Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока; использование операционной карты при объяснении нового материала; упражнения по отработке практических умений и навыков; постановка цели в начале урока и обратная связь в конце урока; оценка учащимся результата своей работы, анализ выполненной работы
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
личностные – умение провести самоанализ своей работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе;
предметные – формирование знаний о технологии лепки глиняного горшка, уметь слушать учителя и вести диалог.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, метод целеполагание и рефлексии, метод самооценки
Технологическая карта урока
Этап урока
Содержание урока (деятельность учителя)
Форма работы
Деятельность учащихся
Организационная часть
Приветствие, контроль посещаемости
Проверка готовности учащихся к уроку
Мотивация к учебной деятельности
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами и поговорим, и поработаем – всем на удивление, нам на умение. Узнаем секреты от мастеров народных, мастеров русских.
беседа
Подготовка к уроку. Организация рабочего места.
Актуализация знаний учащихся (повторение)
Но вначале, немножко поиграем!
Я вам назову пословицы, а вы объясните их значение!
– Труд человека кормит, а лень портит!
– Без хорошего труда – нет плода!
– Мала пчёлка, да и та – работает!
– Рабочие руки не знают скуки!
- Молодцы!!!
Ребята что бы понять какая тема нашего урока давайте вспомним - какую большую тему мы изучаем?»
«Какие способы лепки из глины вы знаете?»
-«Какие способы и виды лепки из глины мы изучили?»
- беседа
(Трудолюбивый человек лучше развивается и лучше живёт!)
(Не будешь работать – ничего не получишь!)
(Все люди трудятся, занимаются выбранным делом, независимо от возраста и роста.)
(Трудолюбивый человек всегда найдёт дело!)
«Виды лепки»
Лепка на гончарном круге?
Лепка с помощью жгута
Скульптурная лепка
«лепка при помощи жгута
Скульптурная лепка
Формирование новых знаний
«Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся еще с одним видом лепки
Но сначала отгадайте загадку о каком незнакомце пойдет речь.
В земле родился,
на кругу вертелся,
на огне пекся;
на базаре был,
людей кормил.
Первобытные люди научились делать посуду из глины, с помощью жгутов. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты
– Позже появился гончарный круг.
- Чем работа на гончарном круге отличался от ручной лепки?
- Как проходила работа на гончарном круге?
Вот и сегодня на уроке мы с вами познакомимся с последовательностью лепки горшка на гончарном круге и составим операционную карту.
Подготовить глину (Работа над керамическими изделиями начинается с проминки глиняной массы, она должна быть хорошо промята и перемешана. Это делается для придания однородности и удаления из сырья пузырьков воздуха. )
-как вы думаете для чего нужно это делать?
Для того, чтобы подготовленный к работе материал, не терял свои пластические свойства, его помещают в бак с плотной крышкой или полиэтиленовый пакет, при необходимости предварительно обернув мокрой тканью.
Перед работой на гончарном круге вылежавшуюся глиняную массу еще раз хорошо переминаем. Подготовленная глина легче центруется. Далее формируем из этого куска глины колобок.
В центре круга закрепляем глину
Правильная посадка –«жесткий треугольник»
Локти крепко прижаты к бедрам. Смачиваем руки(при работе на гончарном круге постоянно смачиваем руки в воде для лучшего скольжения по глине) и кладем согнутые кисти рук на вращающийся кусок глины. Получился жесткий треугольник Руки крепко закреплены, никакой вибрации не должно быть. Только тогда получится центровка.
Центруем и перемешиваем глину вытягивая и опуская её.
Центровка один из самых сложных и важных этапов. Во время центровки продолжаем перемешивать глину, удаляем оставшийся воздух. Чтобы этого достичь необходимо научиться формовать из куска глины две формы, так называемые «конус» и полусферу -«шайбочка».
Находим середину
В середине отцентрированного куска глины делаем углубление в виде воронки. Постепенно, на средней скорости вращения круга, вдавливаем палец вертикально вниз, стараясь не продавить отверстие до поверхности круга.
Формируем донышко
Разгоняем глину от центра к краю. Получился "бублик" Подушечками пальцев выравниваем дно будущего горшка.
Вытягиваем заготовку
На этом этапе особенно важна постановка рук. Локти прижаты к туловищу. Чтобы получился "стакан" с вертикальной стенкой, левая рука должна контролировать внутреннюю поверхность. Получился зажим.
Формируем бока горшка и венчик
Руки поднимаются синхронно, без рывков. Меняя усилие рук, расширяем или наоборот ссужаем стенки сосуда. Этот способ позволяет: изменить форму сосуда, делает глиняные стенки более тонкими и позволяет увеличить высоту горшка.
формируем верхнюю кромку горлышка
Верхняя кромка горлышка всегда делается с утолщением, что придает изделию большую прочность
Губкой удаляем лишнюю влагу
Подрезаем остатки глины у основания горшка
Стеком наносим орнамент
Срезаем горшок с круга
Ставим изделие на сушку.
Беседа
- план лепки чашки
Демонстрация презентации
-лепка из целого куска, из которого вытягиваются все части изделия