Данное пособие может быть использовано для самостоятельной работы обучающихся по професссии "Автомеханик", а так же всеми, кто интересуется автомобилями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ«Средства по уходу за автомобилем»»
Министерствообразования и наукиЛуганской Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ лУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «лУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА им.А.А.Гизая»
«Средства по уходу за автомобилем»
Разработал : мастер производственного обучения
Дяченко Валентина Николаевна
Луганск, 2021
М.В.Ломоносов: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся – везде перед очами нашими успехи её применения...”
Любой современный автомобиль нуждается в уходе. Бережное обращение и тщательное своевременное обслуживание являются обязательными условиями обеспечения максимально долгого срока службы транспортного средства. Для осуществления полноценного ухода за машиной предназначается великое множество специализированных средств.
Общее понятие «автохимия» обозначает химические препараты, которые используются при обслуживании транспортных средств (за исключением топлива и смазочных масел). Подобные спецсредства необходимы для обеспечения как высокой продуктивности работы машины в целом, так и для предохранения ее автозапчастей и прочих функциональных деталей от самых различных повреждений.
В зависимости от назначения различают следующие группы автохимии:
1.Средства для ухода за стеклянными элементами машины
Состояние стекол (в частности лобового и заднего) и фар играет важную роль в обеспечении безопасности движения автомобиля. Плохой обзор дороги из-за грязных стекол и мутных, потемневших от времени фар, является одной из распространенных причин аварийных ситуаций на дороге, особенно на высоких скоростях в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях. Для того чтобы вождение авто было комфортным при любой погоде, существуют специальные средства для ухода за фарами и стеклами автомобиля. Очистители Используются для очистки стекол и фар от дорожной пыли, грязевых разводов, следов насекомых, смолы, битумных пятен и других. Качественно очистить поверхности от серьезных загрязнений, особенно ветровые стекла, с помощью обычной воды не удастся — для этого подойдут только специальные средства, которые хорошо очищают грязь, не оставляя после себя подтеков и следов.
VENWELL GLASS Cleaner пенный очиститель стекол и зеркал. Разработан для быстрой очистки стекол и зеркал. Специальные компоненты обеспечивают исключительную чистоту и блеск. Venwell Glass Cleaner — идеальный очиститель стекол и зеркал, также незаменим при замене или ремонте стекол,так как не повреждает тканевую обивку салона. Прекрасно подходит для использования в сервисных центрах и в личном автомобиле.
Willson очиститель стекол с алмазной крошкой. Благодаря входящей в состав алмазной крошке, полироль позволяет без труда удалить любые, даже самые стойкие загрязнения, помимо этого удалить мелкие дефекты, в том числе микрориски и следы от дворников. Применяется только на внешней поверхности лобового и боковых стекол.
2.Средства для ухода за пластиковыми и резиновыми деталями транспортного средства
Диски и покрышки авто ежедневно эксплуатируются в довольно экстремальных условиях. Бездорожье, вождение на высоких скоростях, негативное воздействие окружающей среды и другие факторы ускоряют их преждевременный износ. Для того чтобы максимально продлить срок службы колес, нужно обеспечить им правильный и своевременный уход.
Чернители резины. Регулярное применение чернителя сохраняет поверхность новых покрышек эластичной, защищая ее от пересушивания, растрескивания и преждевременного износа. Если резина «с пробегом», средство хорошо маскирует потертости и царапины, прекрасно освежая ее внешний вид. Кроме того, некоторые продукты обладают гидрофобным эффектом – после обработки поверхность шин долгое время остается чистой. Регулярный уход за салоном — неотъемлемая часть заботы об автомобиле. Некоторые водители пренебрегают этим правилом, забывая, что обивка и пластиковые элементы также со временем изнашиваются, теряя свой презентабельный вид. Регулярные поездки с открытыми окнами приводят к тому, что на поверхности торпеды образовывается слой пыли, который со временем накапливается и портит эстетичный вид салона. Для предотвращения ее оседания есть специальные средства с антистатическим эффектом, разработанные специально для ухода за торпедой и другими пластиковыми поверхностями автомобиля — полироли для пластика. Они препятствует скоплению пыли и грязи на приборной панели, создают тонкую пленку, защищающую пластик от «выцветания», пересыхания и растрескивания, а также придают обработанным поверхностям блеск. Некоторые полироли для пластика имеют дополнительно реставрирующий эффект, который маскирует царапины и потертости, придавая торпеде ухоженный вид.
3.Средства для ухода за кузовом автомобиля.
Многие автовладельцы ошибочно считают, что для мойки автомобиля губки и воды достаточно. Это не так. Качественно очистить машину от дорожной грязи, мелких частиц битума, а также дорожной соли в зимний период таким способом невозможно. Для этого есть специальные средства по уходу за краской авто, каждое из которых имеет свое предназначение и выполняет определенные функции. Автошампуни Для обеспечения качественного ухода за ЛКП автомобиля без применения хорошего автошампуня не обойтись — благодаря специальному составу, он не только тщательно очистит ЛКП, но и обеспечит ему защиту от ультрафиолета, появления мелких трещинок и возникновения коррозии. Вода же просто смоет верхний слой грязи, при этом оставив после себя потеки и разводы. По составу автомобильные шампуни бывают двух видов — для ручной и бесконтактной мойки. В свою очередь они делятся на средства с антикоррозионными свойствами, с эффектом полировки и без него, а также для определенных цветов кузова. Состав у каждого разный, поэтому использовать их можно только по назначению, следуя инструкции производителя.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!Для белых, темных и перламутровых (цвета металлик) автомобилей существуют специальные шампуни-очистители, разработанные для мойки в регионах, расположенных поблизости от моря, а также в местах, где могут идти кислотные дожди, воздух загрязнен различными выбросами и т.п.
Полироли. надежно защищает корпус автомобиля от воздействия вредных внешних факторов — ультрафиолета (выгорания на солнце), грязных разводов, следов птичьего помета, царапин, химических реагентов, которыми посыпают дороги зимой. Существует два основных вида полиролей для кузова автомобиля — профессиональные и для широкого использования. Последние в свою очередь делятся на средства на восковой основе и на основе синтетических полимеров. Профессиональные (часто к ним используют определение «нано») отличаются по времени действия. Они могут быть в виде «жидкого стекла» и керамические.
Несмотря на виды, функции любого полироля (будь он профессиональным или для широкого использования) практически одинаковы. Они заключаются в защите кузова автомобиля от следующих вредных факторов:
ультрафиолета (ярких солнечных лучей, из-за которых кузов с годами теряет свой изначальный цвет, то есть, выгорает);
химических реагентов на дорогах (актуально для зимнего времени, когда дорожные службы посыпают покрытие дороги специальным составом, который не только разъедает лед на дорогах, но и негативно действует на поверхность кузова машины, другой вредный фактор в теплое время года — битумные пятна);
грязи и пятен (состав не дает им глубоко впитываться в кузов, поэтому пятна впоследствии гораздо проще отмыть, не повреждая при этом ЛКП);
механических повреждений (например, удары веток при езде в лесном массиве, возможные царапины при незначительном контакте с кузовом посторонних предметов и так далее).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!Специалисты рекомендуют наносить полироли на кузов не чаще одного раза в месяц, а некоторые из них еще реже!Синтетические полироли для кузова машины можно выявить в том числе по запаху. Чем отчетливый запах нефтепродуктов исходит из средства, тем большая вероятность того, что оно сделано на основе синтетических материалов.
«Жидкое стекло» Этот инновационный продукт представляет собой разновидность полиролей, разработанный на основе силиката калия (натрия) и сложных химических соединений. Однако, в отличие от обычных средств, после нанесения высыхающий состав полимеризуется и образует на поверхности кузова тонкое, но твердое прозрачное покрытие, которое защищает поверхность от мелких механических повреждений, вредного воздействия UV-лучей, а также придает ЛКП глянцевый блеск, обладает грязеотталкивающими и другими свойствами.
Антикорозийные средства.
Защитные средства предохраняют от коррозии днище, крылья, двигатель и другие окрашенные и неокрашенные узлы и детали, продлевают срок службы деталей из полимерных материалов. Для долговременной защиты от коррозии в заводских условиях используются поливинилхлоридные пластизоли (при нанесении на днище и крылья служат до семи лет), а также каучуковые и битумно-каучуковые составы. Для восстановления антикоррозионных покрытий днища кузова предлагаются автоантикоры и мастики.
Автоантикоры содержат нефтяные битумы, фенолформальдегидные смолы, асбест, дробленую резину. Наиболее распространены антикоры типа «Мовиль» (сокращенное от названий городов Москва и Вильнюс), которые состоят из твердых углеводородов, полимерных смол, уайт-спирита и различных добавок. Отечественный антикор «Мовиль-5Э. Жидкий ключ» разъединяет заржавевшие резьбовые соединения, эффективно вытесняет влагу, интенсивно проникает в толщу материала.
Мастики наносят после очистки днища от грязи, старого покрытия, ржавчины. В их составе присутствует резинобитумная смесь.
В ассортименте защитных антикоррозийных средств грунтовки, модификаторы ржавчины. Они предохраняют от коррозии, «доставая» ржавчину не только на поверхности, но и в микротрещинах. Новинкой ассортимента являются двухкомпонентные системы защиты лакокрасочного покрытия для новых автомобилей. Первый компонент предназначен для мойки (очистки) и подготовки поверхности кузова автомобиля к нанесению защитного полимерного покрытия. Он удаляет загрязнения из микротрещин и пор покрытия и образует слой с высокой адгезией по отношению к защитному покрытию. Второй компонент при нанесении проникает в поры и трещины, полимеризуется там, образуя высококачественное защитно-декоративное покрытие. Кроме средств, защищающих кузов, днище кузова, предлагаются препараты для защиты шин, бамперов, стекол и т.д.
Антикоррозийные средства практически от всех производителей подразделяются на две группы: для днища (мастичные) и для труднодоступных полостей (воскообразные или на масляной основе). Эти препараты образуют защитное покрытие толщиной несколько сот микрометров, содержат ингибиторы коррозии, а некоторые (например, «Миг-Антикор») и хемосорбционные компоненты, которые обладают способностью пропитывать ржавчину, вытеснять влагу и обеспечивать замедление коррозии.
Наряду с зарубежными фирмами-изготовителями следует отметить отечественную компанию «Нова». Например, препарат «Нова голд» на битумно-восковой основе содержит ингибитор и металлические наполнители для улучшения физических свойств защитной пленки, «Нова БиЦинк Д» для днища включают мелкодисперсные цинковые наполнители. Присутствие преобразователя и стабилизатора ржавчины позволяет нейтрализовать очаги коррозии. Для скрытых полостей предлагаются «Нова БиЦинк МЛ» и «Нова Флай» (для уже пострадавших от коррозии автомобилей). Аналогичное назначение имеет российский препарат «Девакс».
Герметизирующие средства применяют для быстрого устранения в дорожных и стационарных условиях различных повреждений и неплотностей узлов и устройств автомобиля.
Широко распространены герметики на основе пастообразного поливинилхлорида. Для заделки трещин и пробоин, исправления дефектов на пластмассовых и металлических поверхностях используют герметики на основе полиэфирных смол, которые быстро затвердевают после введения отвердителя.
Герметики анаэробного отверждения на основе производных акриловой кислоты быстро полимеризуются (температура окружающей среды) при попадании в зазор резьбового, цилиндрического или плоского разъема, куда доступ воздуха ограничен. Соединение отличаемся высокой вибро-, масло-, водо-, бензостойкостью. Для герметизации разъемов узлов двигателя без твердых прокладок применяют силиконовые герметики. В вулканизированном состоянии они обладают повышенной морозо-, термо- и коррозионной стойкостью. Незатвердевающие герметики на основе полиизобутилена с успехом используются для герметизации остекления, отверстий и щелей на стыках кузова и двигателя.
Эксплуатационные средства обеспечивают нормальный режим работы всех механизмов и систем автомобиля. К ним относятся охлаждающие жидкости, тормозные жидкости, смазки и другие технические препараты.
Охлаждающие низкозамерзающие жидкости предназначены для охлаждения двигателя во избежание его тепловой деформации (коробления) и заклинивания деталей. Они выпускаются в соответствии с ГОСТ 28084—89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие». Антифриз, тосол — общепринятые наименования охлаждающих жидкостей. Антифризы выпускаются готовыми к применению и в виде концентратов.
Наибольшее распространение получили гликолевые антифризы: за рубежом — на основе метиленгликоля, в России — на основе этиленгликоля. Для обеспечения экологической безопасности применяются антифиризы на основе пропиленгликоля. Например, марка Cool Keeper Euro, выпускаемая предприятием ТЭКС (группа компаний «Одолень»), изготовлена на основе пропилен-гликоля и соответствует зарубежному стандарту ASTM D 3585. Антифризы на основе пропиленгликоля менее агрессивны к металлам и обладают большей теплопроводностью.
Для идентификации отдельных марок антифризы окрашивают в различные цвета. Например, «Тосол-40» — голубого цвета, «То-сол-65» — красного (цифры со знаком минус в маркировке обозначают температуру замерзания). Цвет красителей выбирается произвольно. Чтобы уменьшить коррозию деталей двигателя и ограничить вспенивание, образование накипи и улучшить другие свойства в водно-гликолевую смесь добавляют пакет специальных присадок — ингибиторы коррозии, умягчители воды, антинакипины, антивспенивающие и смазочные добавки.
Тормозные жидкости служат для передачи энергии к исполнительным механизмам в гидроприводе тормозной системы автомобиля, могут применяться и в других системах (например, рулевой механизм). Тормозные жидкости могут быть синтетическими (на основе гликолевых эфиров, полиэфиров, боратов) и минеральными. Отечественные тормозные жидкости «Нева», «Томь», «Роса» совместимы и смешиваются между собой в любых пропорциях.
Пластичные смазки уменьшают износ деталей, защищают от коррозии трущиеся детали. Пластичная смазка состоит из минеральной или синтетической основы и загустителей различной природы. Именно типом и количеством загустителя определяются эксплуатационные свойства смазки. Чаще это мыла — кальциевое, натриевое, литиевое, алюминиевое, бариевое. Так же называются смазки. Классификация по консистенции делит смазки на девять классов. Чем выше класс, тем гуще смазка. По назначению смазки бывают антифрикционные, консервационные, канатные и уплотнительные.
В ассортимент эксплуатационных жидкостей входят жидкости амортизационные. Амортизаторы делают ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью, так как они гасят колебания кузова на упругих элементах подвески. Рабочим телом в гидравлических амортизаторах служат маловязкие жидкости обычно на нефтяной основе.
В состав амортизационных жидкостей, как правило, вводят различные добавки, улучшающие их свойства.
К ассортиментной группе вспомогательных средств относят препараты, которые облегчают многие виды работ по уходу за автосредствами как в период эксплуатации, так и при ремонте. Например, это автопреобразователи ржавчины. Ортофосфорная кислота, основа преобразователя, вступает в химическое взаимодействие с продуктами коррозии и преобразует их в прочное соединение. Преобразователи ржавчины содержат ингибиторы коррозии. К вспомогательным средствам относят также автосмывку старой краски,.
Каким рекомендациям по использованию автохимии следовать?
При использовании химии для автомобилей придерживайтесь таких правил:
Перед использованием любого вида средства по уходу и обслуживанию отдельных деталей автомобиля ознакомьтесь с рекомендациями по применению продукта, указанными производителем на упаковке.
Не рекомендуется передерживать автопрепараты для достижения лучшего результата.
Нельзя направлять аэрозоли на разогретую панель авто под прямыми лучами солнца. Специализированные составы, например, средства для герметизации или обслуживания механических частей автомобилей, могут содержать летучие вещества, поэтому их следует использовать только в открытом пространстве.
Средства для мойки авто и чистки механизмов, а особенно двигателя, нужно использовать по назначению, строго соблюдая инструкцию.
Грамотное и систематическое использование автокосметики и автохимии – залог привлекательного внешнего вида вашего автомобиля и увеличения срока его службы.
Проверь себя :
№1
Эта жидкость смесь этиленгликоля, воды и различных присадок. Токсическое действие антифриза в основном связано с этиленгликолем. Этиленгликоль – основа ____?_____ - обладает уникальной возможностью не замерзать при пониженных температурах, представляет собой бесцветную прозрачную жидкость, имеющая приятный сладковатый вкус, который может привлечь детей или домашних животных.
№2
__?____ - это смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30°С до 200°C. Плотность составляет около 0,7 г/см?. Теплотворная способность горючего вещества примерно соответствует 10500 ккал/кг.Получается путём перегонки нефти, гидрокрекингом и, при необходимости дальнейшей ароматизации — каталитическим крекингом и риформингом. Для специальных ___?___ характерна дополнительная очистка от нежелательных компонентов и смешение с полезными добавками.
№3
__?____ жидкость ( состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), - полигликоли и их эфиры. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие - защищают металлические детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой __?__ жидкости зависят от сочетания ее компонентов.
№4
_____?____ бывают синтетические, полусинтетические и минеральные. Синтетические получают путём каталитического синтеза из газов. Полусинтетические - комбинация минеральных и синтетических основ, при условии не менее 25 % синтетического базового Минеральные получают путём очистки соответствующей фракции нефти.