kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды лепки. Лепка глиняного горшка на гончарном круге»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: актуализация знаний о технологии лепки глиняного горшка на гончарном круге.

Задачи:

  • образовательная – познакомить учащихся с правилами и технологической последовательностью лепки глиняного горшка на гончарном круге.
  • воспитательная – воспитывать  аккуратности и усидчивости; интереса к культуре и искусству, воспитывать  трудолюбие, навыков культуры труда
  • коррекционно-развивающая – развивать  умения анализировать; образное мышление, координации движений, пространственной ориентировки, Развивать внимание, память
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды лепки. Лепка глиняного горшка на гончарном круге»»

Конспект урока «Изготовление горшка на гончарном круге»


Класс: 6

Тема: Виды лепки. Лепка глиняного горшка на гончарном круге»

Цель: актуализация знаний о технологии лепки глиняного горшка на гончарном круге.

Задачи:

  • образовательная – познакомить учащихся с правилами и технологической последовательностью лепки глиняного горшка на гончарном круге.

  • воспитательная – воспитывать аккуратности и усидчивости; интереса к культуре и искусству, воспитывать трудолюбие, навыков культуры труда

  • коррекционно-развивающая – развивать умения анализировать; образное мышление, координации движений, пространственной ориентировки, Развивать внимание, память

Образовательные ресурсы: операционная карта, фото ( презентация ), рисунки.

Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока; использование операционной карты при объяснении нового материала; упражнения по отработке практических умений и навыков; постановка цели в начале урока и обратная связь в конце урока; оценка учащимся результата своей работы, анализ выполненной работы

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

  • личностные – умение провести самоанализ своей работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе;

  • предметные – формирование знаний о технологии лепки глиняного горшка, уметь слушать учителя и вести диалог.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, метод целеполагание и рефлексии, метод самооценки



Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание урока (деятельность учителя)

Форма работы

Деятельность учащихся

Организационная часть

  1. Приветствие, контроль посещаемости

  2. Проверка готовности учащихся к уроку

  3. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами и поговорим, и поработаем – всем на удивление, нам на умение. Узнаем секреты от мастеров народных, мастеров русских.

беседа

Подготовка к уроку. Организация рабочего места.

Актуализация знаний учащихся (повторение)

Но вначале, немножко поиграем!

Я вам назову пословицы, а вы объясните их значение! 

– Труд человека кормит, а лень портит!

– Без хорошего труда – нет плода!

– Мала пчёлка, да и та – работает!

– Рабочие руки не знают скуки!

- Молодцы!!!



Ребята что бы понять какая тема нашего урока давайте вспомним - какую большую тему мы изучаем?»

«Какие способы лепки из глины вы знаете?»



-«Какие способы и виды лепки из глины мы изучили?»

- беседа




















(Трудолюбивый человек лучше развивается и лучше живёт!)

(Не будешь работать – ничего не получишь!)

(Все люди трудятся, занимаются выбранным делом, независимо от возраста и роста.)

(Трудолюбивый человек всегда найдёт дело!)

«Виды лепки»

Лепка на гончарном круге?

Лепка с помощью жгута

Скульптурная лепка


«лепка при помощи жгута

Скульптурная лепка

Формирование новых знаний

«Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся еще с одним видом лепки

Но сначала отгадайте загадку о каком незнакомце пойдет речь.

В земле родился,

на кругу вертелся,

на огне пекся;

на базаре был,

людей кормил.


Первобытные люди научились делать посуду из глины, с помощью жгутов. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты


 – Позже появился гончарный круг. 

- Чем работа на гончарном круге отличался от ручной лепки? 

- Как проходила работа на гончарном круге?

Вот и сегодня на уроке мы с вами познакомимся с последовательностью лепки горшка на гончарном круге и составим операционную карту.


  • Подготовить глину (Работа над керамическими изделиями начинается с проминки глиняной массы, она должна быть хорошо промята и перемешана. Это делается для придания однородности и удаления из сырья пузырьков воздуха. )

-как вы думаете для чего нужно это делать?

Для того, чтобы подготовленный к работе материал, не терял свои пластические свойства, его помещают в бак с плотной крышкой или полиэтиленовый пакет, при необходимости предварительно обернув мокрой тканью.

Перед работой на гончарном круге вылежавшуюся глиняную массу еще раз хорошо переминаем. Подготовленная глина легче центруется. Далее формируем из этого куска глины колобок.

  • В центре круга закрепляем глину

  • Правильная посадка –«жесткий треугольник»

Локти крепко прижаты к бедрам. Смачиваем руки(при работе на гончарном круге постоянно смачиваем руки в воде для лучшего скольжения по глине) и кладем согнутые кисти рук на вращающийся кусок глины. Получился жесткий треугольник Руки крепко закреплены, никакой вибрации не должно быть. Только тогда получится центровка.

  • Центруем и перемешиваем глину вытягивая и опуская её.

Центровка один из самых сложных и важных этапов. Во время центровки продолжаем перемешивать глину, удаляем оставшийся воздух. Чтобы этого достичь необходимо научиться формовать из куска глины две формы, так называемые «конус» и полусферу -«шайбочка».

  • Находим середину

В середине отцентрированного куска глины делаем углубление в виде воронки. Постепенно, на средней скорости вращения круга, вдавливаем палец вертикально вниз, стараясь не продавить отверстие до поверхности круга.

  • Формируем донышко

Разгоняем глину от центра к краю. Получился "бублик" Подушечками пальцев выравниваем дно будущего горшка.

  • Вытягиваем заготовку

На этом этапе особенно важна постановка рук. Локти прижаты к туловищу. Чтобы получился "стакан" с вертикальной стенкой, левая рука должна контролировать внутреннюю поверхность. Получился зажим.

  • Формируем бока горшка и венчик

Руки поднимаются синхронно, без рывков. Меняя усилие рук, расширяем или наоборот ссужаем стенки сосуда. Этот способ позволяет: изменить форму сосуда, делает глиняные стенки более тонкими и позволяет увеличить высоту горшка.

  • формируем верхнюю кромку горлышка

Верхняя кромка горлышка всегда делается с утолщением, что придает изделию большую прочность

  • Губкой удаляем лишнюю влагу

  • Подрезаем остатки глины у основания горшка

  • Стеком наносим орнамент

  • Срезаем горшок с круга

  • Ставим изделие на сушку.


Беседа






















- план лепки чашки

Демонстрация презентации

-лепка из целого куска, из которого вытягиваются все части изделия 


- изучают операционные карты;

- слушают учителя;

- проговаривают вслух операционную карту лепки чашки.




о глиняном горшке, чугунке








работа идёт легко и быстро


Мастер из кома глины, при вращении ручного или ножного круга, изготавливал незатейливые изделия для нужд своей семьи или продажи










Присутствие воздуха может отрицательно сказаться на качестве изделий после обжига, т.е. снизить прочность и степень спекаемости черепка.

Физкультминутка

Учитель показывает учащимся комплекс здоровьесберегающих упражнений

- упражнение для рук

- гимнастика для глаз

Выполняют здоровьесберегающие упражнения

Практическая работа

-Давайте запишем план лепки глиняного горшка на гончарном круге, для этого в рабочих листах вам нужно заполним таблицу.

Рассмотри изображения вспомни и запиши план лепки горшка, пользуясь словами для справок.




Заполняют таблицу

Итоговая часть

- «с каким видом лепки вы сегодня познакомились?»

Что нового вы сегодня узнали?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Что было для вас сегодня самое интересное?

Довольны ли вы сегодня своей работой?


- беседа

- обсуждение

Отвечают на вопросы, оценивают себя .






ПЛАН ЛЕПКИ ЧАШКИ

Подготовить глину

Закрепить глину в центре круга

Сесть правильно за гончарный круг «Жесткий треугольник»

Центруем и перемешиваем глину.

Найти середину в куске глины.

Сформировать донышко.

Вытягивание заготовки.

Сформировать боковые стеки и венчик.

Сформировать верхнюю кромку горшка.

Удалить губкой лишнюю влагу.

Подрезать остатки глины у основания горшка

Нанести орнамент стекой

Срезать горшок с круга

Поставить изделие на сушку.












ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.

  1. Перед работой надеть рабочую одежду, прикрыть голову (халат, косынка)

  2. Во время рабочего процесса нельзя трогать лицо, тереть глаза, брать глину в рот, вытирать о себя руки.

  3. С инструментами обращаться осторожно.

  4. Работать на клеенке и доске для лепки.

  5. Содержать рабочее место в чистоте и порядке, после работы убрать за собой.

  6. После работы вымыть руки с мылом.

Рассмотри изображения вспомни и запиши план лепки горшка на гончарном круге, пользуясь словами для справок

План лепки

Изображения

1.










2.

3.

4.

5.





6.


7.


8.

9.


10.

11.


12.

13.

14.
















Слова для справок: (глину, центре, кругом, перемешиваем, середину, донышко, вытягивание, боковые, кромку, влагу, остатки, нанести, круга, изделие, сушку)

  1. Подготовить _______________________________.

  2. Закрепить __________________ в _________________ круга

  3. Сесть правильно за гончарным ___________________. «Жесткий треугольник»

  4. Центруем и ________________________ глину.

  5. Найти ____________________________в куске глины.

  6. Сформировать ___________________________________.

  7. ________________________________ заготовки.

  8. Сформировать ______________________стенки и венчик.

  9. Сформировать верхнюю _______________________________ горшка.

  10. Удалить губкой лишнюю ________________________.

  11. Подрезать _________________________ глины у основания.

  12. ______________________________ орнамент стекой.

  13. Срезать горшок с _________________________.

  14. Поставить ________________________ на ______________________.































НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ (ПОШАГОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕПКИ ЧАШКИ)

Подготовить глину











Делим глину на две части (большую и 2 меньших)
















Из большой части скатать шар.

С формировать дно.

Проколоть середину шара, и сформировать стенки чашки.


























(Толщина стенок не больше 5 – 7 мм)


Загладить стенки.

Из второго куска лепим ручку.


П римазать ручку к чашке.







































Из меньшей раскатать и вырезать по шаблону круг.


Из большей раскатать и вырезать прямоугольник.

Прямоугольник свернуть так, чтобы получился цилиндр и место соединения сгладить.

Цилиндр поставить на круг, примазать, отрезать лишнее.


Из последнего куска слепить ручку.

Раскатать колбаску.


Отрезать лишнее.


Вылепить ручку.

Примазать ручку к чашке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды лепки. Лепка глиняного горшка на гончарном круге»

Автор: Радько Вера Геннадьевна

Дата: 28.11.2024

Номер свидетельства: 660453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства