Образовательная программа для профильного обучения "Основы предпринимательства" 10-11 классы
Образовательная программа для профильного обучения "Основы предпринимательства" 10-11 классы
Образовательная программа "Основы предпринимательства" используется для профильного обучения по направлению "Технология и предпринимательство". В программу включены следующие блоки: основы предпринимательства, основы бухучета, основы менеджмента, основы маркетинга, основы потребительских знаний, основы бизнес-планирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа для профильного обучения "Основы предпринимательства" 10-11 классы»
Программа курса «Основы предпринимательства» 10-11 класс (профильное обучение)
Пояснительная записка
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому на настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательной школы с основами предпринимательства.
Основная цель предпринимательского образования – формирование у учащихся первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации малого бизнеса; подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.
При этом в ходе изучения данного курса решаются следующие задачи:
Знакомство учащихся с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать правильные решения в условиях конкуренции;
Формирование знаний о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;
Развитие экономического и правового мышления; умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
Знакомство с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный продукт посредством предпринимательской деятельности;
Познакомить учащихся с некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решения; самоконтроля и самооценки;
Формирование таких качеств личности, как предприимчивость, расчетливость, экономность, умение оперативно решать поставленные задачи.
Данный курс «Основы предпринимательства» разработан для учащихся 10-11 классов с еженедельными трехчасовыми занятиями (204 часа).
Программа курса «Основы предпринимательства» включает в себя 6 основных разделов:
Основы предпринимательства
Менеджмент
Маркетинг
Основы бухгалтерского учета
Основы потребительских знаний.
Бизнес проект
Курс «Основы предпринимательства» тесно переплетается с разделом «проект» образовательной области «Технология».
Результатом такой интеграции должен явиться бизнес проект, разработанный учащимися. При этом востребуются знания и умения, полученные школьниками в предшествующих классах. Это умения разрабатывать (выбирать) конструкцию изделия, составлять технологическую карту, обрабатывать материалы, определять себестоимость изделия, оформлять результаты проектной деятельности, находить и умело использовать необходимую для этого информацию.
При проведении занятий могут быть использованы такие формы организации учебной деятельности: лекции, беседы, деловые игры, решение проблемных задач, выполнение заданий в группах, написание рефератов, разработки бизнес-проектов, разнообразные формы контроля (опрос, тестирование, обсуждение ситуаций, контрольные и самостоятельные работы) и другое.
№№
п.п
Наименование раздела программы
Количество часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основы предпринимательства
Основы бухгалтерского учета
Основы потребительских знаний
Элементы маркетинга
Элементы менеджмента
Основы бизнес-планирования
45 часов
42 часа
15 часов
51 час
33 часа
18 часов
Итого:
204 часа
Основы предпринимательства (45 часов)
Модуль «Основы предпринимательства»
Цель:
содействовать профессиональному самоопределению учащихся путём приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области предпринимательской деятельности.
Задачи:
ознакомить учащихся с условиями развития предпринимательства;
овладеть технологией работы с предпринимательской идеей, собственной или предложенной другими людьми – от определения поля предпринимательских идей и постановки целей, до поисков путей их реализации и составления бизнес-плана;
развитие экономического мышления учащихся;
развитие предпринимательской инициативы молодёжи, ориентация учащихся на ведение бизнеса в современных экономических условиях и построение собственного дела на принципах цивилизованного рынка;
обучение партнерству – умению работать в паре, коллективе, общаться, взаимодействовать с другими людьми;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, честности, ответственности, патриотизма, культуры поведения.
Учащиеся должны знать:
экономическую роль предпринимательства
характерные черты и качества предпринимателя
виды и способы осуществления предпринимательской деятельности
порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятия
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
суть и механизм налогообложения предприятий
нормативно правовые акты в деятельности предпринимателя
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры предпринимательской деятельности, отличать её виды
оценивать свои способности к предпринимательской деятельности
приводить примеры различных форм организации предприятий
объяснять экономическую роль предпринимательства
проводить оценку предпринимательских идей
составлять и заполнять учредительные документы
Тема 1. Понятие о предпринимательстве
Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Возникновение предпринимательства. Предпринимательство в древние века и в средневековой Европе. Промышленная революция и развитие предпринимательства. Возникновение предпринимательства в России. Сущность предпринимательской деятельности; виды и способы осуществления предпринимательства. Предпринимательство как форма кооперирования хозяйственной деятельности. Партнеры предпринимателя: поставщики ресурсов, торговые посредники, сервисные организации.
Пр. работа: «Тест на оценку своих предпринимательских способностей. Выявление предрасположенности к предпринимательской деятельности».
Тема 2. Предпринимательская идея
Основные этапы развития производственного предпринимательства: выработка идеи, составление бизнес- плана; опытно-конструкторские разработки, пробный выход на рынок, коммерческое освоение продукции. Понятие о предпринимательской идее – как основа коммерческого успеха. Важность и ценность хорошей идеи в предпринимательстве. Факторы успешности предпринимательской идеи. Методы поиска и источники предпринимательских идей. Первоначальная оценка идеи.
Основные характеристики любого изделия: назначение. Функциональные свойства и качество; удобство пользования; внешний вид. Понятие о дизайне. Поиск путей и способов усовершенствования конструкции изделия с учетом требований потенциального потребителя. Основные правила выполнения эскизов и технического рисунка.
Пр. работа: «Разработка конструкции изделия, выполнение его эскиза и технического рисунка. Составление, подбор необходимых материалов для изготовления продукции.
Тема 4. Технологический процесс
Понятие о технологическом планировании, технологическом процессе. Типы производства (единичное, серийное, массовое). Основные правила, требования и последовательность составления технологической карты. Понятие о единой системе технологической документации (ЕСТД)
Пр. работа: «Разработка технологической карты на изготавливаемое изделие».
Контрольная работа
Тема5. Основы бизнес-планирования (проектирование) (18 часов)
Понятие о бизнес-проекте
Понятие о бизнес-планировании и его роли в предпринимательской деятельности. Бизнес-план и привлечение финансовых ресурсов для развития фирмы. Структура бизнес-плана. Основные правила составления бизнес-плана. Назначение титульного листа и требования к его оформлению.
Пр. работа: Составление титульного листа для своего бизнес-плана.
Производственный план )
Назначение и основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути её повышения. (4 часа)
Пр. работа: «Составление производственного плана для своего предприятия».
Себестоимость продукции – важнейший показатель работы предприятия. Структура и методика расчета себестоимости производимой продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции. (6 часов)
Пр. работа: «Расчет себестоимости единицы изготовляемой продукции. Проведение анализа себестоимости, указать пути снижения себестоимости товара».
План маркетинга
Реализация самая сложная из задач предпринимателя. Причины возникновения маркетинга. Сущность и основные инструменты маркетинга. Маркетинговые услуги для предпринимателей. Этапы развития маркетинга.
Организационный план
Формы организации предпринимательской деятельности, допускаемые Российским законодательством. Предпринимательство с образованием и без образования юридического лица. Достоинства и недостатки различных форм предприятий. Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации. Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив (артель). Понятие об уставе и учредительном договоре. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних.
Пр. работа:
ознакомление с Учредительным договором о создании предприятия; уставом
Заполнение учредительного договора и устава для своего предприятия.
Деловая игра: «Вертушка общения»
Оценка риска
Оценка риска. Понятие о риске в деятельности предпринимателя. Экономический смысл коммерческого риска как опасности получения доходов ниже цены капитала. Типы рисков, с которыми сопряжена деятельность предпринимателя. Способы управления рисками и страхование рисков. Понятие о банкротстве как коммерческой несостоятельности собственности. Регулирование процессов банкротства в России.
Пр. работа: «Выявление фактов риска, разработка мероприятий по их устранению. Заполнение таблицы».
Налогообложение
Роль налогообложения в жизни государства. Способы налогообложения предпринимательских доходов. Система налогов на юридические лица в России. Декларация о доходах граждан. Ответственность налогоплательщиков. Возможности законного сокращения налогооблагаемого дохода. Налоговые органы, их прав и ответственность.
Пр. работа: «Заполнение декларации о доходах. Заполнение таблицы «Налоги моей семьи».
Финансовый план
Понятие о финансах фирмы. Основные типы финансовых проблем, с которыми сталкивается предприниматель. Организация финансового планирования в фирме.
Назначение и основные разделы финансового плана. План доходов и расходов, методики его составления. Выручка от продаж. Прямые и косвенные расходы предприятия.
Пр. работа: «Составление планов доходов и расходов для своего предприятия на первые 6 месяцев его существования».
Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости (формула и графическое изображение). Постоянные и переменные издержки
Пр. работа: «определение точки самоокупаемости и построение графика для своего предприятия»
Источники финансовых ресурсов для создания и развития фирмы (внешние и внутренние). Участники финансового рынка и их роль в экономике. Принципы привлечения собственного и заемного капитала. Понятие о цене капитала и её роль в развитии предпринимательства.
Стартовый капитал: назначение и его составляющие. Конкуренция и роль государства в поддержке малого бизнеса
Презентация бизнес-плана
Тема 6. Условия развития предпринимательства
Общеэкономические условия, способствующие или препятствующие развитию предпринимательства. Правовые условия развития предпринимательства. Морально-этический климат в обществе как фактор развития предпринимательства.
Тема 7. Малое предпринимательство
Понятие о малом предпринимательстве. Плюсы и минусы малого предпринимательства. Льготы для малого предпринимательства, предоставляемые по российскому законодательству.
Тема 8. Современное состояние и проблемы развития российского предпринимательства
Возрождение российского предпринимательства в 80-90 гг. ХХ века. Трудности и барьеры на пути развития отечественного предпринимательства. Криминализация бизнеса и «теневой бизнес» как основные проблемы развития предпринимательства в переходной экономики России.
Основы бухгалтерского учета (42 часа)
Модуль «Основы бухгалтерского учёта»
Цель:
содействовать профессиональному самоопределению учащихся в сфере бухгалтерского учета
Задачи:
формирование специальных умений и навыков, позволяющих вести учет материальных ценностей и источников их образования
развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного решения задач бухгалтерского учета
воспитание трудолюбия, ответственности, предприимчивости и культуры поведения
Учащиеся должны знать:
закон о бухгалтерском учете
развитие и роль бух. Учета
сущность и основные задачи бухгалтерского учета
классификацию объектов бухгалтерского учета
методы и принципы ведения бухгалтерского учета
Учащиеся должны уметь:
определять предмет и задачи бухгалтерского учета
формировать систему качеств, которыми должен обладать современный бухгалтер
правильно заполнять первичные документы
осуществлять бухгалтерские проводки
составлять и анализировать оборотную ведомость, баланс
История появления бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных средств предприятия. Активы и пассивы фирмы.
План счетов – центральный документ бухгалтерского учета. Структура плана счетов, субсчета. Типы счетов (активны,. пассивные, активно-пассивные)
Пр. работа: «Изучение плана счетов. Составление проводок».
Большая « Книга хозяйственных операций». Круговорот хозяйственных операций
Бухгалтерская документация и инвентаризация
Вступительный и текущий баланс. Месячный, квартальный и годовой баланс
Пр. работа: «Составить месячный (квартальный, годовой) баланс».
Оборотная ведомость – важный отчетный и аналитический документ. Правила составления оборотной ведомости
Пр. работа: «Анализ предложенных оборотных ведомостей», «Разработка оборотной ведомости».
Заработная плата работников. Основные правила учета и расчета заработной платы. Деятельность бухгалтера по начислению заработной платы. Виды заработной платы и формы оплаты труда
Пр. работа: «Расчет заработной платы».
Цена товара. Как определить цену товара? Основная цена фирмы, рыночная цена посредника. Договорная цена продажи.
Элементы маркетинга (51 час)
Теоретические основы маркетинга (27 часов)
Понятие маркетинга. История зарождения и развития маркетинга. Содержание цели и принципы маркетинга. Концепции маркетинга.
Маркетинговая среда предприятия. Маркетинговая микро- и макросреда предприятия. Субъекты маркетинговой микро- и макросреды предприятия. Взаимодействие предприятия с маркетинговой средой.
Понятие рынка. Классификация рынков. История возникновения рынка. Характеристика рынка «продавца» рынка «покупателя». Основные характеристики рынка. Конъюнктура рынка. График рыночного равновесия. Кривая спроса и кривая предложения.
Поведение потребителя на рынке. Факторы, влияющие на поведение потребителя на потребительском рынке. Процесс принятие решения о покупке. Рынок предприятий и организаций и поведение на нем потребителей.
Сегментирование рынка. Основные понятия сегментирования рынка. Критерии сегментирования потребительского рынка. Требования, предъявляемые к сегментам рынка. Выбор целевых сегментов рынка.
Понятия «нужда», «потребность», «спрос». Пирамида потребностей А. Маслоу. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса, коэффициент эластичности.
Маркетинговые исследования и маркетинговая информация. Система маркетинговой информации. Маркетинговое исследование. Процесс маркетингового исследования. Методы исследование, инструменты исследования. Опросник потребителя, выборка. Анализ маркетинговой информации, рекомендации.
Практика. Определение микро- макросреды МОУ СОШ №30. Определение концепции маркетинга нам рынке товаров. Определение принципов сегментирования, произведение сегментации применительно к своей продукции; определение потенциально объема рынка. Разработка опросника потребителя. Проведение маркетингового исследования по заявленной проблеме (отчет в виде компьютерной презентации).
Основы организации маркетинга на предприятии (24 часа)
Товар
Товарная политика. Требования, предъявляемые к товару. Маркетинговые стратегии на этапе жизненного цикла товара. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении (качество, свойства, упаковка, внешнее оформление), товар с подкреплением (продажа в кредит, гарантия, послепродажное обслуживание, установка и монтаж).
Пр. работа: «Разработка внешнего оформления своего изделия и этикетки (ярлыка) для него. Продумать составляющие второго и третьего уровней разработки товара.
Цена товара
Цена товара. Факторы, влияющие на выбор цены: себестоимость, цена конкурентов, качество, редкость, сезонность и другое.. Стратегии ценообразования в маркетинге,
Пр. работа: «Определение (расчет) цены на свою продукцию».
Сбыт
Оценка потенциального объема и доля рынка для освоения. Основные каналы сбыта. Выбор оптимальных каналов и способов сбыта.
Пр. работа: « Определение доли рынка для освоения в процентах к общему объему, в натуральном и денежном выражении. Выбор основных каналов сбыта продукции»
Реклама
Реклама – особый вид маркетинговой деятельности. Экономический смысл рекламной деятельности. Основные цели рекламы. Типы рекламы и критерии выбора наиболее эффективного для предприятия типа рекламы. Требования к рекламе. Каналы и способы распространения рекламы. Контроль за её результатами. Роль рекламы в формировании положительных эмоций покупателя, имиджа предприятия. Создание благоприятного образа предприятия. Фирменный стиль. Элементы фирменного стиля. Рекламные фирмы и их деятельность в России.
Пр. работы:
Разработка наименования, товарного знака и слогана для предприятия;
Расчет бюджета на рекламу;
Выбор каналов и способов распространения рекламы своей продукции
Разработка и составление рекламной листовки.
ОСНОВЫ менеджмента (33 часа)
Модуль «Основы менеджмента»
Цель:
содействовать профессиональному самоопределению учащихся путём приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области менеджмента, как особой дисциплины, изучающей процессы управления организациями
Задачи:
познакомить учащихся с основными понятиями теории и практики менеджмента
формировать у учащихся представление о менеджменте как о сложном комплексном понятии
развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного принятия решения управленческих проблем
Учащиеся должны знать:
сущность и содержание следующих понятий и процессов: менеджмент как наука, этапы развития менеджмента в деятельности предприятия, основные элементы организации и процесса управления, функции управления, стиль руководства
особенности управления предприятиями малого бизнеса
причины конфликтных ситуаций и пути их разрешения
методы оценки личностных и деловых качеств, основные нормы деловой этики
Учащиеся должны уметь:
формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер
определять цели и задачи управления организацией
различать основные типы структур управления
составлять структуру управления предприятием, согласно структуре управления определять обязанности, цели и задачи руководителей разного уровня
применять на практике нормы деловой этики
работать в мелких группах
анализировать модель стрессовой ситуации
определять свою позицию по различным стилям руководства коллективом
Понятие о менеджменте
Основные функции современного менеджмента. Причины обособления функций менеджера и предпринимателя.
Технология менеджмента.
Организационная структура предприятия и должностные инструкции.
Пр. работа: «Разработка (схема) организационной структуры предприятия».
Деловая атмосфера и психология общения
Трудовой коллектив, условия найма работников. Понятие о контракте. Компоненты деловой атмосферы. Принятие решений по различным вопросам: организационным, технологическим, снабженческим, житейским. Виды решений: индивидуальное, коллективное (коллегиальное). Учет интересов и потребностей людей при принятии решений. Критерии эффективности управленческих решений. Стиль принятия решения: авторитарный, демократический, либеральный и влияние его на деловую атмосферу.
Пр. работа:
Заключение трудового соглашения (контракта).
Решение проблемных ситуаций
Тестирование.
Конфликтные ситуации
Причины возникновения конфликтных ситуаций в производственной деятельности. Методы выхода их конфликта.
Пр. работа: деловая игра: оценить конфликтную ситуацию, выявить её причины. Найти выход из конфликта и принять эффективное решение.
Мастерство делового взаимодействия
Основные функции менеджера. Понятие о деловом взаимодействии. Аспекты взаимодействия: изучение и оценка личности, речевое обращение. Умение убеждать. Формальные и неформальные методы изучения и оценки личности.
Правила ведения деловой беседы
Виды беседы и их особенности. Этапы беседы. Вопросы как регламентаторы деловой беседы. Вопросы открытого и закрытого типа. Обстоятельства, влияющие на характер беседы. Аргументация замечаний и предложений. Предупреждение конфликтной ситуации.
Пр. работа: (деловая игра) Решение проблемной ситуации «Конфликт директора и рабочих (служащих)».
Ведение телефонных переговоров
Цели и задачи переговоров. Этика телефонного общения. Регламент телефонного общения. Правила и приемы телефонных переговоров. Элементы служебного разговора.
Пр. работа: «Служебный разговор» деловая игра.
Профессиональная этика
Аспекты профессиональной этики: внешний вид, культура рабочего места, культура поведения и общения.
Деловые контакты: взаимоотношения руководитель-подчиненный, сотрудники. Регламент работы как важнейший фактор успешного взаимодействия. Примерная схема рабочего дня.
Пр. работа: составление плана беседы на заданную тему с подчиненным, дублером; составление плана работы на день при заданных условиях; решение проблемной ситуации «Если вы руководитель…»
Основы бизнес- планирования (15 часов)
Модуль «Основы бизнес-планирования»
Цель:
обобщение и применение ранее полученных знаний при составлении бизнес-плана
Учащиеся должны знать:
функции планирования в любой деятельности
назначение бизнес-плана и его роль в реализации предпринимательской идеи
структуру бизнес-плана и основные правила его составления
Учащиеся должны уметь:
определять назначение бизнес-плана в предпринимательской деятельности
объяснять взаимосвязь основных разделов бизнес-плана
составлять бизнес план
Понятие о бизнес-планировании и его роли в предпринимательской деятельности. Бизнес-план и привлечение финансовых ресурсов для развития фирмы. Основные правила составления бизнес-плана. Назначение титульного листа и требования к его оформлению.
Пр. работа: Составление титульного листа для своего бизнес-плана.
Структура бизнес-плана
Производственный план
План маркетинга, рынок сбыта
Организационный план
Оценка риска
Финансовый план
Презентация бизнес-плана
Список литературы
Барышева А. «Как продать слона?» 51 прием заключения сделки. Серия «Бизнес-технология» ЗАО Издательский дом «Питер» , 2002.
Губарев В.Г. «Основы экономики и предпринимательства» Ростов-на-Дону «Феникс», 2003
Коддлер И. «как добиться успеха при продажах», «Олма-пресс Инвест», 2003 серия «Бизнес-курс»
Леонтьев А.В, «Технология предпринимательства» 9 класс «Дрофа» Москва, 2001
Липсиц И.В. «Введение в экономику и бизнес» (экономика для не экономистов), «Вита-пресс» М.., 2002
Медведев М.Ю. «Бухгалтерский учет для начинающих». ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
Пономарева Г.А. «самоучитель по бухгалтерскому учету» М.., Приор-издат, 2004
Савицкая Е.В. «Уроки экономики в школе» Издательство «Вита пресс», Москва 2002
Симоненко В.Д. «Технология» 10 класс, Москва, Издательский дом «Вентана-граф», 2002
Тимофеев М.И. «Маркетинг», Москва РИОР, 2004
Черняк В.З. «введение в предпринимательство» Издательство «Вита Пресс» Москва 1999
Щадилова С.Н. «Бухгалтерский учет для всех» Москва, АО «Дис», 19995
Юкаева В.С. «Менеджмент»- М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004