Предметная неделя технологии в школе
Конкурсная развлекательная программа
«Взялся за дело – выполняй его умело»
5-6 классы
Цель: актуализировать процесс обучения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей систематизацию знаний по технологии.
Задачи:
развивать творческую активность, желание экспериментировать;
развивать умение работать в группе;
проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков;
развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение.
расширение кругозора;
развивать внимание, память, сообразительность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями, ручки.
Ход мероприятия
Конкурсы:
1-й конкурс «Давайте познакомимся»
Приветствие команд (название, девиз, приветствие соперникам, жюри).
Максимальная оценка – 4 балла.
2-й конкурс «Эрудит»
Каждой команде задается по 5 вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы
Что образуется по краям ткани в процессе ткачества? (кромка);
По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой);
Назовите волокна растительного происхождения (хлопок, лен);
Приспособление для переноса линий с лекала? (резец);
Каким маслом производится смазка швейной машины? (машинным);
С какой стороны кладут нож при сервировки стола (справа);
Какое приспособление защищает пальцы от прокола иглой при выполнении ручных работ? (наперсток);
Со стороны какого желобка вставляется нить в машинную иглу?(длинного);
Наука о приготовлении вкусной и здоровой пищи? (кулинария);
Как называется изменение деталей одежды и их художественное оформление? (моделирование);
Как называется след от нитки на ткани, равный расстоянию между проколами иглы? (стежок);
Процесс создания одежды с помощью расчетов и чертежей называется? (конструирование);
Чертеж швейного изделия конструируют в масштабе? (1:4);
Где находится челночный комплект в швейной машине?(под платформой);
Приспособление, предохраняющее ткань при вышивании от деформации (пяльцы);
Назовите ткацкое переплетение где нити переплетаются одна через одну?(полотняное;)
Шов, который соединяет две детали изделия? (стачной);
Что представляет собой последовательность стежков? (строчку);
Как называются картонные детали изделия? (лекала);
Как называется маленький закусочный бутерброд? (канапе)
3 конкурс «Разминка».
Условия конкурса таковы: первый участник держит в руках бобину ниток, а последний – иглу. По сигналу первый участник передаёт нитку с бобины соседу, тот своему соседу и т.д., пока нить не дойдёт до последнего игрока. Последний игрок вдевает нить в иглу и передаёт нить назад, игла при этом остаётся у него. Как только нить окажется в руках у первого игрока, он обрывает нить и завязывает узелок. Время пошло!
4. Конкурс «Крестики – нолики»
На экране таблица из 9 клеток. Представителям каждой из команд необходимо ответить на вопросы, которые закодированы в клетках. Команда выбирает номер клетки, читает вопрос. Если ответ верный – ставится свой знак, если неверный ставится знак соперника. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака на одной линии или получит наибольшее число знаков своей команды.
В каждом вопросе по два определения, которые имеют разные значения, но они совпадают по написанию и произношению (омонимы)
1.Приспособление для прядения или непоседливый карапуз (Веретено);
2.Девичья краса или сельскохозяйственное орудие. (Коса);
3.Теплый легкий ветер или род пастилы или тонкая хлопчатобумажная ткань. (Зефир);
4.Мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань или побасенка, выдумка. (Байка);
5.Крупная южноамериканская змея или женский шарф из меха или перьев. (Боа);
6.Вид спорта или мужская короткая стрижка. (Бокс);
7.Легкий мячик с перьями или деталь одежды в виде оборок. (Волан);
8.Шелковая прозрачная ткань или может быть выхлопным в машине. (Газ);
9.Полное спокойствие на воде или вид вышивки. (Гладь)
5. конкурс «Модельер»
С незапамятных времён женщины России носят платки. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный женский костюм. Замужние женщины надевали платки поверх головных уборов, девушки - непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день. Это не только головной убор. Из одного, двух или нескольких платков можно сделать юбку, блузку или даже костюм.
Задание: Из платков, наши юные мастерицы, проявив фантазию и смекалку должны создать оригинальные костюмы.
6. Игра со зрителями «Угадай загадку»
1. Из этого ведерка нельзя воды напиться (Наперсток);
2. Маленькая, остренькая, с хвостиком (Иголка с ниткой);
3. Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток);
4. По реке Простыне идет пароход.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (Утюг);
5. Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали, на стол постилали (Лён);
6. Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне (Розетка);
7. На стеблях белеют чашки, в них и нитки и рубашки (Хлопок);
8. Он похож на телевизор, только во 100 крат умней,
Папе пишет он программы, набирает тексты маме.
И меня не забывает – весело со мной играет. (Компьютер);
9. Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы;)
10. Стежок за стежком встали рядком. (Строчка)
7. Конкурс «Сказки"
Кто в викторине победит –
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет –
Он самый быстрый даст ответ!
Назовите сказки, где главные героини занимаются рукоделием.
("Золушка", "Морозко", "Метелица", "12 месяцев", "Царевна-лягушка", "Дикие лебеди" и др.)
8. конкурс: «Быстрей-быстрей»
Самая большая ягода (арбуз);
Без чего не приготовишь уху (рыба);
Любимое лакомство обезьян (банан);
Овощ, которого боятся вампиры (чеснок);
Орех, содержащий молоко (кокос);
Одежда для селедки (шуба);
Овощ, от которого все плачут (лук);
Кто не учит курицу (яйцо)
9. Конкурс "Доскажи словечко"(пословицы и поговорки)
Воля и труд: (дивные всходы дают);
Не потрудиться, так и хлеба: (не добиться);
Кто хорошо трудится, тому есть чем: (хвалиться);
Труд человека кормит, а:( лень портит);
Кто трудится, тот и: (пользуется);
Без труда нет: (добра);
Встанешь пораньше -: (шагнешь подальше);
Где работа, там и густо, а в ленивом доме: (пусто);
Кто любит прохлаждаться, тому: (в хвосте оставаться);
Дитя любит ласку, а: (станок смазку);
Всякий дом хозяином: (хорош)
10. Игра «Чёрный ящик»
Игла. Клубок ниток.
Слово жюри. Вручение наград
Ведущий: Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Скажем к слову, без усмешки:
Вывод есть у нас один,
Что домашние потешки
Заменяют витамин.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим вам: "До свиданья –
До счастливых новых встреч!"
Список используемой литературы.
1.Арефьев И.П. Занимательные задания по технологии. Обработка конструкционных материалов.//Школа и производство, 2004. - № 8. с.21
2.Атаулова О.В., Саушкина Е.А. Словарь по технологии. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
3. Атаулова О.В. и др. Неделя технологии в школе: Методическое пособие. Выпуск №1. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
4.Корнейчук З.Н. Игра – соревнование «Искусство кройки и шитья». //Школа и производство, 2006. - №7. с.32
5.Крапивина Н.Ю. Технология. 7 класс. Вариант для девочек. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2005. – Ч.1.
6.Левчук Н.В. Веселая викторина. //Школа и производство. 2004. – №2, с.19.
7.Мятина Н.П. Горшочек каши. //Школа и производство. 2007. - № 4.с.78.
8.Нерсесов. Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ». ООО «Астрель», 1998.
9.Оглоблина Н.М. Игра – соревнование «Дело мастера – боится». //Школа и производство, 1989. - № 2. – с.53.
Интернет – ресурсы:
https://intolimp.org/publication/niedielia-tiekhnologhii-v-shkolie-1
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/
https://открытыйурок.рф/