Просмотр содержимого документа
«Факультатив по технологии Введение домашнего хозяйства»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Балашиха
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №5
___________Л.Б.Яньшина
«___» __________2016 г.
Рабочая программа
Факультативного курса
«Ведение домашнего хозяйства»
для 7 Г класса
Составила
Брыксина Инна Анатольевна
учитель технологии
высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по факультативу для 7 класса МАОУ СОШ №5 разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- на основе Примерной программы по технологии с учетом Авторской Программы по «Технологии» (обслуживающий труд). О.А.Кожина, С.Э. Маркуцкая. М: Москва «Дрофа» (2014год) (Программа основного общего образования) федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Технология. Обслуживающий труд под редакцией О.А. Кожиной. М.: Дрофа, 2015 год).
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Данная программа предусматривает развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Формирует у обучающихся 7-х классов элементы научного знания и учебной деятельности, лежащей в основе познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической культуры. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Нормативная база рабочих программ:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.20013. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 №17/59-П,
Приказ министерства образования Московской области от 04.07.2014г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год».
Рабочая программа отражает особенности построения и деятельности системы образования Московской области (см. Региональный базисный учебный план на 2016-2017 учебный год, с 2-3):
Поддержку интегративного освоения и использования ИКТ обучения
Создание условий обучения и воспитания обучающихся, при которых лидирующую позицию занимают направления деятельности, ориентированные на раскрытие интеллектуального, творческого, духовного и физического потенциала обучающихся, их индивидуальных способностей, интересов, возможностей
Изучение основ жилищно-коммунального хозяйства в рамках учебных предметов «Обществознание», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности»
ЦЕЛЬ КУРСА «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА».
Главная цель курса «Ведение домашнего хозяйства» - подготовка учащихся к первоначальной успешной интеграции в общество .
Это предполагает:
развитие у учащихся интереса к жизненным бытовым ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать;
накопление определенных навыков и умений во внепроизводственной сфере – в быту, для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде, жилище, для поддержания здоровья;
развитие разносторонних качеств личности, способности адаптации и интеграции в общество.
ЗАДАЧИ КУРСА «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»
В процессе изучения курса «Ведение домашнего хозяйства» должны быть решены следующие задачи:
овладение навыками личной гигиены;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
формирование навыков культуры поведения;
ознакомление с основами медицинской помощи; семейных отношений;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать задачи в бытовой сфере;
обеспечение учащихся возможности самопознания;
воспитание трудолюбия, человечности, милосердия, желания быть хорошей хозяйкой.
Для решения этих задач можно выделить 10 основных разделов:
Личная гигиена.
Одежда и обувь.
Питание.
Этикет. Культура поведения.
Жилище.
Домашний доктор.
Работа с тканью.
Вязание.
Зеленый уголок.
Семья и семейные отношения.
При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек всю свою жизнь развивается. В жизни легче человеку, который много умеет и знает. «Умение за плечами не носить».
Основная часть времени отводится на практические занятия.
ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ГОД
по курсу «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»
(рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю)
Тематика
7 класс
(часы)
1.
Личная гигиена.
2
2.
Одежда и обувь.
4
3.
Питание.
4
4.
Этикет. Культура поведения.
2
5.
Жилище.
4
6.
Домашний доктор.
4
7.
Работа с тканью.
10
8.
Вязание.
2
9.
Зеленый уголок.
1
10.
Семья и семейные отношения
1
.
ИТОГО:
34
ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»
7 КЛАСС.
Тема: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА».
Личная гигиена девочки подростка. Предметы и средства личной гигиены, уход за ногтями рук и ног (повторение). Уход за волосами, прическа школьницы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Прическа школьницы.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Личная гигиена – залог здоровья, образ жизни девушки.
Предметы и средства гигиены.
средства ухода за волосами.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Ухаживать за ногтями рук и ног, ухаживать за волосами, делать прическу школьницы.
Тема: «ДЕЖДА И ОБУВЬ».
Ремонт одежды. Наложение заплаты. Штопка (повторение). Ручная стирка белой х/б ткани. Постельное белье, правила стирки. Порошок для стирки и отбеливания белья. Кипячение. Техника безопасности при работе с кипятком. Утюжка прямого белья, спортивной одежды. Домашняя химчистка. Выведение пятен жира, пятна от фруктов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Наложение заплаты, штопка.
Стирка и кипячение постельного белья.
Утюжка постельного белья, спортивной одежды.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Правила ручной стирки постельного белья;
Названия порошков для стирки, отбеливающие средства;
Правила утюжки постельного белья, спортивной одежды;
Средства для выведения пятен (антипятин, Fairy)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Накладывать заплатки, штопать разорванное место, стирать и кипятить постельное белье, кипятить, сушить, гладить постельное белье и спортивную одежду, выводить пятна на одежде от фруктов и жира.
Тема: «ПИТАНИЕ».
Санитарно-гигиенические требования на кухне. Правила безопасной работы на кухне. Сервировка стола к обеду. Приготовление закусок. Секреты приготовления пищи, если гости пришли неожиданно. Застольный этикет. (Повторение.) Букет на столе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Сервировка стола к обеду.
Составление букета для стола.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Способы сервировки стола к обеду.
Технологию быстро приготовляемых закусок.
Застольный этикет.
Способы составления букета для стола.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Сервировать стол к обеду, готовить закуски, составлять букет для стола.
Тема: «ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ.».
Поведение в гостях. Не опаздывать, приходить в гости точно назначенное время; необходимо поздороваться; следует слушать собеседника, не перебивать его, поддерживать беседу. Если хочется что-то посмотреть, необходимо спросить разрешение; перед тем как сесть за угощение, необходимо вымыть руки; помнить о правилах поведения за столом и во время еды; поблагодарить хозяев за угощение; уходить сразу после еды неприлично, но и не следует долго засиживаться; собравшись уходить, следует попрощаться со всеми, а затем с хозяевами, уходя нужно поблагодарить за приглашение и попрощаться. Выбор и вручение подарка. Выбирать подарок с учетом своих возможностей, снять ценник; цветы дарить сняв бумагу, не хвали свой подарок.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Ролевая игра «Вы пришли в гости»
Ролевая игра «Я иду на день рождения»
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Правила поведения в гостях.
Правила вручения подарка.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Правильно вести себя в гостях, вручать подарок.
Тема: «ЖИЛИЩЕ».
Значение жилища для человека. Регулярная уборка жилого помещения. Сезонная ( уборка сезонной одежды, обуви, головных уборов, мытье окон, стирка занавесей, мытье люстр). Виды мебели. Покрытия мебели. Мягкая мебель. Уход. Способы и средства по уходу за зеркалами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Уход за мягкой мебелью.
Чистка зеркал.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
О необходимости регулярной и сезонной уборки жилых помещений;
Виды мебели (корпусная, мягкая);
Способы и средства по уходу за мягкой мебелью и зеркалами.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Чистить мягкую мебель, выполнять уборку жилого помещения (регулярную, сезонную).
Тема: «ДОМАШНИЙ ДОКТОР».
Инфекционные заболевания (грипп, ветряная оспа, желудочно-кишечные инфекции, корь). Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры. Значение прививок. Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности. Значение дезинфекции помещения, в котором находится больной. Методы санобработки квартиры.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Выполнение процедур по уходу за больным дома.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Причины инфекционных заболеваний;
Профилактические меры;
Значение прививок;
Методы санобработки квартиры.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Ухаживать за больными в домашних условиях, производить санобработку помещения.
Тема: «РАБОТА С ТКАНЬЮ».
Пошив трусов. Раскрой (по выкройке). Сметывание. Обработка краев и верхней части. Работа с журналами мод. Раскрой блузки (по выкройке). Обработка деталей кроя. Сметывание деталей. Примерка. Обработка воротника, манжетов, прорамок. Сметывание. Пришивание пуговиц.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Блузка (10 часов)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими предметами, при работе с утюгом.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Шить блузку.
Тема: «ВЯЗАНИЕ».
Вязание крючком и на спицах. Набор петель на спицах. Сбавление полотна. Подбор спиц и пряжи. Подготовка нитей. Вязание шарфа спицами. Вязание шапочки крючком.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Вязание шарфа спицами.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Технику безопасности при работе с крючком и спицами;
Микроклимат и комнатные растения. Уход за комнатными растениями (повторение). Подкормка комнатных растений. Роль освещения для комнатных растений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Уход за комнатными растениями;
Подкормка комнатных растений.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Важность благоприятного микроклимата в жилом помещении;
Роль подкормки и освещения для растений.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Производить подкормку комнатных растений.
Тема: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ».
Планирование покупки продуктов. Выбор качественных, доступных бюджету продуктов. Энергетическая ценность продуктов для питания человека. Цены: хлеб, масло, мясо, сахар, крупы, яйца, молоко.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Количество необходимых продуктов, потребляемых в день человеком;
Энергетическую ценность продуктов
Цены продуктов.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Рассчитывать и делать покупку необходимых продуктов.
Выбирать качественные продукты. Составлять меню на день..
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
В ЧАСАХ ПО ТРИМЕСТРАМ
(курс «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»)
ТЕМАТИКА
Количество часов
Количество часов
Количество часов
I триместр
II триместр
III триместр
Личная гигиена
2
Одежда и обувь
4
Питание
4
Этикет. Культура поведения.
2
Жилище.
4
Домашний доктор.
4
Работа с тканью.
2
8
Вязание.
2
Зеленый уголок.
1
Семья, семейные отношения
1
Всего
12
10
12
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Примечание
план
факт
1
Вводное занятие.
Инструктаж по охране труда.
1
06.09
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
2
Личная гигиена девочки- подростка.
Предметы и средства для личной гигиены.
Прическа школьницы. Уход за волосами.
Средства для ухода за волосами.
13.09
20.09
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
4
Ремонт одежды – наложение заплаток
Ремонт одежды – штопка разорванного места.
Моющие и отбеливающие средства.
Утюжка прямого белья.
Домашняя химчистка. Выведение пятен фруктов
27.09
04.10
11.10
18.10
Творческое задание.
ПИТАНИЕ
4
Санитарно-гигиенические требования на кухне.
Правила безопасной работы на кухне.
Сервировка стола к обеду.
Приготовление закусок.
Секреты приготовления пищи, если гости пришли неожиданно.
Программа по курсу «Ведение домашнего хозяйства» в течение нескольких лет подвергалась изменениям и дополнениям.
Повысилась заинтересованность детей в приобретении знаний и навыков по ведению домашнего хозяйства, в результате проведения занятий стабилизировалась мотивация трудовой деятельности учащихся, каждая девочка, начиная с 5 класса, может вязать, работать на швейной машине, перешивать и ремонтировать одежду.
Программа по курсу «Ведение домашнего хозяйства» разработана с учетом нормативных требований, с учетом возрастного развития детей. Проводимые беседы, тестирования и наблюдения за учащимися показывают, что, поставленная цель достигнута. Учащиеся подготовлены к первоначальной интеграции в общество, у выпускников накоплен определенный запас знаний, умений и навыков для удовлетворения своих потребностей в пище, жилище, одежде, для поддержания здоровья.
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2014. – 240 с.: ил.
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство/
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 296 с.: ил.
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2014. – 120, [8] с.
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана -Граф, 2009. – 192 с.: ил.
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.
Лепина Т.П. Техника вязания и плетения. С.-Петербург «ЭГОС», 1994г.