kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы контроля за знаниями и умениями учащихся, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках швейного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность контроля знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контроля на уроке. Используя результаты контроля, я имею возможность скоррегировать свою деятельность на следующее занятие с учетом пробелов, технических навыков и знаний учащихся и я продолжаю работать в этом направлении по сегодняшний день.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы контроля за знаниями и умениями учащихся, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках швейного.»

Формы и методы контроля за знаниями и умениями учащихся, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках швейного .

Выступление на МО учителей швейного дела


Учитель трудового обучения  Н.В. Кузнецова



Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках труда: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования…. Система измерителей должна полностью соответствовать требованиям стандарта, надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных устных опросов или письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

В соответствии с этим на своих занятиях я стараюсь применять различные формы (индивидуальная, групповая, фронтальная) и методы (устного, письменного, практического, графического, тестового) контроля и оценки знаний обучающихся.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

  • устный или письменный опрос

  • карточки

  • краткая самостоятельная работа

  • практическая или лабораторная работа

  • тестовые задания

1. Устная проверка знаний.

Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя с классом. При опросе кого-либо из обучающихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом материале или объекте.

При фронтальном опросе я использую игру-лото «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ». Условия ее заключается в следующем: обучающимся раздаются карточки в виде книжечки с открытой одной половиной, на которой написаны ответы. Первый играющий зачитывает вопрос со своей карточки, все другие ищут ответ на своих карточках. Та ученица, у которой ответ на этот вопрос прочитывает его и тогда открывает другую половинку карточки с новым вопросом и задает его всем участником игры. Игра считается законченной, если на все вопросы найдены правильные ответы, т.е. все карточки полностью раскрыты и все вопросы прочитаны. Это игра очень активизирует деятельность обучающихся на уроке, не дает им сидеть пассивными, приходится следить за всеми вопросами, чтобы не пропустить именно тот, ответ на который имеется на твоей карточке.





Если учащиеся еще плохо усвоили материал, т.е. долго ищут ответы на вопросы, то игру можно повторить: перемешать карточки и снова раздать обучающимся, им попадутся совсем другие ответы и вопросы.

Для тех обучающихся, которые плохо отвечают теоретический материал, хорошим помощником служит ЛОТО-ЗАСТАВУШКИ. На большом листе, расчерченной в виде квадратов, написаны вопросы, на маленьких карточках – ответы. Нужно закрыть всю карту вопросов правильными ответами. Такие «Заставушки» я использую в текстовом варианте и в рисунках при прохождении многих тем.

2. Работа с карточками.

Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.

Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует делать карточки для сильных, средних и слабых обучащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить свои возможности всем обучающимся класса. На вопросы карточек ученики отвечают письменно, поэтому каждую карточку учитель раздает ученикам вместе с чистым листом бумаги.

Карточки-задания по швейному делу разработаны по всем программам. На карточках изображены рисунки и подобраны вопросы, соответствующие этим рисункам, позволяющие отвечать на вопросы. При изготовлении карточек-заданий обязательно учитывалось дифференцированный подход в обучении по труду, что позволяет добиваться более глубоких и прочных знаний обучающихся. В каждом классе выделены группы сильных, средних и слабых обучающихся. Например, на занятиях в 5 классе при изучении темы: « Изготовлении наволочки» обучающиеся первой группы получают карточки, обозначенные красным кружочком с такими вопросами:

  1. Составьте последовательность пошива наволочки с клапаном?

  2. Какие бывают стандартные размеры наволочек?

  3. Какие ткани используют при пошиве наволочек?

Обучающиеся второй группы получают карточки-задания с более простыми вопросами, обозначенные синим кружочком:

  1. Какие швы используют при пошиве наволочки с клапаном?

  2. Какого назначение наволочки?

  3. Какие бывают фасоны наволочек?

Обучающиеся третьей группы получают карточки-задания совсем с несложными вопросами, обозначенные зеленым кружочком:

  1. Назвать контурные срезы наволочки?

2.Отчего зависит размер наволочки?

3. Каким швом обрабатывают поперечный срез наволочки?

Контроль и оценка знаний и умений обучающихся по карточкам-заданиям можно проводить в устном опросе, в виде ролевой игры, при выполнении ими письменно-графической самостоятельной работы. Применять карточки можно на любом этапе урока (начальном, основном, заключительном), это дело самого учителя. При подготовке к уроку я продумываю использование карточек-заданий в той части урока, чтобы получить максимальную пользу.

Кратковременная самостоятельная работа.

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных обучающимися; задачи, на проверку умения выполнить расчеты по заданию; конкретные действия, смоделированные или показанные с целью проверить умение обучающихся, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих технологическим понятиям.

Для этой работы я использую материал из РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ, которые имеются в каждом классе и на все темы по швейному делу. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности, кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.

Один из приемов контроля степени усвоения обучающимися программного материала, я использую различного рода СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ, в основном для проверки знаний обучающихся по определению и названию контурных срезов деталей всех программных изделий и мерок для построения чертежей. Сигнальные карточки представляют собой детали выкройки швейных изделий в масштабе с обозначенной красной линией «сигналом» контрольного среза или мерки. Например, при прохождении в 6 классе темы «Изготовлении ночной сорочки» я прошу обучающихся поднять карточки с обозначенной красной линией среза горловины и проверяю, все ли правильно подняли нужные сигнальные карточки.

Практическая или лабораторная работа.

Практическая или лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в 5-6 классах. Лабораторные работы я провожу в каждой четверти в основном по свойствам изучаемых тканей ( хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шерстяных тканей).

Практическую лабораторную работу целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как письменная проверка или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Тестовые задания.

Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3 варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля во всей системе образования. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых обучающимися можно проверить с помощью письменной проверки, появляется возможность проверить умения обучающихся, связанные с распознаванием (инструмента, материала, явлений и ситуаций, соответствующих технологии).

В швейных мастерских тесты разработаны по самым разнообразным вопросам и темам. Например:

- Определить переплетение в ткани по волокнистому составу

- Составить последовательность пошива изделия

- Определить переплетение в ткани

- Какая мерка определяет размер изделия

- Швы для швейных изделий и т.д.

Контроль с использованием тестов помогает выявить пробелы в знаниях обучающихся, трудные для них темы и ускоряет проверку знаний и умений обучающихся.

Одним из приемов активизации обучающихся на уроках является применение КРОССВОРДОВ. Это вызывает интерес у школьников в работе по теме.

Кроссворд с английского означает головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и по горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. В 5,6 классах я использую простые кроссворды – неразветвленные (чтобы дети научились с ними работать), а в дальнейшем в 7,8,9 классах – сложные, разветвленные. В неразветвленных кроссвордах основой является слово, которое необходимо прочитать в выделенном столбце (или строчке), правильно записав ответы не вопросы. Кроссворды для решения я предлагаю отдельным обучающимся или всем вместе, организуя соревнование в быстроте и полноте отгадывания, т.е. для фронтальной и индивидуальной работы.

Решение кроссвордов это своеобразная гимнастика ума. Подобного рода игры полезны в любом возрасте. Они развивают память, вырабатывают способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, помогают усваивать соответствующую терминологию.

На уроках трудового обучения контроль знаний и умений имеет некоторые особенности, связанные с большим объемом практической работы по каждому изделию. Если я стану оценивать работу обучающихся по готовому изделию, то будут упущены очень важные этапы в формировании практических умений и навыков, может появиться много неисправимого брака. Поэтому формирование сложных действий должно сопровождаться по операционным контролем, отражающим качественные характеристики выполненной работы, доведение результатов до сведения обучающихся, своевременным анализом причин допущенных ошибок.

В классных журналах обучающихся имеют в основном хорошие оценки, однако даже поверхностное знакомство с качеством выполненной работы явно ниже выставленных оценок. На уроках швейного дела я оцениваю работы, выполненные по программе плюс дополнительное задание, которое по выполнению, в основном, несложное и достаточно отработанное, поэтому оценки в итоге за практическую работу в журнал ставятся выше ,чем только были только за программные изделия. Поэтому встала проблема объективной оценки практических работ обучающихся. Для ее решения я применяю метод операционного контроля, позволяющий исключить субъективизм в оценке работы школьников. Заключается он в том, что в технологическом процессе изготовления изделия выделяются наиболее важные элементы, определяющие качество швейного изделия, которое оценивается с помощью заданных критериев, одинаковых для всех обучающихся. За правильное выполнение каждой операции ставится оценка, за неправильное оценка снижается. Проверяемые параметры и критерии их оценок должны быть доведены до сведения обучающихся в начале занятий, прежде чем они приступят к практической работе. Это заставить их сосредоточить свое внимание на основных технологических операциях и выполнять их с максимальной точностью и аккуратностью. Параметры, по которым будет проводиться контроль желательно выписать на классной доске, чтобы они могли служить учащимся ориентиром и средством самоконтроля. В конце урока проверять работы по указанным параметрам. Это позволяет детально и быстро проанализировать их и получить информацию об умениях обучающихся при выполнении каждой конкретной операции. Оценку за выполненную операцию не следует отождествлять с оценкой в классном журнале, которая ставиться с учетом всех работ обучающихся и его индивидуальных способностей.

Пооперационной карте контроля на каждое изучаемое программное изделие на листе в виде таблицы. По вертикали написаны имена и фамилии обучающихся, а по горизонтали пооперационные этапы изготовления швейных изделий. Система оценки десятибалльная. 10 баллов отождествляется с оценкой 5 – конкретная операция выполнена чисто с соблюдением технологических условий. 9 баллов отождествляется с оценкой 5- - допущена в узле небольшая неточность. 8 баллов оценке 4 – имеются в работе отклонения по технологии и т.д.

Анализ результатов контроля – суммарное количество баллов по горизонтали дает характеристику обученности каждого школьника. По ним можно судить о сформированности трудовых умений и о трудностях в ошибках, допускаемых обучающимся при выполнении отдельных операций.

Все описанные мною приемы контроля не исчерпывают всего многообразия форм и методов, активизирующих познавательно-практическую деятельность обучающихся.

Итак, эффективность контроля знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контроля на уроке. Используя результаты контроля, я имею возможность скоррегировать свою деятельность на следующее занятие с учетом пробелов, технических навыков и знаний учащихся и я продолжаю работать в этом направлении по сегодняшний день.





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Нина Владимировна

Дата: 12.10.2019

Номер свидетельства: 522420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Развитие мышления  обучащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела"
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiiemyshlieniiaobuchashchikhsiasumstviennoiotstalostiunaurokakhshvieinoghodiela"
    ["file_id"] => string(6) "331713"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464704711"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства