kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий проведения праздника народной игрушки «Русский сувенир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий праздника народной игрушки "Русский сувенир"

Цель: укрепление связи с семьями учащихся через изучение  русских народных традиций.

Задачи:

-Способствовать укреплению семейных отношений;

-Формировать духовные качества, эстетический вкус и детей;

- Развить коммуникативно-личностные качества и двигательную  активность средствами народных игр.

-Формировать интерес к народному декоративному творчеству.

Участники: родители, родственники и учащиеся 9-10 лет

Форма проведения:  семейный праздник

Место проведения: зрительный зал МОУ ЦДТ

Оборудование: столы, стулья по количеству участников, ткань, ножницы, нитки х/б.

Оформление зала: макет русской печки, стол со скатертью, самоваром, вышитые полотенца и другие предметы  народного быта.

Используемые технические средства: мультимедийный проектор, фонограммы с записями  русских народных  песен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения праздника народной игрушки «Русский сувенир»»


«РУССКИЙ СУВЕНИР»

сценарий праздника народной игрушки


Пояснительная записка


Важным условием развития учреждения, в котором находятся дети, является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. Учреждения дополнительного образования не являются исключением. Очевидно, что мамы и папы, бабушки и дедушки заинтересованы в том, чтобы дети получали качественные образовательные услуги и творчески развивались.

Также понятно, что добиться положительных результатов в развитии детей родители и педагоги могут на основе единства педагогических позиций, тесного воспитательного взаимодействия. Большую помощь в решении этой задачи является совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Существуют различные формы взаимодействия: игровые конкурсы, выставки декоративно-прикладного творчества и многое другое. В Центре детского творчества Кировского района в последние годы особую популярность приобрели семейные праздники, где родители и дети являются не только зрителями, но и активными участниками. Тематика таких праздников достаточно многообразна, но особой популярностью пользуются праздники, связанные с народной игрушкой. Почему именно куклы заинтересовали организаторов этого мероприятия?

Проводя опрос среди учащихся, я выяснила, что 70 % не знают, в какие игрушки играли их предки, какие изделия народного декоративно-прикладного творчества были распространены в давние времена. А ведь всегда народное искусство выступало важнейшим средством народной педагогики. Именно кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни. В нее не только играли, в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Таким образом происходило знакомство с народными традициями, формировались духовные качества, воспитывалось чувство патриотизма и гражданственности.

Цель: укрепление связи с семьями учащихся через изучение русских народных традиций.

Задачи:

-Способствовать укреплению семейных отношений;

-Формировать духовные качества, эстетический вкус и детей;

- Развить коммуникативно-личностные качества и двигательную активность средствами народных игр.

-Формировать интерес к народному декоративному творчеству.



Участники: родители, родственники и учащиеся Центра детского творчества 9-12 лет.

Форма проведения: семейный праздник

Место проведения: зрительный зал МОУ ЦДТ

Оборудование: столы, стулья по количеству участников, ткань, ножницы, нитки х/б.

Оформление зала: макет русской печки, стол со скатертью, самоваром, вышитые полотенца и другие предметы народного быта.

Используемые технические средства: мультимедийный проектор, фонограммы с записями русских народных песен.





ПЛАН ПОДГОТОВКИ К МЕРОПРИЯТИЮ.



1. Разработка сценария.

2. Изготовление образцов тряпичных кукол.

3. Оформление кабинета в стиле русской избы.

4.Выставка современных игрушек и традиционных народных игрушек.

4. Выбор музыкальной фонограммы.

5. Расстановка столов, стульев для участников.

6. Выпуск пригласительных билетов для учащихся и родителей.

7. Подготовка ткани, ниток, технологических карт.














Сценарий

проведения праздника народной игрушки

«Русский сувенир»

Звучит фонограмма русской народной мелодии. Выходят ведущие в русских народных костюмах.

1 ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие, веселые и застенчивые! Мы приветствуем вас в нашем уютном Центре детского творчества.

2 ведущий: Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

1 ведущий: Мы с вами живем в России, прекрасной и большой стране, где до сих пор живы традиции и обычаи наших предков. Всегда русский народ любил свою Родину, свой дом, не зря народная пословица гласит «Все дороги ведут в дом». Гостеприимство было отличительной чертой - «Гость в дом - хозяину радость». Гостя обязательно за стол сажали и спать укладывали на лучшее место. Очень трепетно относились к своим родителям и старикам «Жалей отца с матерью, других не найдёшь», «Совет на стариках держится».

2 ведуший: В каждой семье по много детей было. С ранних лет их приучали к тяжелому крестьянскому труду - девочки помогали матери по домашнему хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле, ухаживать за скотиной. Но и для игр находили время. Давайте вспомним некоторые из них.

(звучит веселая народная музыка)

Игра «Жмурки». Это одна из самых популярных подвижных игр. Из детей выбирается тот, кто водит, и ему завязываются глаза шарфом. По сигналу дети бегут кто куда, а водящий ходит с завязанными глазами и пытается найти участника. Участники во время его поисков хлопают в ладоши, дают подсказку. Тот, кого поймает «жмурка», его заменяет.

Игра «Бой петухов».
Дети делятся на две команды. Посреди площадки чертится круг, в который входят игроки, по одному из двух противоборствующих команд. Каждый из этих игроков поднимает левую ногу назад и удерживает ее левой рукой. Правую руку игроки закладывают за спину. Задача этих участников, прыгая на одной ноге вытолкнуть соперника. Тот, кому удастся остаться в круге и не встать на обе ноги и становится победителем поединка.

Игра «Колечко-колечко». Родители и дети сидят на стульях. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «Колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.

(звучит фонограмма народной музыки)

1 ведущий. Россия  испокон веков славилась своими мастерами, людьми, способными создавать сказочную красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. промыслов было великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

(мультимедийная презентация)


Слайд №1 «Дымковская игрушка»


О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.

2 Ведущий:

Слайд №2 «Матрешка»

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.


2 ведущий:


Слайд №3 «Филимоновская игрушка»

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет.

1 ведущий:


Слайд №4«Городецкая игрушка»


Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

1 ведущий: А теперь задание для родителей и детей! Каждой паре мы выдаем картинки с изображением различных видов народных игрушек. Вы должны дать правильный ответ – о каком виде идет речь?

(звучит фонограмма народной музыки)



(Изображения на карточках представлены в приложении)



2 ведущий. А сейчас хочется рассказать об особой игрушке-русской тряпичной кукле. Она не относится к русским народным промыслам, но являлась очень популярной в разных местах России.

(звучит фонограмма русской народной музыки, на экране с лайды с русскими тряпичными куклами)


История тряпичной куклы.


Слайд №5

1 ведущий: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой в быту крестьянской деревни. В некоторых домах их насчитывалось огромное количество, доходило до 100 штук. Их берегли не только дети, но и взрослые, не разбрасывали, а аккуратно складывали в коробах. Кукол брали на любые посиделки, на жатву. Их клали даже в приданое.

В куклы игрались не только девочки, но и мальчики. Пока все носили одинаковую одежду - рубаху, куклы были общие. Но только исполнялось 7-8 лет, девочки одевали юбку, а мальчики порты. Тогда менялась не только одежда, менялись у детей и игры.

Так как в крестьянской семье одежду шили сами, каждый лоскуток бережно хранили. Потом из них шили лоскутные одеяла или другие необходимые в быту вещи. А вот самые маленькие лоскутики отдавали детям. Пока дети были очень маленькими, куклы им делали старшие сестры или матери. Бабушки тоже не оставались в стороне, ведь именно они передавали секреты изготовления.

Обереговые куклы.

2 ведущий: Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. 

Слайд №6 Кукла «Десятиручка» Слайд №7.Кукла «Крупеничка»

Слайд №8.Кукла «Кубышка-травница»




Игровые куклы.


1 ведущий: Основное предназначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети – и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает ручку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша.

Слайд № 9 «Зайчик на пальчик» Слайд № 10 «Кукла с основой из деревянной

палочки»

Такие куклы можно было крутить в руках, держа ее за палочку – так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол – хороводниц, а для мальчишек – бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.

Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл.

Обрядовые куклы.

2 ведущий: У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Обряды выполняли по всем, наиболее важным в человеческой жизни событиям. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных.

Обрядовая кукла, так же, как и кукла оберег изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции – обрядовую и охранную.

Слайд №11»Русская тряпичная обрядовая кукла

Кувадка»


Слайд №12 «Русская тряпичная обрядовая кукла

«Неразлучники»



А теперь попробуем сделать свою народную куколку – «День и ночь»

Слайд № 13 Кукла «День и ночь»

(звучит фонограмма народной музыки)

1 ведущий: Народная кукла День - Ночь - это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы / 2 стороны куколки. Одна - означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.
Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток.

(родители и дети изготавливают тряпичную куклу)



Ведущий: Вот мы и познакомились с вами с русской народной игрушкой. Вы не только узнали про русский сувенир, но и поиграли в русские народные игры, также научились изготавливать тряпичную куклу.

(звучит песня «Моя Россия»)



1 ведущий: На этом наша встреча закончилась.

2 ведущий: До новых встреч!










Используемая литература:


1. ja-zdorov.rublog/russkie-narodnye-igryzabavyi

2. http://tutmama.ru/igry/russkie-narodnye-dlya-detej.html

3. MillionPodarkov.rugames/russkie-narodnye/

4. http://handicrafts.drugiegoroda.ru/producers/23461-masterskaya-iskusstvo/

5. http://kuklastadt.ru/articles/id/46


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий проведения праздника народной игрушки «Русский сувенир»

Автор: Гурбина Елена Анатольевна

Дата: 22.05.2017

Номер свидетельства: 417677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Развлечение «День семьи» в младшей группе"
    ["seo_title"] => string(48) "razvliechieniie_dien_siem_i_v_mladshiei_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "383834"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485365124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства