Модифицированная программа по профилю "Швейное дело" для школ VIII вида
Модифицированная программа по профилю "Швейное дело" для школ VIII вида
Модифицированная программа создана с целью повышения интереса учащихся к данному предмету, более глубокой социализации в обществе, расширения их кругозора. Программа расчитана на 3 года обучения, 140 часов. Учащиеся знакомятся с различными видами народно-прикладного творчества, шьют изделия в различных стилях лоскутного шитья. Программа соответствует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа по профилю "Швейное дело" для школ VIII вида »
Комитет по вопросам образования
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида
ул. Ломоносова, 104, г. Березники,
Пермский край, 618400
Модифицированная программа
«Лоскутное шитье»
по профилю «Швейное дело»
Учитель 1 квалификационной категории
Рыжова Татьяна Алексеевна
г. Березники, Пермский край
7-9 класс
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА В 7-9 КЛАССАХ
Исходя из требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы детей с нарушением интеллекта, возникла необходимость дополнения к содержанию программ по профилю «Швейное дело» для коррекционных школ YIII вида.
Содержание данной программы «Лоскутная техника» должно обеспечивать создание дополнительных условий для раскрытия и развития способностей воспитанников, их самоопределения. Дополнительные знания и умения помогут ученикам сорентироваться в будущей жизни, разовьют их творческие способности. Программа помогает индивидуализации ребенка, формирует положительную «Я - концепцию», что является непременным условием развития личности.
При анализе существующих программ по профилю «Швейное дело», мною был сделан вывод, что все программы располагают часами практического повторения и навыки, предусмотренные программой, можно отрабатывать на творческих объектах, что позволит более глубоко заинтересовать учащихся и успешно овладеть профессиональным мастерством.
Программа «Лоскутное шитье» отличается от других программ коррекционной направленностью, развитием творческих способностей и авторского мышления.
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предусматривает обучение воспитанников специальной (коррекционной) школы для детей с отклонениями в развитии. Весь курс содержит 140 часов.
Целью программы«Лоскутное шитье» является творческое развитие личности воспитанника, повышение качества профессиональной подготовки и уровня конкурентоспособности на рынке труда.
С учетом своеобразия развития детей с нарушением интеллекта и особой роли организации их деятельности, программа направлена на решение следующих задач:
1. Закрепить ранее полученные навыки по данным разделам и способствовать развитию творческого решения изготовляемых изделий.
2. Осуществлять коррекцию дефектов психического и физического развития детей с отклонениями в развитии, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
3. Формировать у воспитанников эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, обогащать имеющийся опыт эстетическими впечатлениями, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, вырабатывать у воспитанников нравственно-эстетическую оценку.
4. Знакомить с историей возникновения лоскутного шитья, воспитывать уважение к народным традициям
Программа состоит из двух периодов обучения:
1 период -7 классы - пропедевтический;
2 период –8-9 классы - развитие творческого процесса.
Период обучения в старших классах (7 класс) является пропедевтическим с точки зрения автоматизации навыков изготовления работ в стиле лоскутной техники, изготовления мягкой игрушки.
Второй период обучения учеников 8 – 9 классов предусматривает подготовку воспитанников к овладению навыками творческого процесса.
Выделение этих периодов в работе позволяет распределить по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач. В программе выделены резервные часы, которые по усмотрению педагога, могут быть использованы для изучения материала, вызвавшего наибольший интерес у детей или недостаточно усвоенного.
Программа «Лоскутное шитье» предусматривает такие темы как характеристика и выбор тканей, закономерности цветовых сочетаний, различные виды техники «лоскутная мозаика», проработку композиций лоскутного пейзажа, применение лоскутной техники в изделиях, коллективные работы, объемные и полуобъемные аппликации.
Особое внимание уделено в программе экскурсиям, которые расширяют представления детей в области декоративно-прикладного искусства, развивают их чувственное восприятие, эстетический вкус.
Программа творческого коллектива направлена на подготовку воспитанников к будущей семейной жизни, формированию культуры быта, обогащение собственного досуга разными видами рукоделия.
Структурная целостность данной программы определяется ЗУН по годам обучения, что позволяет определить конечные и промежуточные цели обучения, осуществлять способ проверки реально полученного результата на их соответствие целям.
Во все разделы программы включен примерный перечень заданий (для развития творческих способностей и авторского мышления).
Становление положительной «Я - концепции» зависит в наибольшей степени от коллектива и проявляется через коллектив, т.е. эмоции, возникающие в результате межличностных отношений в коллективе, будучи включенными в чувство, по своей природе оказываются более сильным, чем эмоции, вызванные воздействием среды.
Вынесение целей коллектива за его рамки неизменно усиливает влияние, ибо подключает к нему влияние других личностей, имеющих общие цели с данным коллективом в рамках коллектива школы.
Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив относится к формированию способностей: укрепления интереса к деятельности, дружбы и духовной связи, творческая среда, развитие в коллективе основных способностей (целеустремленности и настойчивости).
Каждый учится на достижениях и ошибках других, целеустремленность одних, вызывает у других желание подражать и соревноваться. Развивающая целеустремленность, приводя к личным достижениям и вызывая положительные эмоции, закрепляется, как потребность, как привычка.
Все воздействия коллектива и через коллектив осуществляется через систему его межличностных отношений и, следовательно, любое формирование способностей в коллективе происходит опосредованно, через личность.
Возможности данной программы обширны, т.к. в конечном итоге они нацелены на развитие творческих способностей детей, на организацию их исполнительской деятельности, на демонстрацию изделий на всевозможных выставках и устройство их собственного быта, на становление положительной «Я -концепции» воспитанников через творческий коллектив.
Программа творческого коллектива дополняет и углубляет ЗУН, полученные на уроках швейного дела, ИЗО, истории, географии
Распределение основных разделов программы по годам обучения
(час)
Наименование раздела
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
7 класс
10
8
12
10
40
8 класс
12
10
14
10
46
9 класс
14
12
16
12
54
классы
7 класс
8 класс
9 класс
Всего часов за год
342 часа
410 часов
476 часов
Практическое повторение
68 часов
78 часов
82 часа
Лоскутная техника
40 часов
46 часов
54 часа
Программа по годам обучения (140часов)
Содержание 1 года обучения (40 часов)
Вводное занятие
Задачи творческого коллектива на год. Распределение рабочих мест, инструментов и материалов. Организационные вопросы.
Подготовка ткани к работе
Порка, стирка и утюжка. Подбор ткани по качеству и рисунку. «Теплые» и «холодные» цвета, пестрокрашенные и однотонные цвета.
Техника лоскутной мозаики
Знакомство с техникой лоскутной мозаики. Работа над созданием схемы в стиле «Лоскутная мозаика» по двум направлениям:
1. От большей площади;
2. Разбивка сюжета на отдельные фрагменты.
Шитье изделий из полос, из прямоугольных треугольников. Шитье в технике «Русский квадрат».
Шитье на основу
Знакомство с техникой выполнения работ по принципу «Шитье на основу». Подбор и подготовка ткани для предстоящей работы. Свойства ткани. Повторение машинных швов. Правила раскроя с учетом долевой нити. Умение самостоятельно планировать работу, делать отчет о проделанной работе. Правила ВТО изделий, сделанных в стиле «Лоскутная техника».
Практическое закрепление
Шитье изделий в заданной технике. Самостоятельное планирование и выполнение работ.
Резервные часы
Экскурсии. Подготовка к выставке. Срочные заказы школы.
Объекты труда и результаты отражены в презентации
«Лоскутное шитье», 7класс
Примерный перечень работ по разделу «Лоскутная техника»
Салфетка, набор для кухни (прихватки, грелка), чехлы на табуретки, изготовление выставочных работ для школьного музея, участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества.
Воспитанник должен знать: характеристику тканей различного качества, технику выполнения лоскутных цветовых сочетаний, технику выполнения лоскутных изделий в стиле «Лоскутная мозаика», «Шитье на основу».
Воспитанник должен уметь: правильно подбирать по цвету и качеству, самостоятельно кроить однодетальные изделия по заданным размерам, составить схему будущего изделия в заданной технике лоскутного шитья.
Содержание 2 года обучения (46 часов)
Вводное занятие
Вспомнить знания, полученные в 1 год обучения. Задачи творческого коллектива в разделе «Лоскутная техника» на 2-ой год обучения. Распределение рабочих мест. Подбор инструментов и материалов. Решение организационных вопросов.
Отделочные элементы
Назначение отделочных элементов. Виды отделочных элементов: выстегивание, оборки, рюши, воланы, фестоны. Раскрой и закрепление оборок и рюшей на изделии. Закрепление изделия в складке. Драпированные фестоны, прямые фестоны, комбинированные фестоны.
Аппликация из ткани
Аппликация как вид народно-прикладного творчества. Характер выполнения и обработка аппликации из ткани: плоская, полуобъемная, комбинированная. Приемы раскроя деталей аппликации с основной. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Примерный перечень творческих работ по разделу «Лоскутная техника»
Панно с фестонами и рюшами, варежка-прихватка, оформленная плоской аппликацией, сюжетное панно в технике полуобъемной аппликации. Изготовление выставочных работ.
Объекты труда и результаты работы отражены в презентации «Лоскутное шитье», 8класс
Практическое закрепление
Совершенствование навыков, полученных на занятиях творческого коллектива. Изготовление небольших панно в стиле плоской и полуобъемной аппликации. Возможны коллективные работы. Оформление работ отделочными элементами.
Резервные часы
Экскурсии на выставки прикладного творчества, в музеи и художественные салоны. Оформление интерьеров школы и интерната.
Воспитанники должны знать: способ обработки обрезного края рюши, расчет длины рюши в зависимости от длины изделия, способ соединения рюши с изделием. Плоская, полуобъемная, комбинированная аппликация. Способы соединения аппликации с основой.
Воспитанники должны уметь: правильно выбрать вид отделки для каждого вида работ, самостоятельно подобрать ткань, раскроить, обработать обрезные края и соединить с основой. Составить сюжетную композицию для аппликации и перенести ее на основу.
Содержание 3 года обучения (54 часа)
Вводное занятие
Вспомнить знания, полученные по этому разделу в предыдущие годы. Поставить задачи на следующий учебный год. Подбор материалов и инструментов. Распределение обязанностей. Подготовка ткани к предстоящей работе.
Проработка композиции лоскутного пейзажа
Подбор несложных готовых эскизов. Подбор ткани для деталей пейзажа. Раскрой отдельных деталей пейзажа. Соединение деталей пейзажа с основой ручными стежками. Обработка деталей пейзажа на машине «зигзаг». ВТО готовой работы и обработка обрезных краев (способ по выбору). Отделка лоскутной композиции полуобъемными деталями (цветы, птицы, животные и т.д.).
Лоскутки и фантазия (многодетальное панно, выполненное коллективно)
Выбор рисунка. Увеличение размеров рисунка до нужного размера. Переснятие отдельных деталей рисунка на прозрачную бумагу. Подбор ткани для фона, пейзажных деталей. Подбор ткани для изготовления фигурок людей и животных. Раскрой панно по готовым лекалам. Шитье плоских деталей панно, заготовка объемных деталей панно и деталей для отделки (фестоны, оборки и т.д.). Соединение деталей панно в общую работу.
Практическое повторение
Изготовление подарков и сувениров в стиле техники «Лоскутная мозаика» с применением знаний, полученных на занятиях творческого коллектива. Шитье изделий по выбору.
Резервные часы
Экскурсии в музеи и на выставки, в художественные салоны. Выполнение заказов школы. Уроки занимательного труда.
Примерный перечень работ по разделу «Лоскутная техника»
Панно в технике лоскутного пейзажа, коллективная работа.
Воспитанник должен знать: способы увеличения и уменьшения размеров рисунка, простейшее моделирование сюжетной картинки, подбор сочетаемых материалов, ручные и машинные швы, правила ВТО.
Воспитанник должен уметь: самостоятельно планировать работу, работать над панно коллективно, применять знания и умения полученные ранее, находить недочеты и исправлять их.
К данной программе прилагаются презентации, где объекты труда распределены по классам. Работы учащихся не раз были призерами городских выставок «Народно-прикладного» творчества, это говорит о том что творческий коллектив в рамках реализации программы, работает успешно.