kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Выполнение полотняного переплетения из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети знакомятся с ткацким производством, учатся выполнять простейшие переплетения и сопоставлять их с тканями.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Выполнение полотняного переплетения из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью».»

Урок – исследование.

Тема: «Ткацкое производство. Общее представление о профессии. Выполнение полотняного переплетения из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью».

Цели урока:

  1. Дать общее представление о ткацком производстве, профессии; учить выполнять полотняное переплетение и сопоставлять его с соответствующей тканью.

  2. Развитие навыков учебного труда; исследование образца ткани с целью изучения процесса её получения и умение делать выводы по результатам работы; умение осуществлять самоконтроль; работа над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного сознательного запоминания.

  3. Воспитывать трудолюбие, культуру труда на рабочем месте при выполнении задания.


Оборудование: ткань, лупа, бумага цветная, ножницы, клей, образец полотняного переплетения, инструкционная карта по выполнению полотняного переплетения, иллюстративный материал (ткацкое производство), раздаточный материал, учебник.


Словарные слова: ткацкое производство, ткачиха, контролёр качества, полотняное переплетение, хлопчатобумажные и льняные ткани.


Межпредметная связь: русский язык, математика, биология.


Ход урока.

  1. Оргмомент (минутка нравственности).

  2. Теоретическая часть.

  1. Сообщение темы, цели.

  2. Повторение.

Прежде, чем перейти к теме урока, необходимо вспомнить: из чего же получают ткань? (Из нитей).

Давайте с вами убедимся, так ли это?

Задание №1. Необходимо разобрать кусочек ткани на отдельные нити. Сделайте вывод.

Вывод: Разобрав ткань, можно увидеть, что, действительно, от неё остались только нити. На ткацких фабриках эти нити переплетают на станках. В результате переплетения нитей получается ткань.


Задание №2. Рассмотрите кусочки ткани через лупу. Сделайте вывод.

Вывод. На ткани виден рисунок из нитей. На разных тканях рисунок неодинаковый. Значит, долевые и поперечные нити переплетаются по – разному, образуя ткацкий рисунок.


Задание № 3. На кусочке ткани с кромкой определите направление долевых и поперечных нитей. Сделайте вывод.

Вывод. Долевые нити расположены вдоль полотна ткани и идут параллельно её кромкам. Кромка – это обработанный край ткани. Поперечная нить расположена поперёк ткани.


Задание № 4.На кусочке ткани определите растяжение нитей по долевому и поперечному срезам. Сделайте вывод.

Вывод. По долевой нити ткань почти не тянется. По поперечным нитям тянется.


Задание № 5. На кусочках тканей определите лицевую и изнаночную стороны. Сделайте вывод.

Вывод. На лицевой стороне рисунок более яркий, меньше узелков, ворсинок. Ткани бывают гладкокрашеные, белого цвета, с печатным рисунком.

Таким образом, проведя исследование, вы убедились, что ткань получают путём переплетения нитей основы и утка. В разных тканях ткацкий рисунок выглядит по - разному. Получают ткань на станках на ткацких фабриках.

Человек, который работает на ткацких станках, называется ткач.

  1. Работа по теме урока. ( Объяснение темы урока в форме беседы с опорой на знания учащихся, наглядность: образец полотняного переплетения, ткани полотняного переплетения, иллюстрации ткацкого производства, станка, учебник, практический показ приёмов выполнения полотняного переплетения).

Ткань получают на ткацких фабриках путём переплетения нитей основы и утка. Нити основы и утка по – разному готовят к ткачеству. Ткань, которая сходит с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасива на вид, имеет цвет волокон: льняные ткани – сероватый оттенок, х/б – и шерстяные – желтоватый. Некоторые виды тканей вырабатывают из окрашенной пряжи разных цветов. Такие ткани называют пестроткаными. Пряжу, выработанную из смеси волокон разного цвета, называют меланжевой. Ткани из такой пряжи – меланжевыми.

На ткацких станках выполняются различные виды ткацких переплетений. Самое простое из них – полотняное. В полотняном переплетении нити утка и основы переплетены через одну нить. Это переплетение имеет одинаковый рисунок и с лицевой и с изнаночной стороны. Ткани полотняного переплетения прочные, имеют малую осыпаемость срезов, поэтому не вызывают трудности при раскрое и обработке.

Практический показ приёмов выполнения полотняного переплетения.

Большую часть х/б тканей вырабатывают полотняным переплетением, например, ситец, бязь, фланель, батист и другие.

  1. Работа с учебником. Стр. 9 – 10 (6 класс)

Задание. Найти в учебнике ответ на вопрос:

  • Какие ткани называют пестроткаными? Меланжевыми? (прочитать, объяснить своими словами).

  • Самостоятельно прочитать об основных профессиях ткацкого производства на стр. 86 - 87 (7 класс) и ответить на вопрос: Чем занимается ткачиха?

  • Какую работу выполняет контролёр ткани?

  1. Закрепление по теме.

  • Как называется тема нашего урока?

  • Что вы запомнили о ткацком производстве?

  • Как получают ткани?

  • Какие ткани называют пестроткаными? Меланжевыми?

  • Назовите основные профессии ткацкого производства.

  • Вспомните, как называется самое простое переплетение в тканях?

  • Подумайте и ответьте, какие ткани получают этим переплетением?

  • Какой ткацкий рисунок получается в полотняном переплетении?

  • Какими свойствами отличаются ткани, выработанные полотняным переплетением?

  1. Словарная работа.

С помощью словарных слов составить связный устный рассказ по теме урока. (Каждый ребёнок составляет с предложенным словом предложение, а затем цепочкой составляется рассказ).

Хором произнести слова: ткацкое производство, ткачиха, ткацкий рисунок, полотняное переплетение.

Профессии ткацкого производства – ткачиха, контролёр ткачества.

  1. Т /б при работе ножницами, клеем.

  2. Устный план.

Последовательность выполнения полотняного переплетения дифференцированно: рассказать

  • с помощью опорных слов;

  • с использованием инструкционно - операционной карты;

  • цепочкой, полностью.

(Оценки за теоретическую часть урока).

  1. Физминутка.

  1. Практическая часть.

  1. Работа по профориентации (о профессиональных качествах ткачихи и контролёра качества – коллективная беседа).

  2. Инструктаж по технике безопасности при работе клеем, ножницами (роспись в журнале инструктажа).

Задание.

  1. Выполнить полотняное переплетение из полосок бумаги, ориентируясь на готовый образец, операционную карту, раздаточный материал.

Дифференциация заданий: Арапова Н., - работает самостоятельно, контролирует Иванову С., Головачёва Е., Паланская Н., Колпакова С. получают помощь учителя в случае необходимости. С Загородниковой Н. работа ведётся индивидуально на протяжении всей практической работы.


Задание №1. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью.

  • Взять образцы тканей, предложенные учителем, и рассмотреть с помощью лупы ткацкий рисунок. Сделать вывод.

(рисунки разные). Значит, не все ткани вырабатывают полотняным переплетением.

Задание №2.

  • Рассмотреть через лупу ткацкий рисунок внимательно и выбрать ткани, где нити основы и утка переплетаются через одну нить. Сделать вывод.

(Раз нити основы и утка переплетаются через одну, значит – это ткань полотняного переплетения).

Задание №3.

  • Рассмотреть ткани полотняного переплетения и попробовать определить по внешнему виду, на ощупь, какого они происхождения? Сделать вывод.

(эти ткани, в основном, растительного происхождения).

Задание №4.

  • Справа от себя положить ткани льняные, слева от себя – х/б.

Проверить ткани на осыпаемость срезов, то есть, разрезать и сделать вывод (льняные ткани осыпаются больше, чем х/б).

Задание №5.

  • Проверить ткани льняные и х/б на разрыв и сделать вывод

(льняные ткани прочнее, чем х/б).

Таким образом, можно сделать вывод, что ткани, вырабатываемые полотняным переплетением – это ткани в основном растительного происхождения, в них ниточка основы переплетается с ниточкой утка через одну нить. Это такие ткани, как: ситец, лён, фланель, бязь и другие. Ткани, вырабатываемые полотняным переплетением, прочные, имею малую осыпаемость, поэтому при работе с ними трудности не возникают. Эти ткани хорошо впитывают влагу, пропускают воздух, в них легко дышится(Оценки за практическую часть урока).

  1. Заключительный этап.

  1. Анализ работы.

Сегодня на уроке вы учились выполнять полотняное переплетение из полосок бумаги. Проводили исследование тканей, определяя, каким переплетением ткань выработана. Учились определять свойства тканей, выработанных этим переплетением. Находили ткани полотняного переплетения. И на практике убедились, что не все ткани получают полотняным переплетением. Вам встречались разные виды ткацкого рисунка на тканях. Об этих незнакомых вам видах ткацкого переплетения мы будем вести разговор на следующих уроках.

  1. Итог урока.

Областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат»







Урок – исследование в 7 классе

по теме:

«Ткацкое производство. Общее представление о профессии. Выполнение полотняного переплетения из полосок бумаги, лент, тесьмы. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью».






Учитель: Н.Н.Козина





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козина Наталья Николаевна

Дата: 25.11.2017

Номер свидетельства: 440629

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства