Просмотр содержимого документа
«Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии"»
МБОУ СОШ №8 Нестеркина Диана Сергеевна учитель технологии
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих изучать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
Нестеркиной Дианы Сергеевна
МБОУ СОШ №8, ЯНАО г. Ноябрьск
Первая квалификационная категория (учитель технологии).
Теоретическая база опыта
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
- сэкономить много времени на уроке.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.
Актуальность и перспективность опыта
С тех пор как Ян Амос Каменский впервые обосновал необходимость классно – урочной системы в 1652 году, школьная среда обучения претерпела значительные изменения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении информационных технологий на уроках технологии. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современный учитель должен уметь создать условия для овладения практическими и теоретическими знаниями для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения технологии. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться.
В связи с этим появилась необходимость - использовать при подготовке к уроку компьютерные технологии, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств. Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено также и следующими противоречиями:
непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;
повышение интереса к изучению технологии на фоне компьютеризации обучения;
Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и
проведении уроков технологии, позволяют учителю:
• повысить интерес к предмету;
• сделать урок современным;
• доступным, для усвоения материала, учениками;
• возможность эмоционально и образно подать материал;
• установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и учителем;
• повысить учителю свою профессионально- педагогическую компетенцию.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Сущность опыта
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
сэкономить много времени на уроке.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.
Концепция
Современный учитель предлагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей. Школьный урок – это место воплощения педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.
Новизна опыта
в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.
Системность работы учителя и ее результативность
Использование информационных технологий на уроках технологии помогает учителю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий: 1.Повышает эффективность учебного процесса; 2.Облегчает понимание и восприятие материала учащимися; 3.Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений; 4.Сокращает время на подачу учебного материала; 5. Развивает активность и самостоятельность учащихся; 6. Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления; 7. Уменьшает количество ошибок допущенных учащимися при практической работе, что ведёт к повышению качества изделия. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Мною освоены и применяются на уроках технологии инновационные методы обучения с использованием Internet –технологий:
использование ресурсов глобальной сети Интернет с позиции организации педагогического процесса – обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.
применение инструментальных средств креативного характера:
- текстовый редакторMicrosoftWord 2003(письменное представление выполненной работы - стимулирует работу по составлению проектов, редактированию).
анализ экономических критериев изделия, маркетинговые
исследования потребности, критериев изделия, свойств используемых материалов, технологии изготовления;
- средства для создания компьютерных презентаций MicrosoftPowerPoint 2003 (устное представление выполненной работы – защита проектов).
Технология опыта
Современный мир уже просто немыслим без компьютерной техники. Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время становятся всё более популярными в обучении. В информационных технологиях обучения выделяют два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства — компьютерная техника и средства связи и программные средства, которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из названных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику.
Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета технологии, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей, между информационной и технологической подготовкой. Они открывают новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных технических средств. Инновационные методики, обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает сделать урок активным, а электронные издания по предмету становятся альтернативными источниками информации. Метод проектов – это гибкая модель организации образовательного процесса, которая имеет ряд преимуществ. Проектная деятельность развивает мышление, учит анализировать ситуацию, побуждает проводить эксперименты и исследования. Обучение проектным методом способствует развитию социального аспекта личности учащихся. На уроках технологии это происходит через знакомство с разными видами деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, путём привития знаний, умений и навыков в сфере ведения хозяйства и экономики семьи. Этот метод мною используется успешно уже более пяти лет. Планирование уроков технологии для днвочек 5-8 классов составлено таким образом, что в течение первой половины учебного года получая знания и навыки по разделам предмета – проводят теоретическую подготовку к индивидуальным творческим проектам. Темы проектов обговариваются в сентябре, согласуются с общеобразовательной программой по технологии. Чаще всего они формулируются как изготовление декоративно прикладного творчества. В ходе этапов проекта (подготовительного, технологического и аналитического) ставятся цель и задачи работы, выдвигаются требования дизайн -спецификации, выполняются эскизы идей, выбираются и исследуются материалы и способы обработки, проводится дизайн-анализ будущего проекта, рассчитывается его себестоимость и изготавливается изделие, имеющее практическую значимость для ребёнка. Индивидуальные творческие проекты защищаются с использованием компьютерных презентаций в конце учебного года.
А итоговые занятия по технологии перерастают в школьный праздник – фестиваль проектов. Использование современной аппаратуры и компьютерных программ позволяет значительно расширить возможности проектной деятельности школьников. Применение дисков с различной презентацией повышает мотивацию учеников, экономит время на уроках по теме: «Конструирование и моделирование». Компьютерные журналы моделей дают возможность распечатать не только варианты изделий, но и технологическую последовательность их изготовления. Поэтому учащиеся заинтересованы выучить терминологию используемую в описании технологии выполнения работ. В ходе работы над созданием проектных изделий на уроках демонстрируются учебные фильмы, и созданные учителем мультимедиа презентации. С учётом требований, созданные презентации состоят из 9-10 слайдов иллюстративного характера, не содержат резких отвлекающих внимание учащихся анимации, с минимальным количеством текста на слайдах. Компьютерные презентации скомпонованы по разделам программы: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Конструирование и моделирование изделий», «Технология изготовления изделий», « Художественные ремёсла», «Творческие, проектные работы». Каждый раздел включает несколько мультимедиа презентаций. Презентации используются в ходе уроков на этапах актуализации и получения эстетического вкуса учащихся.
Почти в каждом кабинете нашей общеобразовательной средней школы есть возможность показать презентации, так что восторженный период, когда урок интересен только потому, что «смотрели презентацию», давно прошёл. Востребованы качественные мультимедиа разработки развивающего характера, в которых информация не просто выдаётся, а заставляет учащихся мыслить: анализировать, сравнивать. Иллюстративный материал для презентаций не только сканируется учителем из литературы, со специальных компьютерных дисков, но и с фотографии с сайтов сети Интернет. Их использование не только обогащает учебный процесс, но и повышает качество проектов, даёт возможность доступно продемонстрировать различные способы обработки изделий, результативно провести учебные исследования, организовать практическую работу учащихся. При изучении раздела программы «Технологии обработки конструкционных материалов» темы «Черчение и графика»можно использовать программу в сети Интернет «Compass».
На всех этапах выполнения ученических проектов необходимо повышать степень доверия родителей учителю, потому что ими возможно могут предоставлятся исходные материалы для проектных изделий. Использую любую возможность показать результаты проектной деятельности детей: демонстрирую компьютерные презентации с фотографиями лучших проектов и фрагментов уроков, организую выставки работ на родительских собраниях. Ученики активно принимают участие в оформлении электронной версии индивидуального образовательного продукта – дизайн папки проектного задания, исследовательских работ, что позволяет им систематизировать и структурировать информацию, полученную из различных источников, включая работу в сети Интернет, оформить её с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Paint и продемонстрировать презентации средствами Power Point. Особо следует отметить большие возможности использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам и олимпиадам. Немаловажным дополнением защиты проекта является сопроводительная компьютерная презентация. В ней отражены основные этапы работы, а используемые анимации, фотографии, видеосюжеты, цветовое и звуковое сопровождение в совокупности помогают раскрыть характер и содержание проекта (демонстрация компьютерных презентаций к защите). Тематика творческих и исследовательских проектов моих воспитанников разнообразна, как разнообразны интересы одарённых подростков. Авторы проектов приобретают в деятельности бесценный проектный и исследовательский опыт, имеют возможность повысить свою самооценку участием в конкурсах, конференциях, фестивалях разных уровней. Участие в конкурсах, связанных с созданием мультимедийных проектов, является неотъемлемой частью нашей работы. Подводя итог обобщению опыта работы по организации проектной деятельности школьников, необходимо отметить, что получение значимого результата в новых условиях повышения качества образования, ИКТ - важный, необходимый компонент образовательного процесса.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.
Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д., заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, можно предложить самостоятельные творческие задания разного типа:
составление кроссворда, ребуса по теме;
изготовление учебного пособия;
подготовку различных творческих сообщений;
подготовку презентаций и др.
Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.