kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа по адресной подготовке и ручному труду для "Особых детей" коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа разработана на основе программы И.М. Бгажноковой, книги А.М.Маллера "Помощь детям с недостатками в развитии"  Программа расчитана на 3 года обучения. На первом году дети осваивают выполнение стежков по картону,  ткани. На следующих этапах обучаются работе на швейных машинах и изготовлении простейших изделий (прихватки, носовые платочки, полотенца, хозяйственные сумки, фартуки, косынки)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«авторская программа по адресной подготовке и ручному труду для "Особых детей" коррекционной школы »







Программа

по трудовому обучению

«адресная подготовка и ручной труд»

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

( КЛАСС «Особых детей»)







Составил учитель

трудового обучения

Гончарова Е.В.







о. Муром. 2013 год.









Пояснительная записка.

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Работа с детьми этой категории в условиях их обучения в специальных классах образовательных (коррекционных) учреждений VIII вида решает специфические задачи обусловленные особенностями их психофизического развития.

Необходимо, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем.

Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособление их в жизни приобретают большую социальную значимость.

Работа с тканью и бумагой способствует развитию у детей с нарушением интеллекта координированной деятельности различных анализаторов, моторику пальцев рук и общее психофизическое недоразвитие. Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а потому доступна даже слабым детям.

Основной же целью коррекционной работы с учащимися является обучение их элементарным навыкам производительного труда и формированию у них бытовой ориентировки, общепринятых правил и норм поведения.

Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной работы со страдающими тяжелой умственной отсталостью детьми. Для них труд является основным способом адаптации к жизни. В ходе обучения воспитанники овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и т.д. Большое значение приобретает формирование у воспитанников социально – бытовых знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.

Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе трудового обучения осуществляются коррекция развития детей с ОВЗ, следует выделить:

- формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов,

- развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

- сообщение элементарных знаний по видам труда;

- обогащение представлений об окружающем процессе труда;

- воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;

Работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых задания, подготавливает их к хозяйственно-бытовой деятельности и к ремеслу, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Трудовое обучение учащихся строится на базе подготовки, полученной в начальный период обучения, главным образом на уроках предметно – практической деятельности, конструирования и ручного труда, и продолжается затем в старшем возрасте. В процессе труда у детей формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально – трудовой адаптации воспитанников. Конечная цель – подготовить воспитанников к выполнению несложных работ в особо созданных условиях (лечебно – трудовые мастерские, предприятия, использующие труд инвалидов и т.п.)

В процессе специально организованного трудового обучения развивается познавательная деятельность учащихся. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различных предметов, включенных в трудовую деятельность. Это приводит к развитию восприятий, представлений, мыслительных операций и речи.

Программа содержит перечень изделий, навыками, изготовления которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции.

Большая роль в работе с учащимися отводится закреплению навыков, которое осуществляется в ходе практического повторения. Здесь не ставится задача обучить их новым трудовым приемам. Главное – автоматизировать трудовые навыки, добиться быстрого выполнения учебного задания.

Настоящая программа обучения учащихся с глубокой умственной отсталостью трудовой подготовке составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально – волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования трудовых навыков (на дефектной основе) умственно – отсталых детей.

Одним из направлений трудовой подготовки детей в классе с глубокой умственной отсталостью является обучение шитью, которое предусматривает освоение учащимися доступных операций работы с тканью, использование ножниц, игл, булавок, линейки, шаблонов, электрической швейной машинки. На учебных занятиях дети учатся применять ранее сформированные представления, умения и навыки: разрезание ниток и ткани ножницами, обведение шаблонов, видение контура, использование понятий (мерка, метка, длинный-короткий, толстый-тонкий, одинаковый, форма предметов), ориентироваться в пространстве (верх-низ, право-лево, начало, конец, середина) и т.д. Особое внимание обращается на правильную хватку инструментов. Практика показывает, что воспитанники могут овладеть операциями шитья на производственной швейной машине, изготавливать простые пошивочные изделия из ткани: салфетки, мешочки, сумки, кухонные принадлежности (прихватки, рукавички, фартуки, косынки), повязки для дежурного и другие вещи.

Осознание своей причастности к выполнению трудовых операций изготовление нужных и красивых вещей для себя, для подарков или на продажу, изготовление авторских работ предоставляют возможность самовыражения, делают труд интересным для учащихся с ОВЗ, способствуют развитию чувства уверенности в себе и самоуважении.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и русского языка, счета, окружающего мира, изобразительного искусства.

Программа составлена с учетом особенностей физического, умственного, речевого и нравственного развития детей с тяжелой умственной отсталостью.



Оборудование и материалы, необходимые для обучения.

1.Оборудование:

*производственная швейная машина

2. Инструменты:

*ножницы, булавки, линейка или мерка-шаблон, выкройка-шаблон

3. Материалы:

*ткань, бумага, картон, нитки, подсобный и декоративный материал (тесьма, ленты, резинки, пуговицы и т.д.).


Разделы обучения.

В программе предусмотрены следующие вида труда:

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.

Предусматривает освоение многих технических навыков, экономное расходование материала, совершенствует пространственные представления. Дети учатся выполнять сюжетные аппликации из картона, бумаги с использованием ткани и фурнитуры.

Раздел 2.Ручное шитье.

Предусматривает развитие мелкой моторики руки, развитие

глазомера (завязывание узелка, отмеривание ниток, вдевание нити в иголку). В этот раздел включена работа с картоном и тканью. Дети учатся

выполнять серии горизонтальных стежков, вышивать по контуру.

Раздел 3. Работа с текстильными материалами, шитье на производственной швейной

Этот раздел предусматривает такую работу, как подбор ткани и ниток, элементы кроя изделия или отдельных элементов, сборка изделия, подготовка электрической швейной машины к работе, шитье на электрической швейной машине, выворачивание изделия, глажение, подготовка и уборка рабочего места.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение, образцы изделий, инструкционные карты для работы. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

В программе предусмотрены следующие разделы: «Практические работы», «Технические сведения», «Умения и навыки», «Самостоятельная работа», При подготовке к конкретному уроку уточняется его тема, место в системе с другими уроками, задачи. Задачи формирования у учащихся знаний, навыков и умений на уроках ручного труда определяются исходя из содержания разделов «Технические сведения» и «Приёмы работы», «Умения и навыки» программы по этому предмету.



( первый год обучения)

Первая четверть.

Представления о материалах и инструментах.

Беседа о труде и его значении в жизни общества. Профессии родителей учащихся. Профили, по которым проводится трудовое обучение в школе. Демонстрация лучших изделий. Мастерская, ее назначение и оборудование. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места, распределение по местам. Правила посадки за рабочим местом. Обязанности дежурных по мастерской. Ознакомление учащихся с изделиями, которые планируются выполнить в течение учебного года. Называние материалов для поделок (бумага, пластилин, проволока и т.д.) инструментов, которыми предстоит работать в мастерской. Сообщение правил поведения во время занятий ручным трудом. Сообщение правил поведения во время занятий ручным трудом, требования к организации рабочего места. Вводное занятие.

Работа с бумагой и картоном


Технические сведения

Бережное отношение к результатам труда, материалам и окружающей среде. Приемы использования, правил хранения инструментов. Виды бумаги, их назначение, назначение и применение скрепляющих материалов. Свойства бумаги

Практические работы.

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по линиям сгиба, изготовление изделий из бумаги: маска собачки (оригами), бумажный цветок «ромашка» из полос бумаги

Ручное шитье

Технические сведения.

Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые, связываются, скручиваются, разрываются, могут окрашиваться в разные цвета. Понятие пряди. Складывание нитей пополам.



Практические работы.

Называние материала – нитки – знакомство. Подбор ниток по цвету, толщине, связывание.

Упражнение

в разрывании ниток разной длины и толщины, связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку, витье шнура из одной нити, прокалывание картона, вставление нитки в иголку, отрезание нитки ножницами, завязывание узелка на конце нитки, прокалывание картона, выполнение шва «вперед иголку»

Умения и навыки.

Подобрать нити по цвету, толщине. Намотать на картонку, в клубок, соединяя нити разными способами, завязать узелок на конце нити с небольшой помощью учителя, проколоть картон, выполнить стежок.

Вторая четверть.

Представления о текстильных материалах.

Технические сведения.

Названия изделий. Способы использования изделий в быту. Простейшие понятия о сочетаниях цветов. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.

Практические работы.

Упражнения в разрезании ниток разной длины и толщины. Изготовление из цветных ниток кисточки к панно « Ягоды», плетение косичек из трех нитей.

Умения и навыки.

Подобрать и сочетать нитки и шпагаты по цвету и толщине. Намотать нитки на картонку, подравнивать края изделий из ниток. Выполнять плетение косичек для панно. Умения работать парами, помогать друг другу при изготовлении кисточки или стилизованных фигурок. Употреблять в речи слова, обозначающие приемы работы: скручивать, наматывать, разрезать, связывать и т.д.

Работа с пуговицами.

Технические сведения

Применение и назначение пуговиц. Различие по размеру, расположению отверстий.



Практические работы.

Сортировка пуговиц по форме, цвету, размеру. Составление простейших рисунков из пуговиц.

Умения и навыки.

Подбор ниток по цвету пуговиц, пришивание пуговиц с двумя отверстиями на полоске картона, завязывание узелка в конце работы.

Третья четверть.

Работа с пуговицами, подставка под горячее.

Технические сведения.

Назначение и применение подставки под горячее в быту. Форма и размеры подставки. Материалы для подставки, прокладочный материал.

Практические работы.

Выбор формы и размера подставки, подбор пуговиц с одинаковыми отверстиями, по цвету, размеру, составление простейшего рисунка на подставке под горячее.

Умения и навыки.

Отрезание нити нужной длины, завязывание узелка на конце нитки, пришивание пуговки 4 – 5 стежками, закрепляя нить в конце работы узелком.

Работа с тканью и картоном.

Технические сведения.

Основное назначение тканей. Лицевая и изнаночная стороны ткани .Изготовление салфеток с использованием ткани и картона, применение и назначение. Организация рабочего места.

Практические работы.

Обводка шаблонов на листе картона, вырезание, составление простого рисунка из вырезанных шаблонов, обводка шаблонов на кусочках ткани, вырезание с помощью учителя, оклеивание шаблонов из картона тканью с одновременным загибанием краев ткани внутрь, высушивание под прессом. Организация рабочего места.

Умения и навыки.

Работа в парах, помощь друг другу, равномерное нанесение клея на поверхность картона, оклеивание картона тканью, прижимание ткани пальчиками, высушивание под прессом.

Четвертая четверть

Работа с бумагой и картоном, тканью.

Технические сведения.

Основное назначение тканей. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Изготовление салфеток с использованием ткани и картона, применение и назначение. Организация рабочего места.

Практические работы.

Обводка шаблонов на листе картона, вырезание, составление простого рисунка из вырезанных шаблонов, обводка шаблонов на кусочках ткани, вырезание с помощью учителя, оклеивание шаблонов из картона тканью с одновременным загибанием краев ткани внутрь, высушивание под прессом. Организация рабочего места.

Умения и навыки.

Работа в парах, помощь друг другу, равномерное нанесение клея на поверхность картона, оклеивание картона тканью, прижимание ткани пальчиками, высушивание под прессом.

Работа с бумагой.

Технические сведения.

Название материала. Свойства бумаги – сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность. Основные цвета бумаг. Понятие – фон. Инструменты: для работы с бумагой (гладилка), кисточка для клея. Клеящие составы: крахмальный клейстер, ПВА. Техника безопасности при работе с клеящими составами. Организация рабочего места.

Понятие «середина».

Практические работы.

Умение выполнить работу с опорой на предметно-инструкционную карту с помощью учителя. Дать словесный отчет (с помощью учителя).

Умения и навыки.

Складывать бумагу Словесный отчет о проделанной работе с помощью учителя. Умение подбирать бумагу по цвету, выполнять работу с опорой на образец изделия, скручивать полоску бумаги в рулончик.

Размещать на листе бумаги элементов аппликации, наклеивать.

Учить составлять целое из частей, правильно располагать аппликации на листе бумаги. Складывать и наклеивать изображения без образца и показа.


Работа с тканью.

Технические сведения.

Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания, для аппликации. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые; имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.

Практические работы.

. Упражнения в раскрое ткани по готовому шаблону Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.

Умения и навыки.

Ориентироваться в задании с помощью учителя. С помощью учителя сравнивать образец с натуральным видом изделия. Выполнять первое изделие нового вида работ с помощью учителя, однотипных и ранее выполняемых – самостоятельно.

( второй и третий год обучения)

Первая четверть.

Вводное занятие.

Беседа о профессии швеи и других профессиях, по которым проводится трудовое обучение в школе. Ознакомление учащихся с правилами безопасной работы и поведения в мастерской.

Ручное шитье.

Технические сведения.

Назначение и применение ручных стежков. Виды ручных стежков: « Вперед иголку», « Через край», потайной стежок, ручной стачной шов, отелочные стежки: « стебельчатый шов», « петельный стежок», « тамбурный стежок», « крестообразный. Назначение и применение.

Умения.

Отмерять нитку, вдевать нитку в иголку, отрезать нитку, завязывать узелок, прокалывать картон и ткань иглой, закреплять конец строчки. Ориентироваться в задании по образцу, работать с опорой на инструкционную карту.

Упражнения.

Выполнение пробных ручных и отделочных швов на образцах картона и ткани.

Практические работы.

Вышивание мини – картины рисунка по контуру с последующим раскрашиванием, вышивание простого рисунка на вафельном полотенце., отделка полотенца декоративными стежками.

Самостоятельная работа

Вторая четверть.

Вводное занятие.

Анализ работы учащихся в первой четверти. Задачи и план работы на новую четверть. Повторение правил поведения и безопасной работы в мастерской.

Работа с тканью.

Изделие. Подушечка для игл.



Технические сведения.

Назначение изделия. Простейшие сведения о назначении тканей. Назначение и применение игольниц. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Долевая и поперечная нить. Выкройка.

Умения.

Находить место выкройки на ткани, закреплять выкройку на ткани английскими булавками, снятие выкройки.

Практические работы.

Удержание выкройки одной рукой и прикалывание ее булавками, обведение выкройки на ткани карандашом (мелом), вырезание ножницами по контуру, соединение деталей друг с другом.

Изделие. Подставка под горячее.

Технические сведения.

Виды пуговиц, способы пришивания в зависимости от вида пуговиц.

Умения.

Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.

Практические работы.

Пришивание пуговиц на ткань разной формы и размера.

Самостоятельная работа.



Третья четверть.

Вводное занятие.

Знакомство с задачами и планом работы на четверть. Повторение правил безопасной работы с инструментами и поведения в мастерской

Знакомство со швейной машиной с ножным приводом.

Технические сведения.

Назначение машины и операции, выполняемые на машине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.



Практические работы.

Включение машины в сеть. Установка педали под ногой. Наматывание нитки на шпульку. Вставление шпульки с нитками в шпульный колпачок. Вставление шпульного колпачка в челнок. Заправка верхней нити. Вывод челночной нити вверх.

Шитье на машине с ножным приводом.

Технические сведения.

Правильная посадка за машиной. Работа на швейной машине.

Умения.

Выполнять пробные строчки на картоне и ткани

Практические работы.

Опускание и поднимание иголки, вращение махового колеса рукой от себя. Опускание и поднимание лапки при помощи рычага. Подведение ткани под лапку и вытаскивание ткани из под нее. Регулировка ткани руками во время строчки. Определение начала и конца строчки. Нажатие ногой на педаль и опускание ее. Соотнесение силы нажатия на педаль со скоростью строчки. Вытягивание нитей при поднятой игле. Обрезание нитей ножницами в определенном месте.

Самостоятельная работа.





Четвертая четверть.

Вводное занятие.

Анализ результатов работы за третью четверть и ознакомление с планом на четвертую четверть. Повторение правил поведения в мастерской и правил безопасной работы.

Работа с тканью.

Технические сведения.

Машинные работы при выполнении. Машинные швы: шов вподгибку с закрытым срезом.

Практические работы.

Заметывание первого и второго подгиба. Подготовка машины к работе.

Умения.

Выполнение шва на образце с опорой на инструкционную карту.

Изделие. Полотенце.

Технические сведения.

Назначение и применение в быту. Назначение и применение влажно – тепловой обработки.

Умения.

Изготовление изделия по образцу и готовому крою. Выполнение работы с опорой на инструкционную карту.

Практические работы.

Обработка поперечных срезов полотенца швом вподгибку с закрытым срезом. Утюжка изделия.

Изделие. Носовой платок.

Технические сведения.

Назначение и применение. Ткани для носового платка.



Умения.

Изготовление изделия по образцу и готовому крою с опорой на технологическую карту.

Практические работы.

Обработка поперечных срезов платка швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка долевых срезов платка швом вподгибку с закрытым срезом. Утюжка изделия.

Изделие. Мешочек для хранения работ.

Технические сведения.

Назначение и применение мешочка. Ручные и машинные работы. Машинный шов: стачной.

Умения.

Выполнение изделия по готовому крою и образцу с опорой на инструкционную карту.

Практические работы.

Выполнение стачного шва на образце. Заметывание и стачивание поперечного среза мешочка и долевого среза мешочка. Обработка срезов ручными петельными или косыми стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Продергивание шнурка. Отделка мешочка аппликацией. Утюжка изделия.

Самостоятельная работа

Методы и приёмы работы

В процессе выполнения заданий по труду дети учатся действовать по образцу и словесной инструкции.

Так, при ознакомлении учащихся с моделью-образцом, необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образа с выполняемыми поделками в части формы, величины и т.п. Учащихся нужно специально учить анализировать образец изделия, отмечать форму, способы крепления.

Повышать сложность приёмов работы возможно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;

  • правила безопасности работы и личной гигиены;

  • как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать своё рабочее место;

  • называть последовательность выполнения работы;

  • составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу, выполнять технологию изготовления простого изделия на швейной машине.


Информационное сопровождение

Учебные принадлежности, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, карточки ,демонстрационный материал, технологические и инструкционные карты.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Гончарова Елена Владимировна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства