Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения праздника народной игрушки «Русский сувенир»»
«РУССКИЙ СУВЕНИР»
сценарий праздника народной игрушки
Пояснительная записка
Важным условием развития учреждения, в котором находятся дети, является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. Учреждения дополнительного образования не являются исключением. Очевидно, что мамы и папы, бабушки и дедушки заинтересованы в том, чтобы дети получали качественные образовательные услуги и творчески развивались.
Также понятно, что добиться положительных результатов в развитии детей родители и педагоги могут на основе единства педагогических позиций, тесного воспитательного взаимодействия. Большую помощь в решении этой задачи является совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
Существуют различные формы взаимодействия: игровые конкурсы, выставки декоративно-прикладного творчества и многое другое. В Центре детского творчества Кировского района в последние годы особую популярность приобрели семейные праздники, где родители и дети являются не только зрителями, но и активными участниками. Тематика таких праздников достаточно многообразна, но особой популярностью пользуются праздники, связанные с народной игрушкой. Почему именно куклы заинтересовали организаторов этого мероприятия?
Проводя опрос среди учащихся, я выяснила, что 70 % не знают, в какие игрушки играли их предки, какие изделия народного декоративно-прикладного творчества были распространены в давние времена. А ведь всегда народное искусство выступало важнейшим средством народной педагогики. Именно кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни. В нее не только играли, в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Таким образом происходило знакомство с народными традициями, формировались духовные качества, воспитывалось чувство патриотизма и гражданственности.
Цель: укрепление связи с семьями учащихся через изучение русских народных традиций.
Задачи:
-Способствовать укреплению семейных отношений;
-Формировать духовные качества, эстетический вкус и детей;
- Развить коммуникативно-личностные качества и двигательную активность средствами народных игр.
-Формировать интерес к народному декоративному творчеству.
Участники: родители, родственники и учащиеся Центра детского творчества 9-12 лет.
Форма проведения: семейный праздник
Место проведения: зрительный зал МОУ ЦДТ
Оборудование: столы, стулья по количеству участников, ткань, ножницы, нитки х/б.
Оформление зала: макет русской печки, стол со скатертью, самоваром, вышитые полотенца и другие предметы народного быта.
Используемые технические средства: мультимедийный проектор,фонограммы с записями русских народных песен.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К МЕРОПРИЯТИЮ.
1. Разработка сценария.
2. Изготовление образцов тряпичных кукол.
3. Оформление кабинета в стиле русской избы.
4.Выставка современных игрушек и традиционных народных игрушек.
4. Выбор музыкальной фонограммы.
5. Расстановка столов, стульев для участников.
6. Выпуск пригласительных билетов для учащихся и родителей.
7. Подготовка ткани, ниток, технологических карт.
Сценарий
проведения праздника народной игрушки
«Русский сувенир»
Звучит фонограмма русской народной мелодии. Выходят ведущие в русских народных костюмах.
1 ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие, веселые и застенчивые! Мы приветствуем вас в нашем уютном Центре детского творчества.
2 ведущий: Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
1 ведущий: Мы с вами живем в России, прекрасной и большой стране, где до сих пор живы традиции и обычаи наших предков. Всегда русский народ любил свою Родину, свой дом, не зря народная пословица гласит «Все дороги ведут в дом». Гостеприимство было отличительной чертой - «Гость в дом - хозяину радость». Гостя обязательно за стол сажали и спать укладывали на лучшее место. Очень трепетно относились к своим родителям и старикам «Жалей отца с матерью, других не найдёшь», «Совет на стариках держится».
2 ведуший: В каждой семье по много детей было. С ранних лет их приучали к тяжелому крестьянскому труду - девочки помогали матери по домашнему хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле, ухаживать за скотиной. Но и для игр находили время. Давайте вспомним некоторые из них.
(звучит веселая народная музыка)
Игра «Жмурки». Это одна из самых популярных подвижных игр. Из детей выбирается тот, кто водит, и ему завязываются глаза шарфом. По сигналу дети бегут кто куда, а водящий ходит с завязанными глазами и пытается найти участника. Участники во время его поисков хлопают в ладоши, дают подсказку. Тот, кого поймает «жмурка», его заменяет.
Игра «Бой петухов». Дети делятся на две команды. Посреди площадки чертится круг, в который входят игроки, по одному из двух противоборствующих команд. Каждый из этих игроков поднимает левую ногу назад и удерживает ее левой рукой. Правую руку игроки закладывают за спину. Задача этих участников, прыгая на одной ноге вытолкнуть соперника. Тот, кому удастся остаться в круге и не встать на обе ноги и становится победителем поединка.
Игра «Колечко-колечко». Родители и дети сидят на стульях. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «Колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.
(звучит фонограмма народной музыки)
1 ведущий. Россия испокон веков славилась своими мастерами, людьми, способными создавать сказочную красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. промыслов было великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
(мультимедийная презентация)
Слайд №1 «Дымковская игрушка»
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы.
2 Ведущий:
Слайд №2 «Матрешка»
Кто матрешку сделал, я не знаю. Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуемной страсти, Истинную русскую красу. На щеках навел зари румянец, Неба синь всплеснул в ее глаза И матрешка через всю планету До сих пор уверенно идет.
2 ведущий:
Слайд №3 «Филимоновская игрушка»
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники и павлины
И красавицы – маков цвет.
1 ведущий:
Слайд №4«Городецкая игрушка»
Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись – сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит.
1 ведущий: А теперь задание для родителей и детей! Каждой паре мы выдаем картинки с изображением различных видов народных игрушек. Вы должны дать правильный ответ – о каком виде идет речь?
(звучит фонограмма народной музыки)
(Изображения на карточках представлены в приложении)
2 ведущий. А сейчас хочется рассказать об особой игрушке-русской тряпичной кукле. Она не относится к русским народным промыслам, но являлась очень популярной в разных местах России.
(звучит фонограмма русской народной музыки, на экране с лайды с русскими тряпичными куклами)
История тряпичной куклы.
Слайд №5
1 ведущий: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой в быту крестьянской деревни. В некоторых домах их насчитывалось огромное количество, доходило до 100 штук. Их берегли не только дети, но и взрослые, не разбрасывали, а аккуратно складывали в коробах. Кукол брали на любые посиделки, на жатву. Их клали даже в приданое.
В куклы игрались не только девочки, но и мальчики. Пока все носили одинаковую одежду - рубаху, куклы были общие. Но только исполнялось 7-8 лет, девочки одевали юбку, а мальчики порты. Тогда менялась не только одежда, менялись у детей и игры.
Так как в крестьянской семье одежду шили сами, каждый лоскуток бережно хранили. Потом из них шили лоскутные одеяла или другие необходимые в быту вещи. А вот самые маленькие лоскутики отдавали детям. Пока дети были очень маленькими, куклы им делали старшие сестры или матери. Бабушки тоже не оставались в стороне, ведь именно они передавали секреты изготовления.
Обереговые куклы.
2 ведущий: Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.
1 ведущий: Основное предназначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети – и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает ручку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша.
Слайд № 9 «Зайчик на пальчик» Слайд № 10 «Кукла с основой из деревянной
палочки»
Такие куклы можно было крутить в руках, держа ее за палочку – так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол – хороводниц, а для мальчишек – бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.
Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл.
Обрядовые куклы.
2 ведущий: У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Обряды выполняли по всем, наиболее важным в человеческой жизни событиям. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных.
Обрядовая кукла, так же, как и кукла оберег изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции – обрядовую и охранную.
Слайд №11»Русская тряпичная обрядовая кукла
Кувадка»
Слайд №12 «Русская тряпичная обрядовая кукла
«Неразлучники»
А теперь попробуем сделать свою народную куколку – «День и ночь»
Слайд № 13 Кукла «День и ночь»
(звучит фонограмма народной музыки)
1 ведущий: Народная кукла День - Ночь - это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы / 2 стороны куколки. Одна - означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его. Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток.
(родители и дети изготавливают тряпичную куклу)
Ведущий: Вот мы и познакомились с вами с русской народной игрушкой. Вы не только узнали про русский сувенир, но и поиграли в русские народные игры, также научились изготавливать тряпичную куклу.