kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа элективного курса "Вышивка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предусматривает решение главной проблемы - возрождение народных промысел и ремёсел, различных форм прикладного искусства. Издавна приёмы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. Сохранить традицию, восстановить звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта помогает элективный курс «Вышивка».

Настоящая программа отвечает требованиям сегодняшнего дня, ориентирует детей на выбор дальнейшего профессионального образования.

Характер программы. Данная  программа является гибкой, ёмкой, содержательной. Обучение может проходить как по всем разделам программы, так и отдельным из них. Каждый раздел - блок - самостоятельный вид деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса "Вышивка" »





ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ВЫШИВКА»


Разработала:

Учитель технологии

Балашова Т.И.


  1. Общие сведения об учебной группе

1.1 Вид учебной деятельности – постоянный, в течении учебного года

1.2 Время обучения – 1 год

1.3 Наполняемость группы – 15-20 человек

1.4 Количество часов в неделю – 2 часа, в год – 72 часа.


  1. Документы и материалы, с учетом которых составлена программа

    1. Закон об образовании от 2005 г.

    2. Концепция профильного обучения на старшей ступени

    3. О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Постановление правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. №334

    4. Элективные курсы в профильном обучении. Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 13.11.2003 №14-51-277/13

    5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 №14-51-102/13

    6. О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.06.2006 № 03-1508

    7. Инструкция по технике безопасности

    8. Перспективный план работы общеобразовательного учреждения

Программа рассмотрена и утверждена на заседании НМС общеобразовательного учреждения МБОУ средней школы

Председатель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Наше общество заботится о своем подрастающем поколении, о его развитии и образовании, стремиться улучшить подготовку молодого поколения для включения его в общественно – производственную деятельность и социальную жизнь. Задача школы состоит в том, чтобы воспитать всесторонне развитого человека, готового к жизни, к труду в самых разных сферах производства, материальных и духовных ценностей. На решение этой задачи направлен весь учебно-воспитательный процесс, особая роль принадлежит урокам технологии. Именно учитель технологии готовит школьников к жизни, к творческой трудовой деятельности, формирует у них трудовые умения и навыки, осуществляет нравственное, эстетическое воспитание, ведет профориентационную подготовку.

В последнее время наблюдается тенденция создания элективных курсов. Учителя технологии вынуждены продумывать курсы по выбору, которые бы обладали новизной, мотивирующим потенциалом, полнотой научного содержания, инвариативностью, практической направленностью, востребованностью, а также помогали профессионально самоопределиться учащимся.

Элективный курс «Вышивка» в полной мере решает такие задачи трудового обучения, как: формирование у учащихся положительного отношения к труду; развитие познавательного интереса, стремление применять знания на практике, развитие творческого потенциала, формирование вкуса, воспитание трудолюбия, усидчивости, ответственности; воспитание экономической культуры школьников.

Вышивка известна уже давно. История уводит нас в далекое прошлое. Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существова­нии вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX—XII вв. Это — фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV— XVII вв. вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

Декоративно-прикладное творчество является неотъемлемой частью культуры, уходящей, с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой - непрерывно развевающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Целью занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста декоративно - прикладным творчеством и, в частности, рукоделием является выработка целого ряда жизненно важных качеств: трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, патриотизма. Занятия в творческих группах позволяют построить работу так, чтобы выявить детские интересы, развить их по принципу от поверхностного к более глубокому, от интересного к нужному, вызвать стремление у детей овладеть знаниями программы.

Организации и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Для работы с одаренными детьми имеется дополнительная программа занятий, которая помогает им творческому самовыражению.

Общение детей с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего трудового, художественного и эстетического развития, воспитания у кружковцев здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Дети учатся осмысленно работать, ставить перед собой цель и воплощать её в своих делах.

Практические занятия раскрывают перед детьми всю многогранность декоративно-прикладного искусства.

Наряду с технической подготовкой особое внимание уделяется развитию духовных качеств воспитанника, каждый должен всегда быть и оставаться Человеком, Созидателем, использовать свои знания, умения, навыки во благо людям, а не во вред.

Предлагаемая программа охватывает лишь часть накопленного опыта и позволяет по мере освоения технических приемов вышивки выполнять простые и изысканные узоры и модели, от старинных традиционных до самых модных.

Вышивка всегда требовало большого терпения и усидчивости. Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению работ в различных техниках.

Данная программа рассчитана на одно летний цикл обучения. Закончив курс обучения, учащиеся должны знать технологию выполнения, характерные особенности вышитого изделия, назначение материалов и оборудования, правила ухода за вышитыми изделиями.

В программу введены темы, связанные с историей, литературой, изобразительным искусством, лучшими мастерами-прикладниками. Через использование этих знаний идёт раскрытие творческого потенциала детей, пробуждение познавательного интереса к родному краю, приобщение к культурному наследию.

Тесная связь с музеями, посещение мастеров, экскурсии в природу помогают воспитанникам: выразить сложившиеся мировоззрения в творчестве.

Направленность программы — художественно-эстетическая. Виды деятельности — декоративно-прикладное искусство, ремёсла. Программа состоит из блоков, которые при необходимости могут быть взаимозаменяемы и подвижны.

Актуальность программы. В условиях перегруженности детей в школе, малоподвижного образа жизни, слабого контроля со стороны семьи, отдаления от природы, увлечения детей компьютерами и видеоиграми остро стоит вопрос о трудовом воспитании, эстетическом, о приобщении детей к народному искусству, традициям. Курс обучения детей в рамках элективного курса «Вышивка» за счёт целостного подхода всесторонне развивает ребёнка, учит ценить и любить всё, что окружает его.

В ходе реализации программы решаются проблемы:

  • занятость детей в свободное от занятий время,

  • помощь детям в индивидуальном развитии,

  • адаптация их к жизни в обществе,

  • эстетическое благоустройство окружающей среды,

  • общение и нормы поведения детей,

  • культурное насыщение.

Программа предусматривает решение главной проблемы - возрождение народных промысел и ремёсел, различных форм прикладного искусства. Издавна приёмы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. Сохранить традицию, восстановить звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта помогает элективный курс «Вышивка».

Настоящая программа отвечает требованиям сегодняшнего дня, ориентирует детей на выбор дальнейшего профессионального образования.

Характер программы. Данная программа является гибкой, ёмкой, содержательной. Обучение может проходить как по всем разделам программы, так и отдельным из них. Каждый раздел - блок - самостоятельный вид деятельности.

Программа комплексная — определённым образом соединяет отдельные области, направления, виды деятельности, процессы в единое целое.

Модульная — по способу организации освоения материала внутри программы составлена из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

По содержанию и эффективности её функционирования— интегрированная.

Подробно разработанные занятия программы, облегчают ее внедрение на практике.

Данная программа составлена на основании собственных экспериментальных программ, реализованных в практике.

По своему характеру программа является авторской.

Новизна программы. Программа элективного курса «Вышивка» включает в себя многообразие видов деятельности, что позволяет детям полностью реализовать свои способности. Типовые программы слишком ограничивают рамки, дают мало возможности вариаций в темах, строго распределяют виды деятельности.

Данная программа позволяет увидеть в ребенке талант, создать условие для реализации творческого потенциала в одном или в нескольких видах деятельности.

Социальная значимость программы. Благодаря занятиям, дети получают предпрофессиональную подготовку, старшеклассники имеют возможность работать в производственных бригадах, тем самым зарабатывая деньги за свой труд; некоторые воспитанники поступают в вузы, продолжая там обучение.

Основные исходящие установки при создании программы:

-Не творческих детей не бывает! Каждый ребенок в душе имеет тягу к творчеству, задача педагога — определить к какому виду творчества тяготеет ребёнок и предоставить ему возможность самореализации,

- Реализация поставленных задач нетрадиционным способом.

- В условиях детского объединения развить активную личность, творчество которой является преимущественно социальным.

Главные критерии оценки ученика не талантливость, а способность трудиться и добиваться цели. Путь к мастерству совместный труд ученика и педагога. Надо только поддержать ребенка, помочь в реализации его целей, все проблемы решать вместе, спокойно, рассудительно.

Цель программы. Приобщение учащихся к народным традициям, обычаям, создание возможностей для творческого развития детей.

Задачи программы.

Педагогические:

- Изучить потребности, интересы, ценностные ориентации детей, обучающихся в факультативе, освоить конструктивные формы взаимодействия и сотрудничества;

- Сформировать ценностные ориентации личности (потребности и готовности к труду, к самоорганизации здорового образа жизни, потребности в общении, совместной жизнедеятельности, саморазвитии и самопознании);

- Создать условия для самореализации, более полного раскрытия и развития творческих способностей и возможностей детей.

Информационные:

- Создать системы информирования детей, взрослых, общественности о деятельности объединения посредством сотрудничества со средствами массовой информации, широкого освещения своей деятельности

- Организовать информационный банк методик и технологий, используемых в работе по программе;

- Обобщить и распространить опыт работы объединения по программе.

Обучающие:

- Познакомить с историей народных ремёсел, древних видов женского рукоделия; профессиональной терминологией;

- Изучить основы материаловедения и цветоведения, формировать специальные знания по предмету;

- Научить понимать красоту, видеть её и уметь передать это в своих работах.

Развивающие:

- Оказать помощь в развитии эстетического восприятия, вкуса;

- Развить творческий потенциал ребёнка, его познавательно-творческую активность; мышление, способности;

- Освоить умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе;

- Развить способности реализовать себя в деятельности.

Воспитывающие:

- Воспитать любовь к природе, эстетический вкус, чувство цвета, художественную фантазию и творческое воображение;

- Воспитать трудолюбие и умение работать в коллективе, внимание и уважение к людям труда, терпимость к чужому мнению,

- Расширить представления об окружающем мире;

- Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, традициям декоративно-прикладного искусства, истокам русской народной культуры,

- Сформировать коллектив единомышленников на основе увлечённости совместной трудовой деятельности;

- Научить быть аккуратными, внимательными, бережливыми, добрыми.

Оздоровительная: формировать здоровый образ жизни.

Материально-технические:

- Обеспечить финансовые и материально-технические условия для реализации программы.

Участники программы:

В рамках элективного курса обучаются школьники 15-16 лет. Состав учащихся постоянный. При отработке в процессе обучения ролей «мастер-подмастерье», «учитель-ученик» разбивка по возрастам вполне уместна.

В проведении диагностики, в работе с отдельными детьми привлекается психолог.

Возрастные особенности детей:

Учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний, является ведущей деятельностью младшего школьного возраста. У них преобладают потребности в общении со сверстниками, коллективном взаимодействии, играх, удовлетворении и любопытства, применении своих знаний на практике.

Деятельность общения, заключающаяся в построении межличностных отношений с товарищами на основе определённых морально-этических норм - это ведущий вид деятельности подростков, который находит свое отражение в коллективной деятельности. Дети 10-12 лет имеют потребность быть принятыми в группе сверстников, в общественном признании, в самоутверждении.

Самопознание является ведущим видом деятельности для старших подростков. В этом возрасте появляются потребности в деятельности, в знаниях о своей личности, иметь идеалы и кумиров.

В начале учебного года детей записывается больше, чем положено.

Все изъявившие желание обучаться отказа не получают. Через месяц-два группа полностью формируется, остаются, те, которые в будущем занимаются несколько лет.

Занятия проводятся в индивидуально - групповой форме. В течение учебного года обучения программа полностью усваивается детьми. Они приобретают необходимые знания, умения, навыки но основам художественного ремесла. Лучшие учащиеся по итогам и успехам обучения получают удостоверение инструктора по прикладному творчеству.

Условия реализации программы. Необходимым условием реализации программы является наличие:

  • оборудования материально-технической базы;

  • необходимого рабочего материала, образцов, иллюстрированных и фотодокументальных материалов, дидактического материала;

- группа детей 15-20 человек;

- просторного оборудованного кабинета.

Показатели успехов учащихся:

  1. Возрастающий уровень авторских работ ребёнка;

  2. Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения;

  3. Активное участие в коллективных работах и коллективных мероприятиях;

  4. Оригинальность предлагаемых художественных решений;

  5. Желание учиться дальше.

Для всего коллектива в целом, безусловным показателем успехов детей является активное участие в районных и областных выставках, фестивалях, конкурсах, ярмарках.

Ожидаемые результаты. По завершении обучения дети должны:

-знать основы трудового и художественного обучения;

-знать основы художественной грамоты;

-знать базовую систему понятий и определений в вышивке;

-знать особенности работы над эскизом композиции, составлять композиции на определенную тему;

  • знать основные цвета красителей и правила смешивания их;

  • знать основные сведения об аранжировке цветов;

  • уметь пользоваться инструментами и оборудованием при работе;

- уметь выполнять простые изделия;

  • уметь пользоваться в работе шаблонами, эскизами;

  • создать доброжелательный детский коллектив.

-уметь самостоятельно читать сложные схемы изделий;

- уметь составлять и выполнять на практике технологическую цепочку при выполнении авторских работ;

-уметь анализировать, давать правильную оценку выполненным работам.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Модуль информационно - концептуальный:

Пояснительная записка, цели задачи, участники программы, периоды освоения программы, организационно-педагогические основы программы, условия реализации, механизм реализации, основные направления деятельности.

2.Модуль регулятивно - деятельностный:

Принципы деятельности, формы и методы работы, обучения и воспитания, описание используемых педагогических технологий, содержание деятельности.

3.Модуль контрольно - диагностический:

Результат освоения программы; мониторинг работы по программе.


4.Модуль справочно-дидактический:

Методическая работа, список литературы, приложения.

Принципы реализации программы


Основная задача обучения детей основам художественного ремесла - на базе врождённых качеств ребёнка развить у него способности, которые могут быть не даны ему природой. Принцип обучения: не просто повторять работу за мной, а пытаться привнести своё «Я», свои чувства, переживания. Поэтому в объединении нет понятий «не способный», «не перспективный». Дети, приходящие в объединение, имеют разный уровень подготовки, но интересные занятия, разнообразные приёмы, методы позволяют в достаточно короткий срок вывести всех учеников группы на необходимый уровень подготовки.


Принципы реализации программы

Принципы демократизации - создание предпосылок для развития активности и инициативы детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения, развитие самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по программе на всех уровнях.

Принцип прогностичности — работа на перспективу, обеспечение эффективного обучения учащихся и организации и подготовки инструкторов прикладного творчества, организация воспитательной системы, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества.

Принцип дифференциации и индивидуализации - обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор форм и методов работы.

Принцип развития - каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий.

Принцип гуманизации — признание личности ребенка, как самоценности.

Принцип сотрудничества - взаимодействие детей и взрослых на основе партнерских взаимоотношений.

Принцип интеграции — объединение и использование творческих потенциалов всех членов объединения.

Основные принципы работы с детьми.

1 Принцип безусловного принятия ребёнка таким, каков он есть, со всеми его плюсами и минусами.

  1. Принцип содействия росту и развитию личности ребенка.

  2. Принцип активности и самостоятельности ребенка.

  3. Принцип учета интересов и потребностей детей. В основе любой деятельности по программе должен лежать интересы самого ребенка.

  4. Принцип сотрудничества детей и взрослых, взаимный обмен деятельностью.

6. Принцип обеспечения успеха каждому ребенку. Личность растет от успеха к успеху, важно создать такие условия, чтобы они были адекватны развитию ребенка и его опыту, в этом случае результат его деятельности будет успешен.

7. Принцип ответственности каждого участника программы за свое поведение.

8. Принцип сотворчества и сотрудничества всех участников программы.

Основные формы работы в объединении.

Ведущие формы работы:

  • Коллективные творческие дела.

  • Индивидуальные занятия.

  • Исследовательская и поисковая работа.

  • Групповые занятия.

Сопутствующие формы работы:

  • Встречи с мастерами разных ремесел.

  • Праздники.

  • Открытые уроки.

  • Выставки.

  • Показательные занятия.

Вспомогательные формы работы:

  • Краеведческие и фольклорные экспедиции.

  • Экскурсии.

  • Конкурсы, соревнования.

Условия эффективного использования различных форм работы:

При использовании различных форм работы очень важна обстановка, помещение. Желательно столы поставить в круг, работа технических средств должна быть обеспечена без перебоя.

Для игровых программ, важно справедливое судейство, четкие правила.

В командных конкурсных программах важна работа со зрителями.

Дела, построенные на соревновании должны учитывать готовность детей.

Желательна единая логическая последовательность проведения дел. Включение детей в процесс планирования, подготовки, проведения и анализа проводимых мероприятий

Методы обучения

В работе используются: метод единства восприятия и созидания, метод соревнования, метод логичности, контроля и коррекции. Методы мотивации и стимулирования формируют интерес к знаниям, ответственность. Использование методов направлено на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и возможностей посредством познавательных игр, творческих заданий, рассуждений, поощрений, взаимопроверок, смотра знаний, практических заданий, занятий-соревнований, уроков-сказок, выпускного ринга (отчет выпускников коллектива).

Передача учебного материала осуществляется следующими методами: объяснение, инструктаж, рассказ, демонстрация, упражнение, самостоятельное наблюдение.

Организация жизни и деятельности детского коллектива осуществляется через коллективные игры, коллективные единые требования, коллективное самообслуживание, коллективные соревнования.

Повседневное систематическое общение и совместная работа с детским коллективом строится на взаимном уважении, доверии, понимании. На третьем году обучения на первый план: выступают такие методы, как: самообразование, самосовершенствование, самодисциплина. Занятия - начальный этап многолетней подготовки - создание прочного фундамента для всестороннего развития человека.

