kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа: « Рушник – реликвия моей семьи, история и современность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение:

В нашей школе есть краеведческий  музей, куда мы часто  ходим с классом. В одной из экспозиций я увидела красивые полотенца и я решила узнать о нём побольше.

Они были очень красиво вышиты красными и черными  нитями. Я вдруг вспомнила, что такое видела у своей бабушки Надежды Петровны Шиватуриной

Я отправилась к ней и попросила показать мне эти полотенца.
Бабушка рассказала мне, что это наша семейная реликвия. Рушник, которому много лет вышит моей прабабушкой  Гара Клавдией  Михайловной к своей свадьбе.

Цель – формирование интереса  к традиционной русской народной вышивке.

Задачи - исследовать роли рушников в обрядовой культуре славян и использование его в современности;

  • узнать, что такое «оберег», «реликвия», «рушник» и определить его роль в обрядовой культуре;
  • познакомиться со значением  символики в вышивке рушника;
  • определить роль рушника в русской культуре прошлого и современных обрядах;
  • изучить рушник нашей семьи;
  • изготовить стилизованный узор.

Гипотеза: история рушника своими корнями уходит в прошлое, но он применяется активно и в настоящее время.

Методы исследования:

  • поиск и анализ информации в научно-познавательной литературе;
  • знакомство с экспонатами школьного и районного музеев.
  • изготовление вышивки стилизованного узора.

Этапы работы

  • Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.
  • Ознакомление с историческими экспозициями музеев.
  •  Обобщение полученных сведений.
  • Консультация учителя.

Актуальность исследования:

Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению истории вышивки рушников. Уникальное и многообразное по своим видам народное искусство  составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно  вышивка является самым доступным и любимым видом творчества это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь.    

Как и где  можно применить в наше время вышитые рушники?

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в наш быт, одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют вышивку при разработке коллекций одежды, интерьера. Все чаще  в моду входят стилизованные свадьбы.

Практическая значимость: информация о рушниках может быть использована на уроках технологии, в работе школьного музея, в фольклорных праздниках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: « Рушник – реликвия моей семьи, история и современность»»

МБОУ СОШ №1 п. Нарышкино Урицкого района Орловской области





Исследовательская работа:

« Рушник – реликвия моей семьи, история и современность»







Вылнил:

Пузанкова А.

ученица 8Б класса

Руководитель:

Гасилина Е.М.



2016 г



Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....…....3

Основная часть……………………………………………………….……………….…………5

  1. История возникновения слова «рушник», «оберег», «подзор», «реликвия».…………..……………………………………………………..….……......5

  2. Вышивка рушника в обрядовой культуре славян.……….………………..….…......5

  3. Значение вышитых узоров. ………………………………………………..…..………6

  4. Рушник «от рождения до смерти».……………………………………………….……8

  5. Использование рушников в современном мире.…………………………...…….....11

  6. Изготовление стилизованного узора…………………………………………..……..12

Заключение……………………………………………………………………….…………….13

Список использованной литературы:………………………………………….……………14

Приложения………………………………………………………………………..…..………15























Введение:

В нашей школе есть краеведческий музей, куда мы часто ходим с классом. В одной из экспозиций я увидела красивые полотенца и я решила узнать о нём побольше.

Они были очень красиво вышиты красными и черными нитями. Я вдруг вспомнила, что такое видела у своей бабушки Надежды Петровны Шиватуриной

Я отправилась к ней и попросила показать мне эти полотенца.
Бабушка рассказала мне, что это наша семейная реликвия. Рушник, которому много лет вышит моей прабабушкой Гара Клавдией Михайловной к своей свадьбе.

Цель – формирование интереса к традиционной русской народной вышивке.

Задачи - исследовать роли рушников в обрядовой культуре славян и использование его в современности;

  • узнать, что такое «оберег», «реликвия», «рушник» и определить его роль в обрядовой культуре;

  • познакомиться со значением символики в вышивке рушника;

  • определить роль рушника в русской культуре прошлого и современных обрядах;

  • изучить рушник нашей семьи;

  • изготовить стилизованный узор.

Гипотеза: история рушника своими корнями уходит в прошлое, но он применяется активно и в настоящее время.

Методы исследования:

  • поиск и анализ информации в научно-познавательной литературе;

  • знакомство с экспонатами школьного и районного музеев.

  • изготовление вышивки стилизованного узора.

Этапы работы

  • Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.

  • Ознакомление с историческими экспозициями музеев.

  • Обобщение полученных сведений.

  • Консультация учителя.

Актуальность исследования:

Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению истории вышивки рушников. Уникальное и многообразное по своим видам народное искусство составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно вышивка является самым доступным и любимым видом творчества это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь.

Как и где можно применить в наше время вышитые рушники?

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в наш быт, одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют вышивку при разработке коллекций одежды, интерьера. Все чаще в моду входят стилизованные свадьбы.

Практическая значимость: информация о рушниках может быть использована на уроках технологии, в работе школьного музея, в фольклорных праздниках.























Основная часть:

1. История возникновения слова «рушник», «оберег», «подзор», «реликвия».

Оказывается, что (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Рушник – оторванный кусок ткани, отрез. Исследователь, академик Б.Рыбаков говорит, что «Рушник – изделие глубоко символичное, многозначное. Он по праву считается символическим напоминанием о связи человека с его родом, предками».

В словаре М.Фасмера «РУШИТЬ – ЗНАЧИТ «ЛОМАТЬ, РВАТЬ».

Созвучие со словом "рука" дает повод толкования слова "рушник" как полотенца для рук.

Оберег- предмет, оберегающий от бед и нечистой силы.

Подзор – оборка, кружевная кайма, идущая по краю одежды, рушника.

2. Вышивка рушника в обрядовой культуре славян.

История вышивания начинается в Древней Руси, постепенно вышивание распространяется везде, захватывая с восемнадцатого века абсолютно все слои населения. Это занятие становится одним из главных у крестьянских девушек. С малолетства девочек обучали держать в руках веретено и иголку. (Рис.1)

В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка.

Говорят, что дом, в котором нет рушника, похож на семью, в которой нет детей. Самым важным предназначением этой святыни было обереговое. Еще наши давние предки использовали вышитый рушник как оберег.

По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц.

На экскурсии в музее я узнали: «Что рушник это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать.

Волшебство и магическую силу ему давала вышивка. Вышивка-главное украшение рушника. Она отражала художественные вкусы и представления людей. Представление о жизни и окружающей природе.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивали край изделия. Считалось, что такой орнамент (по краю) выполнял функцию оберега. Традиционный рушник вышит крестом, (как не изобрази крест, он всегда будет оберегом). И в вышивке тоже крестик наполнял изделие силой оберегающей. Вышитые символы хорошо впитывали молитву. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где бумагу заменяет - холст, а чернила - нить.

Через старинные узоры вышивки на рушниках обращается к нам мудрость поколений, ведь в разные века и на разных землях ценности едины. Это-благополучие в родном доме, это - процветание родной земли!

3. Значение вышитых узоров.

Для того, чтобы иметь вышитый рушник, надо было приложить много усилий и труда. В первую очередь - это прядение нитей и изготовление полотна для рушников. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением. Об этом свидетельствует тот факт, что для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое, лучшего качества полотно, покупались очень дорогие красные нити, а черные нити были редкостью, и их было трудно производить. Преобладающий красный и черные цвет в вышивке рушника тоже не случаен:

Красный - цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненная Сила).Чёрный – символ богатства, чернозем, Земля.

При вышивке обрядовых рушников прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству, так или иначе присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.

Боги
Женщина с поднятыми ладонями: Макошь что означает "мать хорошего урожая". С опущенными : Лада. Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака, хранительница домашнего очага.
Чаще всего они изображены с оленями по бокам.  Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. (Рис2 )

Живые Существа
Волк – знак Ярилы.
Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.
Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
Оленина (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
Петух – знак Огня. (Рис 3)

Символы:
Виноград
- плодовитость, богатство, божий знак (Рис 4)

Калина - женская красота, здоровье, верность, надежда, возрождение, жизненная стойкость и сила (Рис 5)

Роза - любовь, милосердие (Рис 6)

Мальва (рожа) - девичья красота, целомудрие, юность, символ девичества (Рис 7)

Мак - расцвет женской красоты, богатство (Рис8 )

Барвинок - красота, молодость, душевная привязанность, свидание, сватание (Рис 9)

Хмель - Листья хмеля можно отнести к молодежной символике. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля – это свадебная символика. (Рис10 )

Дуб – священное дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Следовательно, парубки и молодые мужчины всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода. (Рис11 )

Лилии-В легендах цветок лилии – это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц – знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни (Рис 12)

Дерево рода - очень сильный символ - его говорят супер на свадьбу вышивать, означает продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных, победа добра, тожество жизни, связь поколений, семейные традиции и т.д. (Рис13 )

А вот расшифровка дерева рода: (Рис 14)

Вазон обязательно должен быть изображен на вышивке, в нем – корни семьи, начало рода. Это дерево рода невесты, о чем свидетельствует петелька. Опушенные ветки справа – свидетельство того, что мать невесты потеряла родителей, и она теперь сирота. Левая сторона – сторона отца, и родители его живы. У родительского узла со стороны отца нет никаких изображений, значит отец один у родителей, и у него нет ни братьев, ни сестер. А вот у невесты есть еще тетя – сестра матери.
Вышивают слова "на счастье" "на долю"...но ПОД основным рисунком! 

4. Рушник «от рождения до смерти».

Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь , связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.

При рождении ребёнка ранее использовали рушник РОДИЛЬНЫЙ – на него повитуха принимала дитя, а на крестины вышивали рушники КРЕСТИЛЬНЫЕ (КРИЖМО), на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета. (Рис15 )

Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал путь, путь, который ведет человека, помогает ему жить. После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на поминальные кресты. ПОМИНАЛЬНЫЕ рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно – считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю. С приходом христианства появился обычай после сорокового дня передавать поминальный рушник в церковь. В этом обычае усматривают стремление защититься от духов умерших, чтобы они по поминальному рушнику не нашли обратную дорогу в дом, но, возвращаясь, пришли бы к храму. Рушниками украшали надмогильные кресты.

Многие эти традиции сохранились и в наше время. (Рис16 )

Ежедневно смывая сон, человек «ласкал» лицо рушником-утиральником, которые практически не украшались. (Рис17 )

Садясь за стол, домочадцы творили молитву, их взгляд был обращён в красный угол, в котором Святой Образ находился в обрамлении рушников-свитков. (Рис18 )

Вспоминая известную присказку “скатертью дорога!”, нельзя не вспомнить о ПОДОРОЖНЫХ рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

ПАСХАЛЬНЫЕ рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца. С приходом христианства появились также рушники РОЖДЕСТВЕНСКИЕ, ТРОИЦКИЕ. (Рис19 )
СВАДЕБНЫХ рушников насчитывается несколько видов. В самой бедной семье в приданое собирали не менее дюжины (12) полотенец, а в семьях зажиточных - до сотни. В знак согласия родителей и невесты на брак семье жениха дарили богато вышитый РУКОБИТНЫЙ рушник. Когда невеста была готова к свадьбе, её отец передавал со специально выбранным посыльным в дом жениха нарочно вышитый для этой цели ПОСЫЛЬНЫЙ рушник – знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник– красным, но никогда не вплетали в вышивку чёрный цвет. Традиционные мотивы для вышивки посыльного рушника – птицы, символизирующие вести.

Сакрально такой рушник означал, что невеста уже “умерла” для отчего рода, и её пора ввести в род жениха.

Отдельно ткали и вышивали рушник “РОДИТЕЛЬСКИЙ” или “БЛАГОСЛОВЕННЫЙ“, на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.

СОЮЗНЫЙ рушник уступает размерами остальным свадебным рушникам, он более узкий – им связывают руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы.

ДРУЖНЫЕ рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо). Самый главный свадебный рушник сейчас носит название “ВЕНЧАЛЬНЫЙ“, на нём стоят молодые в церкви. Как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их супружества. . (Рис 20)

На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. (Рис 21)

Рушниками перевязывали пары сватов. (Рис22 )

С хлебом-солью, который был на рушнике, провожали и встречали молодых на пороге дома. (Рис23 )

Самую дорогую семейную святыню – икону – разрешалось выносить из дома (в контексте ряда традиционных обрядов) только покрыв рушником. (Рис 24)

Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители.

Известны рушники, которые вышивались к первому выгону скота на пастбище, к весеннему празднику Юрия. Такие рушники дарили пастухам, и назывались они "юрьевские", или скотоводческие.

Те коды, ключи, что наносились на рушники, благодаря линиям и цветам, помогали людям общаться с миром невидимым, который населен разнообразными духами. Эти духи, принадлежащие к четырем стихиям - Огня, Воздуха, Земли и Воды. Об этом знали наши предки, и они общались с духами, привлекая светлых или "хороших" для жизни и отпугивая "злых".

По сути, рушники выполняли роль тех же святых образов. С введением христианства они не исчезли, а вместе начали сосуществовать с иконами, служа для них украшением. Наверное, с тех пор стало умаляться значение рушника, сводиться лишь к его декоративной функции.

Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и зачастую их смысл уже утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки – каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Грамотно вышитый венчальный рушник мог рассказать гостям свадьбы очень многое о вступающих в брак, их личной истории и их семьях.

5. Использование рушников в современном мире.

В наши дни рушники можно встретить не только в тишине музейных залов.

В современном мире домотканые рушники с ручной вышивкой заменились рушниками с узорами распечатанными на принте, а так же вышитые на специальной машинке.

В последние годы возобновляется интерес к вышиванию, которое в наши дни предназначено в основном для украшения дома.

Этим летом я была на свадьбе, где увидела как жених и невеста встали на «венчальный» рушник, сватья были , тоже перевязаны рушниками .Теперь я знаю, что это символизирует будущую семейную жизнь. Родители встречали молодоженов караваем, который лежал на красивом полотенце. Сейчас я могу сказать, что такие полотенце называется рушником и имеет название «хлебосольный».

Модным подарком на крестины стала крыжма не бывавшая в стирке, в которой принимают ребенка от купели при крещении, на уголке которой вышивают имя и дату крещения ребенка.

В некоторых домах и по сей день можно встретить рушник «иконнички», покрывающий все иконы, как и у моей прабабушки в доме.

Сегодня рушник можно преподнести в подарок, изготовленный самостоятельно или купленный в магазине.

Стоит все-таки отметить, что во всем мире растет интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у одного человека.

6. Изготовление стилизованного узора.

Собрав информацию о рушниках, мне захотелось самой вышить традиционный узор.

Для своего изделия я выбрала современнее материалы: канва Аида №14, нитки мулине красный и черного цвета. Орнамент для своей работы использовала геометрический, он характерный для «подарочного» рушника мальчику.

Вышитый орнамент «хмель» можно отнести к молодежной символике. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля – это свадебная символика. Цветовая гамма выполнена в традиционном красном и черном цвете. Рисунок состоит из несколько повторяющихся элементов-раппортов.

Что придирчивее всего рассматривают вышивальщицы в работах друг друга, если, конечно, есть возможность повертеть вышитое в руках? Изнаночную сторону!


Изнанка старинных рушников почти всегда выглядит очень аккуратно , к чему мне в будущем надо стремиться. Ведь именно так вышивала моя прабабушка и бабушка. Это моя история и я считаю очень важно не забывать свои традиции.















Заключение:

Наш гипотеза полностью подтвердила важность и актуальность данного исследования заключается в том, что полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Ими по-прежнему украшают дома .Считаю данную тему «Рушник – реликвия моей семьи, история и современность» интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края.

Мне кажется, данный проект, повысит интерес многих людей - ведь практически в каждой семье есть похожие рушники , но не все знают для чего они предназначались. Данная работа поможет разобраться , дать ответ на многие вопросы. Проявить заинтересованность к своей малой родине, частице нашей культуры.

























Список использованной литературы:

  1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7

  2. Газета для классных руководителей «Досуг в школе» №11, «И рушник вышивании…», В.М. Паршина

  3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996

  4. Богуславская И..Я. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании государственного русского музея. Ленинград «Искусство» 1981. 311 с. (О крестьянской вышивке с. 136-150)

  5. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Ростов-на-Дону. , 2007, 380 с.

  6. Моисеенко Е.. Русская вышивка XVII-начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. «Художник РСФСР» Ленинград 1978. 199 с.

  7. Журнал «Ксюша», 2003 №6. с. 19-22.

  8. Интернет - источники:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F8%ED%E8%EA

  • http://www.belmos.ru/news.php?id=91

  • http://www.vetka.by/2012/10/proshedshij-v-vetkovskom-rajone-prazdnik-belorusskogo-rushnika-vskolyxnul-internet/

  • http://www.rg.ru/2013/03/14/rushniki.html

  • http://telarian.ru/?r=symbols&id=13





























Приложение

(Рис1 )

(Рис2 )

(Рис 3)

(Рис 4)

(Рис 5)

(Рис 6)

(Рис 7)

(Рис8 )

(Рис 9)

(Рис10 )

(Рис11 )

(Рис 12)

(Рис13 )

(Рис 14)

(Рис15 )

(Рис16 )

(Рис17 )







(Рис18 )



(Рис19 )

(Рис 20)

(Рис 21)

(Рис22 )

(Рис23 )

(Рис 24)



(Рис 25)




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Исследовательская работа: « Рушник – реликвия моей семьи, история и современность»

Автор: Гасилина Елена Михайловна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства