kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочный план открытого урока по трудовому обучению на тему "Труд кормит человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Ознакомить учащихся с трудовой деятельностью украинцев, с историческими и региональными особенностями хозяйствования на Украине.

Развивать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Воспитывать интерес к истории своего народа., чувство национальной гордости и самоотдачи, любви к земле, к труду, уважение к людям труда.

Дидактическое оснащение мероприятия:

Иллюстрация, стенгазеты:        «виды гончарной посуды»,

«Украинская народная вышивка», «Карта регионов Украины»; плакаты, выставка гончарной посуды, изделия украшенные вышивкой, кроссворд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план открытого урока по трудовому обучению на тему "Труд кормит человека"»


Поурочный план открытого урока по трудовому обучению на тему








Учитель Цвиркун Т.В.

ОШ №142

г.Донецк








Цели:

Ознакомить учащихся с трудовой деятельностью украинцев, с историческими и региональными особенностями хозяйствования на Украине.


Развивать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.


Воспитывать интерес к истории своего народа., чувство национальной гордости и самоотдачи, любви к земле, к труду, уважение к людям труда.


Дидактическое оснащение мероприятия:


Иллюстрация, стенгазеты: «виды гончарной посуды»,

«Украинская народная вышивка», «Карта регионов Украины»; плакаты, выставка гончарной посуды, изделия украшенные вышивкой, кроссворд.


Эпиграф мероприятия:


«Життя коротке, та безмежна штука

[ незглибиме творче ремесло” (I. Франко)



Ход мероприятия


1. Организация учащихся.

2. Сообщение сведений.



Структура мероприятия


ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ГОНЧАРСТВО

ВЫШИВКА


Вступительное слово


Вступительное слово


Традиции связанные с изготовлением украинских сорочек


Сведения о традициях землеобработки, сбора урожая

История связанная с появлением глины

Поверья связанные с изготовлением сорочек

Народные традиции связанные с земледелием

Игра «Виды гончарной посуды»


Регионные особенности вышивания сорочек


Пословицы о труде



Стихи


Заключительное слово


Заключительное слово

1 страничка

Слово учителя:

Вечно зеленое дерево Жизни состоит из трех сфер: корня, ствола, веток. Ствол - жизнь, ветки - духовный свет, корень - подземный свет.

У каждого народа есть свои святыни.

Но наибольшим святынями является хлеб и земля.

Украинцы спокон веков считали хлеб святым, а землю — матерью кормилицей. Не зря в народе говорили: «Земля — мать. Земля - труженица аж парует хлебом всех людей кормит».

Песня о хлебе.

Дальше мероприятие проходит в виде альманаха.


На плохой земле хлеб не растет (Народная мудрость)

1-й ученик

Обработка земли, выращивание хлеба - это основная отрасль экономики Украины. Еще в5 - 6 тыс. до н.э. в записях Геродота можно найти записи о том, что Скифия торговала хлебом с другими странами. На территории Украины археологи нашли около 150 поселений, в которых встречали: плуги, бороны, серпы, жернова. Вести о том, что в Киевской Руси сеяли ячмень пшеницу, овес можно встретить в летописях.

2-й ученик

На Украине на протяжении веков существовали разные системы земледелия. Каждая из них имела свои плюсы и минусы. Но в каждой было три части землеобработки:

1 — под озимые; 2 — под яровые; 3 — пары.

Эта часть могла быть использована для пастбищ. Это позволяло выращивать различные виды зерновых и повышать плодородность почв.

3-й ученик

Когда весеннее солнышко разогревало землю, нивы оживали, начинали сеять яровые. Сев начинали на Благовещение - 7 апреля. Считали, что в этот день Бог благословляет землю. Выезжая в поле, селянин кормил коня, разворачивал скатерть, клал хлеб, соль и начинал сеять. К посевному материалу

добавляли зерно, которым посевали на Рождество. Закончив работу, хозяин сворачивал скатерть и вместе с рассыпанным зерном вез домой. А дома это зерно отдавал скотине.

4-й ученик

Жатва делилась на три этапа: зажинки, обжинки, жнива.

Начиналось с зажинки. Итак, хозяйка одевалась в белый праздничный наряд, снимала серп с переплета дома, клала в корзину буханку хлеба и солонку, выходила в поле, на меже останавливалась и поклонившись ниве, говорила: «Дай боже, час добрый, доброе здоровье хлеб уродить и до нового года дожить».

Учитель

Жнива на Украине начиналась между седьмым двенадцатым июля. От Иванова до Петрова дня. В это время из нового урожая пекли обрядовое блюдо - перепичка «свид». Это было символично. Массовый сбор хлеба начинался на Прокопа -21 июля. В этот день хозяин должен был нажать хотя бы один сноп. Про это говорят многие пословицы: «На Прокопа готовь плечи до снопа», «На Прокопа должна быть в поле кипа».

Когда лан убран, на конце нивы обязательно должен был быть связанный снопик - «спасова борода». Несколько связанных колосьев обвязывали красной лентой и украшали цветами. Затем серпом разрывали землю и с тех колосьев зерно садили. А поверх земли клали горбушку хлеба и щепотку соли. «Спасова борода» стояла до сева озимых.

Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе, земле, трудовом народе?

Учащиеся рассказывают пословицы и поговорки о труде, хлебе, земле.


¤ Будем трудиться — будем кормиться.

¤ То, что можно сделать сегодня не оставляй на завтра.

¤ Честное дело делай смело.

¤ Добрая работа мозолистая.

¤ На чужую работу смотреть — сытому не быть.

¤ Слово - полова, а труд — диво.

¤ Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

¤ Земля — трудівниця аж парує та людей хлібом годує.

¤ Земля—мать.

¤ На хорошей земле. Что не посей, все растет.

¤ Какая земля такой и хлеб.

¤ Де плуг господар, а борона - господиня, там повна кожна посудина.

¤ Посієш вчасно збереш рясно.

¤ Хорошие жернова все перемелют.

¤ Де пореть сошна, там хліба трошка.

¤ Хто пореть на один бік, у того хліба на один рік.

2 СТРАНИЧКА

Ученица рассказывает стих

Гончар на круге знаки начертил —

Таинственные символы начал,

Созвездия... изменчивой судьбы,

Иероглифы забвенья и борьбы.

Круг заскользил.

Все символы в одно Туманное сливаются пятно,

А глина под руками гончара Цветком чудесной чаши зацвела.

Слова учителя

Глина! Простая глина, похожа на золотой материал. А какие чудесные изделия из нее. Когда же появился на свет хлеб-гончарский глиняный? Со времен Геродота существует легенда: « Упали с неба на молодую землю Плуг, Ярмо, Сакира, Чашка с глиной. Ослепили своей красотой Липочина, Орачина, доброчина — внуков Зевса. Метнулся к небесным дарам старший брат Липочин. Но золото в туже минуту вспыхнуло и ослепило человека. Попробовал средний брат Орачин, но и ему пришлось отступить, неравен бой с огнем. Только Доброчин приблизился к небесным дарам. Огонь погас и юноша отнес их домой. Удивленные увиденным старшие братья отдали царство младшему. А Доброчин, ценя братство и справедливость, поделился самым дорогим.

Орачину отдал Плуг и Ярмо; Липочину — Сакиру, а себе оставил Чашу- Глек, символ победы красы и мастерства. Так и стали на скифской земле кто кем: одни - хлеборобами, скотоводами, другие - обрабатывали землю, были воинами, третьи - кому досталась чаша-глек стали гончарами».

Народные умельцы, они творят неутомимо, с поколения в поколение передают опыт знания, умения, выходят с привычек, традиций, мифологии, реальной жизни каждого этнографического района нашей страны.

Гончары - с поколения в поколение оставались безымянными, и только отдельные особенности были известны. Но бессмертная песня гончарского

круга напоминает, возвращает к незабвенным именам простых тружеников, которые в сырых, темных закутках писали страницы истории нашего народа.

Провести игру и поработать со стенгазетой «Виды гончарной посуды».


Исчезни с земли империи-государства,

Но никогда не отцветет лавровый лист гончарства (П.Перебейнос)


Исчезли дворцы, храмы, крепости, но оставались обломки посуды, оружия, орудия труда. На них можно прочесть историю славянских народов. Киевскую Русь называли керамической державой Европы.

Каждая изготовленная вещь залегла в шарах земли черепками мастерской собственности. Языческое световидение отразилось на горшках мисках, кувшинах, вазах, особенно в украшениях статуэтках.


І є донині ще майстри

Н0а всі земні сторіччя.

Вони випалюють горшки

Достоту історичні.

Майстри не знають суєти

І помислів корисних.

Це горді люди. Гончарі

З народження, з колиски.


Игра (Путешествие в старое время

Из гончарного глечика достать пакетик с надписью, где дано задание назвать виды гончарной посуды (горшки, миски, полумиски, кувшишы, макитры, крынки, барильца, куманци, банки, гладишки и др.)

Ученица закрывает страницу стихотворением

Передчуття

Цей круг гончарний, наче сонця круг,

Бо вже навіки обпікає душу.

І скільки б не зазнав ти, майстер, мук —

Вже цей зв’язок із кругом не нарушиш...

Ви наче злиті воєдино з ним,

Ви з ним одну плекаєие надію;

Ти, майстер, разом з кругом мовчазним Напружений в передчутті події...

В передчутті народження чогось,

Що стане згодом витвором мистецтва,

Що родиться із рук твоїх ось-ось,

Що вирветься, нарешті. Прямо з сердця!




3 СТРАНИЧКА

Слово учителя

Вышивка — один из древнейших и, пожалуй, наиболее развитых видов народного творчества. Она является неотъемлемым элементом традиционно­бытовой культуры украинского народа. Стремление украсить свою одежду, свой дом всегда было свойственно человеку. При помощи вышивки простой кусок домотканого полотна превращался в произведение искусства.

Когда речь заходит о народном искусстве, мы часто слышим слово «традиция», первоначальный смысл которого заключается в подчеркивании устойчивости определенного явления, преемственности в его развитии. Эти традиции наглядно видны в одежде украинцев. Нанесенные на одежду орнаментального рисунка имело в первую очередь магическое значение. А тем более на нижнюю сорочку мужскую или женскую.

Наши предки считали. Что защищает хозяина т невзгод, оберегает от злых сил, болезней. Считалось, что сорочка прилегающая к телу является проводником спрятанной у человека магической силы, а тоже время - это оберег. Поэтому при изготовлении сорочки наши прабабушки придерживались целой системой магических действий, которая начиналась с изготовления ткани и продолжалась в вышивке.

Любимый в старину цвет был красный - «церлевый», что само собой являлось оберегом. Вышивкой особенно украшали рукава, воротник, низ сорочки, считалось, что именно эти места наименее защищены от злых сил. От них и оберегали человека символические рисунки - знаки воды, земли, солнца, огня, растительные орнаменты, изображение берегинь (женщины с поднятыми руками).

А сама сорочка явилась ритуальной одеждой и в некоторых обрядах выступала двойником своего владельца или владелицы.

Верило и в то, что от сорочки человек может получить как хорошую, так и плохую энергию. Существовал целый ряд поверий, касающихся сорочек.

располагаются вдоль спинки и переда сорочки. Параллельные полосы орнамента располагаются вдоль спинки и переда сорочки. Иногда с изображением зверей и птиц.

В Прикарпатье преобладали растительные мотивы вышитые гладью. Цветовая гамма растительных и геометрических орнаментов включала черный, красный, желтый, зеленый цвет.

Львовщина

На Львовщине были распространены геометрические узоры вышитые крестом, в их цветовой гамме доминировали черный цвет, иногда желтый, синий, красный.

Вышивки горных районов Карпат выполнялись техниками, бытовавшими на территории всей Украины: низь, набор, гладь, крестик. Их своеобразие заключалось в использовании различных материалов и нитей, аппликации, цветными шнурами, металлическими пластинами. Особенно часто эти приемы соединялись в оформлении верхней одежды: кептарей, кожушанок, свит, сердюков.

На Украинском Полесье

Сохранились наиболее древние типы народной вышивки. Это относится и к орнаменту, техническим приемам, цветовым решениям. Преобладали прямолинейные геометрические орнаменты (ромбы, восьмиугольники, звезды), выполненные в красном и синем цвете. Наиболее богата в традиционном костюме этого региона были украшены сорочки. Горизонтальные орнаментальные полосы могли заполнять весь рукав так, что промежутки между ними органично включались в общий ритм узора.

Киевщина

На Киевщине, граничащей с Полесьем, традиционный костюм также украшали одно или двуцветными геометрическими орнаментами, выполненными в технике низи, набора, счетной глади.

Не менее популярны были здесь геометризованные растительные мотивы.

Орнаментальная композиция на рукаве женской сорочки, имела трех частную структуру в центральной орнаментальной полосе, в таких композициях можно наблюдать соединение геометрической, растительной орнаментики, в центральной части вышивались цветы, вазоны, вьющиеся ветви, гроздья винограда, а в обрамляющих орнаментальных полосах - ромбы, кресты, розетки.

Приднепровье

Традиционная одежда среднего Приднепровья это комплекс разнообразной группы одежды: нательное, поясное, нагрудное, верхняя.

Основа мужской и женской одежды являлась сорочка. Мужчины носили туникоподобного кроя с плечевыми вставками, с прямым разрезом на груди вдоль которого проходила вышивка.

Комплекс женской одежды: богато вышитая сорочка. Имеются в виду монограммные геометризованные растительные орнаменты (цвета — синие, коричневые, белые), выполненные в технике счетной глади. По композиции они представляют собой вертикальные вьющиеся ветви, поднимающиеся от манжета к плечу сорочки. Эти ажурные вышивки придавали полтавскому народному костюму самобытный колорит. На Полтавщине были распространены также геометризованные растительные узоры с преобладающей красно-черной гаммой.

Карпаты

Наиболее ярко процесс культурной интеграции украинцев проявляется в народной вышивке западных областей Украины. Для вышивки этих районов Украины характерны пестрота и разноликость.

Вышивкам Буковины свойственны темная цветовая гамма «темно-

Слобода

Техника вышивания в Полтавской, Харьковской, Луганской областях имеет своеобразный характер орнаментов, которые выполнялись полу крестиком или крестиком. Их вышивали грубой нитью, узоры кажутся рельефными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы с вами только начали знакомство с промыслами и ремеслами популярными на Украине. Вы узнали, в этом направлении много мастеров, чудных и талантливых. И конечно же нельзя дать умереть, забыть о тех традициях, правилах, поверьях, которые передавались из поколения в поколение, о которых сложены пословицы и поговорки. Мы рассказали Вам, а Вы передадите своим детям. И эта цепочка никогда не оборвется.


Подвести итоги.

Поблагодарить за участие.

Наградить участников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поурочный план открытого урока по трудовому обучению на тему "Труд кормит человека"

Автор: Цвиркун Татьяна Валерьевна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства