| |
| Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) |
| Вводное занятие | | 2 ч |
1 | 1-2 | Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Вводное занятие. | Правила ТБ работы в кабинете обслуживающего труда. Введение в курс технологии. | Лекция. | Знать правила ТБ, уметь использовать их на практике | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Составляют план и последовательность действий. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Проявление эмоционального настроя | |
| Фаза постановки и решения системы учебных задач |
| тема 1 Кулинария | | 16 ч |
2 | 3-4 | Минеральные вещества и их значение для здоровья. Суточная потребность и содержание в продуктах. | Содержание минеральных и питательных веществ в продуктах и их роль в жизнедеятельности человека, суточная потребность в них. Расчет количества и состава продуктов для сбалансированного питания | Лабораторная работа. . | Знать о значении минеральных веществ для здоровья человека, суточной потребности в них. Уметь рассчитывать количество и состав продуктов. | Развитие и структурирования образности, умения делать выводы. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Умение строить монологическое высказывание, владение диалогической формой речи. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. | |
3 | 5-6 | Блюда из молока и молочных продуктов. Кисломолочные продукты и виды бактериальных культур для их приготовления. | Виды молока и молочных продуктов. Их значение и ценность, условия и сроки хранения. Кисломолочные продукты и особенности их приготовления. | Теоретическое исследование. | Ценность для человека молока и продуктов из него, условия и сроки хранения, технология приготовления блюд. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Экологическое сознание | |
4 | 7-8 | Приготовление блюд из молочных продуктов. | Приготовление салатов с применением творога и сыра. | Практикум. | Свойства молочных продуктов. | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Планируют общие способы работы. | Признание ценности здоровья своего и других людей | |
5 | 9-10 | Ценность рыбы и других продуктов моря, их использование в кулинарии. | Пищевая ценность рыбы и других морепродуктов. Признаки доброкачественности. Технология первичной и тепловой обработки. | Практическая работа. | Пищевая ценность рыбы и морепродуктов, использовании , признаки свежести рыбы ,технология и санитарные нормы первичной и тепловой обработки рыбы. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции | |
6 | 11-12 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Первичная подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. | Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных, рассыпчатых, вязких и жидких каш, бобовых и макаронных изделий. | Практическая работа. . | Знать виды круп, бобовых и макаронных изделий, правила варки каш, бобовых и макаронных изделий. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции | |
7 | 13-14 | Приготовление обеда в походных условиях. Меры противопожарной безопасности. | Обеспечение сохранности продуктов и способы обеззараживания воды в походных условиях, меры противопожарной безопасности, способы разогрева пищи в походе. Расчет стоимости и количества продуктов | Практическая работа. | Правила пожарной безопасности, способы хранения продуктов, обеззараживания воды и приготовление пищи в походе. | Выражают структуру задачи разными средствами. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции | |
8 | 15-16 | Заготовка продуктов. Квашение капусты | Процессы квашения и соления продуктов. Консервирующая роль соли и молочной кислоты. Сроки и условия хранения заготовок. | Практическая работа. . | Иметь представление о процессах, происходящих при квашении и солении продуктов. Знать условия и сроки хранения квашеных продуктов, правила первичной обработки овощей перед засолкой . | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции | |
Тема 2 Рукоделие Лоскутное Шитье 8 часов |
9 | 17-18 | Возможности лоскутного шитья. Геометрический орнамент и композиция. Выполнение эскиза в лоскутной технике. | История создания изделий из лоскута. Понятие об орнаменте, симметрии и ассиметрии в композиции. Пэчворк и мода. Инструменты и материалы, подготовка к работе. | Практическая работа. | Иметь представление о технике печворка, орнаменте, симметрии и композиции. Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы и инструменты. | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Умеют строить планы | |
10 | 19-20 | Изготовление шаблонов элементов орнамента. Раскрой элементов с учетом направления долевой нити и припусков на швы. | Правила деления элементов орнамента на простейшие геометрические фигуры, подбора и изготовления шаблонов. Правила раскроя с учетом направления долевой и рисунка. | Практическая работа | Знать о необходимости припусков для обработки, их величине и правилах раскроя. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой | |
11 | 21-22 | Технология соединения деталей между собой в лоскутном шитье. | Способы сборки полотна в лоскутном шитье. Сборка полотна изделия . | Практическая работа. | Знать правила сборки полотна, уметь ими пользоваться | . Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | |
12 | 23-24 | Соединение лоскутной основы с подкладкой. | Особенности соединения лоскутной основы с подкладкой. | Практическая работа | Знать правила соединения подкладки с основой, уметь выполнять эти правила. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Осваивают общекультурное наследие | |
Тема 3 Элементы материаловедения 2 часа |
13 | 25-26 | Производство и свойство тканей из волокон животного происхождения. Саржевое и атласное переплетение нитей в тканях. | Получение натуральных шерстяных и шелковых волокон, их переработка. Свойства волокон натурального животного происхождения и тканей из них. | Лабораторная работа | Иметь представление о видах и методах получения натуральных волокон , процесс их переработки в нити и ткани | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Активизация имевшихся ранее знаний | |
Тема 4 Элементы машиноведения 4 часа |
14 | 27-28 | Техника безопасности работы на швейной машине. Регуляторы бытовой швейной машины. Подбор игл и нитей в зависимости от вида ткани. | Правила ТБ работы на швейной машине. Устройство и принцип действия регуляторов. Правила подбора игл и ниток | Практическая работа. | Знать назначение, устройство и принцип действия регуляторов, уметь подбирать иглы и нити в зависимости от вида ткани | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | активное погружение в тему | |
15 | 29-30 | Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами иглы. Регулировка машинной строчки. | Неполадки в работе швейной машины, правила регулировки, замена иглы | Практическая работа. | Знать причины, вызывающие неполадки в работе швейной машины, правила регулирования машинной строчки. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | активное погружение в тему | |
Тема 5 Конструирование и моделирование одежды 22 часа |
16 | 31-32 | Требования к легкому женскому платью Ткани и отделки, применяемые для юбок. Конструкция юбок и снятие мерок для построения чертежа. | Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью, Ткани и виды отделок для юбок. | Комбинированный | Требования, предъявляемые к легкому платью, ткани и виды отделок, правила снятия мерок и прибавки на свободу обълегания. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | активное погружение в тему | |
17 | 33-34 | Построение основы чертежа юбки в М 1:4 и в натуральную величину. | Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Последовательность построения чертежа основы юбки. | Практическая работа | Представление об условных графических изображений деталей и изделий, последовательность построения чертежа юбки | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Развивают пространственное мышление, воображение. | |
18 | 35-36 | . Форма. Силуэт, стиль, выбор фасона и моделирование. Моделирование юбки выбранного фасона машины к работе. | Форма. Стиль, силуэт, особенности фигуры и выбор фасона. Способы моделирования юбок. Правила подготовки к раскрою. | Практическая работа. | Представление о форме, силуэте, стиле, зависимости выбора фасона от особенностей фигуры. Способы моделирования и правила подготовки выкройки к раскрою. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Осмысление темы нового материала и основных вопросов подлежащих усвоению | |
19 | 37-38 | Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка и раскрой юбки на ткани | Экономичная раскладка выкройки на ткани. Правила раскладки деталей на ткани с рисунком в клетку и полоску. | Практическая работа. | Правила раскладки деталей на ткани. Экономичная раскладка тканей. | Анализируют условия и требования задачи. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | формирование умения оценивать задачи | |
20 | 39-40 | Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. | Способы прокладывания контурных и контрольных точек и линий. | Практическая работа. | Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Развитие понимания общекультурного наследия | |
21 | 41-42 | Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. | Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей | Практическая работа. | Умение сметывать детали кроя. | Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Умение пользоваться полученными знаниями на практике | |
22 | 43-44 | Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, исправление недочетов. | Правила проведения примерки. Дефекты посадки юбки и их причины. Способы исправления выявленных дефектов. | Практическая работа. | Применение на практике правил проведения примерки и способов исправления дефектов. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Умение пользоваться полученными знаниями на практике | |
23 | 45-46 | Виды машинных швов, их назначение и конструкция. Технология их выполнения. | Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условное и графическое обозначение и технология выполнения. | Практическая работа. | Назначение, конструкция, технология выполнения машинных швов. Умение выполнять их. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Формируется умение высказывать свое отношение к новому материалу, выражать эмоции | |
24 | 47-48 | Машинная обработка переднего и заднего полотнищ юбки. Обработка боковых швов и застежки юбки. | Правила стачивания вытачек, кокеток, складок, и деталей обработки кроя, обработки застежки. | Практическая работа. | Умение стачивать вытачки, детали кроя, и обрабатывать кокетки, складки, застежку. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Формируется мотивация к обучению и целенаправленной деятельности | |
25 | 49-50 | Обработка верхнего и нижнего срезов. | Способы обработки верхнего и нижнего срезов. | Практическая работа. | Способы применения обработки верхнего и нижнего срезов. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
26 | 51-52 | Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей и ТБ ВТО. Контроль качества и оценка изделия. | Особенности ВТО шерстяных и шелковых тканей. Правила ТБ ВТО. Правила контроля и проверки качества. | Практичес- кая работа. | Особенности ВТО шерстяных и шелковых тканей, правила ТБ при ВТО. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
Тема 6 Технология ведения дома 4 часа |
27 | 53-54 | Современные средства ухода и защиты одежды и обуви. Закладка на хранение шерстяных и меховых вещей | Современные средства ухода и защиты одежды и обуви, правила закладки вещей на хранение. | Лабораторно-практическая работа | Средства ухода и защиты одежды и обуви, правила хранения вещей. | Выполняют операции со знаками и символами. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
28 | 55-56 | Оборудование и приспособления для влажной и сухой уборки, , последовательность уборки квартиры. | Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки, последовательная уборка квартиры. | Лабораторная работа. | Способы применения оборудования и приспособлений для уборки, правила проведения . | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. продукта. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
Тема 6 Электротехнические работы 2 часа |
29 | 57-58 | Электрические и их элементы. Правила эксплуатации бытовых электрических электроприборов. Профессии, связанные с электричеством. | Виды соединения элементов в электроцепях, условные изображения на схемах. Правила эксплуатация бытовых приборов, оказание помощи при ударе током. Профессии электриков. | Лабораторная работа. | Правила безопасности и эксплуатации бытовых электроприборов, оказание первой помощи, профессии, связанные с электричеством. | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
Тема 7 Творческое проектирование 8 часов |
30 | 59-60 | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения .Организационно-подготовительный период. | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап (выбор темы, обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза, подбор материалов и приспособлений, литературы).Составление последовательности выполнения. | . Консультация. | Уметь выбирать посильную и необходимую работу; аргументированно защищать свой выбор; делать эскизы и подбирать материал для выполнения. | . Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности. | |
31 | 61-62 | Выполнение проекта. Конструирование, моделирование, изготовление изделий. | Конструирование базовой модели. Моделирование, изготовление изделий. | Практическая работа. | Уметь конструировать, моделировать, выполнять намеченные работы. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству | |
32 | 63-64 | Технологический этап выполнения проекта. | Конструирование базовой модели. Моделирование, изготовление изделий. | Практическая работа. | Уметь конструировать, моделировать, выполнять намеченные работы. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству | |
33 | 65-66 | Оценка работы и защита проекта. | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия. | Презентация знаний. | Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Оценивают достигнутый результат. . | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Развитие потребности в самореализации, социальном признании | |
| Рефлексивная фаза |
| Итоговое занятие. | | 2 ч |
34 | 67-68 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ и достижений учащихся. | Методы самоконтроля и критерии оценки выполненных работ. | Письменный опрос. | Знать пройденный материал и уметь применять полученные знания. | Структурируют знания. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Формирование позитивной самооценки | |