«Научно-исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования » (методическая разработка)
«Научно-исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования » (методическая разработка)
Программа соответствует стандартам второго поколения .Разработан раздел научно-исследовательская деятельность для 9 класса по предмету "Технология".В программе показано какие умения и навыки формируют у обучающихся при изучении данного раздела.Так же представлено тематическое планирование уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Научно-исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования » (методическая разработка) »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Звениговская средняя общеобразовательное школа № 3»
«Научно-исследовательская деятельность в современном
образовательном учреждении в условиях модернизации образования »
(методическая разработка)
Выполнила Кузьмина О.В.
учитель технологии
I-ой квалификационной категории
МОУ «Звениговская СОШ № 3»
г. Звенигово
2014 год
Введение
В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к которой должен стремиться педагог, то педагогическую деятельность необходимо рассматривать через универсальную схему любого вида деятельности: «Цель – Содержание – Средство – Результат».
Раздел программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» разработан в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.
Раздел программы включает в себя характеристику учебного предмета «Технология» , личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально –технического обеспечения образовательного процесса, результаты изучения учебного предмета.
Функции раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности»
-нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объема изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета
-плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последовательности изучения технологии в основной школе и учитывающее возрастание сложности изучаемого материала в течение учебного года, исходя из возрастных особенностей обучающихся
Раздел программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» составлен с учётом полученных обучающимися при обучении в средней школе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности.
Пояснительная записка
Цели изучения раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Основными целями изучения раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» в системе основного общего образования являются:
-освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности,
-формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда,
-овладение общетрудовыми и специальными умениями , необходимыми для проектирования , исследования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства,
-развитие у обучающихся познавательных интересов, творческого мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей,
-формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности,
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Характеристика раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
-культура, эстетика труда,
-творческая, проектно-исследовательская деятельность.
В результате изучения раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» обучающиеся ознакомятся:
- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства,
-предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией,
-методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве,
- информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями.
В результате изучения раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» обучающиеся овладеют:
Раздел программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» содержит основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения - учебно – практическая деятельность. Приоритетным методами являются упражнения, лабораторно- практические и практические работы. Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта и исследовательскими работами. Методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной и исследовательской деятельности с начала учебного года. При организации творческой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание не потребительском назначении стоимости продукта труда - изделие, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. При этом необходимо, что бы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений, с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов, с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
Ценностные ориентиры содержания раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Раздел программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения обучающиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями
навыками применения распространенных инструментов и приспособлений, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда
навыками научно-исследовательской деятельности
В результате изучения обучающиеся получат возможность ознакомиться:
с основными технологически понятиями и характеристиками
технологическими свойствами и назначением материалов
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования
видами , приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья
В результате изучения раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» обучающиеся получат возможность выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место
находить необходимую информацию в различных источниках
применять конструкторскую и технологическую документацию
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами
осуществлять визуально контроль качества изготавливаемого изделия или продукта
находить и устранять допущенные дефекты
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий
распределять работу при коллективной деятельности
Результаты освоения раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности»
При изучении раздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты :
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и творческого труда
самооценка умственных и творческих способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективом выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся
Метапредметные результаты:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности
определение адекватных имеющихся организационным и материально-техническим условием способов решения учебной и ли трудовой задачи на основе заданных алгоритмов
комбинирование известных алгоритмов технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, поиск новых решений технической или организационной проблемы
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов
натуральное моделирование объектов, продуктов и процессов, проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или процесса
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками, объективное оценивание вклада в своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требования и принципам
Предметные результаты :
В познавательной сфере :
осознание роли технологий для прогрессивного развития общества, формирование сущности технологической культуры и культуры труда, классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, информации, а так же соответствующих технологий производства
практическое освоение обучающихся основ проектно-исследовательской деятельности, проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя
развитие умений применять технологии представления, преобразования, и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве и ли сфере обслуживания, рациональное использование учебной и технологической информации для проектирования и создания объектов руда
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства
В трудовой деятельности:
планирование технологического процесса и процесса труда, подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда , пожарной безопасности правил санитарии и гигиены
документирование результатов труда и проектной деятельности, расчет себестоимости продукта труда
В мотивационной сфере:
оценивание своих способностей к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда
В эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, разработка рекламы выполненного объекта или результата труда
рациональное и эстетическое оснащении рабочего места с учетом требований научной организации труда
опрятное содержание рабочей одежды
В коммуникативной сфере:
практическое освоение умений ,составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество,
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора, аргументирование своей точки зрения
адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, овладение устной и письменной речью, посторенние монологических контекстных высказываний, публичная презентация и защита проекта, продукта труда или услуги
В физиолого-психологической сфере:
развитее моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин, достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности
Тематический план 8 -9 классы
Разделы и темы программы
Количество часов по классам
Технологии творческой и опытнической деятельности
Исследовательская и созидательная деятельность
8
9
12
14
Содержаниераздела программы «Технологии творческой и опытнической деятельности»
8 класс
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности. Составные части годового творческого проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита проекта.
Варианты творческих проектов: «Уютный дом», «Праздничный наряд», «Подарок своими руками», «Традиционны блюда моей семьи».
9 класс
Теоретические сведения. Цель и задачи исследовательской деятельности. Составные части годового исследовательского проекта. Поиск и изучение информации по проблеме проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита проекта.
Варианты творческих проектов: «Уютный дом», «Праздничный наряд», «Подарок своими руками», «Традиционны блюда моей семьи».
Литература:
1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе – М.: Вербум-М, 2001.
2. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005.
3. Организация методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях. Методические рекомендации / Подготовлены Г. Е. Прохоровой. М.: Изд-во «Маршрут», 2005.
4. Яковлева Н. О . « Проектирование как педагогический феномен». Педагогика ,2002, № 6
5. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование».
6.Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
7.Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
8.Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
Интернет-ресурсы :
1.http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
2.www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т
3.www.1553.ru — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской»
4.www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
5.www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации