Просмотр содержимого документа
«УРОК ТЕХНОЛОГИИ. Швейное дело, 5 класс Тема: Наволочка с клапаном. Двойной шов.»
УРОК ТЕХНОЛОГИИ. Швейное дело , 5 класс
Тема: Наволочка с клапаном. Двойной шов.
Цели урока:
1. Образовательная: дать понятие о постельном белье; познакомить с различными фасонами наволочек; формировать умения и навыки по выполнению двойного шва, распознаванию тканей и швов.
2. Коррекционно-развивающая: развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа изделия и составления плана работы, самооценки своей работы и товарища; развивать глазомер, мелкую моторику рук.
3. Воспитательная: формировать эстетический вкус, культуру труда, трудолюбие.
Тип урока: получение новых знаний.
Методы: беседа с элементами рассказа, демонстрация различных образцов наволочек. ИКТ, практическая работа, упражнение, игра, проблемно-поисковый метод.
• Индивидуальный раздаточный материал по видам тканей, швов.
• Индивидуальный материал по изучению нового материала.
• Образцы двойного шва.
• Карточки задания по составлению плана изготовления наволочки.
•Раздаточный материал для коррекционных упражнений
Словарная работа:
• Наволочка.
• Постельное белье.
• Наволочка с клапаном.
• Двойной шов.
Ход урока.
I. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка внешнего вида (спецодежда), готовность к уроку;
- настрой учащихся на работу.
Учитель: Сегодня у нас впереди интересный урок. Мы узнаем много нового! Будем учиться шить еще одно новое изделие. И от школы наша мастерская получила заказ. Попробуйте догадаться о каком изделии идет речь? (О наволочке) Вы, наверное, уже знаете, что девочки из 7 класса участвуют в проекте «Комната отдыха», а вы, пятиклассники, тоже сделаете свой вклад, сшив наволочки на подушки.
Темой сегодняшнего урока будет «Постельное белье. Наволочка с клапаном» (читаем на доске). Вы узнаете каких фасонов бывают наволочки, из какой ткани их можно сшить и какими швами. Составим план работы по изготовлению наволочки и выполним на образце двойной шов.
Провести словарную работу, выделить орфограммы и проговорить слова.
Объяснить значение немецкого слова «клапан».
II. Подготовка к усвоению новых знаний.
Беседа с использованием ИКТ.
Компьютерные слайды подтверждают правильный ответ или используются для вопроса. Прежде чем перейти к новой теме, нам нужно повторить, что мы уже знаем о белье.
1) Какие виды белья вы уже знаете? (Столовое, нижнее белье)
2) А какой вид белья еще бывает? (Постельное) Демонстрация белья и различных видов наволочек с разнообразной формой отделки. Дети должны назвать вышивку, оборку, кружева, аппликацию и те ткани, которые они уже знают: ситец, лен, бязь, шелк.
3) Зачем нужна наволочка?
4) Вы меняете белье (наволочку), одеваете на подушку, как вы думаете, почему наволочка не соскакивает с подушки? (Клапан не дает, он заслоняет отверстие)
5) С помощью чего наволочка может держаться на подушке? (Пуговицы, тесьма, молния, завязка) Продемонстрировать натуральные образцы наволочек.
Обобщение учителя с использованием ИКТ.
III. Изучение нового материала.
Объявляю: Мы будем шить наволочку с клапаном. Давайте повнимательнее ее рассмотрим (на столе у каждого лежит маленькая наволочка).
Беседа:
1) Какую форму имеет наволочка? (Квадрат)
2) А почему вы так считаете? (Потому, что все стороны равны)
3) Из скольких деталей состоит наволочка? (Из одной)
4) У вас на столах лежит коллекция «Магазин тканей». Какая из тканей вам нравится? Можно ли из нее сшить наволочку? (Дети называют шелк, ситец, бязь, лен, показывают друг другу, друг у друга проверяют имеющиеся знания по тканям)
Учитель: Кто выбрал шелк, это красиво, но дорого, а более практичный – ситец, лен, бязь, так как постельное белье приходится часто стирать. Самый долговечный и практичный- лен. (Дети учитывают свойства тканей: хорошо впитывают влагу, пропускают воздух).
5) Рассмотрите наволочку и скажите какие швы используют при пошиве? (Шов вподгибку с закрытым срезом, двойной шов).
6) Даю задание найти эти швы в индивидуальных коллекциях швов, проверить друг у друга. Кто затрудняется определить и найти, помогаю сама.
7) Как вы думаете, почему именно эти швы используют при пошиве наволочки? (Так как белье часто стирают, срезы спрятали, дольше будет служить)
Обобщение учителя. Еще раз вернуться к двойному шву и задать проблемный вопрос:
Почему этот шов называют двойным и бельевым? Дети не сразу ответят, но в ходе урока, особенно после повторения конструкции шва они догадаются.
ФИЗМИНУТКА
Составление плана работы по изготовлению наволочки.
Беседа: в процессе нее выясняется что нужно сделать, какие работы произвести, чтобы изготовить наволочку. При помощи наводящих вопросов подвожу к правильным ответам.
План проверяем:
1) На компьютере.
2) На плакате правильно расставляем пункты.
3) Индивидуально закрепляем с помощью карточек заданий с деформированным текстом, пунктами (дети должны правильно расположить текст по пунктам, проверить друг у друга), учитель помогает более слабым.
И еще раз дети проверяют правильность работы по компьютеру и отчитываются, вставая.
Практическая работа по выполнению двойного шва на образце. (Объявить и спросить о том кто догадался, почему шов называется двойной и бельевой. Если нет, то предложить внимательно ознакомится с Инструкционной технологической картой).
1) Ознакомление с образцом двойного шва (у каждого на рабочем месте, у более слабых ИТК по операциям).
2) Ознакомление с пооперационной технологической картой (текст, чертеж, операции выполнения). Использование компьютера.
3) Обращаю внимание, что есть первый прошив, ширина шва 5 мм и второй прошив, ширина шва 7 мм.
Дети должны ответить почему все-таки двойной шов, а о том что бельевой должны догадаться раньше.
4) Разбор технологической карты (обобщение учителя).
5) Коррекционная игра: не отрывая кистей рук от стола собрать пальцами игрушки зонтики, самолетики, крупные пуговицы «Кто больше». Дети проверяют друг у друга и считают.
6) Игра по технике безопасности «Лови ошибку». Учитель делает некоторые ошибки, дети должны их заметить и сказать как правильно нужно обращаться с ножницами, иглами, булавками, утюгом, швейной машинкой.
7) Выполнение практической работы.
8) Текущий инструктаж, помощь более слабым учащимся (индивидуальная работа).
9) Целевые обходы: в процессе работы следить за культурой труда, соблюдением Т.Б., проверка глазомера, правильность использования учебно-технической документации, рационального использования учебного времени.
10) Заключительный инструктаж: анализ выполнения практической работы, разбор и вскрытие причин, ошибок и способов их устранения.
11) Уборка рабочих мест.
IV. Подведение итогов работы.
1) Дети, работающие в парах, ставят друг другу оценки за индивидуальную работу по карточкам.
2) Оценки за практическую работу ставят на стенде при помощи знаковой системы по объявленным критериям (дидактическая игра «Райтинг». Оценка ученика и учителя должна совпадать).
3) Рефлексия: ответы на вопросы в рабочих тетрадях Картушиной.
4) Подведение итогов урока учителем:
-сообщение о достижении цели урока
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке, выставление оценок в журнал.