Работа в группах направлена на формирование навыков, умений пользования инструментами, оборудованием при работе, на знакомство с Правилами элективного курса, на развитие умения удивляться многообразию видимого мира, на активизацию наблюдательности и фантазии, на формирование навыков метафорического мышления. Темы занятий подобраны так, чтобы дети, осваивая нетрадиционные техники, развивали и закрепляли умения и навыки в работе с разнообразным природным материалом. На первом этапе обучения большое внимание уделено использованию воспитывающих и развивающих возможностей дидактических игр, уроков - путешествий, уроков - сказок, экскурсий.

Идя от простого к сложному, работа руководителя курса направлена на развитие технологической и творческой активности учащихся, на умение анализировать, делать эскизы, чертежи, рисунки будущих работ. Поддерживается стремление к участию в конкурсах, выставках. внеклассных мероприятиях. Важным моментом является развитие эмоциональной сферы ребят средствами искусства при использовании интеграции разных видов искусства: художественного слова, музыки, произведений искусства; расширение ассоциативных возможностей мышления. На первый план ставится закрепление старых и освоение новых способов и приёмов обработки материалов.

Следующим направлением обучения является совершенствование знаний, навыков, умение воспроизвести и реализовать придуманный образ в том или ином материале. Этот этап отличается усложнением аналитической работы учащихся, повышением уровня трудности выполнения заданий (замысел, техника), уровня самостоятельности. Закрепляются умения выражать своё отношение к природе, к человеку; сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности, создавать творческие работы на основе предлагаемых схем и использования специальной литературы.

Методики обучения, тесты и анкетирование помогают правильно построить учебно-воспитательный процесс. В работе используются: входящая диагностика, выявляются мотивы посещения элективного курса, уровень подготовки детей; методики: «САН», «Общение», «Неоконченное предложение»; тесты, анкетирование: «Кто ты», «Как выявить одарённых детей», «Социальный портрет семей воспитанников», «Эмоциональная удовлетворённость», «Самоопределение творческого потенциала личности»; мониторинга отслеживания получаемых знаний уч-ся, развивающихся склонностей и способностей.

Посредством этих методик, анкет выявляются данные о ребёнке, коммуникабельность, особенности характера, семьи, фиксируется общее и профессиональное развитие учащихся.

Основные педагогические технологии, используемые в работе: В центре внимания личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания - личность ребёнка, который должен реализовать свои возможности путём осуществления индивидуализации обучения и дифференцированного подхода. Это и комплектование групп, которое происходит на основе собеседования, диагностики, динамических характеристик личности, и профильное обучение в группах старшего звена на основе рекомендаций родителей, педагогов, интересов обучающихся. Применение индивидуальных технологий обеспечивает воспитанникам возможность развиваться согласно своей индивидуальности.

Широко используются в обучении групповые технологии (общения, взаимопомощь, групповой опрос, учебная встреча, нетрадиционные занятия, изготовление групповой работы, выставки), работа в парах, звеньями (изготовление сувениров, подарков).

Цель технологии творческой деятельности: развить творчество детей на конкретное изделие через игру, соревнование, конкурс. Игровые технологии активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся.

Технологии модульного и блочного обучения осуществляются на основе гибкой программы объединения, обеспечивающей учащихся возможность выполнять разнообразные операции по блокам.

Элементы педагогических технологий, применяемых для работы с одаренными детьми:

  • деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

  • опора на зону ближайшего развития;

  • формирование внутренней мотивации;

  • представление "веера выбора", что создает, возможности каждому учащемуся для развития интеллектуальных способностей, начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания, чем предполагает образовательный процесс;

  • соблюдение принципов - "право на ошибку", "ситуация успеха", создающих благоприятный морально- психологический климат;

  • возможность индивидуализации темпов прохождения программы;

  • рефлексия.





















ПРОГРАММА

Вводное занятие. План работы учебной группы. Правила поведения в группе и режим работы. История искусства ручной художественной вышивки.

Вышивка родного края. Вышивка различных регионов. Общие сведения о вышивальных традициях родного края, народных мастерах. Характерные черты народной вышивки. Назначение вышивки как одного из видов декоративно-прикладного искусства Орнаменты в вышивке. Орловский спис.

Цвет в народной вышивке Цветовая гармония. Цветовой круг. Гармоничное сочетание цветов. Основные и дополнительные цвета, их сочетание в вышивке. Понятие: эскиз, рисунок, композиция, орнамент, раппорт, ритм. Составление орнаментов и их зарисовка

Рабочее место вышивальщицы Основные требования к организации рабочего места вышивальщицы. Инструменты и приспособления, оборудование, необходимое для вышивки. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Классификация требований к профессии вышивальщицы.

Инструменты и материалы. Основные и дополнительные инструменты и материалы. Необходимый набор крючков. Нити, пригодные для вязания образцов изделий. Использование старых вещей для вязания.

Виды тканей. Основа и уток. Выравнивание краев ткани. Продергивание цветной нити. Характеристика тканей, строение, подготовка ткани к раскрою. Определение нити утка и основы. Выравнивание краев. Продергивание цветной нити.

Перевод рисунка на ткань. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги. Перевод на просвет. Перевод с помощью папирусной бумаги. Перевод «припорохом».

Виды швов Счетные и свободные швы. Простейшие швы. Гладьевые швы. Ажурная вышивка. Назначение простейших швов. Закрепление рабочей нити в начале и в конце работы. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, тамбурный, стебельчатые швы, гладь.

Швы «крестик», двойной «крестик» Вышивание по счету нитей. Технология выполнения швов. Украшение предметов домашнего обихода.

Шов «роспись», техника выполнения Особенности выполнения шва. Использование при украшении изделий.

Техника выполнения вышивки «набор» «Набор» традиционная вышивка Орловской области («Орловский спис»). Выполнение образца с узором в виде полос «набора»

Оформление вышитого изделия Окончание работы. Обработка края изделия. Стирка и подкрахмаливание готового изделия. Влажно-тепловая обработка изделия. Уход за изделиями, выполненными в технике счетные швы.

Творческий проект. Включает в себя все виды и способы вышивания, пройденное в течении учебного года. Выбор заключительной работы.

Практическая работа. Выбрать вид изделия и тему. Подобрать нити к изделию. Вышивка.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Организация выставки лучших изделий, выполненных учащимися.















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

Тема занятия

лекционные

практические

всего

примечание


1 полугодие (60 часов)

1

Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструктаж по ТБ. План работы факультатива, цели и задачи занятий.

9

6

15


1.1

Декоративно-прикладное искусство – «Вышивка»

2

1

3


1.2

История возникновения вышивки. Вышивка родного края

1

1

2


1.3

Виды швов

3

2

5


1.4

Цвет в народной вышивке

3

2

5


2.

Основные художественно-технические приемы работы в вышивке

9

6

15


2.1

Рабочее место вышивальщицы

2

1

3


2.2

Виды тканей. Основа и уток. Выравнивание краев ткани. Продергивание цветной нити.

1

1

2


2.3

Основные приемы работы без узелков

2

3

5


2.4

Перевод рисунка на ткань

4

1

5


3.

Основные виды швов в вышивке

7

8

15


3.1

Изучение декоративных швов

2

1

3


3.2

Изучение соединительных швов

1

1

2


3.3

Изучение маскировочных швов

2

3

5


3.4

Изучение краевых швов


2

3

5


4.

Сквозная вышивка – мережка

3

12

15


4.1

Исполнение простых мережек


1

4

5


4.2

Исполнение сложных мережек

1

4

5


4.3

Заделка швов на пересечении мережек

1

4

5


2 полугодие (110 часов)

5.

Верхошвы

12

38

50


5.1

Швы по счету нитей

6

19

25


5.2

Швы по рисовальному контуру

6

19

25


6.

Творческий проект

8

52

60


6.1

Крой изделия

4

12

16


6.2

Выполнение в материале

4

40

44
























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

элективного курса «Вышивка»


Правильное учебно-дидактическое обеспечение уроков во многом обеспечивает успех того, что мы называем "трудовым воспитанием", "формированием личности" и другими, так легко употребляемыми привычными словосочетаниями.

Обеспечить дидактическую сторону занятия сегодня совсем не просто слишком много аспектов затрагивается при этой повседневной работе.

Помещение и оборудование. Помещение, отводимое для занятий элективного курса, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям; должно быть сухим, светлым с естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой в 15-20 человек.

Занятия элективного курса в школе можно проводить в кабинете обслуживающего труда.

При организации специального кабинета для занятий в условиях Дома творчества можно рекомендовать следующие. Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Эта норма отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Для проветривания помещения предусматривают форточки или фрамуги. Проветривать помещение лучше всего в перерыве между занятиями. Температура воздуха в кабинете должна быть в пределах от 17-200 С при влажности 40-60%.

Освещенность кабинета естественным светом определяется отношением общей площади застекленной поверхности окон к площади помещения. Это отношение должно варьироваться как 1:5, то есть если кабинет имеет площадь 40 м2, то застекленная поверхность должна быть 8 м2.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Люминесцентные лампы создают освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивания.

Общее искусственное освещение считается достаточным, если на 1 м2 площади приходится освещение мощностью около 50 Вт. Для обеспечения достаточного по мощности, неслепящего, равномерного и бестеневого освещения светильники нужно подвешивать в 2-3 ряда на равных расстояниях друг от друга, на высоте не более 2,2 м от поверхности столов. На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуется светлые, в тон стен.

В оформлении кабинета большое значение имеет окраска стен. Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения.

Столы для выполнения ручных работ надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего. Для работы удобны одноместные столы.

В кабинете необходимо иметь: доску для демонстрации схем, эскизов, рисунков и т.д., экран для показа диафильмов, диапозитивов. Удобна в работе двухсторонняя доска-экран. Внутренняя сторона ее (при открытых створках) окрашена в белый цвет, она используется как экран, а наружная – цветная (зеленая или коричневая) – для выполнения графических работ.

Вдоль одной из стен (противоположной окнам) рекомендуется разместить шкафы-витрины. Нижнюю часть их (закрытую) можно использовать для хранения незаконченных работ, различных материалов, наглядных пособий и т.д., а верхнюю, застекленную для постоянно действующей выставки работ учащихся.

Оформлять кабинет надо продумано, учитывать цветовое сочетание отдельных элементов, масштабность. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы, оформлять витрины нужно, таким образом, чтобы в целом, в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у учащихся.

В оформлении стендов желательно использовать различные виды материала, инструмента, образцы узоров.

Учебно-наглядные пособия. Должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям.

Для ведения занятий по вышивке руководитель должен иметь альбомы и крупные таблицы образцов узоров.

Также необходимо иметь коллекции: лен и продукты его переработки, хлопок и продукты его переработки, шелк и продукты его переработки, шерсть и продукты ее переработки, коллекции тканей с раздаточным материалом, коллекция искусственных и синтетических волокон и тканей.

К раздаточным печатным пособиям относятся альбомы: орнаменты в декоративно-прикладном творчестве, вышивка в современной моде, контрольные задания.

Рекомендуется также подбирать цветные слайды различных изделий, для демонстрации их на занятиях. Очень обогащает и разнообразит занятия с показом диафильмов по декоративно-прикладному творчеству (виды переплетений нитей в тканях, виды швов, история костюма, художественная вышивка, приемы выполнения ручных работ, приемы выполнения вышивки, производство тканей, безопасные приемы труда) и компьютерных презентаций.

Материалы, инструменты и приспособления. Ткань и нитки для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами.

Учащиеся должны иметь личный, необходимый для работы инструмент.

Ткань для вышивки нужна полотняного переплетения: лен, лен с лавсаном (различных цветов), суровое полотно, флагтух и т. д.

Ткань подбирают в зависимости от изготавливаемого изде­лия и техники исполнения вышивки. Для скатерти, например, берется более плотная ткань (лен, суровое полотно), для салфет­ки — редина и другие льняные ткани. Для сумочек может быть ис­пользован материал с неярко выраженной фактурой (для вы­шивки гладью, аппликацией) и с полотняным переплетением (для счетной вышивки или другой, требующей строгого счета нитей ткани). Для летних блузок нужна более тонкая ткань— батист, маркизет белого цвета или светлых тонов. Для панно — шерсть, сукно, драп, лен и т. д.

Нитки для вышивки на хлопчатобумажных тканях применяют различные: бумагу, ирис, краше, но лучше всего использовать ленинградское мулине. Оно отличается красивым блеском, не линяет даже при кипячении. Для вышивания на шерстяной ткани лучше всего использовать шерсть.

Для машинной вышивки нужен шелк на трубочках № 65, 70 и нитки на катушках № 80, 100. Для пошива изделий ис­пользуют нитки на катушках № 40, 50.

Нитки мулине надо приобретать в большом количестве раз­личных цветов, чтобы можно было всегда подобрать нужное сочетание цветов для вышивки.

Нитки рекомендуется подбирать по тонам цветов (например, от светло-красного до темно-красного, от светло-коричневого до темно-коричневого и т.д.). Хранить их надо в специальной коробке. Не надо рекомендовать детям все имеющиеся мотки ниток разрезать и заплетать в косу, как это часто делают. Это усложняет подбор ниток для вышивки по цвету, так как нитки одного цвета в сочетании с рядом лежащими нитками другого цвета принимают другой оттенок.

Ножницы для вышивки рекомендуется применять малень­кие с загнутыми кончиками (маникюрные) и прямые. Для раскроя изделий используют ножницы большого размера. Наиболее удоб­ны в работе ножницы, у которых лезвие одной половины имеет узкий и острый конец, а лезвие другой — более широкий и тупой конец.

Иголки для вышивки надо приобретать с удлиненным ушком № 1 и 2. Они удобны в работе, особенно когда нужно вы­шивать нитками в несколько сложений (пасмой, мулине, шерстью). Для сметывания изделий рекомендуются швейные иголки № 1,3.

Для швейной машины применяются иголки № 90, 100.

Наперсток. Наперсток служит для проталкивания иголки через ткань и для предохранения пальца от укола. Его надевают при вышивании, шитье на средний палец правой руки. Наперсток должен соответствовать толщине пальца, но не давить на него. Отсутствие наперстка при ручной работе значительно снижает качество выполняемой работы и производительность труда.

Пяльцы. Для вышивания небольших работ применяют круглые деревянные пяльцы диаметром 20—25 см, состоящие из двух колец — большого и малого. Кольца должны входить одно в другое не очень туго, но и не слабо, иначе будут трудности при запялке изделия. Изделие в пяльцах должно быть хорошо натя­нуто, особенно при машинной вышивке. Бывает, что льняная ткань хорошо запяливается в пяльцы, а более тонкая — батист или маркизет — слабо. Тогда одно из колец надо обернуть тонкой тканью или бинтом, а можно подложить свободный от вышивки конец ткани и запяливать вместе с ним.

Учебная и методическая литература. При организации элективного курса необходимо приобрести следующую литературу:

Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Кн. Для учащихся 5-8 кл. сред.шк.-М.: Просвещение, 1987

Книга адресована учащимся среднего школьного возраста. В ней рассказывается об истории возникновения вышивки как одном из видов народного декоративно-прикладного искусства, показаны основные технические приемы выполнения различных швов ручной вышивки

Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для студ. Учреждений среднего проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

В учебном пособии представлены все основные виды русской народной вышивки и творческие разработки композиций, выполненными учащимися по мотивам народного искусства различных регионов страны

Русская вышивка. Под ред. Костенникова В.И. – М.: Просвещение, 2005

Методическое пособие предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных школ. Цель пособия – познакомить учащихся с историей развития искусства вышивания на Руси, особенностями вышивки разных регионов России, дать представление о языке народной вышивки: цвете, символах; вооружить приемами выполнения различных швов, применяемых в русской вышивке.

Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.- М.: ДИАНА, 2002

В пособии даются рекомендации по организации и проведению занятий, приводятся технические приемы выполнения швов ручной и машинной вышивки. Рассказывается об изготовлении различных изделий, украшении их вышивкой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арбат Ю.Б. Народное декоративное искусство.-М.: Издательский ентр «Академия», 1963-143 с

  2. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка.-М.: Филин, 2000 – 219 с

  3. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке.-М.: АО «МДС», 2002, 196 с

  4. Еременко Т. И. Иголка-волшебница: Пособие/Пер.ситал. И. Засловского. – М.: ОАО Издательство «Радуга» 2002 г – 96 с.

  5. Ефимов Л.В., Белгородская Д.М. Русская вышивка и кружево.-М.: Ноосфера, 2000-256 с

  6. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды и праздники.-М.: ОАО Издательство «Радуга» 2002 г – 196 с

  7. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. – М.: Полыме, 1980-89 с

  8. Колесникова Э.Г.Вышивка. – 2 – е издание. – М.: Полыме, 1985 – 144 с.

  9. Корешкова З.Г. Вышивание. Пособие. – М.: ОАО Издательство «Радуга» 2002 г – 96 с.

  10. Крицкая Т. В. Золотая коллекция вышивки. Серия «О’кей». Ростов н / Д: «Феникс», 2004 – 224 с.

  11. Литвенец Э.Н. Учитесь вышивать. Учебное пособие – М.: ОАО Издательство «Радуга» 2001 г – 106 с.

  12. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки.– М.: Знание, 1978 – 96 с.

  13. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб.пособие для учителей и учащихся общеоб. школ. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003-192 с

  14. Некрасова М.А. Народное искусство России.-М.: «Радуга» 1983 г – 196 с.

  15. Программно – методические материалы: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Марченко Л. В. – 4 – е изд. М.: ДРОФА, 2001 – 192 с.

  16. Профильное обучение: программы элективных курсов: учебно-методическое пособие/Под ред.Т.В.Черниковой.–М.:ТЦ Сфера, 2006-304 с.

32




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Авторская программа элективного курса "Вышивка"

Автор: Балашова Татьяна Ивановна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства