kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа учебного курса «Плетение на коклюшках».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа учебного курса "плетение на коклюшках". Кружок кружевница для учащихся 3-9 классов. Срок реализации 1 год. Направленность: художественно-эстетическая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа учебного курса «Плетение на коклюшках».»




Государственное образовательное учреждение республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат №7 VIII вида» г.Воркуты.








«КРУЖЕВНИЦА»




Образовательная программа учебного курса «Плетение на коклюшках».


Направленность: художественно-эстетическая.




Срок реализации: 1год.

Возраст обучающихся: 9 – 15 лет.





Автор программы: Давыдова Ольга Алексеевна

учитель трудового обучения ГОУ «С(к)ШИ №7» г. Воркуты








г.Воркута 2017г.






Пояснительная записка.


Программа кружка «Кружевница» предусматривает освоение ЗУН кружевоплетение на коклюшках для подготовки учащихся коррекционной школы к самостоятельному выполнению индивидуальных заказов по изготовлению кружевных изделий. Такая подготовка расширит возможности кружковцев в самостоятельной трудовой деятельности.

Сквозными элементами программы являются: мотивация правильного отношения к труду, поведения, речевая коммуникативная культура, эстетика.

Отдельные разделы программы могут осваиваться не последовательно, а параллельно. Возможно исключение некоторых тем или включение дополнительных. Количество часов на каждую тему определяется в зависимости от особенности группы, её подготовленности к усвоению материала, уровня социальной адаптированности.

Формирование знаний осуществляется на уровне объяснений и показов, а навыков – на уровне выполнения практических заданий.

Эта программа авторская, комплексная, возрастная, адаптированная к учащимся старшего возраста (11-16 лет), годичная. Продолжительность обучения 144ч. (4 ч. в неделю). По форме организации процесса и содержания – комплексная.

Кружковцы получают элементарные знания по технике кружевоплетения на коклюшках, осваивают приёмы и приобретают навыки выполнения основных элементов кружевоплетения. В программу включено изготовление изделий декоративно-прикладного характера: кружевных салфеток, воротников, сувениров. Дети учатся читать плести по сколкам.

Сегодня, казалось бы, умершее искусство кружевоплетения на коклюшках вновь становится одним из любимых и модных видов народного творчества как в нашей стране, так и за рубежом.

Усвоив основные методы плетения, дети смогут украсить вологодским кружевом одежду, сумку, рюкзачок или сплести новогоднее украшение. При желании ребёнка, из обычных ниток может получиться затейливая фенечка или весёлый воротник.

В процессе кружевоплетения следует выделить такой этап как эстетический анализ изделия, образца, благодаря которому, дети приступают к изготовлению изделия с ярким и развёрнутым представлением о своей задаче. Следовательно, объяснения следует сопровождать показом наглядного материала: образцов, изделий, проработок.

Цель программы: получение знаний в области вязания крючком, формирование навыков вязания крючком и адаптирование их в индивидуальной деятельности.

Задачи:

  • Коррекционно-развивающие:

посредством использования ручного труда при плетении на коклюшках, усваивая и применяя элементарные ЗУН развивать у воспитанников:

- мотивацию к кружевоплетению;

- восприятие, мышление (анализ, синтез, обобщение, сравнение), память

- умение выполнять приёмы кружевоплетения

- развивать творческие способности

- отработка умения пользоваться специальной литературой

- умение рационального использования материала, времени, оборудования, инструментов

- умение планировать работу и работать по составленному плану

- расширение словарного запаса


  • Образовательные:

- углубить и расширить знания об истории и развитии кружевоплетения на коклюшках

- обучить основным приёмам кружевоплетения на коклюшках

- обучить умению разбираться в рисунке сколка

- научить качественно плести и самостоятельно изготавливать изделия

  • Воспитательные:

- прививать интерес к народному творчеству

- воспитывать уважение к труду

- воспитывать нравственные качества детей: взаимопомощь, добросовестность, честность

- формировать чувство самоконтроля

- воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения кружковцев;


  • Познавательные:

- развивать познавательный интерес


  • Мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

- развивать активную деятельность;


  • Эстетические:

- воспитывать аккуратность, культуру поведения

- способность к самовыражению;


  • Социально-педагогические:

- формирование общественной активности, реализация в социуме;

- формирование профессионального интереса к профессии.


Занятия кружевоплетением на коклюшках способствуют физическому развитию детей, совершенствуют мелкую моторику движений, повышают работоспособность.

Ожидаемые результаты:

знать:

- инструменты, материалы и ТБ

- основные приёмы кружевоплетения на коклюшках

- условные обозначения

- последовательность изготовления простых изделий

- приёмы изготовления изделия из отдельных элементов

- историю развития кружевоплетения на коклюшках

- терминологию кружевоплетения

- отделку изделий;

- правила ухода и хранения изделий


уметь:

- подбирать инструменты и материалы

- выполнять основные приёмы кружевоплетения на коклюшках

- читать схемы кружевоплетения по сколкам

- плести простые изделия

- изготавливать изделия из отдельных элементов

- рационально использовать материал, время, оборудование, инструменты

- планировать предстоящую работу и работать по составленному плану

- давать анализ образца изделия.


Форма учебных занятий.

Образовательная программа предполагает использование классических и нетрадиционных форм занятий.

Типы классических занятий, используемые в процессе обучения:

- вводное занятие

- изучение нового материала

- формирование умений и навыков

- закрепление и развитие знаний, умений, навыков

- применение знаний, умений, навыков

- практическая работа

- самостоятельная работа

- творческая работа

- комбинированное

- обобщающее

- контрольное

Типы нетрадиционных форм проведения занятий в процессе обучения:

- занятие-игра

- занятие-сказка

- занятие-путешествие

- занятие-конкурс

- занятие-фантазирование

- экскурсии

- ярмарки

- наблюдения

- конкурсы

- выставки.


Формы подведения итогов:

- участие в конкурсах, ярмарках, выставках, демонстрации изделий

- на каждом занятии отмечается лучшее в работе каждого кружковца, вместе с тем отмечается лучшая работа.


Оценка эффективности:

Определяя процесс эффективности деятельности кружка учитывается:

- умение самостоятельно выполнять работу

- посещаемость

- качество и количество выполненной работы

- дисциплина

- уборка рабочего места


Методическое обеспечение программы

-педагогические технологии:

-диагностические исследования личности кружковцев

-целеполагание

-организационно-деятельностный этап

-этап контроля, переходящего в самоконтроль

-этап оценки, переходящий в самооценку

-анализ конечного результата, рефлексия

-опора на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференцации.

Совокупность этих технологических этапов надёжно обеспечивает учащимся овладение определённым объёмом ЗУН.


Дидактические и методические материалы:

Для проведения занятий в кабинете оформлены:

-уголок «Кружевница»

-образцы изделий

-комбинированные технологические карты, пооперационные карты

-журналы, книги

-правила ТБ

-учебно-методическая литература.


Основные методы работы с обучающими.

- словесный

- наглядный

- метод релаксации

- практические занятия

- проблемно-поисковый

- взаимоконтроля и самоконтроля

- работа с книгой, просмотр журналов, фотографий

- рассказ, беседа, дискуссия


С целью выявления уровней обученности предлогается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.


Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов:

- фронтальная и индивидуальная беседа;

- выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

- решение ситуационных задач. Направленных на проверку умений использовать приобретённые знания на практике;

- решение кроссвордов;

- игровые формы контроля;

- участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.




Основополагающие принципы программы:

- принципы учёта реальных возможностей и условий обеспечения программы материальными,
технологическими, финансовым ресурсами;


- принцип личностно-ориентированго подхода, обращение к субъективному опыту обучающихся, т.е.
опыту его собственной жизнедеятельности;

- принцип сотрудничества и единства требований (отношение к воспитанникам строится на
доброжелательной и доверительной основе);

- принцип сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

- принцип систематичности, последовательности и наглядности обучения;

- принцип комплексного подхода, позволяющий воспитывать и развивать личностные качества ребёнка
в комплексе, а не по очереди.


Программа реализует следующие функции:

- обучающую, направленную на повышение уровня образования в соответствии со способностями и возможностями обучающихся;

- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений личности ребёнка, поддержку процессов самовыражения;

- воспитательную, способствующую развитию личности ребёнка соответственно целям воспитания;

- диагностическую, позволяющую получать и использовать достоверную информацию о становлении и развитии личности обучающихся, а также об эффективности учебно-воспитательного процесса;

- профориентации, нацеленной на получении знаний в области вязания кружевоплетения и адаптирование их в индивидуальной деятельности.


Занятия кружевоплетением способствуют физическому развитию детей, совершенствуют мелкую моторику, повышают работоспособность, способствуют коррекции высших психических процессов.

























Перечень

разделов тем, входящих в общеобразовательную программу

кружка «Кружевница» (кружевоплетение на коклюшках).



п/п




Наименование темы


Количество


Часов




Всего


Теоретическая часть


Практическая часть


1.



2.




3.




4.



5.


6.


7.





Вводное занятие. ТБ. Экскурсия.


Основные приёмы кружевоплетения на коклюшках.


Сцепной способ выполнения плетения вилюшки.


Плетение декоративного платка.


Плетение круглой салфетки.


Плетение сувенира «олень».


Отчётная выставка.


4



30





20




30


28


28


4



2



10





4




4


4


4


1




2



20





16




26


24


24


3







Итого:


144


29



115



Программа

Кружка «Кружевница»

(кружевоплетение на коклюшках).



1 Водное занятие. (4ч).


План работы кружка. Содержание программы. Задачи обучения. Расписание занятий. Труд и его значение в жизни человека и общества. Из истории рукоделия. Просмотр иллюстративного материала. Демонстрация изделий, образцов. Правила работы в мастерской. Инструменты и приспособления для кружевоплетения на коклюшках. Правила ТБ и личной гигиены. Основные виды ниток. Подбор инструментов и ниток. Экскурсия в магазин: инструменты и материалы для кружевоплетения.


2. Основные приёмы кружевоплетения на коклюшках. (30ч).


Технические сведения. Основные приёмы наматывания ниток на коклюшки. Сколок. Подготовка сколка. Основные приёмы кружевоплетения (перевить, сплести). Основные элементы кружевоплетения: плетешок, отвивная петля, полотнянка ( её виды), скань (её виды).

Практическая работа. Наматывание ниток на коклюшки и выполнение специального узла. Выполнение и подготовка сколков, закрепление его на подушку. Выполнение и отработка основных приёмов кружевоплетения. Выполнение и отработка основных элементов кружевоплетения: плетешок, отвивная петля, полотнянка (её виды), скань (её виды).



3. Сцепной способ выполнения сцепного способа плетения вилюшки. (20ч).


Технические сведения. Сколок. Сцепной способ плетения, назначение, вид, последовательность и приёмы выполнения вилюшки (плетение полотнянки, закидывание пар на поворотах, сцепление кружева крючком).

Практическая работа. Подготовка сколка. Отработка приёмов и выполнение сцепного способа плетения (вилюшка). Применение крючка на поворотах.








4. Плетение декоративного платка. (30ч).


Технические сведения. Декоративный платок: виды, чтение сколка, последовательность изготовления. Скань «верёвочка», решётка, зашивка (назначение, применение, приёмы выполнения).

Практическая работа. Подготовка сколка, составление последовательности изготовления. Отработка приёмов выполнения скани «верёвочка», решётки, зашивки. Выполнение декоративного платочка.


5. Плетение круглой салфетки. (28ч).


Технические сведения. Круглая салфетка: виды, чтение сколка, последовательность изготовления. Насновка: назначение, применение, приёмы выполнения). Скань «верёвочка».

Практическая работа. Подготовка сколка, составление последовательности изготовления. Отработка приёмов выполнения насновки. Выполнение круглой салфетки со сканью «верёвочка».


6. Плетение сувенира «олень». (28ч).


Технические сведения. Сувенир «олень»: назначение, последовательность изготовления. Чтение сколка. Скань «ёлочка».

Практическая работа. Подготовка сколка. Составление последовательности изготовления. Отработка приёмов выполнения скани «ёлочка». Выполнение сувенира «олень».


7. Отчётная выставка. (4ч).


Подготовка и проведение выставки.









Список литературы.



  1. «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8вида»,-под. ред. Щербаковой А.М.- М: НЦ ЭНАС, 2001.


  1. Чернякова В.Н. «Методика преподавания курса технология обработки ткани 5-9»,-М: Просвещение, 2002.


  1. Ерёменко Т.И. «Кружок вязания крючком»,-М: Просвещение, 1984


  1. Мирский С.П. «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе»,-М: Просвещение, 1988.


  1. Климова Н.Т. «цветное коклюшечное кружево. Народный орнамент в композиции художественных изделий»,-М: Изобразительное искусство, 1993.


  1. Корчагина Т.Р. «Рукоделие»,-М: Асцендент,1993.


  1. Андреева И.А. «Рукоделие». Популярная энциклопедия,-М: БРЭ, 1993.


  1. Полная энциклопедия женских рукоделий. Ч.1,-М: Аванта,2003.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная программа учебного курса «Плетение на коклюшках».

Автор: Давыдова Ольга Алексеевна

Дата: 14.01.2017

Номер свидетельства: 379282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства