Доклад "Воспитание бережливого отношения к ресурсам на уроках технологии"
Доклад "Воспитание бережливого отношения к ресурсам на уроках технологии"
В настоящее время во всем мире произошло обострение экологической ситуации. Сегодня немаловажной задачей перед системой образования является воспитание у подрастающего поколения экономного и бережного отношения к природным ресурсам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Воспитание бережливого отношения к ресурсам на уроках технологии"»
МКОУ «Карымкарская средняя общеобразовательная школа»
Доклад:
«Воспитание бережливого отношения к ресурсам
на уроках технологии»
(из опыта работы МКОУ «Карымкарская СОШ»)
Подготовила:
Слепцова Татьяна Ивановна,
учитель технологии
п. Карымкары, 2017
К настоящему времени во всем мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами.
Проблема утилизации мусора актуальна для всех стран мира. По этой причине всё большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов нашей планеты.
В связи с этим актуализировалась необходимость рационального и бережного использования природных ресурсов. (Слайд 2)
Сегодня немаловажной задачей перед системой образования является воспитание у подрастающего поколения экономного и бережного отношения к природным ресурсам. (Слайд 3)
Больно видеть замусоренную природу, которая от этого страдает.Мы уже привыкли к печальным пейзажам, украшенным пластиковыми бутылками и обрывками полиэтиленовых пакетов. Все чаще мы употребляем термин «экологическая проблема», говоря о загрязнении окружающей среды бытовыми отходами. (Слайд 4)
Нам пора задуматься о том, как уменьшить количество мусора и как его можно использовать вторично, хотя бы на бытовом уровне, в условиях своего дома, квартиры.
Нужно менять отношение людей к бытовым отходам.
Так у меня появилась идея предложить детям по – другому, более креативно взглянуть на мусор, который ежедневно, в большом количестве, выбрасывается. Захотелось воодушевить ребят на использование его в своем творчестве на уроках технологии, кружке прикладного творчества, превратив ненужное в нечто нужное и прекрасное.
Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы педагогов, я пришла к выводу, что на уроках технологии применяются в основном традиционные художественные материалы и техники и недостаточно широко используются нетрадиционные, так называемый «бросовый материал», недостаточно разработаны художественно творческие задачи на вариацию, импровизацию с таким материалом. Желание использовать ненужный «бросовый» материал, так же как и желание экономить свои расходы, совсем не свидетельствует о нашей жадности и скупости. Это естественное желание любого нормального, рационально мыслящего человека. Бросовый материал – это все, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю своей безграничной фантазии и воображению. Такие материалы давно используются в изготовлении изделий. В ход идет все: старые газеты, остатки строительного материала, флаконы от шампуня или крема, трубочки, пробки, пластиковые и стеклянные бутылки, тюбики от помады, тетрапаки из – под сока и молока, СD- диски, полиэтиленовые пакеты, обертки для конфет и многое другое. И все это можно использовать в работе с детьми на уроках технологии и в кружках прикладного творчества. Бросовый материал даёт детям возможность использования по своему усмотрению, а главное, его всегда можно найти. Он не требует материальных затрат, разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи. Применение на уроках бросового материала как художественного имеет ряд положительных аспектов: – экологический (изготовление изделий из бросового материала, конечно, полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть, и, создавая работы под лозунгом «вторая жизнь вещей и бросовых отходов», ребята приучаются к практичности использования уже имеющегося материала); – социальный (применение на занятиях «бросового материала» дает возможность привлечь для совместного творчества детей и родителей);
– экономический (ребенок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой – то мере экономить природные ресурсы и, конечно, семейный бюджет, так как такие игрушки являются «заменой» купленным в магазине). (Слайд 5)
Бросовый материал является доступным по материальным затратам для большинства семей. Использование бытового мусора приучает ребёнка к экономии и бережливости. Он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание.
Неравнодушие, заинтересованность родителей радует и вдохновляет детей на творчество. Очень важно вовлекать взрослых в мир ребенка, привлекать к активному участию в школьной творческой жизни ребенка и радоваться его успехам. Но применение нетрадиционных материалов – это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи или проблемы. Радость оттого, что на первый взгляд ненужный предмет ребенок превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому–либо. (Слайд 6) Экспериментируя с разнообразными материалами и способами его выражения, дети погружаются в состояние вдохновения и творческого порыва. Они очень гордятся своими шедеврами. (Слайд 7. Занятия с применением бросового материала я планирую и провожу с детьми разного возраста: и с младшими школьниками, и ребятами среднего звена, и со старшими, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
Для проведения данных занятий в начале года провожу беседы с родителями, раздаю им памятки с указанием материалов, пригодных для творчества, знакомлю их с работами учащихся прошлых лет.
В течение всего года собирается ненужный, но нужный нам «хлам» – отличный материал для творчества, в который можно вдохнуть «вторую жизнь».
Дальше работа строится следующим образом: (Слайд 8) – знакомство детей с различными техниками (плетение из газет, кинусайга, папье – маше и др.); – выполнение эскизов по своему замыслу,
- определение техники работы; – изготовление поделок под руководством учителя и с помощью родителей. Сегодня тенденция мирового сообщества к защите окружающей среды являет на свет даже новые направления в искусстве. Молодые художники и дизайнеры творят необыкновенные картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба из обычного мусора. (Слайд 9) Я знакомлю ребят с новым направлением современного искусства. Трэш (англ.) – мусор – искусство, где задействован старый хлам, который люди отправляют на свалку. Дети с удивлением и восторгом рассматривают произведения художников, работающих с мусором, поэтому у них еще больше появляется желание творить.
Данная методика работы с бросовыми материалами приносит свои результаты. Одной из форм результативности являются выставки детских работ, выполнение творческих проектов. Дети становятся победителями и призерами выставок, творческих проектов, конкурсов различного уровня. В прошлом учебном году работа из бросового материала ученицы 7 класса Каталымовой Ксении стала лучшей на школьной выставке, а сама Ксения стала победителем в олимпиаде муниципального этапа по технологии, победителем по выполнению проектов стала Сыркова Маргарита и призером Салимова Эвелина, учащиеся 8 класса. (Слайды 10, 11, 12) На празднике Масленицы мы не отступили от нашего правила: «Все в дело». Чучело тоже было из бросового материала – это старые ненужные вещи, бумага и деревянная крестовина. (Слайд 13) В рамках данной работы проводилось внеклассное мероприятие для обучающихся 8 – 9 классов «Вторая жизнь старым вещам и бросовым отходам» (Слайд 14, 15), цель которого была: расширить представление детей об экологической и экономической безопасности; познакомить с новыми способами применения старых вещей и бросовых отходов; формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре; научить использовать ненужные вещи и бросовый материал в целях сохранения окружающей среды.
Мероприятие проходило в форме «творческая мастерская».
К проведению мероприятия ребята отнеслись ответственно. Проводилась большая подготовительная работа:
–подготовка группой учащихся рекламы мероприятия;
- оформление кабинета, наглядности;
–поиск информации в интернете, СМИ, литературе;
- составление презентации;
–разработка сценария мероприятия.
Эта творческая мастерская получила высокую оценку администрации школы и родительской общественности.
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области декоративно – прикладного искусства, а стараюсь развивать свободу творчества, избавляя от стереотипов мышления в процессе поиска вариантов создаваемых образов.
Каждый человек может многое сделать для улучшения экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными.
Может, такая работа вдохновит и Вас использовать подходящие для творчества бросовые материалы, и сделает нашу планету чуть – чуть чище.
Приложение 1
Медвежонок и шкатулка – яблоко. Для работы использованы
пластиковые бутылки.
Кувшинка. Для работы использованы одноразовые ложки, покрышки
и СD- диск.
Приложение 2
Пингвин и новогодняя игрушка. Для работы использованы
пенопласт, лампочка.
Декоративные вазы. Для работы использованы стеклянные бутылки.
Приложение 3
Внеклассное мероприятие ««Вторая жизнь старым вещам и бросовым отходам».
Внеклассное мероприятие ««Вторая жизнь старым вещам и бросовым отходам».
Приложение 4
Творческий проект. Летний комплект. Для работы использованы
картон, конфетные обертки.
Творческий проект. Бальное платье. Для работы использованы