальцев рук)

  6. Способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.


Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  1. компьютер, проектор, экран, презентация;

  1. оборудование, инструменты, приспособления: инструменты для ручных работ, иглы в игольницах, швейные машины.

  2. ткань для выполнения верха прихватки.

Дидактическое обеспечение:

  1. учебник: Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко - Технология ведения дома 5 класс

  2. рабочая тетрадь для учащегося:

Учебно-техническая документация (УТД)

  1. инструкционно-технологические карты :

  2. образцы объектов труда

  3. образцы поузловой обработки изделия

  4. карточки самоконтроля, взаимоконтроля

  5. материалы для контроля знаний учащихся (кроссворд)


Вид урока: Урок новых знаний и применения полученных знаний на практике

Методы обучения: иллюстративный, объяснение, показ приёмов работы.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность ученика

I. Лейтмотив урока

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании

2.Аудио или видео

1.Организация задания на повторение

  • Разгадай кроссворд и определи ключевое слово (ЛОСКУТ) . Слайд № 2

На экран последовательно выходят вопросы кроссворда. При постепенном их разгадывании, учащиеся определяют ключевое слово, и определяют то, чем мы будем заниматься на уроке.

1.Шаблон для раскроя деталей изделий.

2.Обработанные по длине края ткани, снятой с ткацкого станка.

3. Нить, проходящая вдоль ткани.

4. Рисунок материала, созданный природой.

5. Нить, проходящая поперёк ткани.

6. Как называют хроматические цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём.

7. Внешнее строение поверхности материала.

8. Название операции соединения на швейной машине двух деталей, уравненных по краю, и сложенных лицевыми сторонами внутрь.


  • заслушивание сообщения и ответы учащихся


  • формулировка учащимися на основе ключевого слова цель сегодняшнего урока.



















Как вы считает, чем на уроке мы сегодня будем заниматься?

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний

  • активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу

дополнять, уточнять высказанные мнения

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • слушают вопросы учителя

  • отвечают на вопро­сы учителя

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов

формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействие с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Практический этап:


IV. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока

  • организовать уточнение и согласование темы урока

  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

организовать фиксацию преодоления затруднения


  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся

Слайд № 3

Как вы считает, чем на уроке мы сегодня будем заниматься?

  • Фиксация цели урока: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами придумать узор и изготовить несложное изделие в этой технике

  • Озвучивание задач урока.

Сообщение нового материала. Лоскутное шитьё, что это за вид рукоделия? Почему люди его так любят, и в настоящее время он стал снова актуален? Послушайте притчу о лоскутном шитье и ответе на этот вопрос? Слайд 4

Притча о лоскутном шитье.
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.

Вот такая притча о лоскутном шитье существует. Так почему сейчас и раньше люди так любили лоскутные

одеяла, пледы, покрывала, сшитые или вязаные. Эти изделия были во многих семьях?

Варианты ответов (Приносят ощущение домашнего тепла. Уюта и добра в наши дома….)

Взгляд в прошлое. Слайды 5,6,7

Ребята теперь давайте послушаем краткие сообщения ребят. Они нашли в интернете информацию, откуда появилось лоскутное шитьё, как развивалось у нас в России.

  • Заслушивание кратких сообщений учащихся из истории лоскутного шитья:

Лоскутная мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Лоскутное шитьё существовало уже в IX веке до новой эры, об этом свидетельствует экспонат, хранящийся в музее в Каире. Это лоскутное одеяло, выполненное в технике аппликации, египетскими женщинами.  Сохранились так же мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э.

Однако лоскутная техника как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства начала развиваться в Англии. Что такое "печворк"? "Patch" в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, "пэчворк" – шитье из лоскутов. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий.

Лоскутное шитье в России. Слайд 8

Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. Поскольку «мелкоте» - так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но и могли пригодиться детям и внукам. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей.

Слово учителя: Слайды 9 -12 В настоящее время шитьё из лоскутков переживает второе рождение. Оно превратилось в вид декоративно – прикладного искусства, с помощью которого создаются уникальные изделия для оформления интерьеров кухни, спальни или столовой, Особенно таких видов дизайна, как деревенский стиль. Из цветных лоскутков можно получить оригинальные изделия, такие как сумки, жилеты, юбки

Виды лоскутного шитья: Техник шитья из лоскутков много, это шитьё из квадратов. Треугольников (Техника «Звезда»). Полос (техника «Колодец» «Паркет», «»Изба»). Узор «Спираль» пришивают лоскуток к лоскутку произвольной формы и размера по кругу, по спирали. Слайды № Техника работы с лоскутками подразумевает как работу по шаблонам (лекалам), так и произвольное вырезание деталей сразу на ткани. Но в какой технике не выполнялось бы изделие, есть рад общих требований, которые необходимо соблюдать при работе с лоскутом: Слайды 13-14

1. Соблюдение цветовой гармонии в подборе цветов лоскутков тканей и при составлении узоров. О правилах цветовой гармонии мы с вами разговаривали на предыдущем уроке, давайте вспомним эту тему.

2. Грамотное продумывание узора изделия, зарисовка эскиза

3. Правильный подбор тканей для изделия. Об этом мы с вами тоже уже говорили. Важно грамотно подбирать ткани идентичные по толщине и фактуре и волокнистому составу. Самым подходящим материалом для лоскутного шитья для начинающих, конечно, являются различные хлопчатобумажные ткани. Основной их недостаток ,имеются в виду наши российские ткани, – то, что они дают сильную усадку и нуждаются в обязательном замачивании. Но они прекрасно гладятся, шьются, не осыпаются, а главное – красивы, экологичны и долговечны.

4. Правильное соблюдение направления долевой и поперечной нитей при раскрое деталей:


Ш аблоны раскладывают на ткани строго в соответствии с направлением долевой нити. Кроят по косой, долевой и поперечной.

Перед тем как начать кроить, обязательно определите долевую нить и срежьте кромку, чтобы она случайно не попала под раскрой. Шаблон наложите на изнаночную сторону ткани, и обведите мылом или мелом (если ткань темная) и карандашом (если ткань светлая). Если вы собираетесь сделать аппликацию, то шаблон следует накладывать на лицевую сторону ткани.

5. Все выкраиваемые детали должны быть ровные, одного размера с одинаковыми припусками на швы. (Иначе узор получиться неровный и не аккуратный)

6. Стачивание на швейной машине выполнять аккуратно, точно по намеченным линиям шва и выполняя закрепки в начале и конце строчки.

Варианты выполнения изделий может быть различной: Слайды № 17 -18

Применение вышивки и аппликации для отделки изделий

Виды тканей для уплотнения изделий: (флизелин обычный и на клеевой основе)

Виды лоскутных изделий выполненных из 3-х слоёв тканей: 1-й лоскутный верх, 2-й синтепом, 3-й подкладка. (Прихватки, покрывала, одеяла.)

Варианты обработки краёв изделий может быть различной: Слайд 19

- Швом вподгибку с закрытым срезом. Этот шов мы с вами проходили при выполнении машинных швов и при обработке фартука.

- Другой способ это обработка краёв готовой косой бейкой, которая продаётся готовой, но можно, и вырезать эту бейку и самим, но обязательно по косой направление под углом 45 градусов к долевой нити ткани.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока

  • осознание целей и задач обучения

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • формирование умения слушать и понимать других

  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию


V. Первичное закрепление знаний учащихся

Самостоятельная работа в рабочей тетради.

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения …

организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)

  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала Самостоятельную работу можно провести как индивидуально. Так и разбиться на пары. Слайды 20 -21

Самостоятельно в рабочей тетради выполнить эскиз прихватки, которую вы хотели выполнить как проектную работу, аргументировать подбор ткани и цветовое сочетание для изделия

Обсуждение выполненных эскизов:

  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.




.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Физкультминутка

VII. Практическая работа «Выполнение образца лоскутного изделия» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

  • проверить умения работать учащихся по алгоритму

  • организовать самостоятельную работу учащихся

  • организовать самопроверку самостоятельной работы

  • организовать по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы


. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия практической работы;(Выполнение образца лоскутного изделия) Слайд 22

  • разъяснение учащимся задач практической работы;

    1. научиться выполнять прихватку техникой «Паркет» согласно требованиям технических условий с использованием инструкционных карт.

    2. научиться обрабатывать срезы лоскутного изделия окантовочным швом

  • ознакомление учащихся с объектом труда – образцом (Эталон работы)

  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с ТК, ИК, ИТК)

  • типичных ошибках при выполнении работы.

  • инструктаж по технике безопасности и правильной организации работы.

Слайды 23 -24

  • Объявить критерии оценки правильности выполнения работы:

Правильная геометрическая форма изделия, срезы и края ровные, швы ровные, аккуратные. Начало и конец строчек закреплён, швы разутюжены.

- Озвучить порядок работы. Предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы. Слайды 25 -31



Самостоятельная работа учащихся по УТД.



Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): Показ приёмов скалывания и стачивания деталей изделия при помощи булавок:



Тонкие булавки сэкономят вам время – лоскуты можно не сметывать, а, заколов их булавками, строчить сверху





Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;(скалывание и стачивание деталей при помощи булавок)

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя:

Объявить об окончании работы

  • анализ выполнения практической работы учащимися; (Дать возможность сделать самооценку своих работ, провести взаимоконтроль и выявить типичные ошибки при выполнении работы)

  • разбор типичных ошибок учащихся;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

  • умение структурировать знания

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

  • выдвижение гипотез; их обоснование



Рефлексивно-оценочный этап


VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации


Слайд 32



  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку

  • сообщение о теме следующего урока




Задание: Продумать изделие для творческого проекта, собрать необходимую информацию для работы над проектом (история, особенности изготовления и….)

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме «Обработка лоскутного изделия»

  • творческая переработка изученной информации

  • поиск в традиционных источниках (в словарях, в энциклопедиях)

  • поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

  • поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • поиск и выделение информации

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

IX. Уборка рабочих мест



X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности


Слайд 33

- рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Коммуникативные УУД


Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности

  • обобщение и систематизация знаний

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли




Материалы, используемые для подготовки конспекта урока:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%F1%EA%F3%F2%ED%EE%E5_%F8%E8%F2%FC%B8

2.

http://www.iterra.org.ua/pehchvork-kvilt/pehchvork-istorijpehchvork-istorija-poja-pojavlenija.html

3. http://lib.rus.ec/b/204601/read






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ковалева Ольга Николаевна

Дата: 21.11.2020

Номер свидетельства: 563964

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства