Дополнитльное образование детей. Программа кружка "Затейницы". Срок реализации 3 года
Дополнитльное образование детей. Программа кружка "Затейницы". Срок реализации 3 года
Пояснительная записка
Новизна данной образовательной программы заключается в применении новых технологий и вариации нетрадиционных художественных техник. Она объединяет в себе систему интеграции традиционных и инновационных форм, методов и приёмов обучения декоративно-прикладному искусству, которая направлена на формирование творческих способностей учащихся, создание необходимых условий для развития мотивационной сферы и творческого потенциала личности ребенка.
Актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, и тем, что декоративно-прикладное творчество всегда в моде, особенно сейчас, когда растёт интерес к разным техникам прикладного творчества и имеется возможность больше узнать о них через интернет. Программа компенсирует недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности учащихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его самореализации в процессе обучения рукоделию. Занимаясь по программе, дети не только осваивают разнообразные техники, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид творчества. В дальнейшее они выберут то, что им более интересно, чем будут заниматься, что, возможно, станет их хобби в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнитльное образование детей. Программа кружка "Затейницы". Срок реализации 3 года»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Сенгилеевский центр детского творчества
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ ДОД
Сенгилеевского ЦДТ ______________ А.Л. Прокудин
«_____» ______________20____г.
Дополнительная программа
объединения «Затейницы»
Возраст обучающихся 8 -14 лет
Срок реализации - 3 года
Программу разработала педагог дополнительного образования
Жегалина Валентина Михайловна
Рассмотрена и утверждена
на педагогическом совете
МОУ ДОД Сенгилеевского ЦДТ
Протокол №___ от «___»___________20___г.
Секретарь-методист МОУ ДОД
Сенгилеевский ЦДТ
_______________Севастьянова Е.С.
г. Сенгилей
2015 год
Пояснительная записка
Новизна данной образовательной программы заключается в применении новых технологий и вариации нетрадиционных художественных техник. Она объединяет в себе систему интеграции традиционных и инновационных форм, методов и приёмов обучения декоративно-прикладному искусству, которая направлена на формирование творческих способностей учащихся, создание необходимых условий для развития мотивационной сферы и творческого потенциала личности ребенка.
Актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, и тем, что декоративно-прикладное творчество всегда в моде, особенно сейчас, когда растёт интерес к разным техникам прикладного творчества и имеется возможность больше узнать о них через интернет. Программа компенсирует недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности учащихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его самореализации в процессе обучения рукоделию. Занимаясь по программе, дети не только осваивают разнообразные техники, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид творчества. В дальнейшее они выберут то, что им более интересно, чем будут заниматься, что, возможно, станет их хобби в жизни.
Направленность программы
Программа по содержанию является художественно-эстетической, так как декоративное творчество - это составная часть художественно-эстетического направления. Оно, наряду с другими видами искусства, готовит детей к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения, способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является «базовыми ориентирами Федеральных образовательных стандартов». На основе эстетических знаний и художественного опыта у них складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Цели и задачи
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие через увлечение прикладными видами творчества, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- приобщить детей к системе культурных ценностей, формировать потребность в их дальнейшем обогащении;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества.
Отличительные особенности программы
Программа разработана для занятий в объединении «Затейницы» декоративно-прикладным творчеством. Особенностью данной программыявляется то, что она дает возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества (более десяти техник), более углубленно и широко изучить наиболее понравившиеся и максимально реализовать себя в них.
Возраст детей, сроки реализации и режим занятий, этапы, периоды.
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 8-14 лет и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. В объединение «Затейницы» принимаются все желающие.
Наполняемость в группах: первый год обучения -15 человек. Занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа, всего 144 часа в год). Программа создана с учётом особенностей учащихся и состоит из трёх основных блоков:
- работа с бумагой «Бумажные самоделки»;
- работа с тканью «Сказочная страна»;
- работа с бросовым материалом «Необыкновенные чудеса».
Программа предполагает возможность вариативного содержания - в зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание блоков и занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
В 1 год обучения она более облегчённая, в каждом блоке дети осваивают несколько несложных техник, больше времени отводится работе с бумагой и картоном, изготовлению несложных поделок. В последующие года обучения программа усложняется за счёт добавления новых техник прикладного творчества по блокам, и изготовления более сложных поделок.
Ожидаемые результаты
После трёх лет обучения учащиеся
будут знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
- свойства и особенности различных художественных материалов, техник работы с ними;
- направления
развития декоративно-прикладного творчества и разнообразные техники;
- смысловую связь элементов;
будут уметь:
- пользоваться инструментами, материалами и приспособлениями;
- умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;
- владеть средствами выразительности;
- выполнять работы в разных техниках прикладного творчества;
у них будут развиты:
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов;
- воображение, творческая активность, фантазия;
- свободное владение понятийным аппаратом;
- умение анализировать, давать оценку;
- самостоятельность в создании новых оригинальных поделок;
будут обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
- самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;
- умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии для выявления, фиксации и предъявления результатов освоения программы:
- текущая оценка, достигнутого результата самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах
- реализация творческих идей;
- анализ выполнения программы.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения ведется индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого воспитанника, результатом которого может стать выполнение творческой работы.
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (бумага, картон, ткань, бросовый материал и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно - художественных изделий, умение организовать свое рабочее место.
1-й год обучения
Задачи:
1. Познакомить детей с разными материалами и видами ручных работ, с миром народного искусства.
2. Формировать практические трудовые навыки изготовления поделок.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
Разделы программы.
Количество часов
всего
теор.
прак.
Введение в программу
2
1
1
«Бумажные самоделки»
Открытки
20
4
16
Оригами
12
2
10
Бонбоньерки (коробочки)
8
2
6
Айрис фолдинг (бумага)
12
2
10
Разные поделки (по желанию)
12
2
10
Итого:
64
12
52
«Сказочная страна»
Техника «Йо-йо»
14
2
12
Милые вещички
16
4
12
Разные поделки (по желанию)
10
2
8
Итого:
40
8
32
«Необыкновенные чудеса»
Поделки из одноразовой посуды
12
2
10
Из дисков
12
2
10
Разные поделки (по желанию)
10
2
8
Итого:
34
6
26
Выставки
4
1
3
Всего:
144
28
116
Содержание программы 1 года обучения
I. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми, основными направлениями работы на занятиях. Материалы и оборудование. Инструктаж по правилам техники безопасности. Виды тканей и швов.
Практика: Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Шов «вперёд» и «назад» иголкой.
II. «Бумажные самоделки» - знакомство с художественными возможностями и свойствами бумаги, способами работы с ней: вырезание, смятие, обрывание, складывание. Приобретение навыков работы с ножницами, клеем, шаблонами. Развитие глазомера, объёмного мышления.
Открытки – изготовление открыток к праздникам, открыток-сюрпризов.
Теория: Работа с шаблонами. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Симметричное складывание и вырезывание. Оформление открыток.
Практика: Изготовление открыток и открыток сюрпризов.Выполнение работы с использованием аппликации, декорирование их разными материалами.
Оригами – складывания простых фигурок из бумаги.
Теория: Знакомство с техникой, простыми базовыми формами и их применением.
Практика: Приёмы складывания из бумаги разных фигурок, использование их в открытках и других вариантах.
«Бонбоньерки» - изготовление простых коробочек для подарков.
Теория: Упаковка подарков. Условное обозначение линий (сплошных и пунктирных). Украшение коробочек. Рассматривание образцов.
Практика: Сгибание по прямым линиям. Изготовление подарочных коробочек, украшение их элементами декора и аппликацией.
«Айрис фолдинг» - техника «радужного складывания» полосок цветной бумаги под
углом в виде закручивающейся спирали.
Теория: Знакомство с техникой «радужного складывания». Разбор последовательности выполнения работы из бумаги по айрис-шаблонам.
Практика: Нарезание и складывание полосок бумаги, выполнение несложных работ по готовым айрис-шаблонам.
«Разные поделки» - изготовлениеподелок из бумаги по желанию, самостоятельное
использование освоенных навыков и способов для их создания.
Теория: Выбор работы в соответствии со своими знаниями и умениями. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Закрепление навыков работы с шаблонами, бумагой, картоном, клеем. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов. Использование аппликации и различных материалов в декоре поделок.
III. «Сказочная страна» - осваивают разные виды швов, навыки изготовления игрушек из ткани, способы их соединения, набивки и декоративного оформления.
«Йо-йо» - знакомство с техникой, её базовыми элементами.
Теория: Из истории техники «йо-йо». Знакомство с базовыми элементами и работами в этой технике. Закрепление шва «вперёд» иголкой.
Практика: Изготовление простых работ в технике «йо-йо». Составление коллективной композиции из отдельных элементов. Подбор ткани и вырезание по шаблону кругов разного диаметра, шитьё швом «вперёд» иголкой (цветы, ягоды, деревья и т.д.).
«Милые вещички» - учатся делать игрушки, выполняющие ещё какую-нибудь полезную функцию, украшающие наше жилище.
Теория: Закрепление знаний о разных материалах, технологии изготовления. Правила раскроя, соединения и оформления деталей поделок. Работа с шаблонами.
Практика: Раскрой по шаблонам. Соединение деталей и оформление поделок (игольницы, брошки, брелки, обереги и т.д.).
«Разные поделки» - изготовлениеподелок из бумаги по желанию, самостоятельное
использование освоенных навыков и способов для их создания.
Теория: Выбор работы в соответствии со своими знаниями и умениями. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Закрепление навыков работы с шаблонами, бумагой, картоном, клеем. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов. Использование аппликации и различных материалов в декоре поделок.
ІV. «Необыкновенные чудеса» - изготовлениеподелок из бросового материала.
«Поделки из одноразовой посуды» - изготовлениеподелок из одноразовой
посуды.
Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из одноразовой посуды.
Практика: изготовление поделок из одноразовых тарелок, вилок, ложек и стаканчиков. Декорирование и оформление работ .
«Поделки из дисков» - изготовлениенесложныхподелок из дисков.
Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из дисков.
Практика: Изготовление поделок из дисков. Декорирование и оформление работ аппликацией ( рамки, органайзер).
«Разные поделки» - изготовлениеподелок из бросового материала по желанию
Теория: Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из пробок, палочек, ложек и др. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда.
Практика: Изготовление поделок по желанию. Подбор материала для декорирования и оформления работ.
V. Выставки - изготовление индивидуальных и коллективных работ на выставки разного уровня.
В результате 1-го года обучения, учащиеся получат следующие основные
знания:
• названий и назначений материалов (бумага, ткань, бросовый материал);
• ручных инструментов и приспособлений;
• правил безопасности труда и личной гигиены при работе с разными инструментами;
• некоторых видов ткани и швов;
• некоторые техники прикладного творчества.
умения:
• правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
• экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, шить швом «вперёд» и «назад» иголкой;
• анализировать под руководством педагога поделку (определять её назначение, материал из которого она изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
2-й год бучения
Второй год обучения направлен на использование приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работу по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Задачи:
1. Расширять знания и умения детей в области изготовления поделок.
2. Развивать художественный вкус, интерес к искусству и разным техникам.
3. Организовывать участие детей в городских и областных выставках.
4. Воспитывать интерес к творчеству, побуждать желание творить самостоятельно.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
Разделы программы.
Количество часов
всего
теор.
прак.
Введение в программу
2
1
1
«Бумажные самоделки»
Открытки ручной работы
10
2
8
Оригами
8
2
6
Бонбоньерки (коробочки)
7
1
6
Айрис фолдинг (бумага)
17
2
15
Разные поделки (по желанию)
10
2
8
Итого:
52
9
43
«Сказочная страна»
Скрапбукинг
10
2
8
Декупаж
10
2
8
Обереги
7
2
5
Разные поделки (по желанию)
10
2
8
Итого:
37
8
29
«Необыкновенные чудеса»
Поделки из одноразовой посуды
14
2
12
Из дисков
10
2
8
Плетение из трубочек
14
2
12
Разные поделки (по желанию)
10
2
8
Итого:
48
8
40
Выставки, экскурсии
5
1
4
144
27
117
3-й год обучения
На третий год обучения дети закрепляют свои умения подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы, для поделок в соответствии с поставленной задачей, на основе полученных представлений о многообразии техник и материалов, их видах, свойствах, и происхождении.
Задачи:
1. Совершенствовать знания и умения детей в изготовлении поделок в разных техниках.
2. Развивать творческую и трудовую активность, стремление к самостоятельной деятельности.
3. Осуществлять раннюю профессиональную ориентацию детей, знакомить с рабочими профессиями швейного производства.
Теория: Чему будем учиться на занятиях. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Показ образцов поделок на компьютере.
Практика: Игровая программа по правилам техники безопасности, ППБ, ПДД.
II. «Бумажные самоделки» - знакомятся с разнообразными техниками работы с бумагой. Инструктаж по правилам техники безопасности.
«Открытки ручной работы»- технология изготовления открыток, использование аппликации в оформлении открыток.
Теория: Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления.
Практика: Изготовление открыток на подарки для разных случаев.
Оригами – складывания фигурок из бумаги.
Теория: Знакомство с техникой, базовыми формами и их применением.
Практика: Приёмы складывания из бумаги разных фигурок (бабочка, одежда, курочка и др.), использование их в открытках и других вариантах.
«Бонбоньерки» - изготовление коробочек для подарков.
Теория: Упаковка подарков. Правила работы с бумагой при изготовлении коробочек, их декорирование. Рассматривание образцов.
Практика: Изготовление подарочных коробочек. Украшение их элементами декора и аппликацией.
«Айрис фолдинг» - техника «радужного складывания» полосок цветной бумаги под
углом в виде закручивающейся спирали.
Теория: Знакомство с техникой «радужного складывания» и базовыми айрис-шаблонами (треугольник и квадрат). Разбор последовательности выполнения работы по айрис-шаблонам.
Практика: Заготовка полосок бумаги, выполнение работ по готовым айрис-шаблонам. Анализ готовых работ.
«Разные поделки» – изготовлениеподелок по желанию, самостоятельное использование
освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.
Теория: Выбор работы в соответствии со своими знаниями и умениями. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Выбор техники исполнения. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.
III. «Сказочная страна» - осваивают разные виды техник декоративно- прикладного творчества, закрепляют виды швов, приёмы декорирования поделок.
«Скрапбукинг» - изготовление открыток ручной работыс использованием в декоре
различных материалов.
Теория: Анализ образцов открыток ручной работы, способов их декорирования. Форма и цветовое решение. Композиция и материалы.
Практика: Подбор материалов, способов декорирования открыток. Определение порядка изготовления. Анализ готовых работ
«Декупаж» - освоение современной техники декорирования различных предметов.
Теория: Рассказ о технике, материалах и инструментах, Показ презентации и образцов работ.
Теория: История появления оберегов. Беседа об обычаях и приметах. Традиционные обереги. Материалы и инструменты. Последовательность выполнения работы.
Практика: Подбор необходимых материалов. Изготовление оберегов. Презентация готовых работ.
«Разные поделки» - изготовлениеподелок по желанию.
Теория: Выбор работы, соответствующей своим знаниям и умениям. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Выбор техники исполнения. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.
ІV.«Необыкновенные чудеса» - изготовлениеподелок из бросового материала.
«Поделки из одноразовой посуды» - изготовлениеподелок из одноразовой посуды
Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из одноразовых тарелок, вилок, ложек.
Практика: Изготовление шаблонови поделок из одноразовой посуды.
«Поделки из дисков» - использование старых дисков для изготовления поделок.
Теория: Рассматривание работ и их анализ. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.
Практика: Планирование работы и подготовка необходимых материалов. Изготовление поделок из дисков (рамки для фото, новогодние игрушки, гирлянды).
«Плетение из трубочек» - техника плетения из газет и журналов
Теория: Беседа о том, как можно использовать старые газеты и журналы, что можно сделать из них. Показ презентации с образцами работ. Рассказ о технике кручения и складывания трубочек.
Практика: Подготовительная работа. Заготовка трубочек из газет. Плетение из трубочек. Грунтовка изделия, покраска, оформление (панно, баночка, паутина, веер),
«Разные поделки» - изготовлениеподелок по желанию, самостоятельное использование
освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.
Теория: Выбор работы, соответствующей своим знаниям и умениям. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Закрепление знаний о разных видах техник. Планирование работы по изготовлению поделки. Презентация своей работы.
V. Выставки - изготовление индивидуальных и коллективных работ на выставки разного уровня.
В результате 2-го года обучения, учащиеся получат следующие основные
знания:
названий ручных инструментов, материалов и приспособлений, предусмотренных
программой;
правил разметки и контроля по шаблонам;
новых техник прикладного творчества;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
способов обработки различных материалов предусмотренных программой
умения:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
применять освоенные техники в изготовлении поделок;
отбирать для работы поделки, соответствующие своим навыкам и умениям;
уметь работать в коллективе.
3-й год обучения
На третий год обучения дети закрепляют свои умения подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы, для поделок в соответствии с поставленной задачей, на основе полученных представлений о многообразии техник и материалов, их видах, свойствах, и происхождении.
Задачи:
1. Совершенствовать знания и умения детей в изготовлении поделок в разных техниках.
2. Развивать творческую и трудовую активность, стремление к самостоятельной деятельности.
3. Осуществлять раннюю профессиональную ориентацию детей, знакомить с рабочими профессиями швейного производства.
І. Введение в программу- знакомство с программой. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Показ образцов работ мастеров на компьютере. Правила техники безопасности, ППБ, ПДД.
ІІ. «Бумажные самоделки» - изготовление поделок из разной бумаги в различных техниках
декоративно-прикладного творчества.
«Открытки ручной работы» - анализ образцов открыток и техник, используемых
в работе.
Теория: Беседа об открытках ручной работы, чем они отличаются. Материал и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов изготовления открыток.
Практика: Изготовление открыток с применением разных техникдекоративно - прикладного творчества и материалов в их оформлении.
Изготовление открыток в технике «туннель» - знакомство с техникой изготовления
3Д открыток – «открытка-туннель».
Теория: Знакомство с техникой, её базовыми элементами, особенностями изготовления. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции.
Практика: Изготовление конструкции «открытка-туннель». Сквозное отверстие и многослойность составляемых открыток.
«Квиллинг» - искусство бумагокручения, техника закручивания бумажных полосок.
Теория: Знакомство с техникой и образцами работ. Инструменты и материалы. Основные формы спиралек и способы их закручивания.
Практика: Скручивание разных форм спиралек. Составление из них композиций (цветок, бабочка, пчёлка).
«Разные поделки» - изготовлениеподелок по желанию,закрепление и освоение разных
видов техник декоративно - прикладного творчества, приёмов декорирования поделок.
Теория: Выбор работы, соответствующей своим знаниям и умениям. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Выбор техники исполнения. Определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.
III. «Сказочная страна» - расширяют свои знания о техниках прикладного творчества, о приёмах работы и материалах.
«Скрапбукинг» - изготовление и оформление фотоальбомов, коробочек и открыток.
Теория: Использование техники «скрапбукинг» в оформлении альбомов и подарочных упаковок. Форма и цветовое решение. Композиция.
Практика: Подбор материалов, способов и приемов изготовления. Определение порядка работы. Анализ образцов работ с использованием разных материалов.
«Декупаж» - декорирования различных предметов, состаривание поверхности.
Теория: Рассказ о технике «кракелюр» –искусственном созданнии трещин для придания старины вещам. Материалы и инструменты. Показ презентации и образцов работ.
Практика: Декорирование предметов трёхслойными салфетками с использованием техники «кракелюр» (шкатулка, стаканчик для карандашей, баночки, бутылки и др.)
«Айрис фолдинг» - закрепление приёмов складывания полосок под углом,в виде
закручивающейся спирали из разных материалов.
Теория: Закрепление приёмов работы в технике айрис фолдинг с использованием разных материалов (лента, ткань, косая бейка). Построение айрис - шаблонов.
Практика: Самостоятельное построение айрис - шаблонов. Отбор материала. Последовательность выполнения работы с использованием базовых шаблонов. Оформление готовых работ и их презентация.
«Канзаши» - изготовление цветов и украшений для брошек, заколок и ободков,
из кусочков сложенного шелка и лент.
Теория: Знакомство с техникой, её базовыми элементами и особенностями изготовления - «защипывания» ткани, лент. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Практика: Приёмы складывания из ткани и лент базовых форм. Подбор материала для работы.
«Чердачная кукла» - изготовление текстильных игрушек, выполненных по технологии
кукол Тильды, ароматизированных различными специями и искусственно состаренных.
Теория: Беседа с демонстрацией образцов. Материалы, инструменты, техника изготовления.
Практика: Изготовление лекал. Выкраивание и шитьё. Набивка и покраска поделок.
«Разные поделки» - самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.
Теория: Выбор работы в соответствии со своими возможностями (умениями и навыками)
и техники исполнения. Определение последовательности действий для создания поделки. Практика: Подготовка материалов и инструментов. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
ІV.«Необыкновенные чудеса» - изготовлениеподелок из бросового материала.
«Поделки из одноразовой посуды» - изготовлениеподелок из одноразовой посуды
Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из одноразовой посуды (композиции из вилок и ложек, поделки из тарелок и стаканов).
Практика: Выбор работы, подбор соответствующий материалов, изготовление необходимых шаблонов, определение последовательности её выполнения и оформления.
«Поделки из дисков» - использование дисков в декоре.
Теория: Беседа о том, что можно сделать из дисков, какие ещё понадобятся материалы.
Практика: Поэтапное планирование работы. Подготовка необходимого материала и инструментов (фоторамка, магнит на холодильник, новогодние игрушки)
«Плетение из трубочек» - разные способы плетения из газет и журналов полезных
вещей и поделок.
Теория: Рассматривание образцов. Закрепление способов скручивания трубочек, способов плетения и их окрашивания.
Практика: Подготовительная работа. Заготовка трубочек из газет. Плетение из трубочек поделки. Грунтовка изделия, покраска, оформление.
«Веночки»- изготовление веночков с применением разных материалов и техник.
Теория: Выделение общего и отличий в работах. Закрепление знаний о разных видах техникдекоративно - прикладного творчества. Планирование работы. Выделения общего способа их создания. Отбор материала и способов изготовления.
Практика: Изготовление веночков с использованием разных материалов и техник. Эскиз. Композиция. Выбор материала и техники исполнения. Презентация своей работы.
«Разные поделки» - самостоятельное использование освоенных способов для создания
новых, более сложных композиций.
Теория: Выбор работы, соответствующей своим знаниям и умениям. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Выбор техники исполнения. Определение последовательности действий создания поделки, материалов и способов.
V. Изготовление работ для участия в выставках - разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
В результате 3-го года обучения, учащиеся получат следующие основные
знания:
разных техник прикладного творчества;
приемов разметки и способов контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
способов и приёмов обработки различных материалов, предусмотренных программой;
правила планирования и организации труда;
основных правил, способов и приемов работы с разными материалами и инструментами.
умения:
правильно использовать материалы и инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно выполнять поделки (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
контролировать правильность выполнения работы
правильно выполнять изученные технологические операции по разным техникам,
различать их по внешнему виду;
самостоятельно решать вопросы изготовления поделок из разных материалов (выбор
В объединении «Затейницы» созданы условия для развития индивидуальных задатков,
интересов и склонностей детей, учитываются их личные запросы, благодаря дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении.
Декупаж, квиллинг, оригами, скрапбукинг, айрис фолдинг, канзаши, чердачная кукла, поделки из бросового материала, открыток ручной работы, плетение из трубочек – освоив эти и другие виды рукоделия, можно своими руками изготовить неповторимые вещи, сделать оригинальные подарки и сувениры своим близким и друзьям. Любимым может стать определённый вид рукоделия, но попробовать выполнить что-то новое всегда интересно. А если результат превзойдет все ожидания – тогда вдвойне приятно.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и
творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и интернет-ресурсами.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов поделок и работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики у детей.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся. Взаимосвязь этих видов деятельности даёт детям возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности.
При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:
- вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, техникой, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;
- комбинированные занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного материала, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков;
- контрольные занятия, игры, путешествия которые позволят учащимся раскрыть свои творческие способности, умение оценивать себя с другой стороны.
На занятиях используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. В процессе обучения все метода реализуются в тесной взаимосвязи. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализации интереса, выставки детских работ, конкурсы.
Важным условием творческого самовыражения учащихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора при выполнении творческих работ и форм их выполнения, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Задачей деятельности учащихся является не только приобретение им теоретических и практических знаний и умений, но и утверждение себя в кругу своих сверстников. Значима роль этих занятий в интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии - дети посещают выставки декоративно-прикладного творчества, знакомятся с работами народных умельцев и других ребят.
Итог занятий в объединении “Умелые ручки” - участие детских работ в выставках, ярмарках и конкурсах разного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы: самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе; выбор жизненного пути; организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№
занятия
Тема
Кол.
час.
Содержание
Форма проведения
Дата
Всего
Т
П
Сентябрь -16
1
Вводное занятие
Введение, инструктаж по ТБ.
2
1
1
Знакомство с детьми, программой. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.
Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Шов «вперёд» и «назад» иголкой.
Беседа, объяснение, практика
2-3
Айрис фолдинг
- Дары осени (айрис)
- Цветы (айрис)
4
1
1
2
- Знакомство с техникой радужного складывания. Изготовление картинок из полосок бумаги.
- Закрепление приёмов работы в технике айрис фолдинг.
Объяснение, практика, презентация
4
Милые вещички
- Панно «Банки с пуговицами»
2
1
1
- Учить пришивать пуговицы, изготавливать картинки для оформления дома.
Практика
5-6
Оригами
- Осенние листья
- Карандаш
4
1
1
2
- Учить работать по схемам, ровно складывать бумагу по линиям, выполнять простые поделки в технике оригами.
- Отрабатывать навыки складывания бумаги по схемам.
Объяснение, практика
7
Открытки
- Открытка ко дню учителя
2
1
1
- Учить делать открытки ручной работы.
Практика
Октябрь-16
8-9
Техника «йо-йо»
- Вишенки/ дерево
- Тыква
4
1
1
2
- Знакомство с техникой «йо-йо» и базовыми элементами. Учить шить швом «вперёд» иголкой.
- Применение техники «йо-йо» в изготовлении поделок..
Объяснение, практика, презентация
10
Поделки из одноразовой посуды
- Рыбки
2
1
1
-Учить изготавливать поделки из одноразовых тарелок, декорировать их разными материалами.
Практика
11
Айрис фолдинг
- Посуда.
2
2
- Закреплять умение создавать рисунок из бумажных полосок по айрис –схемам.
Практика
12-13
Милые вещички
- Панно из круп.
- Игольница
4
1
1
2
- Учить использовать для создания рисунка разные крупы.
- Закреплять навыки шитья и набивки изделия, делать полезные поделки.
- Изготовление открыток-сюрпризов с применением разных материалов.
Объяснение, практика
14
Открытки
- Открытка - сюрпризы
2
1
1
- Познакомить с обозначением линий (сплошные и пунктирные).
- Учить ровно складывать бумагу по линиям сгибов.
Объяснение, практика
15
Бонбоньерки
- Коробочка-торт
2
1
1
- Научить изготовлять подарочные коробочки из картона и бумаги
Объяснение, практика
Ноябрь 16
16-17
Поделки из одноразовой посуды
- Птичка в гнезде
- Куколка
4
2
2
- Применение одноразовых тарелок для изготовления поделок.
- Закрепление навыков работы с тарелками.
Рассказ
Практика
18
Айрис фолдинг
- Панно в технике айрис фолдинг.
2
1
1
Закреплять умение создавать рисунок из бумажных полосок по айрис-схемам.
Практика
19
Разные поделки из бумаги
- По желанию
2
2
Учить самостоятельно выбирать работу, делать забавные игрушки из бумаги, украшать их аппликацией.
Объяснение, практика
20
Техника «йо-йо»
- Брошка
2
1
1
- Учить изготавливать брошки из базовых элементов йо-йо с использованием пуговиц и бусин. Закрепить навыки шитья.
Объяснение, практика
21-22
Разные поделки
- Саше (разные техники)
- Цветы для мамы (брос. материал)
4
1
1
2
- Дать понятие «саше», учить изготавливать ароматные мешочки-саше, украшать их аппликацией из ткани.
- Изготовление кал из ватных дисков в подарок маме.
Объяснение, практика
23
Разные поделки (бросовый материал)
- Игрушки из киндер-сюрпризов.
2
2
- Учить изготавливать игрушки на ёлку из киндер-сюрпризов.
Практика
Декабрь 18
24
Поделки из одноразовой посуды
- Снеговик (тарелки)
2
2
- Научить делать снеговика из одноразовых тарелок и ваты.
Практика
25-27
Разные поделки из бумаги:
«Мастерская Деда Мороза»
- Новогодние украшения
-Игрушки на ёлку
- Снежинки
6
1
2
2
1
- Учить изготавливать новогодние украшения из бумаги, декорирование их разными материалами.
- Изготовление новогодних игрушек на ёлку.
- Учить вырезать снежинки.
Объяснение, практика
28
Диски
- Украшения на ёлку из дисков
2
2
- Учить использовать старые диски для украшения ёлки, выполнять аппликацию из самоклеющейся плёнки.
Объяснение, практика
29
Бонбоньерки
- Коробочка-ёлка
2
2
- Упражнять в изготовлении подарочных коробочек из картона и бумаги.
Практика
30-31
Открытки
- Новогодняя открытка
4
1
3
- Закрепить умение аккуратно складывать листы бумаги, выполнять аппликацию. Развивать творчество.
Практика
32
Разные поделки (бросовый материал)
- По желанию
2
1
1
- Учить самостоятельно выбирать работу в соответствии с учётом ЗУН.
Практика
Январь
33-34
Милые вещички
- Брелки из кожи
- Рамка для фото
4
1
1
2
Освоение приёмов работы нетрадиционными материалами.
- Учить изготавливать брелки из кожи.
- Применение палочек в изготовлении рамки для фото.
Беседа, демонстрация, практика
35-37
Диски
- Органайзер из диска
- Подставка
6
1
2
3
- Закреплять навыки работы с дисками. Изготавливать из них полезные вещички.
Практика
38
Айрис фолдинг
- Животные
2
2
- Упражнять в изготовлении картинок в технике айрис фолдинг.
Практика
39
Разные поделки (бросовый материал)
- Поделки из пробок
2
1
1
Познакомить с применением пробок от бутылок для изготовления поделок. Создание разных животных их пробок.
Объяснение, практика
40
Оригами
- Говорящие звери
2
2
- Закрепление навыков работы с бумагой в технике оригами. Изготовление зверей с подвижными деталями.
Объяснение, практика
Февраль
41
Поделки из одноразовой посуды
- Человечки из стаканчика
2
2
- Учить делать поделки из стаканчиков, дополнять деталями, декором и аппликацией.
Объяснение, практика
42
Милые вещички
- Валентинка
2
2
- Учить изготавливать «валентинки» из разных материалов
Объяснение, практика
43
Бонбоньерки
-коробочка «Сердечко»
2
1
1
Упражнять в изготовлении подарочных коробочек из картона и бумаги
Объяснение, практика
44-45
Открытки
- Ко дню Святого Валентина
- К 23 февраля
4
1
1
2
- Продолжать учить изготавливать открытки к праздникам, дополнять их декором из разных материалов.
Практика
46-47
Оригами
-Рубашка
- Цветы
4
1
1
2
- Закреплять умение работать по схемам, складывая рубашку, дополнять работу отдельными деталями.
- Изготовление цветов в технике оригами.
Беседа, демонстрация, практика
48
Разные поделки (разные техники)
- Декупаж (по желанию)
2
1
1
- Знакомство с техникой «декупаж». Изготовление поделок с применением данной техники.
Беседа, демонстрация, практика
Март
50
Открытки
- Открытка к 8 марта
2
2
- Закреплять навыки работы с разными материалами при изготовлении открыток.
Практика
51
Бонбоньерки
- Подарочная упаковка
2
2
Учить работать с шаблонами, изготавливать подарочные коробочки в форме кеда и платья.
Демонстрация, практика
52
Техника «Йо-йо»
- Цветок
2
2
- Упражнять в изготовлении цветов в технике «йо-йо».
Практика
53-54
Разные поделки (разные техники)
- По желанию
- Обереги
4
2
2
- Изготовление поделок в разных техниках. Выбор и планирование работы.
- Познакомить с видами оберегов. Домовёнок из мешковины.
Беседа, демонстрация, практика
55
Айрис фолдинг
- Платье
2
2
- Изготовление платья в технике айрис фолдинг из упаковочных лент и полосок бумаги.
Демонстрация, практика
56
Поделки из дисков
- Коллективная работа «Гусеница»
2
1
1
- Продолжать учить изготавливать поделки из дисков, выполнять коллективную
работу.
Практика
57
Открытки
-Открытка ко дню птиц
2
2
- Закрепление навыков изготовления открыток, умения подбирать материалы для их декора.
Практика
Апрель
58
Техника «Йо-йо»
- Брошка
2
2
- Закрепление навыков шитья, Изготовление брошек из элементов техники «йо-йо».
Практика
59-61
Поделки из одноразовой посуды
- Курочка
- Зайчик со стаканчиком
- Ёжик
6
1
1
2
2
- Научить делать курочку из одноразовой тарелки, выполнять аппликацию.
- Изготовление зайчика из стаканчика
- Изготовление ёжика из тарелки..
Практика
62-63
Разные поделки (разные техники)
- Магнит на холодильник «Яйцо»
- Топиарий
4
1
1
2
- Учить отливать половинки яиц из гипса, украшать их росписью и декупажем.
- Учить изготавливать дерево счастья - топиарий.
Практика
64
Открытки
- Пасхальная открытка
2
2
- Традиции праздника. Изготовление пасхальной открытки и её декорирование.
Практика
65
Диски
- Смешарики
2
2
- Научить изготавливать из дисков героев любимых мультфильмов.
Демонстрация, практика
66
Милые вещички
- Цветы в вазе
2
1
1
- Продолжать учить делать полезные поделки для дома и родных
Демонстрация, практика
Май
67-68
Разные поделки
- Чеснок (бросовый материал)
- Из бумаги
4
2
2
- Учить изготавливать чеснок из полиэтиленовых мешочков.
- Закреплять приёмы работы с бумагой.
Демонстрация, практика
69
Открытки
- Открытка к 9 мая
2
2
- Продолжать учить делать открытки к праздникам.
Практика
70
Оригами
- Бабочка
2
2
- Изготовление поделок в технике оригами из разных материалов – бумага, ткань.
Практика
71-72
Выставки, мероприятия
4
1
3
Выставка готовых работ
Итого
144
28
116
Литература
Для педагога:
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование», под редакцией В.А. Горяева, М.: П.- 2011 г.;
Беспятова К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. - М.: Айрис-пресс, 2003.
Программы общеобразовательных учреждений «Технология. 5 -11 классы», М. П.: 2010.
Горнова Л.В. и др. Студии декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008.
В. А. Горский В.А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.– М.: Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Долженко Г.И. Сто поделок из бумаги. - Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
Чибрикова О. В. Прикольные подарки к любимому празднику. - М.: 2006.
Зайцева А.А. Искусство киллинга: магия бумажных лент. - М.: ЭКСМО, 2009
Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.
Айдиете Р. А. Магия декупажа. - М.: ЭКСМО, 2010.
Воронова О. В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники. - М.: ЭКСМО, 2010.
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Скрипторий, 2003.
Д. Чиотти Оригинальные поделки из бумаги. - М.: Мир книги, 2010.
Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007.
М.М. Максимова, М.Н. Кузьмина «Лоскутики», М. Эксмо, 2007,
М.М. Максимова, М.Н. Кузьмина «Мозаика лоскутных узоров», М. Эксмо, 2007,
Список литературы, рекомендованный детям и родителям
Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любимому празднику. - М.; 2006
Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков. - М.: Эксмо, 2007.
Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007.