kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие по изучению технологии мордовской вышивки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие предназначено для учащихся общеобразовательной школы, для работы на факультативных занятиях.

Методическое пособие содержит теоретический материал по истории мордовской вышивки, особенностям вышивки мордвы-эрьзи и мордвы-мокши. Приводятся технические приёмы, используемые в вышивках мордвы.

Данное методическое пособие позволит учащимся изучить технику выполнения мордовской вышивки и использовать данный теоретический материал на уроках технологии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по изучению технологии мордовской вышивки »

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.о. Саранск



Выступление на МО учителей технологии, ИЗО, музыки


Мордовская

народная

вышивка


Методическое пособие

по изучению технологии

мордовской вышивки







2013 г.






Составитель:

Чегодайкина И.В. –

учитель технологии

МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск






Методическое пособие предназначено для учащихся общеобразовательной школы, для работы на факультативных занятиях.

Методическое пособие содержит теоретический материал по истории мордовской вышивки, особенностям вышивки мордвы-эрьзи и мордвы-мокши. Приводятся технические приёмы, используемые в вышивках мордвы.

Данное методическое пособие позволит учащимся изучить технику выполнения мордовской вышивки и использовать данный теоретический материал на уроках технологии.



















Исторические сведения.


Истоки народной вышивки мордвы уходят в далекую древность. Можно предположить, что уже в 5-7 вв. вышивка существовала как самостоятельный вид декоративной отделки костюма. Наличие вышивки зафиксировано в ряде археологических памятников мордвы так, в Армиевском могильнике найден обрывок ткани, на котором отчетливо заметен орнамент в виде косых клеток. В Курманском могильнике обнаружены узоры на ткани в виде крестов и кругов, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения. В Крюково - Кужновском могильнике найдена ткань, на которой вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитками по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета. Лучшая сохранность тканей в могильниках 12 – 17 вв. позволяет более определенно говорить о широком распространении вышивки. Так, в Коринском и Сарлейском могильниках найдены вышитые фрагменты рукавов, головных уборов, лент.

Расположение вышивок на плечевой холщовой одежде 19 – 20 вв. зависело от покроя одежды, ее назначения.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирный подход в выполнении ее сложного узора по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные фактуры. В зависимости от характерных для той или иной группы мордвы приемов техники исполнения достигалось художественная выразительность орнамента.


Особенности вышивки эрзян и мокши.


Традицию вышивки эрзян вплоть до нашего столетия выделяет немного цветная гамма: в основе ее лежит чередование различных оттенков красного и темно – синего цветов. Причем последний часто использовался как контур. В большинстве случаев орнамент исходил из ритмичного состояния мелких элементов красных и черных, точечных композиций, располагавшихся в продольных полосах по стану рубах. Праздничные рубахи конца 18 – середины 19. века покрывались вышивкой почти полностью. Орнамент наплечной вышивки и подола состоит из фигур, редко используемых в эрзянской вышивке, например, 8 – конечных розеток и производных от нее. Композиции из этих элементов придают особое богатство узору. Использование металлических чешуек, включенных в общий орнаментальный ритм, усиливало декоративную звучность одежды.


Не уступала своим великолепием и мокшанская вышивка.

Некогда колорит и технические приемы ее были близки эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие . несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Дополнением к цветным фрагментам плотных вышивок были вышивки однотонные на белой глади холста, будто вычерченные тонким пером с точным математическим расчетом. Мордовская вышивка относится к группе глухих, счетных вышивок. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т.д.


Изучение технических приемов, используемых в мордовской народной вышивке.


Роспись.

Роспись выполняют в два приема. Сначала делают ряд прокладочных стежков, затем в обратном направлении заполняют промежутки между этими стежками.

Все стежки должны быть одинаковой длины, так как от этого зависит качество работы. Вышивку росписью выполняют, как правило, по счетным схемам, в которых одна черточка соответствует одному стежку. Этот вид вышивки применяют для выполнения узоров, состоящих из прямых или изогнутых линий.

С лицевой и изнаночной стороны роспись выглядит совершенно одинаково.

Горизонтальную линию выполняют следующим образом: делают ряд прокладочных стежков в направлении слева направо, а затем в обратном направлении – второй ряд таких же стежков, заполняя промежутки между первыми стежками.

При выполнении второго ряда следует вкалывать иглу над правым концом стежка первого ряда, а выводить под его левым концом. Это придает линии вид крученого шнурочка. Менее красиво выглядит линия, если стежки второго ряда располагаются под стежками первого ряда.

Косые линии выполняют росписью так же, как и горизонтальные.

Для получения косой зигзагообразной линии прокладывают ряд вертикальных стежков и затем между ними - ряд горизонтальных.

Если зигзагообразная линия состоит из косых стежков, которые выполняют по тому же принципу: сначала стежки с наклоном вправо, затем – с наклоном влево.

