kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив по технологии Введение домашнего хозяйства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника   Технология. Обслуживающий труд под редакцией О.А. Кожиной. М.: Дрофа, 2015 год). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по технологии Введение домашнего хозяйства»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Балашиха




«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №5

___________Л.Б.Яньшина

«___» __________2016 г.


 




 

Рабочая программа

Факультативного курса

«Ведение домашнего хозяйства»

для 7 Г класса









Составила

Брыксина Инна Анатольевна

учитель технологии

высшей квалификационной категории





2016-2017 учебный год









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Рабочая программа по факультативу для 7 класса МАОУ СОШ №5 разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- на основе Примерной программы по технологии с учетом Авторской Программы по «Технологии» (обслуживающий труд). О.А.Кожина, С.Э. Маркуцкая. М: Москва «Дрофа» (2014год) (Программа основного общего образования) федерального перечня учебников, реко­мендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных уч­реждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника Технология. Обслуживающий труд под редакцией О.А. Кожиной. М.: Дрофа, 2015 год).

В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

Данная программа предусматривает развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Формирует у обучающихся 7-х классов элементы научного знания и учебной деятельности, лежащей в основе познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической культуры. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Нормативная база рабочих программ:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.20013. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

  • Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 №17/59-П,

  • Приказ министерства образования Московской области от 04.07.2014г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год».



Рабочая программа отражает особенности построения и деятельности системы образования Московской области (см. Региональный базисный учебный план на 2016-2017 учебный год, с 2-3):

Поддержку интегративного освоения и использования ИКТ обучения

Создание условий обучения и воспитания обучающихся, при которых лидирующую позицию занимают направления деятельности, ориентированные на раскрытие интеллектуального, творческого, духовного и физического потенциала обучающихся, их индивидуальных способностей, интересов, возможностей

Изучение основ жилищно-коммунального хозяйства в рамках учебных предметов «Обществознание», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности»



ЦЕЛЬ КУРСА «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА».

Главная цель курса «Ведение домашнего хозяйства» - подготовка учащихся к первоначальной успешной интеграции в общество .

Это предполагает:

  • развитие у учащихся интереса к жизненным бытовым ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать;

  • накопление определенных навыков и умений во внепроизводственной сфере – в быту, для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде, жилище, для поддержания здоровья;

  • развитие разносторонних качеств личности, способности адаптации и интеграции в общество.


ЗАДАЧИ КУРСА «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»



В процессе изучения курса «Ведение домашнего хозяйства» должны быть решены следующие задачи:


  • овладение навыками личной гигиены;


  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;


  • формирование навыков культуры поведения;


  • ознакомление с основами медицинской помощи; семейных отношений;


  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать задачи в бытовой сфере;


  • обеспечение учащихся возможности самопознания;


  • воспитание трудолюбия, человечности, милосердия, желания быть хорошей хозяйкой.


Для решения этих задач можно выделить 10 основных разделов:

  1. Личная гигиена.

  2. Одежда и обувь.

  3. Питание.

  4. Этикет. Культура поведения.

  5. Жилище.

  6. Домашний доктор.

  7. Работа с тканью.

  8. Вязание.

  9. Зеленый уголок.

  10. Семья и семейные отношения.

При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек всю свою жизнь развивается. В жизни легче человеку, который много умеет и знает. «Умение за плечами не носить».

Основная часть времени отводится на практические занятия.


ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ГОД

по курсу «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»

(рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю)





Тематика

7 класс

(часы)

1.

Личная гигиена.


2

2.

Одежда и обувь.


4

3.

Питание.


4

4.

Этикет. Культура поведения.


2

5.

Жилище.


4

6.

Домашний доктор.


4

7.

Работа с тканью.


10

8.

Вязание.


2

9.

Зеленый уголок.


1

10.

Семья и семейные отношения

1

.




ИТОГО:

34








ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»


7 КЛАСС.


Тема: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА».

Личная гигиена девочки подростка. Предметы и средства личной гигиены, уход за ногтями рук и ног (повторение). Уход за волосами, прическа школьницы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Прическа школьницы.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Личная гигиена – залог здоровья, образ жизни девушки.

  • Предметы и средства гигиены.

  • средства ухода за волосами.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Ухаживать за ногтями рук и ног, ухаживать за волосами, делать прическу школьницы.


Тема: «ДЕЖДА И ОБУВЬ».

Ремонт одежды. Наложение заплаты. Штопка (повторение). Ручная стирка белой х/б ткани. Постельное белье, правила стирки. Порошок для стирки и отбеливания белья. Кипячение. Техника безопасности при работе с кипятком. Утюжка прямого белья, спортивной одежды. Домашняя химчистка. Выведение пятен жира, пятна от фруктов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Наложение заплаты, штопка.

    • Стирка и кипячение постельного белья.

    • Утюжка постельного белья, спортивной одежды.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Правила ручной стирки постельного белья;

  • Названия порошков для стирки, отбеливающие средства;

  • Правила утюжки постельного белья, спортивной одежды;

  • Средства для выведения пятен (антипятин, Fairy)



УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Накладывать заплатки, штопать разорванное место, стирать и кипятить постельное белье, кипятить, сушить, гладить постельное белье и спортивную одежду, выводить пятна на одежде от фруктов и жира.


Тема: «ПИТАНИЕ».

Санитарно-гигиенические требования на кухне. Правила безопасной работы на кухне. Сервировка стола к обеду. Приготовление закусок. Секреты приготовления пищи, если гости пришли неожиданно. Застольный этикет. (Повторение.) Букет на столе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Сервировка стола к обеду.

    • Составление букета для стола.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Способы сервировки стола к обеду.

  • Технологию быстро приготовляемых закусок.

  • Застольный этикет.

  • Способы составления букета для стола.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Сервировать стол к обеду, готовить закуски, составлять букет для стола.



Тема: «ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ.».

Поведение в гостях. Не опаздывать, приходить в гости точно назначенное время; необходимо поздороваться; следует слушать собеседника, не перебивать его, поддерживать беседу. Если хочется что-то посмотреть, необходимо спросить разрешение; перед тем как сесть за угощение, необходимо вымыть руки; помнить о правилах поведения за столом и во время еды; поблагодарить хозяев за угощение; уходить сразу после еды неприлично, но и не следует долго засиживаться; собравшись уходить, следует попрощаться со всеми, а затем с хозяевами, уходя нужно поблагодарить за приглашение и попрощаться. Выбор и вручение подарка. Выбирать подарок с учетом своих возможностей, снять ценник; цветы дарить сняв бумагу, не хвали свой подарок.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Ролевая игра «Вы пришли в гости»

    • Ролевая игра «Я иду на день рождения»

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Правила поведения в гостях.

  • Правила вручения подарка.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Правильно вести себя в гостях, вручать подарок.




Тема: «ЖИЛИЩЕ».

Значение жилища для человека. Регулярная уборка жилого помещения. Сезонная ( уборка сезонной одежды, обуви, головных уборов, мытье окон, стирка занавесей, мытье люстр). Виды мебели. Покрытия мебели. Мягкая мебель. Уход. Способы и средства по уходу за зеркалами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Уход за мягкой мебелью.

    • Чистка зеркал.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • О необходимости регулярной и сезонной уборки жилых помещений;

  • Виды мебели (корпусная, мягкая);

  • Способы и средства по уходу за мягкой мебелью и зеркалами.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Чистить мягкую мебель, выполнять уборку жилого помещения (регулярную, сезонную).



Тема: «ДОМАШНИЙ ДОКТОР».

Инфекционные заболевания (грипп, ветряная оспа, желудочно-кишечные инфекции, корь). Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры. Значение прививок. Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности. Значение дезинфекции помещения, в котором находится больной. Методы санобработки квартиры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Выполнение процедур по уходу за больным дома.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Причины инфекционных заболеваний;

  • Профилактические меры;

  • Значение прививок;

  • Методы санобработки квартиры.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Ухаживать за больными в домашних условиях, производить санобработку помещения.






Тема: «РАБОТА С ТКАНЬЮ».

Пошив трусов. Раскрой (по выкройке). Сметывание. Обработка краев и верхней части. Работа с журналами мод. Раскрой блузки (по выкройке). Обработка деталей кроя. Сметывание деталей. Примерка. Обработка воротника, манжетов, прорамок. Сметывание. Пришивание пуговиц.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Блузка (10 часов)

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими предметами, при работе с утюгом.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Шить блузку.


Тема: «ВЯЗАНИЕ».

Вязание крючком и на спицах. Набор петель на спицах. Сбавление полотна. Подбор спиц и пряжи. Подготовка нитей. Вязание шарфа спицами. Вязание шапочки крючком.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Вязание шарфа спицами.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Технику безопасности при работе с крючком и спицами;

  • Технологию набора петель и подбора нитей.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Набирать петли на спицы, вязать лицевые петли, сбавлять изделие, вязать полотно (шарф).



Тема: «ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛОК».

Микроклимат и комнатные растения. Уход за комнатными растениями (повторение). Подкормка комнатных растений. Роль освещения для комнатных растений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    • Уход за комнатными растениями;

    • Подкормка комнатных растений.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Важность благоприятного микроклимата в жилом помещении;

  • Роль подкормки и освещения для растений.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Производить подкормку комнатных растений.



Тема: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ».

Планирование покупки продуктов. Выбор качественных, доступных бюджету продуктов. Энергетическая ценность продуктов для питания человека. Цены: хлеб, масло, мясо, сахар, крупы, яйца, молоко.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Количество необходимых продуктов, потребляемых в день человеком;

  • Энергетическую ценность продуктов

  • Цены продуктов.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Рассчитывать и делать покупку необходимых продуктов.

Выбирать качественные продукты. Составлять меню на день..









УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

В ЧАСАХ ПО ТРИМЕСТРАМ

(курс «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»)





ТЕМАТИКА

Количество часов

Количество часов

Количество часов


I триместр



II триместр


III триместр

Личная гигиена

2



Одежда и обувь

4



Питание

4



Этикет. Культура поведения.

2



Жилище.


4


Домашний доктор.


4


Работа с тканью.


2

8

Вязание.



2

Зеленый уголок.



1

Семья, семейные отношения



1

Всего

12

10

12















Календарно-тематическое планирование.




п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

план

факт

1

Вводное занятие.

Инструктаж по охране труда.

1

06.09




ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

2





  1. Личная гигиена девочки- подростка.

  2. Предметы и средства для личной гигиены.

  3. Прическа школьницы. Уход за волосами.

  4. Средства для ухода за волосами.


13.09

20.09




ОДЕЖДА И ОБУВЬ

4





  1. Ремонт одежды – наложение заплаток

  2. Ремонт одежды – штопка разорванного места.

  3. Моющие и отбеливающие средства.

  4. Утюжка прямого белья.

  5. Домашняя химчистка. Выведение пятен фруктов


27.09

04.10

11.10

18.10



Творческое задание.


ПИТАНИЕ

4





  1. Санитарно-гигиенические требования на кухне.

  2. Правила безопасной работы на кухне.

  3. Сервировка стола к обеду.

  4. Приготовление закусок.

  5. Секреты приготовления пищи, если гости пришли неожиданно.

  6. Застольный этикет.

  7. Букет на столе.


25.10

09.11

16.11

23.11


Правила безопасной работы.


ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

2





  1. Правила поведения в гостях.

  2. Ролевая игра «Вы пришли в гости»

  3. Выбор подарка. Правила вручения подарка.


30.11

07.12




ЖИЛИЩЕ

4





  1. Значение жилища человека.

  2. Регулярная уборка помещения: ежедневная, еженедельная (повторение)

  3. Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.

  4. Способы и периодичность ухода за окнами. Виды моющих средств.

  5. Виды мебели: мягкая, корпусная, столы, стулья. Покрытие: мягкая ткань, кожа, полировка, шпон, пластик.


14.12

21.12

28.12

11.01


Творческое задание.


ДОМАШНИЙ ДОКТОР

4





  1. Инфекционные заболевания (повторение).

  2. Кишечные инфекции.

  3. Первая помощь при отравлении.

  4. Первая помощь при ожогах.

  5. Первая помощь при обморожении.

  6. Отравление ядохимикатами.

  7. Наложение марлевых повязок.


17.01

24.01

31.01

07.02




РАБОТА С ТКАНЬЮ

10



.


  1. Пошив трусов. Раскрой, сметывание.

  2. Обработка краев и верхней части.

  3. Работа с журналами мод.

  4. Раскрой блузки.

  5. Обработка деталей кроя.

  6. Сметывание деталей. Примерка.

  7. Обработка воротника.

  8. Обработка манжетов.

  9. Стачивание деталей.

  10. Обработка прорамок, пришивание пуговиц.


14.02

21.02

28.02

07.03

14.03

21.03

04.04

11.04

18.04

25.04



21-22

ВЯЗАНИЕ

2





  1. Вязание шапочки крючком.

  2. Вязание шапочки крючком (продолжение).

  3. Вязание шапочки крючком (продолжение).

  4. Работа спицами. Набор петель.

  5. Лицевые петли. Шарф.


03.05

10.05



ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛОК

1





  1. Микроклимат и комнатные растения.

  2. Уход за комнатными растениями (повторение).

  3. Подкормка комнатных растений.

  4. Роль освещения для комнатных растений.


16.05


Отв. на вопросы


СЕМЬЯ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1

23.05


.


  1. . Планирование покупки продуктов.

  2. Энергетическая ценность продуктов

  3. Экскурсия в магазин.




Правила безопасной работы.


ИТОГО

34




ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Программа по курсу «Ведение домашнего хозяйства» в течение нескольких лет подвергалась изменениям и дополнениям.

Повысилась заинтересованность детей в приобретении знаний и навыков по ведению домашнего хозяйства, в результате проведения занятий стабилизировалась мотивация трудовой деятельности учащихся, каждая девочка, начиная с 5 класса, может вязать, работать на швейной машине, перешивать и ремонтировать одежду.

Программа по курсу «Ведение домашнего хозяйства» разработана с учетом нормативных требований, с учетом возрастного развития детей. Проводимые беседы, тестирования и наблюдения за учащимися показывают, что, поставленная цель достигнута. Учащиеся подготовлены к первоначальной интеграции в общество, у выпускников накоплен определенный запас знаний, умений и навыков для удовлетворения своих потребностей в пище, жилище, одежде, для поддержания здоровья.





Литература


  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)


  1. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2014. – 240 с.: ил.


  1. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство/


  1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 296 с.: ил.


  1. Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”



  1. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2014. – 120, [8] с.


  1. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана -Граф, 2009. – 192 с.: ил.


  1. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.

  2. Лепина Т.П. Техника вязания и плетения. С.-Петербург «ЭГОС», 1994г.

  3. Егорова Р.И. Учись шить. М. «Просвещение», 1988г.


13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Факультатив по технологии Введение домашнего хозяйства

Автор: Брыксина Инна Анатольевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377183


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства