Содержание курса знакомит со спецификой вида деятельности при выборе технологического профиля и представляет собой введение в такие профессии, как кулинар-кондитер, пекарь и повар.
При изучении курса ученик получает более углубленные теоретические знания на уроках, работает с дополнительной литературой самостоятельно, выполняет практические работы на уроках и дома в соответствии с инструкционными картами, готовит рефераты, доклады, сообщения, участвует в подготовке (коллективный проект) и проведении праздника “Хлеба”, оценивает свои знания по результатам тестов и викторины, выполняет творческий проект и защищает его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по технологии «Секреты кухни»»
Программа элективного курса «Тайны создания домашнего очага» 34 ч.
Модуль I «Тайны кулинарного искусства»
Тема. Особенности выполнения творческого проекта (1 ч).
Основы проектной деятельности. Классификация проектов. Особенности творческого проекта. Этапы работы над проектом. Презентация и защита проекта. Критерии оценки проекта.
Анкетирование учащихся «на входе».
Тема. Кулинария – это наука. Культура застолья, организация стола для приема гостей (1 ч).
На протяжении веков человечество приобретало огромный опыт в области обработки продуктов и приготовления пищи. В 1779 году в России вышла первая кулинарная книга Сергея Друковцева «Поваренные записи». Огромные традиции накоплены русскими поварами. Особенности кухни народов различных стран. Пища – основа жизни человека. Правила приготовления различных блюд.
Техника безопасности труда при кулинарной обработке продуктов. Санитарно-гигиенические требования к технологии приготовления блюд.
Культура застолья. Сервировка праздничного стола. Особенности шведского стола, «А ля фуршет», коктейльного стола. Приемы складывание салфеток.
Задание Выполнить в группах мини-проект: сервировать стол. Защитить проект.
Тема. Технология приготовления холодных закусок и коктейлей (2 ч).
К холодным блюдам относятся: салаты, холодные блюда из рыбы и мяса, бутерброды. Технология приготовления салатных соусов. Особенности приготовления холодных блюд из рыбы. Приготовление горячих бутербродов.
Особенности приготовление коктейлей. Подача к столу. Сообщение темы итогового проекта «Организация и работа кафе». Планирование работы над проектом. В ходе работы над выполнением проекта, учитель выступает в роли консультанта.
Задание Проект. Приготовление холодных закусок и коктейлей. Дегустация.
Тема. Проект «Встречаем гостей» (2 ч).
Правила хорошего тона. Роль хозяина и хозяйки дома.
ЗаданиеПроектная деятельность. Распределить роли. Приготовить несколько блюд, сервировать стол и пригласить «в гости» одноклассников, учителей. Презентация проекта проходит в игровой ситуации. Итог презентации проекта подводится за «круглым столом». Д/з. Сообщается тема для самостоятельной поисковой работы над следующим проектом «Блюда на скорую руку».
Тема. Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков (2ч).
Многие попадали в ситуацию, когда неожиданно приходят гости. Если знать несколько нехитрых рецептов быстрого приготовления блюд, то гости приятно удивятся. Учащиеся приносят уже подобранные дома рецепты и продукты. Выполняют мини-проект. Можно предварительно предложить тему для самостоятельной поисковой деятельности: «Необычные рецепты приготовления горячих напитков», результатом которой будет мини-проект по приготовлению какого-либо изысканного напитка.
Тема. Проект «Ужин при свечах» (2 ч).
Сервировка стола к ужину. Как пользоваться столовыми приборами. Правила поведения в ресторане. На этом занятии можно провести ролевую игру «Ужин в ресторане». Технология приготовления горячих блюд.
ЗаданиеНа первом занятии можно приготовить несложное горячее блюдо, салат, десерт, сервировать стол. Работу лучше выполнять коллективно. Презентация проекта проходит «при свечах».
Тема. Основы рационального питания. Как правильно
составить меню (2 ч).
Принципы, которым должно отвечать рациональное питание. Роль основных пищевых веществ и пищевая ценность различных продуктов. Что должен знать о пищеварении каждый человек. Различные виды диет, их достоинства и недостатки. Как правильно готовить домашнюю пищу. Как составить сбалансированное меню.
Задание Примерные темы выполнения мини-проектов: «Меню для похудения», « Меню для детей детского сада», «Меню для людей с дефицитом массы тела», «Последствия чрезмерного или неправильного питания».
Проекты предпочтительно выполнять в группах по 2-3 человека и защищать проекты на этом же занятии.
Тема. Тайны украшения стола (2ч).
Украшение стола – это искусство. Основные требования к украшению стола. Художественное оформление блюд. Украшения из теста. Приемы создания украшений из овощей, фруктов.
Задание Мини-проект «Дизайн блюда» предполагает выполнение украшений блюд из овощей. Можно на данном занятии провести конкурс на лучшее украшение бутербродов, салатов.
Тема. Обобщение знаний и умений обучающихся. Профессиональная проба. Проект «Организация и работа кафе» (2 ч).
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса, осуществляется профессиональная проба «повар-кондитер» в форме деловой игры «Работаем в кафе». Перед обучающимися ставится задача - организовать работу школьного кафе (необходимо тему проекта сообщить детям на первых занятиях и курировать их самостоятельную деятельность по разработке проекта). Распределяются роли: директора, администратора, бухгалтера, поваров-кондитеров, официантов и т. д. Составляется бизнес-план работы кафе. Обучающиеся могут организовать работу такого кафе на школьном новогоднем вечере.
Возможно, совместно с классным руководителем, занимающимся информационной работой в рамках предпрофильной подготовки учащихся, организовать экскурсию в профессиональное училище, где занимаются подготовкой поваров-кондитеров или посетить предприятие общественного питания с целью знакомства с его деятельностью.
Защита проекта осуществляется выполнением своей роли каждым учеником, с последующим оцениванием проекта учителем и учащимися.
Модуль II. Тайны создания уюта в доме
Тема. Влияние цвета на психологическое состояние человека. Цветовое оформление интерьера (1 ч).
Цвет как элемент создания психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека. Правильное применение цвета в оформлении помещений. Законы жилища и их цветовое оформление. Роль фитодизайна в оформлении интерьера.
ЗаданиеНа этом занятии необходимо сообщить тему итогового проекта, определить совместно с учащимися этапы для работы над разработкой эскизов в течение оставшегося времени на изучение данного курса. Примерные темы: «Интерьер кухни в русском народном стиле», «Современная гостиная», «Интерьер классной комнаты», «Моя комната», «Детская» и т.д. Работа может выполняться индивидуально и в группах с использованием техники коллажа или компьютерных программ.
Тема. Технология уборки помещения (1ч).
Каждый человек, возвращаясь после трудового дня в свою квартиру, чувствует потребность в уюте, теплоте, покое. Уют и чистота в квартире – это результат кропотливого труда. Чтобы в доме было светло и чисто необходимо привести в порядок окна. Технология чистки окон: протереть подоконник и рамы теплой водой с мылом, стекла почистить специальными средствами и жидкостями, содержащими спирт, ПАВ и антистатики. При уборке ванной комнаты: абразивные вещества - для чистки кафельных поверхностей, безабразивные и не содержащие кислоты – для чистки эмалированных поверхностей. Мытье посуды специальными средствами. Мытье различных половых покрытий специальными средствами. Уход за мебелью.
Задание Круглый стол «Чистота и уют в доме»Подобрать полезные советы из дополнительной литературы по теме занятия. Придумать и показать рекламу «своей фирмы» по уборке помещений (работа в группах 2-4 человека).
Тема. Виды гобеленов. Технология изготовление навивного гобелена (3 ч).
Ручное ковроделие как вид декоративно-прикладного искусства. Виды гобеленов: иглопрошивной, вязаный, навивной. Этапы изготовление навивного гобелена.
Задание Проект «Гобелен своими руками». Возможно выполнение (индивидуально) небольшого образца - 15х15 см по готовым эскизам, по желанию учащихся задание выполняется в группах в виде панно для украшения интерьера.
Тема. Технология изготовления изделий в технике макраме (2 ч).
История возникновения макраме. Основные узлы. Применение изделий, выполненных в технике «макраме» в оформлении жилища, одежды.
Задание Проект «Кашпо», выполняется индивидуально или группой по 3 человека. Возможно усложнения задания, в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Тема. Основы выполнения текстильной пластики (3 ч).
Технология выполнения цветов из ткани. Этапы работы над панно, выполненным в технике текстильной пластики.
Задание Выполнение коллективного проекта «Панно в технике текстильной пластики». Возможно применение смешанных техник: макраме, солёного теста.
Тема. Технология росписи по ткани. Холодный батик (2 ч).
История возникновения батика. Холодный и горячий батик. Этапы выполнения холодного батика. Использование изделий, выполненных в технике батика в оформлении жилища.
Задание Выполнение мини-проекта: изготовление салфетки, панно в технике «холодный батик».
Тема. Технология выполнения горячего батика (2 ч).
Этапы выполнения горячего батика. Материалы и принадлежности для батика. Выполнение узелкового батика. Изготовление салфетки.
Задание Проект «Вареная одежда» выполняется в домашних условиях.
Тема. Проект изготовления панно в различных техниках.
Защита проектов (2 ч).
На основе изученных техник выполняется коллективный проект «Декоративное панно для школы или детского сада». Возможно использование разнообразных техник исполнения или работа в определенной технике. Панно представляется для презентации как коллективный проект на последнем занятии курса.
Анкетирование учащихся (см. приложение, анкета № 2).
Тема. Защита творческих проектов. Профессиональная проба «дизайнер интерьера» (2 ч).
Одной из самых привлекательных профессий для выпускников является профессия дизайнера. Но мало кто знает, что в данной профессии большую часть времени необходимо отдавать чертежам, математическим расчетам. Направлений в дизайне множество: графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн, связанный с внешностью человека. Возможно, обзорно познакомить учащихся с направлениями дизайна. Для самостоятельного изучения учащимся можно предложить список тем по теме проекта. Например: «История развития дизайна», «Виды дизайна», «Ландшафтный дизайн», «Имидж человека».
Защита проектов проводится в форме презентации. Обобщение, подведение итогов изучения курс.
Список используемой литературы.
Сальникова Л.С. Экзамен на хозяина и хозяйку. – М.: Моск.рабочий, 1987. – 208с.
Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться.- М.: ВО «Агропромиздат», 1987.- 256с.
Страшнов В.Г. Вашему дому – красоту и уют. – М.: Моск.рабочий, 1990. – 224с.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. №2783).
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров / под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение 5-9 классы сельской школы. Сельский дом и семья /под ред. Кальней В.А.
Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы / Под рук. Пинского А.А. М.: 2003.