kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Батик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена детская исследовательская работа, с фотографиями. Цель работы:  Изучение истории батика и освоение техники росписи холодного батика.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Батик"»

XIII региональная научно-исследовательская конференция учащихся

Секция: культура и традиции (прикладное творчество)






Исследовательская работа:

«Батик»










Выполнила: Черепанова Наталья

МБОУ «СОШ № 61» имени И.А. Касакина,

8 «В» класс

Руководитель: Кряжевских ИринаГордеевна,

учитель технологии







г. Новокузнецк , 2017 годСодержание

Введение 3

I. История батика 4

II. Виды батика 8

III Технология холодного батика 10

IV. Этапы работы в технике холодного батика 12

V. Изготовление трубочки для резерва и краски 14

VI. Заключение 14

VII.Литература 15

Приложения 16



ВВЕДНЕНИЕ



Все мы испытываем желание сделать свою жизнь яркой и необычной, создать свой собственный мир, уютный, неповторимый.


Я всегда восхищалась людьми, которые умели сотворить дизайнерскую одежду или элемент декора, что называется, из подручного материала. Особенно эксклюзивно будет смотреться такая вещь, если будет расписана вручную в технике «батик».

Никогда не выходят из моды рукотворные изделия расписанные кистью художника. Использование различных материалов создаёт огромные возможности для развития творчества, фантазии, поиска нового, доселе неизвестного.

Картины, выполненные в технике батика, подходят для этого не хуже, чем написанные на холсте маслом, а иногда даже выигрышней подчеркивают интерьер, дополняют стиль и создают яркие элементы в интерьере, к которым приковывает взгляд.

Данная работа позволит не только изучить и освоить древнее искусство росписи по ткани, но приобщит к современному декоративно-прикладному искусству.

Цель: Изучение истории батика и освоение техники росписи холодного батика.

Задачи проекта:

  1. Изучить историю росписи на ткани.

  2. Рассмотреть разные виды техники батика.

  3. Собрать и систематизировать информацию о технологии холодного батика.

  4. Изготовить трубочку для резерва и краски из подручных материалов.

5. Выполнить работу в технике холодного батика

Объект исследования: роспись на ткани (батик)

Предмет исследования: технология холодного батика.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ литературы по теме.

2. Практические:

  • изготовление краски для батика;

  • создание творческой работы, выполненной в технике холодного батика.

Гипотеза: Техника холодного батика позволит по-новому взглянуть на современное декоративно-прикладное искусство и поможет украсить изделия из ткани, создав оригинальные подарки для своих друзей и родных.


  1. ИСТОРИЯ БАТИКА


История батика насчитывает много столетий. Прежде обыкновенное ремесло, теперь – это совершенно отдельная область искусства.

Существует много легенд. (Приложение 1).

В настоящее время с помощью техники батика в Индии создаются авангардные художественные произведения. Немало стран помимо Индии считают искусство батика частью своей национальной культуры. Это, к примеру, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка и Таиланд.

Необыкновенные изделия, созданные в технике батика, пользуются неизменным спросом на рынках Западной Европы.

Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из китайского захоронения. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.

Индонезия

Родиной горячего батика считается Индонезия. Национальной одеждой местных жителей были саронги — прототип современной юбки. Роспись на одеянии, как правило, изображала окружающую природу.

Символическое значение батика проявлялось не только в форме узоров, но и в традиционной сине-коричневой цветовой гамме, которая передавала особенный национальный колорит.

Индонезийский классический батик малоцветен. В гамме присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и самая яркая краска — индиго (синий). (Приложение 1)

Здесь реальность и миф объединились в единое целое. Считается, что каждое полотно древних мастеров Индонезии, причем исключительно женщин, наделено волшебной силой, а узоры на их полотнах имеют свою особую символику. Одним из основных символов индонезийской культуры, наиболее часто изображаемых в батике, является крис — древнейшее оружие яванцев.

Многие традиционные символические орнаменты в конце XVIII века были запрещены для изображения на одежде простолюдинов. И носить одежду с изображением многих орнаментов дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, которые были особенно приближенными к султану. К таким орнаментам относились, например, язычок пламени, изображение мифической птицы с распушенным хвостом, спиральная полоса, схематичное изображение старинного меча, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне.

Известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер полагает, что батик как способ был завезен из Индии. Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Индия

В средние века индийские мастера наносили рисунок двумя способами: при помощи кистей или используя деревянный штамп. Наиболее длительным и трудоемким считался процесс росписи с помощью кистей Например, техника под названием «каламкари» (используют штампы с различными рисунками).

Эта роспись предполагала изготовление для местной клиентуры балдахинов, на которых изображались мифологические сценки и портреты, а также портьер для храмов и т.д.(Приложение 3) .

Спрос на такие вещи особенно возрос в 18 веке в связи с колонизацией Индии англичанами.

Некоторые индийские исследователи, например, такие как Дж. Ирвин и П.Шварц утверждали, что «раскрашенные ткани кистями гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу».  Еще одна древняя техника росписи ткани, которая распространена в Гуджарате, называется «лахерия».

Заключается она в том,  что ткань свивают, плотно обматывают жгутом те места, где должны быть полосы, затем материю погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. 

Европейцам настолько понравились индийские ситцы, что они быстро переняли технологию изготовления. Современные исследования подтверждают лишь то, насколько высоко были развиты техники производства, окраски и росписи ткани.




Китай

Именно китайцы подарили миру такой прекрасный материал, как шелк, который идеально подошел для батика. (Приложение 4) Самым древним и традиционным из них считается метод лацзе (в переводе «узоры воском»), при котором жидкий воск по узору накладывается на ткань, после остывания погружается в красильный чан. После того как ткань прокрасилась, воск удаляли. Таким образом, места, закрытые воском, оставались неокрашенными. При необходимости последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на материал наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых мест, смывалась. Если была необходима двухцветная окраска, то операция повторялась. Очень редко ткань красилась в три цвета, это доказывают не многие образцы, дошедшие до нас. Такая окраска считалась техническим пределом, т.к. при наложении четвертого слоя ткань делалась почти черной.

Япония

В Японию технологии украшения ткани, скорее всего, пришли из Китая или из Индии.

На японском языке батик называется «рокэти». Японцы нашли свой путь в развитии этого искусства: они смогли соединить полученные знания с собственным национальным наследием и тем самым получить уникальной красоты изделия с традиционными сюжетами(Приложение 5)

Все это было обусловлено географической изоляцией Японии, ее самодостаточностью и своеобразием культуры.

В основном японцы использовали разрисованные ткани для изготовления ширм и одежды. VIII век для Японии стал золотым веком художественного ткацкого производства.

К X—XI векам японский костюм стал очень зрелищным. Несмотря на это, предпочтения японцев со временем менялись. Постоянно чередовалась цветовая гамма и размещение узора на одежде.

В XIII веке в Японии стала очень популярна орнаментация гербами.
В конце XVI века на первое место вышло сюжетное значение узора. Очень часто на кимоно и ширмы переносился не просто какой-либо мотив рисунка, а целые картины.

Европейские страны

Голландцы первыми в Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже с середины XIX века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открывались целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями, чувствовали дух времени и умели угодить самому взыскательному вкусу.

В то же время английская хлопчатобумажная промышленность, опираясь на высокую технологию ситцевой набойки, постепенно обгоняет нидерландскую и выходит на лидирующие позиции. Это повлияло на то, что уже наработанным технологиям батика стало грозить забвение.

И именно немцам мир обязан сохранением технологических процессов изготовления батика в Европе: они впервые поставили изготовление батика на поток. И сегодня немцы делают все возможное для популяризации этого прекрасного искусства как среди любителей, так и среди профессионалов. (Приложение 6)

Россия

Большую часть XX века Россия оставалась за «железным занавесом», поэтому почти все россияне, которые не выезжали за рубеж, были оторваны от мировых тенденций и в области росписи ткани. В этой стране батик появился в начале XX века; это совпало с всеобщим увлечением стилем «модерн». Именно тогда и был изобретен резервирующий состав, который не требовал нагревания.

Поэтому Россию с уверенностью можно назвать родиной холодного батика. Но, несмотря на столь значительное открытие, развитие батика проходило здесь очень медленно, можно сказать, что его пут в России был труден и тернист. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться. Во времена нэпа был значительный спрос на платья с асимметричны рисунком, шелковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле. Это на некоторое время обеспечило художников работой и подстегнуло их фантазию. (Приложение 7)

Несмотря на отсутствие литературы, и опыта, художники увлеклись росписью штор, шалей, платков. Для обмена хоть какими-либо знаниями, опытом и получения заказов художники объединялись в артели. Сюжеты росписей того времени часто диктовала сложная политическая ситуация в стране. В основном поощрялась советская символика, которая изображалась на флагах, вымпелах; декорированные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали выступление любой агитбригады. Главным был символ изображения, а не материал или технология изображения.

В 1970-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в текстильном или в технологическом институтах. Они сознательно выбирали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.

Постепенно в Москве сложилась целая цепочка организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани. Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок как всесоюзного, так и международного масштаба.

II. ВИДЫ БАТИКА

Батик – особая техника ручной росписи ткани. Это слово можно перевести как «капли на ткани» («ba» – хлопчатобумажная ткань, «tik» – точка или капля). Особенностью этого способа текстильного дизайна является использование специальных восковых смесей. Определенным образом нанося воск на ткань перед ее окрашиванием, можно добиться очень интересных художественных эффектов.

Горячий батик

Горячий батик – один из древних способов росписи по ткани. Название горячий батик появилось потому, что резервирующий состав (парафин, воск), который используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде. Сочетание прокрашенных и не прокрашенных участков ткани создает неповторимую игру цветов и оттенков (множественные слои как будто просвечиваются друг через друга, создавая мягкие переходы тонов).

Горячий батик открывает огромные возможности проявить свой почерк, индивидуальный стиль, фантазию. Более живописной будет работа, если роспись осуществляется в несколько слоев (целесообразно начинать со светлых тонов, а каждый последующий слой делать более темным). При соблюдении всех этих правил получится отличный подарок ручной работы (панно, платок, шарф и т. д.). Для этого вида росписи подойдут различные ткани: шелк (лучше плотный), хлопок, шерсть.

Холодный батик

Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. 

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. При холодном батике резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывают изделие. Художественные особенности этого способа росписи состоят в том, что наличие обязательного цвета контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придает рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически неограниченно.

Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. 

В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. 

В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Узелковый батик

Это искусство имеет тысячелетние традиции. Даже самый простой и дешевый материал, расписанный этим способом, вмиг становится неповторимым. Принцип его преображения прост. По определенной схеме узора на неокрашенном полотне завязывают очень маленькие узелки, крепко перекручивая их нитью. Затем ткань окрашивают, удаляя нити, и в результате получается изумительный и неповторимый узор. Подобным образом можно окрашивать ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. Краска под нитями, где перекручена ткань, не закрашивается, сохраняя свой цвет, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, тем самым образуя цветовую растяжку.

Для того чтобы рисунок получился более интересным и богатым по цвету, такое крашение рекомендуется повторить 2—3 раза красками других цветов. Можно начинать с темных тонов и продолжать более темными или же наоборот с ярких тонов а после уже темными. После первого окрашивания и промывки ткани узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других уже закрашенных участках материи и снова красят в ванной(в тазике или в другой удобной емкости ) в другой цвет, тем самым получая большее количество тонов и более интересный рисунок.

Свободная роспись

Свободная роспись – самый быстрый способ создать интересную живописную работу (она на самом деле больше похожа на живопись, чем на батик). На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге. Краска сохраняет форму мазка, так как грунт не дает расплываться. Этот способ является и наиболее сложным – он требует от художника свободного обращения с тканью и красками, способности создавать рисунок без карандашного наброска.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ХОЛОДНОГО БАТИКА

С изобретением клейкого материала, названного резервом, получила развитие принципиально новая техника росписи - холодный батик. В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета. 

Инструменты и материалы для батика

Кисть — важнейший рабочий инструмент художника, от которого во многом зависят качество, свойства и результат конечной работы.

Как гласит старинная китайская пословица: «Кисть — мать живописи». Следовательно, на кистях не стоит экономить. Использование дешевой кисти не принесет желаемого результата. Как правило, она плохо держит краску и быстро лохматится.

Для кисти очень важна форма. Например, круглая кисть, смоченная в воде, должна формировать острый кончик. А тонким кончиком таких кистей вполне можно рисовать тонкие и четкие линии.

Плоская кисть также подходит для батика. Часто она используется для крупных участков. Веерная кисть наносит краску тонкими, плотно прилегающими друг к другу мазками. После того как вы определились с качеством и количеством кистей, переходим к правилам ухода за ними, ведь грамотное обращение надолго продлит время их службы.

•Во-первых, не оставляйте кисть в воде ворсом вниз.
• Во-вторых, не ставьте сушить мокрую кисть ворсом вверх. Дайте время, чтобы она высохла.
• В-третьих, мойте кисть сразу же после завершения работы.

Краски

В древности было известно всего лишь несколько красок, которыми раскрашивалась одежда из очень тонкой шерстяной и хлопчатобумажной ткани, а также шелка. Обычно ткань украшалась орнаментами в виде полос. 

Самой распространенной краской был пурпур, который имел несколько оттенков, темно фиолетовый, голубой и красный. Позже кроме пурпура стали использовать и другие растительные краски.

Хорошие и недорогие красители - в наборах для начинающих и по отдельности - выпускает московское предприятие «Гамма». В набор входят основные цвета, которые при смешивании дают достаточно широкую палитру, а также специальная стеклянная трубочка с резервуаром, необходимая для нанесения контура. «Гамма» выпускает также резервирующий состав, не уступающий импортному.

Существуют краски, которые специально предназначены для росписи тканей. Как правило, в магазинах большой выбор импортных красок, они могут различаться по способу закрепления (паром или утюгом) и по способу разбавления (водой или спиртом). Есть и отечественные краски, их производит фирма «Гамма». Они разбавляются водой и фиксируются паром. 

«Гамма» также выпускает наборы для росписи тканей. В них входит все, что вам понадобится: резервный состав, трубочка для его нанесения и краски нескольких базовых цветов. Такой набор очень удобен для начинающих.

Ткань

В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани – ситцы. Лучшим материалом для росписи, безусловно, является натуральный шелк.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов – княжеских домов патриархальной Явы.

Рама

Рама - один из самых необходимых предметов при росписи шелка. Существуют различные конструкции рам, обеспечивающие тугое натяжение шелка. Так называемые батичные рамы имеют различную длину. Раздвижная ступенчатая конструкция этих рам позволяет скреплять рейки, раздвигая их на определенные интервалы (ступени). Профессионалы, как правило, работают именно с такими рамами, обеспечивающими ровное натяжение шелка. 

Кнопки

Трехзубчатые кнопки и булавки с головкой, вам потребуются для натягивания шелка на раму. Кнопки рекомендуются для натягивания шелка с незаработанными краями. Для готовых платков и шарфов лучше использовать булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы. 

Резерв

В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения в технике горячего батика, считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники. 

Трубочка для нанесения резерва

С трубочкой работают следующим образом. Резервирующий состав набирают в нее, опустив тонкий рисующий кончик в жидкость и втягивая в себя воздух через верхний конец. Состав должен заполнить резервуар.

После окончания работы остатки резервирующего состава выдувают в пузырек, а трубочку промывают. Если этого не сделать, засохший резерв невозможно будет удалить.

Чантинг

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора "чантинга" (тьянтинг, тьянтин).

Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор – характерную особенность индонезийского батика.

IV.ЭТАПЫ РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО БАТИКА

Разработка эскиза.

Нужно нарисовать небольшой эскиз, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3). Раскрасить эскиз акварельными или гуашевыми красками, можно использовать тушь. В эскизе соблюдать композиционную уравновешенность. Важно не забыть про центр композиции. Раскрашивая эскиз, гармонично сочетать цвета.

Рисование кальки.

Затем нужно взять миллиметровку такого размера, какого Вы хотите сделать ваше изделие. Карандашом или маркером нарисуйте схему рисунка, исходя из готового эскиза. Изготовление кальки нужно для точного переведения задуманного рисунка на ткань.


Выбор ткани.

Для работы подойдут только 100% натуральные ткани, лучше шелковые, такие как: крепдешин, шифон, китайский шелк и т. п. Иначе не удаться зафиксировать краску на ткани и труд будет напрасен.

Подготовка ткани.

Перед росписью ткань нужно подготовить: прополоскать в воде с шампунем или в специальном кондиционере для белья. Это нужно для лучшего растекания краски по ткани.

Натяжка ткани на раму.

Подойдёт специальная раздвижная рама для росписи ткани (продают в художественном салоне) или сделанная своими руками (можно сколотить из деревянных планок по размеру изделия). Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивать ткань нужно туго, как "барабан", с сохранением перпендикулярности нитей.

Перевод рисунка с кальки на ткань.

Готовую кальку, при помощи иголочек с "ушками", подкалывают с изнаночной стороны на натянутую ткань. Просвечивающейся рисунок переводят с кальки, очень тонкой линией карандаша. Если рисунок просвечивается сквозь ткань плохо, то его можно перевести с помощью стеклянного стола, поставив под стол подсветку. При хорошем просвечивание, линии можно обводить сразу резервом. 
После окончания перевода рисунка кальку откалывают.

Приготовление резерва: Для холодного батика.

Для холодного батика используется специальный резервирующий состав, который можно купить в художественном салоне. Чтобы получить цветной резерв надо: на бумагу выдавить немного масленой краски нужного цвета и оставить на 2 часа для обезжиривания.

Затем краску нужно перемешать с готовым резервом. 
Внимание! Все компоненты для приготовления резерва огнеопасны! При работе с резервом нужно соблюдайте технику безопасности! Обязательно проветривайте помещение!

Наведение резерва

В холодном батике, все формы рисунка, имеют замкнутую контурную обводку, которая препятствует растеканию краски.

Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной. Наводка сохнет 1-2 часа.

Роспись изделия красками.

Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.


Закрепление краски на изделии.

Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром. После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины, панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео).



V. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРУБОЧКИ ДЛЯ РЕЗЕРВА И КРАСКИ

Для изготовления трубочки для нанесения резерва

  • Вам понадобится:

  • Картон

  • Ножницы

  • Клей

Вырежете из картона конус 5 на 10 см, скрутите кулек как можно тоньше, склейте. Вот и готова трубочка для нанесения резерва.

Для изготовления краски для холодногобатика вам понадобится:

  • Клей ПВА;

  • Гуашь;

  • Емкость для смешивания;

Добавить в емкость для смешивания одну часть гуашь краски, одну часть воды и две части клея ПВА. Поставить смесь на сутки в тень и подождите пока она не загустеет (не пересушить). Перемешать, краска готова к использованию. После смешивания с ПВА гуашь становится более прочной, хорошо ложится на поверхность, не обсыпается. И все это - на долгие годы. 

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других прикладных видов декоративного искусства. Современный батик отличается многообразием приемов и техник, количество которые все возрастает благодаря усиливающемуся неподдельному интересу к данному искусству, большому количеству доступной информации и организации множества выставок. Сегодня все больше людей выбирают батик в качестве своего хобби или профессии.

       Изучив литературу, и обобщив полученные знания, я сделала следующие выводы:

  • История батика имеет древние корни, ведь самой древней из известных росписей около 2 тысяч лет.

  • Совершенствование техники батик напрямую связано с развитием науки и техники.

  • Прежде обыкновенное ремесло, сегодня батик совершенно отдельная область искусства.

  • Именно технология холодного батика пользуется сегодня огромной популярностью среди художников профессионалов и любителей, так как данный метод прост, безопасен и доступен.

               Цель моей работы достигнута. Мною выполнена работа в технике холодного батика.  

        Я надеюсь, что моя работа позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство батик и понять его ценность  и важность.

VII.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — М.: Владос, 2004.

  2. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — М.: АСТ-Пресс, 2005.

  3. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: Радуга, 2008.

  4. Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ, 2001.

  5. Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб.: Паритет, 2007.

  6. Синеглазова М. О. Батик. — М.: МСП, 2004.

  7. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — М.: Профиздат, 2001.

















Приложение 1

ЛЕГЕНДА

Множество легенд существует о происхождении батика.

Вот одна из них. Давным-давно, на теплых берегах Индийского океана, индонезийского острова Ява жили мама с дочкой по имени Иман. Они были очень бедны и зарабатывали на хлеб продажей циновок из листьев пальмы, плетением бус из ракушек и продажей мёда диких пчёл. Каждое утро Иман собирала самые красивые ракушки, вынесенные приливом на берег. Потом доставала соты диких пчел. Мама тем временем плела циновки из огромных пальмовых листьев. Вечером они садились вместе у костра, выдавливали мёд из сот, плели из ракушек бусы. Получались очень красивые, сделанные с любовью и добротой бусы. Каждое утро к ним в дом приходил важный торговец и скупал их изделия, платя за это гроши.

Однажды Иман заболела, мама повела её к старому шаману. Старик очень долго что-то читал над горящими углями, затем взял растопленный воск и начал капать им в холодную воду. Иман была очень любознательной и наблюдательной девочкой, поэтому увидела, как воск, застывая в воде, образовывал необычные причудливые фигуры. Через некоторое время Иман выздоровела и вспомнила о создании заманчивых восковых фигурок. Пока мамы не было дома, она расстелила белую скатерть, поставила на неё кувшин с водой, разогрела воск из пчелиных сот, и начала создавать фигуры.

Она доставала застывшие фигурки, играла с ними, потом крошила на скатерть и делала новые. Занятие было настолько увлекательным, и Иман не заметила, что наступил вечер. Вот-вот должна вернуться мама. Когда Иман попыталась стряхнуть воск со скатерти, она поняла, что он прилип и его невозможно снять руками. А чтобы мама не заругала, Иман спрятала скатерть в чан с водой, где лежали пальмовые листья для плетения циновок.

Утром Иман проснулась от изумленного вскрика матери. Мама стояла в руках со скатертью. Но она не была уже белой, а имела золотисто-коричневый оттенок, испещренный белыми точками и различными белыми фигурами. Пальмовые листья окрасили ткань в золотисто-коричневый цвет, а места покрытые воском, остались белыми. Получился интересный, ранее невиданный рисунок. В этот момент уже пришел торговец, увидя такую красивую скатерть, заплатил много денег.

Крашеные скатерти раскупали очень быстро и дорого. И маме с дочкой уже не надо было плести циновки и собирать каждое утро ракушки. Теперь они занимались раскрашиванием скатертей. Ещё через несколько лет, освоив эту технику, они перешли на узоры в одежде.

Вскоре появились ученики. А потом и новые изобретения. Вместо воска предложили парафин, придумали химические красители, различные приспособления для упрощения работы. А так же восковая сетка, которая считалась дефектом, стала называться художественным эффектом – кракле.

Вот такая маленькая капля воска выросла до целого океана и стала называться «горячий батик».


Приложение 2




Приложение 3



Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Батик"

Автор: Кряжевских Ирина Гордеевна

Дата: 30.01.2019

Номер свидетельства: 497763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Исследовательский проект "Холодный и горячий батик""
    ["seo_title"] => string(58) "issliedovatiel-skii-proiekt-kholodnyi-i-ghoriachii-batik-1"
    ["file_id"] => string(6) "288138"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454588937"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Исследовательский проект"Холодный и горячий батик""
    ["seo_title"] => string(56) "issliedovatiel-skii-proiekt-kholodnyi-i-ghoriachii-batik"
    ["file_id"] => string(6) "288121"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454587408"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Индустриальные технологии. Тематическое планирование 5 класс .ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "industrial-nyie-tiekhnologhii-tiematichieskoie-planirovaniie-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130233"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415863019"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства