Просмотр содержимого документа
«УРОК РУЧНОЙ ТРУД. Тема урока: ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТКАНОГО ТРАВЯНОГО КОВРИКА»
УРОК РУЧНОЙ ТРУД.
Тема урока: ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТКАНОГО ТРАВЯНОГО КОВРИКА
Класс: ОР
Цель:
Изготовить травяной коврик на ручной ткацкой раме
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Формирование произвольной деятельности;
Формирование критичности мышления;
Развивать воображение, мышление, творческие возможности учеников
Развивать мелкую моторику, навыки и умения работы с нитками, травой.
Образовательные:
Сформировать представления о ткачестве, как виде народного декоративно-прикладного искусства;
Познакомить с алгоритмом изготовления травяного коврика;
воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении работы;
Обучать приемам выполнения коврика из травы на основе традиционных приемов: скручивания; формирование пучка, продевание пучков через нити основы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному искусству;
Воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении работы.
БУД:
Действовать по устной инструкции и выполнять действия по образцу,
Уметь сравнивать результат своей деятельности и образец.
Методическое обеспечение:
Образец тканного травяного коврика, картинки с фотографиями плетёных ковриков из нитей, травы, веток; инструкционная карта изготовления коврика; правила техники безопасности при работе с ножницами.
Тип занятия: изучение нового материала
1.Организационный момент. Приветствие детей в игровой форме;
2. Фронтальная беседа по вопросам учителя;
3. Проблемная ситуация для определения темы урока;
4. Повторение правил техники безопасности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание положительного настроя на работу.
Всем, всем –добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
2. Что же мы будем делать сегодня на уроке? Вы узнаете, если угадаете, из чего можно сделать коврик:
- Скажите, из каких материалов может быть изготовлен коврик?
Учащиеся отвечают на вопросы на слайде: из ниток, ткани, травы, веток.
3. Вводная часть.
Традиционно вручную можно ткать пояса, ленты, тесьму, дорожки, полотна, элементы одежды. А если вместо нити утка использовать целебные травы, корни, мох и другие дары природы, можно соткать травяные циновки, коврики, гобелены.
4. Практическая часть
- Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать такой коврик из травы. Для изготовления этого коврика нам понадобится свежая и подсушенная трава. Я выбирала травы из тех, которые растут у нас везде и вы их не раз видели - стебли пырея, зверобоя, осота, тысячелистника, ромашки, и др. При изготовлении коврика мы с вами будем пользоваться ножницами, поэтому нам нужно вспомнить правила работы с инструментами. Посмотрим на слайд.
Я прошу вас вспомнить эти правила.
6. Правила техники безопасности в стихах
Дети читают по очереди правила ТБ.
Учитель задает вопрос обучающимся:
- Как вы думаете, какие материалы, инструменты нам потребуются для изготовления травяного коврика?/слайд/
Обучающиеся отвечают на вопрос:
- тонкая бечевка, трава, ножницы.
7. Физминутка на снятие зрительного напряжения.
8. Работа с инструкционной картой.
Учитель раздает инструкционные карты с последовательностью работы, беседа по вопросам по ходу объяснения.
9. Выполнение практического задания (изготовление коврика).
Инструкционная карта:
1.Возьмите тонкую бечевку, она будет у нас натягиваться на раму, как основа коврика. Закрепите ее узлом на крайнем гвоздике и протяните между всеми гвоздиками на двух сторонах рамы. Натяните бечевку, чтобы она была туго натянута. Закрепите ее конец нВ последнем гвоздике. Проверьте натяжение.
2. У вас на столах лежат две стопочки травы – сухая и свежая. Возьмите немного свежей травы в руку, выпрямите все травинки, уберите мусор. Теперь мы начнем продевать этот пучок между нитями основы. Порядок продевания такой: сверху над бечевкой, снизу под бечевкой, опять сверху, и далее снизу и так продолжаем.
Когда пучок будет вставлен полностью, его нужно поправить, выровнять длину его концов с двух сторон, длинные травинки обрезать.
3. Теперь сформируем небольшой пучок из сухой травы и также начнем продевать его между нитями основы, но начнём мы с положения под ниткой основы, а дальше в такой же последовательности.
4. Продолжаем работу – нечётные ряды у нас из свежей травы и начало в позиции над нитью, чётные ряды из сухой травы с позиции под нитью.
5. Мы продолжаем ткать коврик, и не забываем после каждого ряда уплотнять его.
6. В конце работы закрепляем коврик, разрезав нити основы и связав их попарно. Проверяем ширину коврика, она должна быть одинаковой везде, проверяем натяжение нитей основы, убираем торчащие травинки и стебли.
10. Подведение итогов урока.
Самоконтроль
Критерии качества выполненной работы:
-одинаковая ширина коврика;
-аккуратные края коврика.
По данным критериям дети оценивают свою работу и ставят себе оценки.
Учитель: - Мы с вами сделали большую работу. У вас получились замечательные, неповторимые авторские коврики из травы. В свободное время дома, если у вас будет желание, вы сможете сделать еще один коврик и подарить его своим родным или друзьям. Спасибо за урок.