Методические рекомендации по написанию и защите проекта по технологии
Методические рекомендации по написанию и защите проекта по технологии
Методические рекомендации разработаны для развития и совершенствования работы в области написания проекта по технологии с 5 по 8 класс,для оказания помощи учащимся в создании и защите творческих проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию и защите проекта по технологии»
Методические рекомендации по написанию и защите
проекта по технологии
Выполнила:
Силантьева О.В.,
учитель технологии
Самара, 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.
Предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Успешным в жизни может стать человек, обладающий проектным мышлением. Развить проектное мышление обучающиеся получают особенно на уроках технологии при написании проекта.
Проектное мышление необходимо специально пробуждать у обучающихся, планомерно развивать и заботливо культивировать. Это необходимо и детям, и нам, взрослым. Это означает, что нужно учиться непрерывно и безостановочно. Жизнь требует от нас, учителей, чтобы каждое новое задание, которое мы даем детям, было в какой-то степени новым и для нас. Проектный подход удовлетворяет эти требования. Он особенно эффективен на уроках технологии, которые предусматривают установление межпредметных связей. Проектное мышление– это проблемно-поисковое, конструктивно-волевое и критическое мышление. Трудно воспитать в ученике (да и в себе), чтобы получить ответ на ряд вопросов, готовность что-то специально изучить, открыть, изобрести, исследовать, построить проектную модель, представить результаты своей работы в интересной и доступной для других форме.
Метод проектов является комплексным (интегрированным) процессом, формирующим общеучебные и творческие умения, технологическую грамотность, культуру труда. Все ранее приобретенные знания, умения интегрируются в процессе выполнения проекта.
Проектирование как форма деятельности влияет на формирование навыков самостоятельной работы, публичных выступлений, умений анализа проделанной работы, навыков общения в группах. Кроме того, проектная деятельность развивает у учащихся умение работать с разными источниками информации, планировать и корректировать свою деятельность (в соответствии с требованиями ФГОС), формирует готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Метод проектов предусматривает, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Метод проектов ориентирован не столько на необходимость передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но, главное, научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться исследовательскими методами для получения и анализа информации, что согласуется с требованиями современного подхода к компетентностно-ориентированному образованию.
Проект развивает:
- самостоятельность;
-умение работать с дополнительными информационными источниками;
-навыки публичного выступления;
- умения планировать и достигать поставленные цели;
- навыки общения в группе.
Основными целями методического пособия являются:
Развитие и совершенствование методической работы в области написания проекта.
Повышение профессионального мастерства.
Оказание помощи учащимся в создании и защите творческих проектов по учебному предмету «Технология».
Задачами пособия являются:
- распространение собственного педагогического опыта;
- обмен опытом
За счёт углубленного изучения технологии в нашей школе - 3 часа в неделю, на раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» отводится 10 часов (ниже приведено тематическое планирование на уроках). Данная рекомендация поможет обучающимся 6-8 классов написать проект последовательно, по пунктам, на примере готового проекта (участницы городской олимпиады по технологии). Обучающиеся 5 класса тоже пишут проект, но по сокращённой схеме - 4 раздела. В результате обучения проектному методу обучающиеся с 7- 9 класс участвуют в олимпиаде по технологии.
Тематику проектов я предлагаю в начале учебного года, чтобы ученики смогли её осмыслить и принять обдуманное решение. Список тем можно пополнять за счет предложений самих учащихся. Таким образом, с целью оказания помощи обучающимся в выборе тем подготовлен «Банк проектов» (примерная тематика для проектов учащихся по технологии – 45 тем). Это пособие позволяет определить тематическое поле проекта, облегчить поиск и анализ проблем. Вот несколько примеров тем для проектных работ "История русского народного костюма". (5кл), "Я хочу стать стилистом ногтей". (5кл), "Мало пряжи, много воздуха". (шаль, 9 кл), «Салат «черепашка» (7кл).
В помощь обучающимся мною подготовлены (и выдаются) памятки с целью развития презентационных умений.
Для презентации мною подготовлены в помощь ученика с целью развития речи, памятки со списками глаголов, употребляемых для предупреждения ошибок в повторе слов (например, глаголы, употребляемые для обозначения исследовательского материала: «исследовать, разрабатывать, доказывать, выяснять, утверждать, высказывать» и т.п.), оценочных конструкций (например, словосочетания для выражения критики: «отмечать недостатки», «упрекать в неточности, в небрежности», «возражать», «оспаривать», «расходиться во взглядах», «опровергать» и т.п.)
Завершающий этап проектной деятельности (защита проекта) имеет особо важное значение как рефлексивная форм подведения итогов обучения. При групповой организации проектной деятельности учитывается как результат общих усилий, так и индивидуальное участие каждого с учетом распределения ролей. Организую при подведении итогов занятия рефлексивную деятельность на основе обсуждения вопросов: Что удалось? Что вызвало наибольшие затруднения? Что можно было бы изменить, если бы эту работу пришлось повторить?
Защита проекта занимает 5-7 минут, слушателей я делю на 3 группы:
«Белая шляпа», «Черная шляпа», «Красная шляпа». Прослушав речь ученицы «Белая шляпа» высказывается о достоинствах проекта, «Черная шляпа» - о недостатках, «Красная шляпа» - что нового для себя узнали. Таким образом, все обучающиеся, во-первых, внимательно слушают, во-вторых, все вовлечены в обсуждение проекта.
Этапы выполнения проекта:
-выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания;
-оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности;
-сбор и обработка информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты), обращение к банку данных;
-разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;
-планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и коррекция деятельности; оценка качества выполненной работы своей и чужой, защита проекта
Содержание
Исследовательская и созидательная деятельность.
Выбор темы проекта, ее актуальность. Сбор информации. Выбор оптимальной идеи, ее развитие и планирование. Изготовление изделия. Проверка и оценка результатов.
Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Оформление письменной части. Защита проекта (доклад, демонстрация, ответы на вопросы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Исследовательская и созидательная деятельность (10 ч)
№
Тема урока
Количество часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
1-
2
Выбор темы проекта, ее актуальность. Сбор информации
2
Поиск идей решения поставленной задачи.
Расчет затрат на изготовление швейного изделия
Обучающийся: рационально использует учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объекта труда. Владеет алгоритмами и методами решения технических и технологических задач
Выявление потребностей, имеющих потребительскую стоимость. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения задач различных источников информации
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3-4
Выбор оптимальной идеи, ее развитие и планирование
2
Выбор оптимального варианта выполнения проекта
Обучающийся: рационально использует учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объекта труда. Владеет алгоритмами и методами решения технических и технологических задач
Подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
5-6
Изготовление проектного изделия. Проверка и оценка результатов
2
Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. Контроль деятельности на каждом этапе изготовления изделия
Обучающийся: рационально использует учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объекта труда. Владеет алгоритмами и методами решения технических и технологических задач
Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов.
Создание объектов, имеющих потребительскую стоимость
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
7-8
Оформление письменной части проектной работы
2
Подсчет материальных затрат на изготовление изделия. Оформление письменной части
Обучающийся: рационально использует учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объекта труда. Владеет алгоритмами и методами решения технических и технологических задач
Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
9-10
Защита проекта. Доклад, демонстрация
2
Доклад, демонстрация, ответы на вопросы
Обучающийся: предъявляет результат проектной деятельности.
Выбирает адекватные стратегии коммуникации и презентует свою работу
Р.: Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности. Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Обучающийся получил опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации, оформления проекта, публичного выступления
Примерный план практико-ориентированного проекта:
Титульный лист.
2. Содержание. (Список всех разделов с номерами страниц, титульный лист считается, но не нумеруется).
3. Введение. Обоснование выбора темы проекта.
(Сочинение по плану: почему я выбираю именно эту тему, существующая ситуация, желаемая ситуация, проблема – отсутствие чего-либо, актуальность - чем тема интересна, каково ее значение, практическая значимость работы).
Цель – существительное, отвечает на вопрос «что?»
Примеры формулировки цели:
- Изготовление сувенира в качестве подарка родным или близким на 8 марта.
- Изучение личной профессиональной перспективы с точки зрения специальности дизайнера-модельера.
- Выполнение панно «Бабочки» в технике квиллинга в качестве подарка маме на день рождения.
- Повышение мастерства плетения браслетов в течение месяца с целью изготовление работ для выставки и т. д.
Задачи проекта (это шаги, которые помогут достичь цели, 3-4 задачи, первой можно взять изучить информацию в интернет ресурсах по теме проекта).
Разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
Представить изображения и описания изделий по данной теме, которые кто-то когда-то уже спроектировал и изготовил. Провести их анализ. Идей должно быть не менее 3. Важно дать объективную оценкукаждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев.
5. Выявление основных параметров и ограничений (требования к выполнению работы, риски в выполнении, их преодоление).
Пример. Изделие должно отвечать следующим требованиям:
Изделие должно быть выполнено аккуратно.
Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
Изделие должно быть красивым.
Изделие должно быть прочным.
6.История и современность.
7.Дизайн-анализ, выполняется в виде таблицы. Рассмотреть различные варианты и идеи, не менее трех вариантов проекта, критерии оценки всех вариантов должны быть одинаковые. Примерные критерии оценки: назначение изделия, его полезность и многофункциональность, универсальность стилевого решения, описание техники выполнения, спрос на рынке, наличие материалов, наличие оборудования и инструментов, достаточность знаний и умений, возможность применения. Поиск оптимального решения задачи проекта. В конце вывод.
Критерии оценки
Темы проектов
Вариант
1
Вариант
2
Вариант
3
Наличие заказа и спроса на рынке
Наличие материалов
Наличие инструментов и оборудования
Достаточность знаний и умений
Возможность применения
Другое
Вывод:
Дизайн-анализ-это способ исследования изделий, предметов интерьера, созданных другими людьми. С помощью него можно узнать о материалах, способах производства и характеристиках изделия: эстетических (почему оно выглядит красиво), эргономических - (что делает его удобным в использовании).
8. Эскизная проработка базового варианта (подробное описание и зарисовка окончательного варианта изделия, его фото).
9. Дизайн-спецификация (схема, которая наглядно представляет основные аспекты изготовления изделия)
Требования к изделию
Требования к изделию дают наглядное представление об основных свойствах изготавливаемого изделия и оформляются в таблице:
Название изделия
Функциональное назначение
Пользователь
Единичное или массовое производство
Требования к материалам
Метод изготовления
Внешний вид, стиль
Требования с точки зрения безопасного использования
Экологические требования
10. Инструменты и оборудование, материалы (описание: чем и из чего изготовлено проектное изделие, с фотографиями)
11. Правила безопасного труда.
12. Технология изготовления (технологическая карта), в виде таблицы.
Технологическая карта
№
п/п
Последовательность
выполнения работы
Эскиз (фото, рисунок)
Инструменты,
оборудование,
материалы
14. Контроль качества
Необходимо перечислить требования, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие.
Пример. Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
- Цветовое сочетание материалов гармонично.
- Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
- Работа оформлена в законченное изделие.
- В целом изделие производит благоприятное впечатление.
15. Экологическое обоснование.
Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что:
а) изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
б) возможно с использованием отходов производства;
в) дает возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.
16. Экономическое обоснование, в виде таблицы.
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия.
Материал
Цена
Количество
Стоимость
Итого
Стоимость моего труда (один час работы оцениваем от 50 до 150 рублей) -
Таким образом, итоговая стоимость изделия – руб.
Вывод: мне экономически выгоднее …..
17. Реклама.
Здесь представляются проект рекламы, который может включать в себя рекламные фразы, стихи, изображения или товарный знак фирмы производителя.
18. Оценка проделанной работы. Сочинение - самоанализ достоинств и недостатков, перспективы производства, оценка родных и близких.
Оценка изделия
Вернитесь к первоначальной формулировки задачи: почему вы стали проектировать и изготавливать именно это изделие? Отвечает ли оно потребностям?
Вспомните перечень критериев. Насколько точно изготовленное вами изделие соответствует выбранным требованиям?
Запишите отзывы людей, которые воспользовались вашим изделием, а также результаты испытаний (как изделие показало себя на практике).
Какие изменения можно внести в изделие и (или) какие направления для дальнейшего исследования можно наметить?
Оценка качества проектирования
Чётко ли была сформулирована задача?
Насколько хорошо было выполнено исследование и как использованы результаты анализа?
Насколько точно был составлен перечень критериев? Какие пункты должны быть изменены и дополнены?
Достаточно ли было выдвинуто первоначальных идей?
Проводилась ли необходимая экспериментальная работа с материалами?
Обоснованы ли были ваши решения на каждом этапе выполнения проекта?
Была ли достаточно проработана стадия проектирования изделия?
Соответствуют ли чертежи и технологические карты реальному процессу изготовления изделия?
Хорошо ли изготовлено ваше изделие? Что можно было сделать лучше?
10. Были ли проведены необходимые испытания изделия?
11. Насколько хорошо было спланировано и использовано отведенное время?
12. Что бы вы сделали по-другому, если бы пришлось начать работу снова?
19. Информационные ресурсы.
Письменная часть проекта оформляется на листах формата А4 с одной стороны. Выставляются поля:
левое поле - 30 мм
правое - 15 мм
верхнее - 20 мм
нижнее - 20 мм
Цвет шрифта должен быть чёрным, размер шрифта 12 пт, тип шрифт - Times New Roman. Полужирный шрифт применяют только для заголовков и разделов. Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный). Выравнивание текста на странице - по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см.
Заголовки разделов и подразделов следует начинать с абзацного отступа или по центру листа. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки в заголовках не ставятся в конце последнего предложения. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но страницы на титульном листе не проставляют. Все схемы, таблицы, рисунки должны быть подписаны и пронумерованы, располагать после текста:
Пример Таблица 1 – Последовательность работы
Рисунок 2 – Соединение разноцветных нитей и т.д.
Источники (литература) в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки. Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Удобным является расположение литературы по алфавиту.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.
Например:
Книги с одним автором 1. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 268 с.
Метод проектов способствует в соответствии с требованиями ФГОС формированию универсальных учебных действий таких, как: планирование работы, последовательное выполнение технологических операций по технологическим картам, схемам, образцам, поиск и отбор необходимой информации; умение слушать, слышать и понимать партнера, согласованно выполнять совместные действия в индивидуальной и коллективной деятельности.
При оценке проекта важную роль играет уровень его защиты, в том числе умение использовать наглядный материал. Наиболее полезно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого проекта позволяют компьютерные презентации (слайд-фильмы). Они предназначены специально для сопровождения сообщения показом видеоматериалов на большом экране или на мониторе компьютера. Такие презентации учащиеся могут создавать с помощью программы PowerPoint.
Главная цель моей работы с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.
Список используемой литературы:
Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100».
ГОСТ 7.32-2017 Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации //Москва Стандартинформ 2017.
Кожина О. А., Кудакова Е. Н., Маркуцкая С. Э. «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс» М: Дрофа», 2014 г.
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – с.61.
Плетнёва О.В., Бармина В.Я., Целикова В.В. Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы // Методическое пособие М: Дрофа», 2019 г.