1.Познакомить с ролью и значением линолеума и его значением в современном производстве;
2. Сформировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиваться выполнения элементарных правил здоровье сбережения. Обеспечивать учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учебных мастерских, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
3.Организовать производственный труд обучающихся с элементами творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Настилка линолеума»»
Урок Дата 17.10.2017. Время 4 ч. Класс 12
Тема: «Настилка линолеума»
Цели:
1.Познакомить с ролью и значением линолеума и его значением в современном производстве;
2. Сформировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиваться выполнения элементарных правил здоровье сбережения. Обеспечивать учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учебных мастерских, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
3.Организовать производственный труд обучающихся с элементами творчества.
4.Формировать у учащихся умение анализировать и контролировать результаты своей работы.
5.Развивать у учащихся интерес к профессии столяр
6. Воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность, организованность, внимательность ,дисциплинированность в процессе работы, бережное отношение к материалу и инструментам.
материально-техническое оснащение: МТБ мастерской. Столярный верстак с комплектом инструмента и приспособлений. Плакат методической последовательности изготовления изделия «Подумай!». Таблицы, плакаты и инструкции «техники безопасности». Образец готового изделия. Заготовки и детали изготовляемого изделия.
Контрольно – измерительный и раздаточный инструмент линейка, угольники, малка, рейсмусы, циркули, шаблоны, карандаши ,чертилки, линейки и др. Методическая литература ,учебники, чертежи, эскизы и т.д. Ручной столярный инструмент. Строгальный инструмент: рубанки, фуганки, горбач, шпунтубель, торцевой рубанок, штаб гобель и др. Ручной инструмент для пиления: ножовка, лучковые пилы, лобзики.
Станки: фуговальнопильный, токарный ,сверлильный, фрезерный, заточный и др.
Объекты труда:
Тип урока: комбинированный
Ход занятия и его содержание
1.Организационный этап урока(3-5 мин)
1) Проверка готовности уч-ся к уроку:
-явка уч-ся на урок
-внешний вид уч-ся.
2)Доклад бригадира о готовности класса к уроку.
- Бригадир. Доложите о явки учащихся на урок.
3)Взаимное приветствие.
Здравствуйте, сегодня урок проведу у вас я, зовут меня Сергей Эдуардович .
4)Отметка отсутствующих на занятии.
5)Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока «Настилка линолеума».
6) Постановка цели (учебной задачи) урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое линолеум, назовем характериски линолеума.
7)Настрой уч-ся на активную трудовую деятельность .
2.Учет знаний учащихся (10 мин)
Вопросы и задания:
1. Как называются инструменты, предназначенные для обработки в ручную (обтачки, подгонки) поверхностей из дерева, металла? (рашпиль, напильник, надфиль)
2. Какие инструменты и приспособления применяются для сверления отверстий в деревянной или металлической детали? (дрель, коловорот, свёрла, тиски)
3. Как называется приспособление, с помощью которого деталь при её обработке удерживается в одном положении? (зажим, тиски)
4. Как называются инструменты в виде металлических брусков различной формы с насечкой? (рашпиль, напильник)
5. Какие инструменты предназначены для выбирания различных пазов, углублений на поверхности деревянных деталей? (стамеска, долото)
6. Как называется приспособление для зажима деталей при их склеивании? (струбцина)
7. Как называются инструменты для снятия тонким слоем стружки с деревянных поверхностей? (рубанок, фуганок, полуфуганок)
8. Как называется инструмент для прокалывания маленьких отверстий в картоне, дереве? (шило)
Карточки – задания:
Карточка 1.
1.Шурупы для соединения различных деталей:
а) забивают;
б) завинчивают;
в) склеивают.
2.Коловорот-это…
а) инструмент для строгания древесины;
б) инструмент для сверления древесины;
в) инструмент для долбления древесины.
3.Приспособление, применяемое, для точного пиления реек называется…
а) рейсмус;
б) стусло;
в) угольник.
4. Какой инструмент применяют для строгания?
а) шерхебель, рубанок;
б) ножовка;
в) дрель.
5. Из каких основных частей состоит рубанок?
а) рожок, колодка и резец (нож);
б) рожок, колодка, резец (нож) и клин;
в) клин, колодка и рожок.
6. Чем оснащается рабочее место ученика в столярной мастерской?
а) спецодеждой, инструментами, материалами;
б) столярным верстаком, необходимыми материалами и инструментами;
в) письменным столом, спецодеждой и материалами.
Карточка 2.
1.Из какого материала изготавливают изделия в столярной мастерской;
а) из металла;
б) из древесины;
в) из древесины, пластмассы и металла.
2. Какие вы знаете хвойные породы деревьев?
а) сосна, дуб, осина;
б) ель, сосна, берёза;
в) пихта, сосна, ель.
3.По каким признакам различают древесину?
а) по цвету, запаху, текстуре, и твёрдости;
б) по цвету ядра, форме заболони, текстуре;
в) по запаху, годичным кольцам, твёрдости.
4. Какими клеями склеивают детали из древесины?
а) канцелярским, резиновым и синтетическим клеями;
б) глютиновым, костным и синтетическим клеями;
в) глютиновым, казеиновым или синтетическими клеями.
5.Широкая плоскость пиломатериала:
а) доска;
б) брусок;
в) пласть.
6. Участок помещения с установленным на нём оборудованием называется…
а) рабочим местом;
б) местом для работы;
в) местом для занятий.
3.Обьяснение нового материала (10-15 мин)
Линолеум:применение,характерные особенности видов.
Виды линолеума по связующему материалу. Итак, линолеум – какой бывает этот удивительный отделочный материал, завоевавший огромную популярность у миллионов потребителей?
Современный линолеум делится по составу связующих компонентов на пять больших групп:
1.Натуральный линолеум, состоит из натуральных компонентов — льняного масла, сосновой смолы, муки из коры дуба, древесной муки, порошка известняка, натуральных красителей. Выпускается с основой и безосновным. Основа изготавливается из джутового полотна. Натуральный линолеум не выгорает, не меняет цвета по мере эксплуатации, устойчив к кислотам, щелочам, этиловому спирту, жирам.
2. Поливинилхлоридный линолеум, существует несколько его видов. Изготавливается на нетканой, тканевой и вспененной основах. Бывают также и безосновные, однослойные и многослойные варианты. Основной минус ПВХ-линолеума – усадка, ее нужно учесть при укладке материала.
3.Коллоксиновый (нитроцеллюлозный) линолеум – тонкий безосновный материал, обладающий отличной влагостойкостью, эластичностью. Его основной недостаток – высокая возгораемость.
4.Глифталевый линолеум выпускается на тканой основе, обладает высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами. Со временем полотно глифталевого линолеума уменьшается по длине и увеличивается по ширине (это нужно учитывать при укладке).
5.Резиновый линолеум (релин) производится двухслойным: нижний слой – из измельченной древесины, верхний – из синтетического каучука и наполнителя. Характеризуется отличной эластичностью и влагостойкостью, но в жилых комнатах его не применяют, так как со временем начинает выделять вредные для человека вещества.
Наибольшее распространение в строительной отрасли получили первые 2 группы. Из всех линолеумов натуральный линолеум — самый экологичный и безопасный отделочный материал. Все же намного большей популярностью у российского потребителя пользуются ПВХ-покрытия, поскольку имеют гораздо меньше
Мастика для приклеивания.
Весь представленный в продаже ассортимент специализированного клея для линолеума можно разделить на 2 вида — дисперсионный и реакционный. Приведем их основные характеристики.
Дисперсионный клей — это состав на водной основе, который включает акрил или целлюлозогликолевую кислоту и специальные добавки — мел, латекс. Он не токсичен, обладает слабым запахом и безопасен для применения в жилых помещениях.
Наиболее распространены 3 разновидности дисперсионного клея:
бустилат— универсальный клей, в состав которого входит мел, латекс и карбоксиметилцеллюлоза. Применяется для линолеума на войлочной (ворсистой) основе.
акрилатный клей — основой клеящего состава являются термопластичные смолы. Клей характеризуется высокой вязкостью. Подходит для укладки гетерогенного и гомогенного покрытия (на основе волокна, джута или с двойной синтетической основой) в помещениях со средней, а также с повышенной проходимостью. Обеспечивает высокий показатель сцепления с хорошо впитывающими основаниями.
гумилакс — производится на основе смеси латекса и каучука, используется для отделки пола натуральным линолеумом Так же он подходит для синтетического покрытия на тканевой и войлочной основе.
Основным недостатком дисперсионного клея выступает потеря свойств в условиях низких температур и влажности. После замерзания клей на водной основе не способен восстанавливать свойства — теряется эластичность, состав крошится. При высокой влажности покрытие может отклеиться. Применять этот вид клея следует в хорошо отапливаемых помещениях, где температура не опускается ниже 15 °C и максимальный уровень влажности менее 60%.
Реакционный клей — состоит из двух компонентов — полиуретанового и эпоксидного материалов. В результате химической реакции при соединении компонентов образуется клеящий эффект. Способ приклеивания линолеума двухкомпонентным составом называют холодной сваркой.
Инструменты для укладки линолеума.
Металлическая линейка поможет ровно разрезать линолеум строго по линии
Зубчатые шпатели для нанесения и разравнивания клея для линолеума
Валик используется для прижатия линолеума и выведения пузырьков воздуха
Чтоб правильно резать линолеум Вам понадобится:
— зубчатый шпатель;
— наточенные ножи;
— длинная линейка (2-3 м);
— угольник (1 м);
— короткая линейка.
1. Подготовьте линолеум к нарезке. Для стабилизации размеров подержите рулоны не менее 2 недель в тепле. Распакуйте, раскатайте и нарежьте линолеум полотнами необходимой длины с учетом припуска на прирезку и усадку. Чем длиннее полотно, тем больше делайте припуск. При длине полотна более 10 м оставьте запас 50-60 мм, при длине до 10 м – 30-40 мм. Для маленького помещения длиной до 6 м оставьте запас линолеума не более 20 мм. Сложите нарезанные листы стопкой на срок до 4-5 дней для полного распрямления.
2. Разложите подготовленный линолеум на полу и разметьте на нем контуры стен. Плотно прижмите линолеум к полу линейкой. Сделайте острым ножом прокол и небольшой разрез. Продолжая прижимать полотно с двух сторон от разреза, проводите резку по линейке по всему периметру. Когда вы дошли до угла сделайте, V-образный вырез в линолеуме. Если в помещении сложный контур пола (трубы, колонны, эркер и т.д.), заранее приготовьте выкройки выступающих частей. Сначала сделайте разметку на тонкой бумаге или газете, а потом перенесите ее на картон. Проводите прирезку линолеума на сложных участках маленькими полосками и точно по выкройке.
3. Нарежьте линолеум с цветным рисунком. Предварительно разложите материал рисунком вверх. Уложив полотно линолеума параллельно стене, прижмите его длинной линейкой и отрезайте. Там, где заканчивается одно полотно, нужно положить следующее. Тщательно подберите рисунок соседних кусков, а в месте соединения положите их внахлест. Обозначьте будущий шов. Чтобы линолеум не сдвигался при нарезке, положите на него тяжелый предмет. Медленно прорежьте два слоя по линейке и соберите обрезки. В помещениях с большой площадью приходится делать прирезку нескольких полотен и подбирать рисунки по кайме линолеума. В этом случае обрежьте стыкующие каймы с помощью линейки и ножа, не забывая о точном совмещении рисунка.
Виды дефектов и их устранение.
Временное размягчение.
После настилки линолеума часть влаги обязательно впитается в сам линолеум, поскольку в состав мастик для его настилки входят жидкости. В некоторых случаях это приводит к временному размягчению линолеума. Не проявляется это свойство линолеума лишь при использовании клеев и мастик, изготовленных на основе смол и растворителей, так как в данном случае очень быстро происходит испарение влаги. Сейчас отечественная и зарубежная промышленность производит лаки, содержащие большое количество влаги (до 30%), которая испаряется на протяжении всего процесса высыхания клея. Влага отчасти уходит в слои, которые находятся под покрытием, но большая ее часть впитывается самим линолеумом, особенно если основа линолеума имеет низкую гигроскопичность.
Если для наклейки линолеума применять специальные клеи, размягчение покрытия можно уменьшить. В настоящее время существует два вида таких клеев: порошкообразный на основе казеина и двухкомпонентный с цементом. Размягчение при использовании порошкового клея на основе казеина уменьшается почти на 80%, при использовании двухкомпонентного клея с цементом - на 65%. Размягчения линолеума от поглощения им влаги не будет совсем, если использовать традиционный двухкомпонентный клей с полиуретаном или эпоксидной смолой.
Устойчивость к нагрузкам.
Повышенная влажность линолеума, возникающая из-за впитывания им влаги из клеящих мастик, исчезает примерно через 40-45 дней. Это время можно сократить, если создать в помещении благоприятный микроклимат и в течение 5-6 недель не проводить там влажную уборку. Но все же на протяжении этого периода напольное покрытие очень чувствительно к нагрузкам, и вследствие физического воздействия на нем могут образовываться насечки (растрескивание верхнего декоративного слоя).
К опасным воздействиям можно отнести нагрузки от ножек мебели, которые имеют не закругленные окончания. Кроме того, подобные нагрузки могут привести к ямкам на поверхности покрытия. Учитывая это, на ножки мебели (хотя бы в период высыхания) необходимо надевать насадки, которые помогут сохранить внешний вид линолеума.
Двойная нагрузка.
Для создания шумоизолирующего покрытия последовательно укладывают сначала слой "коркмента" (гасящего звук материала), затем линолеума. В этом случае на покрытие будет воздействовать двойная порция влаги. На его долговечность будет оказывать влияние и эластичная прокладка "коркмента". В период высыхания линолеум может деформироваться под любым грузом. Например, мебельные ролики вызывают переменные мнущие нагрузки, они приводят к образованию вмятин и ямок на напольном покрытии.
После полного высыхания клея или мастики в этих местах могут появиться разрывы и трещины. Чтобы не допустить повреждения такого рода, настилку линолеума на "коркмент" нужно производить не раньше семи дней после укладки самого "коркмента", а мебель устанавливать в помещении желательно спустя некоторое время после укладки верхнего слоя покрытия (линолеума).
К появлению различных дефектов (вздутий, волнистости, растрескивания, отклеивания от основания и т.д.) приводит использование мастики низкого качества, небрежная подготовка основания настилка линолеума на влажное основание, плохое приглаживание линолеума и некоторые другие причины.
Вздутия.
Вздутия линолеумного покрытия - довольно частое явление. Его причины:
неправильно приготовленные или сильно загустевшие мастики заводского производства;
несоблюдение сроков сушки оснований и выдержки уложенных линолеумных покрытий;
свойство линолеума поглощать имеющуюся в основании влагу, увеличиваться в размерах и набухать;
нанесение мастики на плохо просушенное основание
Кроме того, вздутия могут появляться при намазывании мастики очень тонкими слоями (менее 0,5 мм), а также в местах, где совсем нет мастики или где ее слой превышает 2 мм (в этом случае мастика долго сохнет). Чтобы не допустить вздутия и отрывания линолеума от основания при деформации, мастику наносят одинаковым по толщине слоем по всему основанию, линолеум тщательно приглаживют, а если это необходимо, то и придавливают грузом. Для того чтобы этот дефект исправить, вздутое место прокалывают шилом, выпускают воздух, закрывают бумагой, проглаживают горячим утюгом или кладут на него мешки с горячим песком. Однако так поступают лишь в том случае, если линолеум уложен на горячей битумной или резинобитумной мастике, плавящейся при нагревании.
Если же линолеум наклеен на холодную мастику, то вздутое место надрезают ножом и вводят под линолеум спринцовкой тот же самый растворитель, на котором приготовлена клеящая мастика. Под действием растворителя мастика размягчается, после чего линолеум тщательно приглаживают и придавливают. Если и это не помогает, значит, под линолеумом нет мастики. Ее добавляют тонкой палочкой через разрез.
Случается, что уже при раскатывании рулона на линолеуме обнаруживают вздутые места - так называемый производственный дефект. Полотна из такого линолеума нужно нарезать так, чтобы вздутия пришлись на края, так как там их легче исправить.
Отклеивание линолеума от основания.
Возникает этот дефект по тем же причинам, что и вздутия. Если линолеум отклеивается почти от всего основания, аккуратно снимите его, очистите от остатков клеящей мастики и положите в просторном помещении вверх тыльной стороной. Таким же образом очистите от старой мастики основание, исправьте его недостатки, загрунтуйте и проведите настилку линолеума заново.
Волнистость линолеума.
Причиной возникновения волнистости может стать длительное хранение рулонов линолеума, сложенными навалом, в результате чего они приобретают форму эллипса. Деформированные таким образом рулоны раскатывают и дают время вылежаться, разровняться. Если через 10-12 дней волны не исчезают, то линолеум кладут на ровное основание и разглаживают мешком с горячим песком, под который обязательно кладут подкладку, чтобы не повредить случайно выпавшими песчинками декоративный слой.
4.Релаксация
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
5.Инструктаж
1) сообщение учащимся указаний по выполнению трудовых приемов, операций и различных практических заданий.
2) ознакомление учащихся с темой и задачами предстоящей работы
3) анализ образца изделия
4) для активизации мыслительной деятельности и более полному осознанию предстоящей практической работы уч-ся предоставляется ответить на вопросы по плакату «Подумай!»
6.Практическая часть. Этап трудовой деятельности учащихся.
1. Расстановка учащихся по рабочим местам с показом каждому в отдельности приёмов выполнения задания.
2. Выдача заданий учащимся.
3. Изготовление изделия согласно плана работы.
4. Проверка организации рабочего места.
5. Установка нормы времени на изделие.
6. Организация работы бригадира, инструментальщиков, дежурных.
7. Выполнение трудовых операций.
8. Проверка выполнения норм, установленных на данном этапе обучения.
9. Хронометраж отдельных трудовых операций.
10. Использование учащихся в работе рационального оборудования, приспособлений и инструментов.
11. Выявление недостатков в обеспечении учащихся работой согласно учебной программы.
12. Перемещение по рабочим местам с целью оказания помощи.
13. Коррекционная работа с учащимися.
14. Проверки соблюдения правил ТБ.
15. Контроль качества работы.
16. Контроль трудовой деятельности на протяжении всего урока.
17. Рациональное использование времени.
18. Поддержание дисциплины и активной работы.
7. Закрепление нового материала(5-10 мин)
- Что называют пластмассами?
- Из каких компонентов пластмасса состоит?
- Какие виды пластмасс вы запомнили?
- Какие изделия изготавливают из пластмассы?
8. Заключительный этап(5-10 мин)
Анализ работы и ошибок обучающихся:
1. Вы сегодня хорошо поработали, внимательно меня слушали и у вас получились хорошие работы.
2. Отмечающиеся обучающиеся, хорошо выполнившие задание.
3. Демонстрируется изготовленные ими изделия.
4. Указывается отдельные недостатки, обьясняются причины их возникновения.
Выставление оценок и их анализ(при оценке изделий необходимо учитывать точность передачи формы ,строения поделки, тщятельность проработки наиболее характерных деталей, качество изделия, время затраченное на изготовление.)
Обобщающая беседа
Какое изделие ты делал?
Какие трудовые операции выполнял?
Состояние спец одежды?
Каким инструментом работал?
Поведение во время работы?
Чем и как контролировал работу?
Как выполнил работу?
Сколько сделал?
Что встретилось нового в работе?
Какие ошибки допускал?
В чем испытывал трудность?
Внешний вид изделия?
Нравится ли работа?
Уборка мастерской.
Организованный конец занятия.
- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.
Закончи пословицу.
Аппетит приходит во время …(еды).
Голод не …(тетка).
Готовь сани летом, а телегу …(зимой).
Кашу маслом не … (испортишь).
Век живи век… (учись).
Без труда не вытащить и рыбку из …(пруда).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Хлеб-соль кушай, а правду … (слушай).
Задание «Блиц - опроса»
Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)
Остра, как игла, а шить не годится. (Шило.)
Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)
Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)