Мастер производственного обучения: Симонова Н.Н.
Учебная практика | ПМ.02. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов |
Дата урока\время | 6 часов |
№ группы, профессия/специальность обучающихся | ОШО-20С Оператор швейного оборудования |
Раздел/тема Программы | 1.Выполнение операций вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании. МДК 02.01.Технология обработки текстильных изделий |
Тема урока | Технология изготовления производственной одежды. Изготовление комбинезона. Обработка карманов, грудки, бретелек. |
Цели урока | Обучающая: закрепить, систематизировать и углубить знания и умения изготовления производственной одежды. |
Развивающая: развивать внимательность, умение логически мыслить, применять теоретические знания при решении практических заданий. |
Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к будущей профессии, культуру общения, коммуникабельность. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Технологии, методы, приёмы обучения | Личностно - ориентированная. Словесный, иллюстративный, практический, проблемно-поисковый, творческий |
Формы организации деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная, групповая |
Оснащение урока | АРМ, ручные иглы №3, ножницы, игольница, булавки, наперсток, мелок портновский, линейка. |
Планируемые результаты |
Общие компетенции |
ОК | Знать: рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК | Уметь: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции |
ПК | Знать: технологию изготовления производственной одежды. |
ПК | Уметь: обрабатывать карманы, грудки, бретельки, контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов. Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов. Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов Контролировать качество кроя и качество выполненных операции. Устранять мелкие неполадки в работе оборудования. Соблюдать правила безопасности труда. |
ХОД УРОКА |
Элементы внешней структуры урока | Элементы внутренней (дидактической) структуры урока | Задачи этапа урока | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
1. Вводный инструктаж | 1.1. Организационный момент | Настрой студентов на урок, активную учебную деятельность | Приветствие. Контроль посещаемости и проверка готовности к уроку, наличие спецодежды. | Сообщение дежурного по присутствию студентам на уроке. |
1.2.Целевая установка | Мотивировать студентов на учебную деятельность, заинтересовать темой урока | Объяснение особенностей и последовательности проведения занятия. Подведение к теме. Проводит параллель с ранее изученным материалом Выдвигает проблему. Сообщение темы урока. | Восприятие разъяснений мастера, вопросы к мастеру, ответы на его вопросы. Определяют и озвучивают тему урока. |
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся Объяснение нового материала | Повторение знаний студентов, необходимых для качественного усвоения нового материала | Повторение ранее изученного материала: Какое назначение имеет спецодежда? Назовите материалы, которые чаще всего используются для изготовления спецодежды? Назовите технологическую последовательность обработки комбинезона. Каковы особенности раскладки выкройки комбинезона на ткани? Объясняет новый материал, используя презентацию «Производственная одежда»» «Карманы. Обработка карманов» Предлагает сделать записи в тетради: Последовательность обработки грудки, бретелек. | Отвечают на вопросы мастера Запоминают, размышляют, осознают места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Делают записи в тетрадь |
1.4.Формирование ориентировочной основы действий обучающихся | Обеспечить полное понимание студентами технологии изготовления блузки: крой, контрольные знаки (организовать деятельность обучающихся и управлять ею). | Объясняет порядок и последовательность выполнения задания, ознакомление с рабочими местами и материальным оснащением. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление студентов с содержанием задания, инструкционными картами объемом работы, порядком выполнения, разбивает на звенья, распределяет по рабочим местам Объясняет, как будет оцениваться работа (оценочные листы) | Восприятие объяснений мастера по использованию инструкционно - технологических карт. Знакомство с критериями оценок, нормами времени на выполнения задания, техникой безопасности при выполнении задания. Деление на группы. Студенты расписываются в журнале по ТБ. |
2. Текущий инструктаж | 2.1. Формирование (отработка) новых способов действия 2.2. Применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия | Применение и развитие усвоенных знаний и освоенных умений (организовать деятельность обучающихся и управлять ею). Подвести итоги занятия, проверить реализацию его целей. | Целевые обходы мастера: Первый обход рабочих мест: Проверяет, правильно ли студенты выбрали набор необходимых инструментов; в порядке ли содержат рабочее место и специальную одежду; обращает внимание на соблюдение ТБ. Второй обход рабочих мест. Контролирует использование инструментов, приспособлений; на рабочем месте беседует с обучающимися, даёт консультации по возникшим вопросам; обращает внимание на соблюдение ТБ. Третий обход рабочих мест. Следит за процессом выполнения задания; контролирует качество выполнения заданий; оказывает помощь в работе; даёт консультации по возникшим вопросам; обращает внимание на соблюдение ТБ. Четвёртый обход рабочих мест. Прием и проверка выполненных работ, проверяет сдачу рабочих мест, комплектность инструмента, приспособления. | Выполняют задания в соответствии с инструкционной картой; Самостоятельно выбирают набор необходимых инструментов. Организуют рабочее место. Соблюдают правила Т.Б. Выполняют задания в соответствии с инструкционной картой; Отвечают на вопросы мастера; задают вопросы мастеру по необходимости; соблюдают правила Т.Б. Выполняют задания в соответствии с инструкционной картой; Отвечают на вопросы мастера; задают вопросы мастеру по необходимости; соблюдают правила Т.Б. Выполняют задания в соответствии с инструкционной картой; Отвечают на вопросы мастера; задают вопросы мастеру по необходимости; соблюдают правила Т.Б.; сдают рабочие места, проверяют комплектность инструмента, приспособлений; приводят в порядок рабочее место. |
2.3. Выдача домашнего задания | Создать условия для усвоения обучающимися содержания домашнего задания и требований к его выполнению | Озвучивает и объясняет домашнее задание (с возможностью выбора). | |
3. Заключительный инструктаж | 3.1. Подведение итогов урока | | Задаёт контрольные вопросы. Какие виды карманов вы знаете? На каком расстоянии от срезов нужно обтачивать бретели? Зачем необходимо срезать припуски шва в уголках бретелей и на каком расстоянии это нужно сделать? Зачем необходимо выметывать бретель прямыми стежками? Подводит краткие итоги работы каждого звена с тем, чтобы доказать, как достигнута цель урока. Делает анализ ошибкам, допущенных студентами, для повторного закрепления заданий полученных в процессе занятий. Указывает на положительную работу студентам одних звеньев и недостаточную работу других звеньев. Сообщает студентам оценки, выставленные в журнал. Проводит рефлексию. | Отвечают на вопросы мастера. Самооценка и взаимооценка результатов деятельности, выражают свое отношение к уроку |
а). Сложить деталь бретели пополам, «лицом к лицу». Уравнять срезы.
б). Сметать бретель по продольному и одному поперечному срезу на расстоянии 0,9 см от срезов.
в). Обтачать на 1 см от срезов. Удалить нитки сметочной строчки.
г). Срезать припуски шва в уголке наискосок, оставить 0,3 см.
д). Вывернуть бретель на лицевую сторону.
е). Выметать шов обтачивания бретели с помощью прямых стежков.
ж). Проутюжить бретель.
Материал для изучения.
Карманы имеют декоративное и утилитарное назначение. По конструкции карманы бывают: накладные, во шве, прорезные.
Наименование операции | Технические условия на выполнение операции | Рисунок |
Дублирование верхнего припуска кармана, прокладывание клеевой кромки | Накладной карман - 1 дет. из основной ткани (с припуском по верхнему срезу 3,5 - 4,0 см, по остальным сторонам — 1-1,5 см. Клеевая прокладка – шириной 3,0-3,5 см. дублируют верхний припуск кармана. Кромка - 1 деталь. Прокладывают вдоль верхнего края кармана поверх клеевой прокладки по припуску. | |
Застрачивание среза верхнего припуска | Застрачивают срез верхнего припуска, подогнув на изнаночную сторону 0,5 — 0,7 см, шириной шва 0,2 см (строчка I). | |
Обтачивание углов кармана, приутюживание | Обтачивают углы кармана верхним припуском (строчка 2); ширина шва равна ширине припуска по боковым сторонам. Излишки ткани из припусков высекают. Углы кармана вывертывают, выправляют, приутюживают с одновременным заутюживанием верхнего края кармана, боковой и нижней сторон | |
Обработка нижних углов кармана | Припуски на углах кармана прямоугольной формы стачивают под углом 45 градусов к сторонам кармана, шов подрезают, разутюживают, вывертывают на лицевую сторону. Заутюживают припуски по всем сторонам кармана | |
Настрачивание кармана | Совмещают углы кармана с намеченными знаками на изделии и настрачивают (после наметывания) машинной строчкой, ширина которой определяется моделью (строчка 3). Верхние углы кармана закрепляют машинной закрепкой в виде треугольника (рис. а) или прямоугольника (рис. б). | |
Наименование операции | Технические условия на выполнение операции | Рисунок |
Проверка деталей кроя | Накладной карман - 1 дет. из основной ткани (с припуском по верхнему срезу 3,5 - 4,0 см, по остальным сторонам — 1-1,5 см. Подкладка кармана — 1 деталь (выкраивают соответственно детали верха, с припуском по срезам 1-1,5 см. Клеевая прокладка – шириной 3,5-4,0 см. дублируют верхний припуск кармана. Кромка - 1 деталь. Прокладывают вдоль верхнего края кармана поверх клеевой прокладки по припуску. | |
Притачивание подкладки к верхнему припуску кармана | Карман складывают с подкладкой лицевыми сторонами внутрь, уравнивают верхние срезы и притачивают подкладку (строчка 1) швом шириной 0,5 — 0,7 см. Шов заутюживают на подкладку. Для последующего вывертывания строчку притачивания подкладки прерывают по середине на участке длиной 4 — 5 см. | |
Обтачивание боковых сторон кармана | Карман с подкладкой перегибают по верхней линии кармана, складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы. Обтачивают боковые и нижнюю (строчка 2) стороны швом шириной 0,5 —0,7 см (по подкладке кармана). Вывертывают через отверстие в шве, выправляют, выметывают с образованием канта из ткани кармана. Подшивают подкладку потайными подшивочными стежками на нестачанном участке. Приутюживают. Нитки временного назначения удаляют. Карман приутюживают. | |
Настрачивание кармана | Карман настрачивают на полочку шириной шва в зависимости от модели. Если больше 0,5 см., то края кармана пришивают к полочке потайными подшивочными стежками с лицевой стороны. | |
2 способ Притачивание кармана вместе с подкладкой. Соединение верхнего края кармана с подкладкой | Подкладку притачивают к верхнему припуску кармана швом шириной 0,7 см (строчка 1). Припуски кармана и подкладки кармана по боковым и нижним сторонам кармана равны 0,5 —0,7 см. | |
Соединение кармана с подкладкой по боковым и нижним срезам | Соединяют карман с подкладкой машинной строчкой (строчка 2) швом шириной 0,4—0,5 см, предварительно уравняв срезы (боковые и нижние) на кармане и подкладке кармана (детали сложены изнаночными сторонами внутрь) | |
Разметка кармана на полочке. | На полочке намечают контур кармана в готовом виде. Карман накладывают на полочку, совмещая верхний край с верхней линией, и ставят контрольные знаки на полочке и кармане (знаки перпендикулярны краям кармана). | |
Притачивание кармана | Карман накладывают на полочку и притачивают боковые и нижний срезы кармана к полочке по изнаночной стороне кармана, совмещая контрольные знаки и делая посадку из кармана на закруглениях, швом шириной 0,5 — 0,7 см (строчка 3). | |
Наименование операции | Технические условия на выполнение операции | Рисунок |
1. Обработка кармана с цельнокроеными припусками на обработку кармана 1.1. Проверка деталей кроя | 1 – Кромка для верхнего края кармана; 2 – Долевик (клеевой или неклеевой) 3 – Подкладка кармана из двух частей; 4 . Передняя и боковая часть полочки, выкраивают с припусками на обработку кармана, ширина припусков 3,5-4,0 см. | |
1.2 Разметка линии входа в карман | Направление линии входа в карман определяют линией рельефа, а длину кармана определяют двумя знаками, перпендикулярными линии входа в карман | |
1.3. Прокладывание кромки | Кромку прокладывают с некоторым натяжением на расстоянии 0,1-0,2 см. от сгиба кармана в сторону припуска; концы кромки должны перекрывать контрольные знаки на 1 см. | |
1.4. Прокладывание долевика | Долевик прокладывают с изнаночной стороны боковой части так, чтобы он перекрывал линию входа в карман на 2 — 3 см и выходил за контрольные знаки на 1,0— 1,5 см. | |
1.5. Притачивание подкладки к припускам кармана | Подкладку кармана притачивают (со стороны подкладки) к обоим припускам швом шириной 0,7— 1,0 см. (строчка 1). Припуски заутюживают на подкладку. | |
1.6. Стачивание рельефа и подкладки кармана | Части полочки складывают лицевыми сторонами внутрь и стачивают по передней части полочки; одновременно стачивают подкладку кармана (строчка 2). Концы кармана закрепляют двойной машинной строчкой шириной 1 см. | |
1.7. Обработка рельефа, закрепление сгиба кармана, влажно-тепловая обработка | Рельеф выметывают, шов выправляют на переднюю, часть полочки, одновременно заметывают верхний край кармана. Сгиб кармана закрепляют клеевой паутинкой или на машине потайного стежка, или вспушной строчкой. Карман приутюживают, нитки временного назначения удаляют, приутюживают повторно (см. рисунок кармана в готовом виде). | |
2. Особенности обработки кармана с отрезными припусками на обработку кармана | Притачивают детали обтачки (строчка 1) к передним частям полочки, детали подзора — к боковым частям полочки (строчка 1/). Ширина швов должна быть меньше на 0,1—0,3 см ширины швов стачивания рельефов. Это необходимо для того, чтобы шов обтачивания кармана на передней части полочки был выметан с кантом (соответственно 0,1 —0,3 см), а шов притачивания подзора располагался бы под верхним краем кармана (на 0,1 —0,3 см) и был не заметен с лицевой стороны. | |
Наименование операции | Технические условия на выполнение операции | Рисунок |
1. Проверка деталей кроя. | Обтачки — 2 детали из основной ткани; нить основы — вдоль детали; ширина обтачек равна удвоенной ширине рамок плюс припуск на шов притачивания. Длина равна длине входа в карман плюс 3 — 4 см. Подзор — 1 деталь из основной ткани; нить основы — как на полочке; ширина 6 — 7 см, длина равна длине входа в карман + 3 — 4 см. Долевик — 1 деталь, может быть клеевой или неклеевой (из бязи или другой хлопчатобумажной ткани), нить основы проходит вдоль линии входа в карман (для предохранения входа в карман от растяжения); длина равна длине линии входа в карман + 8-9 см, ширина 5 — 6 см. Подкладка кармана — 1 деталь (может состоять из двух частей), нить основы — по ходу руки; ширина равна длине подзора, длина – удвоенной ширине подкладки кармана. | |
2. Разметка входа в карман. Прокладывание долевика. | Намечают линию входа в карман 3 основными линиями и 2 вспомогательными линиями (расстояние между вспомогательными линиями равно четырём рамкам. | |
3. Обработка рамок (обтачек). | Верхнюю обтачку заутюживают вдоль по середине лицевой стороной наружу (рис. а), нижнюю заутюживают на 1/3 ширины лицевой стороной наружу (рис. б). | |
4. Притачивание обтачек. | Приметывают обтачки, располагая их встык к намеченным вспомогательным линиям. Притачивают каждую на расстоянии, равном ширине рамки относительно сгибов обтачек. Рамки должны быть длиннее входа в карман на 2 см с каждой стороны. | |
5. Разрезание кармана. | Полочку разрезают по линии кармана со стороны долевика между двумя строчками от середины, не доходя до концов строчек на 0,5 —0,6 см, далее ткань разрезают в обе стороны наискосок, углом к концам строчек, не доходя до них на 0,1 — 0,2. | |
6. Выметывание рамок. | Вывергывают, выправляют, выметывают рамки косыми стежками длиной 0,7 — 0,8 см, на 0,4 — 0,5 см от шва притачивания рамок. Рамки соединяют крестообразными ручными стежками. | |
7. Притачивание (настрачивание) подзора. Притачивание подзора в шов притачивания верхней рамки. 8. Стачивание подкладки | Притачивают или настрачивают (строчка 3) подзор к другому срезу подкладки кармана. Подзор притачивают в шов притачивания верхней обтачки (строчка 4) со стороны долевика. Тройной машинной строчкой закрепляют углы кармана, одновременно стачивают подкладку кармана швом шириной 1,0 — 1,5 см (строчка 5). Карман приутюживают с лицевой и изнаночной сторон через увлажненный проутюжильник. Нитки временного назначения удаляют, карман повторно приутюживают. | |
Обработку пояса и бретелей можно производить, используя об-тачной, накладной и окантовочный швы . Срезы пояса и бретелей можно обработать также декоративной тесьмой или использовать ее в качестве готового пояса и бретелей