Выполнение более сложных линий ведется аналогично.

Зачастую линии имеют ответвления. Если они состоят из одного стежка, то сначала выполняют ответвление, а затем основную линию. В тех же случаях, когда ответвления состоит из большего количества стежков, вышивание начинают с основой линии, дойдя до ответвления, выполняют его в два приема и возвращаются к основной линии.

Косая стежка

Менее известная разновидность смирненского шва - косая стежка. Как следует из названия, речь идет о косых стежках, но они ложатся в соседних рядах в одном направлении параллельно друг другу. Отдельные элементы узоров часто окаймляют либо короткими косыми стежками (а), либо прямыми стежками (б).


Детали узора можно и не окаймлять так, как это показано на примере звездочки.

При выполнении косой стежки может быть использовано сочетание стежков в разных направлениях.

Косой стежкой, как и смирненским швом, вышивают сплошные узоры и орнаменты на тканевом фоне.

Набор

Набором вышивают по счетным схемам. Нитка движется вдоль нитей ткани, переходя по счету нитей на лицевую и изнаночную сторону.

Набором пользуются при вышивании так называемых кантов.

Канты вышивают по схемам. Линиями фона обозначены нити ткани, а штрихами – стежки узора. Между стежками всегда остается одна нить ткани. Для того чтобы ткань не была видна в готовом канте, нитки для вышивания должны быть несколько толще нитей ткани. Разная толщина штрихов узора на схемах означает разные цвета ниток.


«Козлик»

Используют его при вышивании основных орнаментальных мотивов, а также как дополнительный, сопровождающий узор в более сложных вышивках. Его применяют и в виде маскировочного шва при соединении отдельных кусков ткани.

Шов выполняется между двумя параллельными линиями. При выполнении его, подобно шву «за иголку», делают прокол предусмотренной ширины попеременно по одному и другому краю полосы. В средней части полосы стежки перекрещиваются.

Этот шов можно выполнять как по счёту ниток, так и по рисунку, используя различные по цвету нитки.

Счётная двусторонняя гладь

Стежки вышивки выполняются по счёту нитей один за другим. Рабочая нитка, сделав стежок, возвращается обратно, иголка вкалывается рядом с проложенным стежком. Рисунок образуется с обеих сторон ткани.

Стежки счётной глади могут быть различные по размеру и идти в разных направлениях, располагаться вертикально, горизонтально, по диагонали. Фрагменты вышивки счётной глади, как правило, носят геометрический характер: в виде треугольников, ромбов, полос и т.д.

«Косичка»

Шов «косичка» имеет сходство со швом «козлик». Стежки его более плотно заполняют полосу рисунка.


Шов можно выполнять двумя способами: при одном из них на изнаночной стороне изделия будут оставаться горизонтальные полосы по краям рисунка (а), при другом – вертикальные (б).

«Крест»

Шов «крест» представляет собой одинаковые диагонально перекрещенные лицевые стежки. При вышивке сначала делают стежки слева направо, а затем обратным движением иглы перекрывают их справа налево. На изнанке должны проходить ровные прямые полосы в одном направлении – по вертикали или по горизонтали.



Эрзянская звездочка

Внешне двухсторонняя звездочка выглядит почти так же, как и болгарский крест, но выполняют ее по – другому. Все стежки звездочки сходятся в ее центре. С изнаночной стороны она выглядит так же, как и с лицевой.

Другое отличие двухсторонней звездочки от болгарского креста заключается в том, что при вышивании рядами выполняют сначала половину одной звездочки, затем переходят к выполнению другой и т.д.

Закончив вышивать половинки звездочек одного ряда, вышивают вторые половинки звездочек того же ряда.



Переход от ряда к ряду осуществляют с правой стороны узора. Если ряды различаются по длине, то рабочую нить пропускают с изнаночной стороны под стежками. В тех случаях, когда расстояние между отдельными элементами узора относительно велико, лучше начинать каждый элемент новой ниткой, а конец старой спрятать под стежки готового узора.





Образцы вышивок.











Список рекомендуемой литературы.


  1. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск,1986.

  2. Крюкова Т.А. Народные художественные промыслы. Учебное пособие, М., 1982г. гл.9.

  3. Крюкова Т.А. Основы художественного ремесла. Москва «Просвещение» 1986г. под редакцией В.А. Бородулина.

  4. Крюкова Т.А. Народные мастера. Традиции, школы. Изобразит.иск-во. 1985г.

  5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993г.

  6. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка, 1991, Мордовское книжное издательство.

  7. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. Москва 1978г.

  8. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.

  9. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки, 1983 Москва « Просвещение».






12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическое пособие по изучению технологии мордовской вышивки

Автор: Чегодайкина Ирина Владимировна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125656


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства