Разработка открытого занятия
«Конструкции юбок. Одежда и требования к ней»
Цель урока:
сформировать знания о принципах деления юбок по крою и по силуэту;
ознакомить обучающихся с требованиями, которые предъявляются к одежде;
ознакомить учащихся с плечевой и поясной группами одежды и с историческими фактами появления юбки;
воспитывать любовь к родному краю;
продолжить развитие творческого мышления и эстетического вкуса учащихся;
развивать способности работать коллективно, развивать чувство взаимовыручки;
прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Тип занятия: Комбинированный
Учащихся в классе (аудитории): 13
Используемые учебники и учебные пособия:
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы
( вариант для девочек) Симоненко В.Д., Крупская Ю.В., Кожина О.А., и др.; Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2009. – 208 с.: ил. Каневец О.Ф. Технология.
Используемая методическая литература:
Волевич Галина. Сшейте сами.- М.: Малыш, 1986
Детская домашняя энциклопедия: В 2 т. – М.: Знание, АСТ – Пресс, 2007
Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. – М.: Просвещение, 1998
Ерёменко Т.И. Рукоделие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1989
Журнал «Burdamoden», № 4, 2005, Изд. дом «Burda»
Журнал «Burdamoden», № 6, 2007, Изд. дом «Burda»
Используемое оборудование:
мультимедийная установка, презентация учителя, презентации учеников, учебник, рабочая тетрадь, эскизы, задания командам на листах
Используемые ЦОР:
http://zdd.1september.ru/2006/05/14.htm физкультминутки в школах
http://www.rimskiistil.ru/blog/1943/3264 модели юбок с выкройками
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%E1%EA%E0 история юбки википедия
http://yourdreamstyle.com/2010/02/istoriya-yubki/ история юбки от глубокой древности до наших дней
http://moikompas.ru/compas/konstruirovanie_i_modelirovanie_ конструирование юбок.
Краткое описание:
Данное занятие является нестандартным, время отведённое для него - 5о минут. Оно поможет обучающимся различать конструкции юбок по крою и по силуэту; чётко отличать одежду поясной группы от одежды плечевой группы; учащиеся смогут выбрать фасон юбки для индивидуального пошива; научатся выбирать ткань для изделия с учётом назначения модели, сезона, фасона и особенностей фигуры. Конкурсная часть занятия проходит в игровой форме, как соревнование двух команд. В плане-конспекте прослеживаются межпредметные связи с историей, литературой, русским языком. Для урока создана презентация, номера соответствующих слайдов указаны в плане- конспекте.
Ход занятия
I.Организация занятия
Проверка готовности обучающихся к занятию.
II. Изучение нового материала.
Объяснение учителя о назначении и видах одежды.
Учитель. По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на плечевые и поясные. Сами названия говорят, что плечевые – это изделия, которые держатся на плечах, а поясные – на талии.
Юбки составляют самую большую группу поясных изделий.
Главная цель нашего занятия – научиться различать конструкции юбок по крою и силуэту(3 слайд).
Юбки – неотъемлемая часть женской одежды, они никогда не исчезнут из женского гардероба. Фасоны юбок могут меняться в зависимости от моды и со временем, но всегда, всегда юбки будут неизменно популярны!
Юбку носят в комплекте с блузкой, водолазкой, жилетом, жакетом, она может служить частью платья, пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков(4 слайд).
Историческая справка
Юбка – это поясной вид одежды. По толковому словарю С. И. Ожегова, юбка представляет собой женскую одежду от талии книзу.
Но она не всегда была такой(5 слайд).
Учитель. Сейчас я хочу предоставить слово экспертным группам, которые изучали конструкции юбок разных времен».
1 экспертная группа (три человека) сопровождают свой рассказ слайдами своей презентации: Мы изучали конструкции юбок средних веков XIV–XVI. И вот, что выяснили.
Первоначально в средние века юбкой называли, присборенное у горла одеяние, длинной до колен, обычно подпоясанное. (1слайд)
Носили такое одеяние, как мужчины, так и женщины. И только в 15 веке женская готическая юбка разделилась на лиф и собственно юбку в современном понимании.(2слайд)
В течение последующих веков юбки претерпевали различные изменения. Так в 16 веке – это массивная, неподвижная, тяжеловесная конструкция из нескольких металлических кругов, которые покрывались тканью. (3 слайд)
В начале 18 века юбку делали стёганной на вате, на китовом усе. Такая конструкция, тоже была не из лёгких. Мы представили себе как нелегко приходилось женщинам того времени (4 слайд).
2 экспертная группа (три человека) сопровождают свой рассказ слайдами своей презентации: Наша историческая область изучения конструкций юбок ограничивалась XVII–XVIII веками. Для этого времени характерна юбка панье (фр. «корзина») - это юбка, которую натягивали на деревянные обручи или на китовый ус, сплюснутая спереди и сзади. (1слайд)
Родина панье – Англия, в 1718 г. Панье вошло в моду во Франции. Конструкции этих юбок достигали таких размеров, что пройти в дверь дамы могли только боком. Тогда стали делать обручи на шарнирах. Садясь в карету, или проходя в дверь, юбки складывали, как мы складываем зонтик, чтобы войти в лифт.(2слайд)
В испанской же моде было принято надевать под верхнюю юбку несколько нижних. И в период Тринадцатилетней войны с временным выходом из моды кринолинов количество нижних юбок увеличивается, особенно во Франции. (3 слайд)
XVIII век изменяет отношение к дамской нижней одежде: она становится подчёркнуто эротичной. Это касается, в первую очередь нижней юбки, необыкновенно женственной и кокетливой в этот период. Верхняя нижняя юбка, которая бывает, видна из-под платья, шьётся из шёлка и украшается кружевом. (4 слайд).
Во второй половине19 века на смену кринолину приходит нижняя юбка с оборками и подушка – турнюр. Это искусственное подчёркивание той части женского тела, о которой не принято говорить в приличном обществе получило название «искусственный» или «парижский зад». Юбка держалась на каркасе из изогнутых обручей и сзади была богато украшена воланами, лентами, бахромой, сборками и бантами. (5 слайд)
3 экспертная группа (три человека) сопровождают свой рассказ слайдами своей презентации: Мы изучали конструкцию русских юбок.
В русской деревне юбки появились не раньше середины19 века. Их шили из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске.(1слайд)
Деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. Телесная полнота означала для крестьянской девушки здоровье. Поэтому девушки «на выданье» надевали на себя по нескольку юбок, чтобы казаться толще – полнота для них была всё равно, что красота. Полным девушкам хватало 2-3 юбки, отличавшиеся худобой, натягивали на себя 4-5 юбок сразу. (2 слайд)
Учитель. Экспертные группы поработали замечательно, в ходе поиска материала к уроку сами узнали много нового и донесли до нас. Мы узнали, какие конструкции были у юбок в прошлом, сейчас поговорим о современных.
По конструкции отличают три основных покроя юбок: прямые, клиньевые и конические.
По силуэту юбки бывают: прямые, зауженные книзу и расширенные (слайд 9).
Прямые юбки (слайд 10).
Как правило, состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, она может иметь разрезы, различные складки, сборки, кокетки, карманы и т. д.
При моделировании её можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой.
Клиньевые юбки (слайд 11).
Состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу. Количество клиньев может быть как чётным, так и нечётным.
Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бёдер, а ниже линии бёдер образуются равномерные фалды.
Застёжка располагается в боковом шве, если количество клиньев чётное, и – находится сзади при нечётном числе клиньев.
Конические юбки (слайд 12).
Самые простые по конструкции, так что их чертежи можно строить прямо на ткани, без лекал.
Коническая юбка, как правило, не имеет вытачек и обычно по конструкции может быть одношовной или двухшовной, в зависимости от ширины используемой ткани и модели.
В зависимости от степени расширения их делят на клёш, колокол, «солнце» и «полусолнце».
Линии талии, бёдер и низа этих юбок на чертеже - части окружностей.
Учитель задаёт вопрос детям: «Как вы думаете, от каких факторов будет зависеть выбор ткани для юбки?»
Предполагаемые ответы детей: « От погоды, от сезона»; «От возраста того, кто будет её носить»; «От назначения: домашняя или праздничная»;
«От комплекции человека»
Учитель: «Молодцы! Правильно!» (13 слайд)
III. Повторение пройденного материала
Учитель. Давайте с вами вспомним, какие виды ткани подойдут для юбки, которая будет носиться в тёплое время года?
Предполагаемые ответы детей: шелк, ситец, бязь, шифон, органза, креп-сатин, поплин.
Учитель:«И на этот вопрос ответили верно!» (14 слайд) « А если юбка шьётся для осенне-зимнего сезона, то какие ткани используют?»
Предполагаемые ответы детей: шерсть, габардин, кашемир, драп, букле, велюр, вельвет.
Учитель показывает 15 слайд презентации с ответами. И уж если, мы вспомнили с вами о тканях, давайте ответим на вопросы теста на повторение темы «Волокна»
(16 слайд)
Волокна растительного и животного происхождения относятся к:
а) искусственным
б) синтетическим
в) натуральным
(17слайд)
Волокна кенафа, джута и конопли относятся к волокнам:
а) химическим
б) растительным
в) животным
(18слайд)
Природный цвет волокон шерсти бывает:
а) белый
б) чёрный
в) коричневый
г) оранжевый
(19слайд)
Поверхность у шёлковых волокон:
а) гладкая
б) шероховатая
в) пушистая
Ученики отвечают на тестовые задания в рабочей тетради.
V. Изучение нового материала (2 часть)
Учитель показывает 22 слайд: «К готовой одежде, в том числе и к юбкам, предъявляются определённые требования: гигиенические, эксплуатационные, эстетические.
Давайте разберёмся, в чём они заключаются?»
Гигиенические требования: (23 слайд)
Предъявляются к одежде для нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. Гигиеничность одежды выражается в способности впитывать влагу – гигроскопичности; пропускать воздух –воздухопроницаемости; удерживать тепло тела – теплозащитности.
Эксплуатационные требования:(24слайд)
В процессе носки одежда испытывает различные деформации и нагрузки: одни участки одежды растягиваются, другие сжимаются, трутся и т.д. Одним из важных эксплуатационных требований является продолжительность носки одежды (износостойкость). Длительность срока эксплуатации зависит от условий носки изделия, свойств ткани, её качества и вида обработки.
Эстетические требования: (25 слайд)
Всякая одежда должна быть красивой и соответствовать моде. Следует стремиться к тому, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.
При создании одежды вообще, и юбок в частности, нужно учитывать особенности телосложения и внешности человека, его возраст.
Учитель: Особые нагрузки наша одежда испытывает во время физкультминутки!
Внимание! ( На время проведения физкультминутки мультимедийная система и нетбук выключаются)
Предлагаю несколько простых упражнений, которые я делаю с детьми на уроках технологии:
1. Энергичная ходьба на месте, при которой надо широко размахивать руками и высоко поднимать колени (1 – 1,5 мин.) Это упражнение тонизирует основные мышечные группы, усиливая кровообращение.
2.Стоя, руки на талии, выполняются повороты туловища с разведением рук в стороны. На поворотах – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторите 5 – 6 раз в течение 1 мин. Это упражнение тонизирует косые мышцы спины, усиливает кровообращение.
3.Упражнение на развитие моторики рук. Соедините указательный палец правой руки с большим пальцем левой руки, А указательный палец левой – с большим пальцем правой. И меняйте их как можно быстрее. Попробуйте проделать такое упражнение с каждым пальцем на руках.
4. Зарядка для глаз: попросите учащихся глазами нарисовать восьмёрки, сначала по часовой стрелке, потом – против. Пусть это упражнение они проделают восемь раз. Очень полезно часто – часто поморгать и затем зажмуриться.
VI.Актуализация знаний
Задания для закрепления изученного материала
( Учащиеся выполняют индивидуальные задания в рабочих тетрадях. Если мастер- класс проводится в кабинете информатики, то на компьютерах, в группах.)
Задание 1. (26 слайд)
Используя слова для справок, выберите подходящие значения классификации юбок.
Назначение юбок______________________________________
Силуэт (форма) юбок___________________________________
Покрой юбок_________________________________________
Слова для справок: прямые, спортивные, конические, зауженные, повседневные, форменные, клиньевые, зауженные, расширенные.
Задание 2. (27слайд)
Допишите предложение.
К изделиям поясной группы одежды относятся:
________________________________________________________
Вопросы для закрепления. (28слайд)
Учитель задаёт вопросы, ученики – отвечают.
Какие две группы одежды существуют?
Какие основные требования предъявляются к одежде?
Как делят юбки по крою?
Как можно разделить юбки по силуэту?
VII.Конкурсная часть занятия (практическая работа)
Обучающиеся делятся на 2 команды
Для проведения конкурсной части мастер-класса можно привлечь учениц старшего возраста.
Ведущая 1.Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас в доме моделей одежды для начинающих, «СТИЛЬ-21»!
В составе нашего дома моделей работают две творческие группы.
Сейчас мы определим название каждой команды. (29 слайд)
Ведущая 2.Задание№1 «Определите название своей команды»
одноцветное плоскостное изображение предмета, модели на фоне другого цвета; внешние очертания предмета.
покрой, образец, по которому сшито изделие; определяется формой деталей, линиями, различными отделками.
Ученики путём перестановки букв, определяют название своей команды: СИЛУЭТ и ФАСОН.
Ведущая 1.Задание№2 «Технологический диктант»
( команды получают лист с заданиями диктанта)
Вставьте пропущенные буквы в слова (30слайд):
МОД . ЛЬЕР
П . ЛОТН . ЩЕ
ПР . МЕР . ТЬ
ВЫКР . ЙКА
БЕ . . ПАСНОСТЬ
ПР . М . ТАТЬ
И .НОС . СТОЙКОСТЬ
К . НСТРУКЦИЯ
Ведущая 2.Задание №3 «Восстанови пословицу (31 слайд)
По …… встречают, а по уму ………
Береги ….. смолоду, а платье с ….
….. страшатся, а …. делают
Не за своё …. не берись, а за своим - не ……
…. раз ……, один … отрежь
Ведущая 2. Давайте сверим ответы.(32 слайд)
По одёжке встречают, а по уму провожают
Береги честь смолоду, а платье – с нову
Глаза страшатся, а руки делают
Не за своё дело не берись, а за своим – не ленись
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Ведущая 1.Задание №4 «Определите крой и силуэты юбок»(33 слайд)
Ведущая 2.Проверим ответы команд (34 слайд)
1 – клиньевая, расширенный
2 – прямая, прямой
3 – коническая, расширенный
4 – прямая, расширенный
5 – клиньевая, расширенный
6 –клиньевая, расширенный
Ведущая 1.Задание № 5 «Творческая зарисовка» (36 слайд)
В этом задании необходимо по предложенному описанию модели юбки, нарисовать её эскиз.
«Юбка клиньевого покроя, состоящая из шести клиньев. Плотно облегает талию и бёдра, а к низу сильно расширяется. Средние передний и задний клинья – цельнокроенные, а все боковые – с подрезами наискосок ( то есть, состоящие из двух частей). Направление подрезов на боковых клиньях – от линии колен до середины бедра. Юбка сшита из синей облегчённой шерстяной ткани. Верхний срез обработан поясом».
(Ученицы делают предполагаемый эскиз модели и демонстрируют его)
Ведущая 2. Ответ на задание № 5 (37 слайд)
VIII. Анализ и оценка занятия
Учитель:Сегодня вы научились различать конструкции юбок по крою и силуэту, продолжили знакомство с требованиями, предъявляемыми к одежде, выполнили индивидуальные и коллективные задания, мы коснулись исторических фактов и просто поиграли.
Учитель объявляет оценки за урок. Благодарит ведущих и гостей.
Учитель.И я надеюсь, что весь сегодняшнее занятие прошло под девизом:
«Мода – удивительная игра, цель которой одеваться
со вкусом и красиво!»