kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Воспитание бережливого отношения к ресурсам на уроках технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время во всем мире произошло обострение экологической ситуации. Сегодня немаловажной задачей перед системой образования является воспитание у подрастающего поколения экономного и бережного отношения к природным ресурсам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Воспитание бережливого отношения к ресурсам на уроках технологии"»

МКОУ «Карымкарская средняя общеобразовательная школа»

















Доклад:

«Воспитание бережливого отношения к ресурсам

на уроках технологии»

(из опыта работы МКОУ «Карымкарская СОШ»)











Подготовила:

Слепцова Татьяна Ивановна,

учитель технологии















п. Карымкары, 2017

К настоящему времени во всем мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами.

Проблема утилизации мусора актуальна для всех стран мира.
По этой причине всё большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов нашей планеты.

В связи с этим актуализировалась необходимость рационального и бережного использования природных ресурсов. (Слайд 2)

Сегодня немаловажной задачей перед системой образования является воспитание у подрастающего поколения экономного и бережного отношения к природным ресурсам. (Слайд 3)

Больно видеть замусоренную природу, которая от этого страдает. Мы уже привыкли к печальным пейзажам, украшенным пластиковыми бутылками и обрывками полиэтиленовых пакетов. Все чаще мы употребляем термин «экологическая проблема», говоря о загрязнении окружающей среды бытовыми отходами. (Слайд 4)

Нам пора задуматься о том, как уменьшить количество мусора и как его можно использовать вторично, хотя бы на бытовом уровне, в условиях своего дома, квартиры.

Нужно менять отношение людей к бытовым отходам.

Так у меня появилась идея предложить детям по – другому, более креативно взглянуть на мусор, который ежедневно, в большом количестве, выбрасывается. Захотелось воодушевить ребят на использование его в своем творчестве на уроках технологии, кружке прикладного творчества, превратив ненужное в нечто нужное и прекрасное.

Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы педагогов, я пришла к выводу, что на уроках технологии применяются в основном традиционные художественные материалы и техники и недостаточно широко используются нетрадиционные, так называемый «бросовый материал», недостаточно разработаны художественно творческие задачи на вариацию, импровизацию с таким материалом. Желание использовать ненужный «бросовый» материал, так же как и желание экономить свои расходы, совсем не свидетельствует о нашей жадности и скупости. Это естественное желание любого нормального, рационально мыслящего человека.
Бросовый материал – это все, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю своей безграничной фантазии и воображению. Такие материалы давно используются в изготовлении изделий. В ход идет все: старые газеты, остатки строительного материала, флаконы от шампуня или крема, трубочки, пробки, пластиковые и стеклянные бутылки, тюбики от помады, тетрапаки из – под сока и молока, СD- диски, полиэтиленовые пакеты, обертки для конфет и многое другое. И все это можно использовать в работе с детьми на уроках технологии и в кружках прикладного творчества.
Бросовый материал даёт детям возможность использования по своему усмотрению, а главное, его всегда можно найти. Он не требует материальных затрат, разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи. 
Применение на уроках бросового материала как художественного имеет ряд положительных аспектов:
– экологический (изготовление изделий из бросового материала, конечно, полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть, и, создавая работы под лозунгом «вторая жизнь вещей и бросовых отходов», ребята приучаются к практичности использования уже имеющегося материала);
– социальный (применение на занятиях «бросового материала» дает возможность привлечь для совместного творчества детей и родителей);

– экономический (ребенок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой – то мере экономить природные ресурсы и, конечно, семейный бюджет, так как такие игрушки являются «заменой» купленным в магазине). (Слайд 5)

Бросовый материал является доступным по материальным затратам для большинства семей. Использование бытового мусора приучает ребёнка к экономии и бережливости. Он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание.

Неравнодушие, заинтересованность родителей радует и вдохновляет детей на творчество. Очень важно вовлекать взрослых в мир ребенка, привлекать к активному участию в школьной творческой жизни ребенка и радоваться его успехам.
Но применение нетрадиционных материалов – это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи или проблемы. Радость оттого, что на первый взгляд ненужный предмет ребенок превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому–либо. (Слайд 6) Экспериментируя с разнообразными материалами и способами его выражения, дети погружаются в состояние вдохновения и творческого порыва. Они очень гордятся своими шедеврами. (Слайд 7.
Занятия с применением бросового материала я планирую и провожу с детьми разного возраста: и с младшими школьниками, и ребятами среднего звена, и со старшими, ориентируясь на возрастные особенности учеников.

Для проведения данных занятий в начале года провожу беседы с родителями, раздаю им памятки с указанием материалов, пригодных для творчества, знакомлю их с работами учащихся прошлых лет.

В течение всего года собирается ненужный, но нужный нам «хлам» – отличный материал для творчества, в который можно вдохнуть «вторую жизнь».

Дальше работа строится следующим образом: (Слайд 8)
– знакомство детей с различными техниками (плетение из газет, кинусайга, папье – маше и др.);
– выполнение эскизов по своему замыслу,

- определение техники работы;
– изготовление поделок под руководством учителя и с помощью родителей.
Сегодня тенденция мирового сообщества к защите окружающей среды являет на свет даже новые направления в искусстве. Молодые художники и дизайнеры творят необыкновенные картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба из обычного мусора. (Слайд 9)
Я знакомлю ребят с новым направлением современного искусства. Трэш (англ.) – мусор – искусство, где задействован старый хлам, который люди отправляют на свалку. Дети с удивлением и восторгом рассматривают произведения художников, работающих с мусором, поэтому у них еще больше появляется желание творить.

Данная методика работы с бросовыми материалами приносит свои результаты. Одной из форм результативности являются выставки детских работ, выполнение творческих проектов. Дети становятся победителями и призерами выставок, творческих проектов, конкурсов различного уровня. В прошлом учебном году работа из бросового материала ученицы 7 класса Каталымовой Ксении стала лучшей на школьной выставке, а сама Ксения стала победителем в олимпиаде муниципального этапа по технологии, победителем по выполнению проектов стала Сыркова Маргарита и призером Салимова Эвелина, учащиеся 8 класса. (Слайды 10, 11, 12)
На празднике Масленицы мы не отступили от нашего правила: «Все в дело». Чучело тоже было из бросового материала – это старые ненужные вещи, бумага и деревянная крестовина. (Слайд 13)
В рамках данной работы проводилось внеклассное мероприятие для обучающихся 8 – 9 классов «Вторая жизнь старым вещам и бросовым отходам» (Слайд 14, 15), цель которого была: расширить представление детей об экологической и экономической безопасности; познакомить с новыми способами применения старых вещей и бросовых отходов; формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре; научить использовать ненужные вещи и бросовый материал в целях сохранения окружающей среды.

Мероприятие проходило в форме «творческая мастерская».

К проведению мероприятия ребята отнеслись ответственно. Проводилась большая подготовительная работа:

–подготовка группой учащихся рекламы мероприятия;

- оформление кабинета, наглядности;

–поиск информации в интернете, СМИ, литературе;

- составление презентации;

–разработка сценария мероприятия.

Эта творческая мастерская получила высокую оценку администрации школы и родительской общественности.

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области декоративно – прикладного искусства, а стараюсь развивать свободу творчества, избавляя от стереотипов мышления в процессе поиска вариантов создаваемых образов.

Каждый человек может многое сделать для улучшения экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными.

Может, такая работа вдохновит и Вас использовать подходящие для творчества бросовые материалы, и сделает нашу планету чуть – чуть чище.











Приложение 1

Медвежонок и шкатулка – яблоко. Для работы использованы

пластиковые бутылки.

Кувшинка. Для работы использованы одноразовые ложки, покрышки

и СD- диск.

Приложение 2

Пингвин и новогодняя игрушка. Для работы использованы

пенопласт, лампочка.

Декоративные вазы. Для работы использованы стеклянные бутылки.

Приложение 3

Внеклассное мероприятие ««Вторая жизнь старым вещам и бросовым отходам».

Внеклассное мероприятие ««Вторая жизнь старым вещам и бросовым отходам».

Приложение 4

Творческий проект. Летний комплект. Для работы использованы

картон, конфетные обертки.



Творческий проект. Бальное платье. Для работы использованы

полиэтиленовые пакеты, тетрапаки из – под молока

Приложение 5

Выставка творческих работ учащихся.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Воспитание бережливого отношения к ресурсам на уроках технологии"

Автор: Слепцова Татьяна Ивановна

Дата: 31.08.2017

Номер свидетельства: 427000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства