kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модифицированная программа по профилю "Швейное дело" для школ VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная программа создана с целью повышения интереса учащихся к данному предмету, более глубокой социализации в обществе, расширения их кругозора. Программа расчитана на 3 года обучения, 140 часов. Учащиеся знакомятся  с различными видами народно-прикладного творчества, шьют изделия в различных стилях лоскутного шитья. Программа соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа по профилю "Швейное дело" для школ VIII вида »

Комитет по вопросам образования

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида

ул. Ломоносова, 104, г. Березники,

Пермский край, 618400








Модифицированная программа

«Лоскутное шитье»

по профилю «Швейное дело»









Учитель 1 квалификационной категории

Рыжова Татьяна Алексеевна

г. Березники, Пермский край



7-9 класс

.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА В 7-9 КЛАССАХ



Исходя из требований современной жизни общества и тех проблем, кото­рые затрагивают интересы детей с нарушением интеллекта, возникла необходи­мость дополнения к содержанию программ по профилю «Швейное дело» для коррекционных школ YIII вида.

Содержание данной программы «Лоскутная техника» должно обеспечивать создание дополнительных условий для раскрытия и развития спо­собностей воспитанников, их самоопределения. Дополнительные знания и умения помогут ученикам сорентироваться в будущей жизни, разовьют их творческие способности. Программа помогает индивидуализации ребенка, формирует положительную «Я - кон­цепцию», что является непременным условием развития личности.

При анализе существующих программ по профилю «Швейное дело», мною был сделан вывод, что все программы располагают часами практического повторения и навыки, предусмотренные программой, можно отрабатывать на творческих объектах, что позволит более глубоко заинтересовать учащихся и успешно овладеть профессиональным мастерством.

Программа «Лоскутное шитье» отличается от других программ коррекционной направленностью, развитием творческих способностей и авторского мышления.

Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предусматривает обучение воспитанников специальной (коррекционной) школы для детей с отклонениями в развитии. Весь курс содержит 140 часов.


Целью программы «Лоскутное шитье» является творческое развитие лично­сти воспитанника, повышение качества профессиональной подготовки и уровня конкурентоспособности на рынке труда.

С учетом своеобразия развития детей с нарушением интеллекта и особой роли организации их деятельности, программа направлена на реше­ние следующих задач:

1. Закрепить ранее полученные навыки по данным разделам и способствовать развитию творческого решения изготовляемых изделий.

2. Осуществлять коррекцию дефектов психического и физического развития де­тей с отклонениями в развитии, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жиз­ни.

3. Формировать у воспитанников эстетическую восприимчивость, умение ви­деть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, обога­щать имеющийся опыт эстетическими впечатлениями, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, вырабатывать у воспитанников нравственно-эстетическую оценку.

4. Знакомить с историей возникновения лоскутного шитья, воспитывать уважение к народным традициям


Программа состоит из двух периодов обучения:

1 период -7 классы - пропедевтический;


2 период –8-9 классы - развитие творческого процесса.


Период обучения в старших классах (7 класс) является пропедевтиче­ским с точки зрения автоматизации навыков изготовления работ в стиле лоскутной техники, изго­товления мягкой игрушки.


Второй период обучения учеников 8 – 9 классов преду­сматривает подготовку воспитанников к овладению навыками творческого про­цесса.


Выделение этих периодов в работе позволяет распределить по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности услож­нения учебных задач. В программе выделены резервные часы, которые по ус­мотрению педагога, могут быть использованы для изучения материала, вызвав­шего наибольший интерес у детей или недостаточно усвоенного.


Программа «Лоскутное шитье» предусматривает такие те­мы как характеристика и выбор тканей, закономерности цветовых сочетаний, различные виды техники «лоскутная мозаика», проработку композиций лоскут­ного пейзажа, применение лоскутной техники в изделиях, коллективные работы, объемные и полуобъемные аппликации.

Особое внимание уделено в программе экскурсиям, которые расширяют представления детей в области декоративно-прикладного искусства, развивают их чувственное восприятие, эстетический вкус.

Программа творческого коллектива направлена на подготовку воспитан­ников к будущей семейной жизни, формированию культуры быта, обогащение собственного досуга разными видами рукоделия.

Структурная целостность данной программы определяется ЗУН по годам обучения, что позволяет определить конечные и промежуточные цели обучения, осуществлять способ проверки реально полученного результата на их соответст­вие целям.

Во все разделы программы включен примерный перечень заданий (для развития творческих способностей и авторского мышления).

Становление положительной «Я - концепции» зависит в наибольшей сте­пени от коллектива и проявляется через коллектив, т.е. эмоции, возникающие в результате межличностных отношений в коллективе, будучи включенными в чувство, по своей природе оказываются более сильным, чем эмоции, вызванные воздействием среды.

Вынесение целей коллектива за его рамки неизменно усиливает влияние, ибо подключает к нему влияние других личностей, имеющих общие цели с дан­ным коллективом в рамках коллектива школы.

Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив относится к формированию способностей: укрепления интереса к деятельности, дружбы и духовной связи, творческая среда, развитие в коллективе основных способностей (целеустремленности и настойчивости).

Каждый учится на достижениях и ошибках других, целеустремленность одних, вызывает у других желание подражать и соревноваться. Развивающая це­леустремленность, приводя к личным достижениям и вызывая положительные эмоции, закрепляется, как потребность, как привычка.

Все воздействия коллектива и через коллектив осуществляется через сис­тему его межличностных отношений и, следовательно, любое формирование способностей в коллективе происходит опосредованно, через личность.

Возможности данной программы обширны, т.к. в конечном итоге они на­целены на развитие творческих способностей детей, на организацию их испол­нительской деятельности, на демонстрацию изделий на всевозможных выстав­ках и устройство их собственного быта, на становление положительной «Я -концепции» воспитанников через творческий коллектив.

Программа творческого коллектива дополняет и углубляет ЗУН, получен­ные на уроках швейного дела, ИЗО, истории, географии







Распределение основных разделов программы по годам обучения



(час)

Наименование раздела

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

7 класс

10

8

12

10

40

8 класс

12

10

14

10

46

9 класс

14

12

16

12

54











классы

7 класс

8 класс

9 класс

Всего часов за год

342 часа

410 часов

476 часов

Практическое повторение

68 часов

78 часов

82 часа

Лоскутная техника

40 часов

46 часов

54 часа







Программа по годам обучения (140часов)


Содержание 1 года обучения (40 часов)


Вводное занятие

Задачи творческого коллектива на год. Распределение рабочих мест, инст­рументов и материалов. Организационные вопросы.

Подготовка ткани к работе

Порка, стирка и утюжка. Подбор ткани по качеству и рисунку. «Теплые» и «холодные» цвета, пестрокрашенные и однотонные цвета.


Техника лоскутной мозаики

Знакомство с техникой лоскутной мозаики. Работа над созданием схемы в стиле «Лоскутная мозаика» по двум направлениям:

1. От большей площади;

2. Разбивка сюжета на отдельные фрагменты.

Шитье изделий из полос, из прямоугольных треугольников. Шитье в тех­нике «Русский квадрат».


Шитье на основу

Знакомство с техникой выполнения работ по принципу «Шитье на осно­ву». Подбор и подготовка ткани для предстоящей работы. Свойства ткани. По­вторение машинных швов. Правила раскроя с учетом долевой нити. Умение са­мостоятельно планировать работу, делать отчет о проделанной работе. Правила ВТО изделий, сделанных в стиле «Лоскутная техника».




Практическое закрепление

Шитье изделий в заданной технике. Самостоятельное планирование и вы­полнение работ.


Резервные часы

Экскурсии. Подготовка к выставке. Срочные заказы школы.



Объекты труда и результаты отражены в презентации

«Лоскутное шитье», 7класс



Примерный перечень работ по разделу «Лоскутная техника»


Салфетка, набор для кухни (прихватки, грелка), чехлы на табуретки, изго­товление выставочных работ для школьного музея, участие в городской выстав­ке декоративно-прикладного творчества.


Воспитанник должен знать: характеристику тканей различного качества, технику выполнения лоскутных цветовых сочетаний, технику выполнения лос­кутных изделий в стиле «Лоскутная мозаика», «Шитье на основу».


Воспитанник должен уметь: правильно подбирать по цвету и качеству, самостоятельно кроить однодетальные изделия по заданным размерам, составить схему будущего изделия в заданной технике лоскутного шитья.



Содержание 2 года обучения (46 часов)



Вводное занятие

Вспомнить знания, полученные в 1 год обучения. Задачи творческого кол­лектива в разделе «Лоскутная техника» на 2-ой год обучения. Распределение ра­бочих мест. Подбор инструментов и материалов. Решение организационных во­просов.


Отделочные элементы

Назначение отделочных элементов. Виды отделочных элементов: выстеги­вание, оборки, рюши, воланы, фестоны. Раскрой и закрепление оборок и рюшей на изделии. Закрепление изделия в складке. Драпированные фестоны, прямые фестоны, комбинированные фестоны.



Аппликация из ткани

Аппликация как вид народно-прикладного творчества. Характер выполне­ния и обработка аппликации из ткани: плоская, полуобъемная, комбинирован­ная. Приемы раскроя деталей аппликации с основной. Инструменты и материа­лы, необходимые для работы.


Примерный перечень творческих работ по разделу «Лоскутная техника»

Панно с фестонами и рюшами, варежка-прихватка, оформленная плоской аппликацией, сюжетное панно в технике полуобъемной аппликации. Изготовле­ние выставочных работ.



Объекты труда и результаты работы отражены в презентации «Лоскутное шитье», 8класс

Практическое закрепление

Совершенствование навыков, полученных на занятиях творческого кол­лектива. Изготовление небольших панно в стиле плоской и полуобъемной ап­пликации. Возможны коллективные работы. Оформление работ отделочными элементами.



Резервные часы

Экскурсии на выставки прикладного творчества, в музеи и художествен­ные салоны. Оформление интерьеров школы и интерната.


Воспитанники должны знать: способ обработки обрезного края рюши, расчет длины рюши в зависимости от длины изделия, способ соединения рюши с изделием. Плоская, полуобъемная, комбинированная аппликация. Способы со­единения аппликации с основой.


Воспитанники должны уметь: правильно выбрать вид отделки для каж­дого вида работ, самостоятельно подобрать ткань, раскроить, обработать обрез­ные края и соединить с основой. Составить сюжетную композицию для аппли­кации и перенести ее на основу.


Содержание 3 года обучения (54 часа)


Вводное занятие

Вспомнить знания, полученные по этому разделу в предыдущие годы. По­ставить задачи на следующий учебный год. Подбор материалов и инструментов. Распределение обязанностей. Подготовка ткани к предстоящей работе.


Проработка композиции лоскутного пейзажа

Подбор несложных готовых эскизов. Подбор ткани для деталей пейзажа. Раскрой отдельных деталей пейзажа. Соединение деталей пейзажа с основой ручными стежками. Обработка деталей пейзажа на машине «зигзаг». ВТО гото­вой работы и обработка обрезных краев (способ по выбору). Отделка лоскутной композиции полуобъемными деталями (цветы, птицы, животные и т.д.).

Лоскутки и фантазия (многодетальное панно, выполненное коллективно)

Выбор рисунка. Увеличение размеров рисунка до нужного размера. Пере­снятие отдельных деталей рисунка на прозрачную бумагу. Подбор ткани для фона, пейзажных деталей. Подбор ткани для изготовления фигурок людей и животных. Раскрой панно по готовым лекалам. Шитье плоских деталей панно, заго­товка объемных деталей панно и деталей для отделки (фестоны, оборки и т.д.). Соединение деталей панно в общую работу.


Практическое повторение

Изготовление подарков и сувениров в стиле техники «Лоскутная мозаика» с применением знаний, полученных на занятиях творческого коллектива. Шитье изделий по выбору.


Резервные часы

Экскурсии в музеи и на выставки, в художественные салоны. Выполнение заказов школы. Уроки занимательного труда.


Примерный перечень работ по разделу «Лоскутная техника»

Панно в технике лоскутного пейзажа, коллективная работа.


Воспитанник должен знать: способы увеличения и уменьшения размеров рисунка, простейшее моделирование сюжетной картинки, подбор сочетаемых материалов, ручные и машинные швы, правила ВТО.

Воспитанник должен уметь: самостоятельно планировать работу, работать над панно коллективно, применять знания и умения полученные ранее, находить недочеты и исправлять их.

К данной программе прилагаются презентации, где объекты труда распределены по классам. Работы учащихся не раз были призерами городских выставок «Народно-прикладного» творчества, это говорит о том что творческий коллектив в рамках реализации программы, работает успешно.



Объекты труда и результаты отражены в презентации

«Лоскутная техника», 9класс














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модифицированная программа по профилю "Швейное дело" для школ VIII вида

Автор: Рыжова Татьяна Алексеевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства