kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока учебной практики "Изготовление комбинезона. Обработка карманов, грудки, бретелек."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Закрепить, систематизировать и углубить знания и умения изготовления производственной одежды.

2. Развивать внимательность, умение логически мыслить, применять теоретические знания при решении практических заданий.

3. Воспитывать устойчивый интерес к будущей профессии, культуру общения, коммуникабельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока учебной практики "Изготовление комбинезона. Обработка карманов, грудки, бретелек."»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Мастер производственного обучения: Симонова Н.Н.

Учебная практика

ПМ.02. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов

Дата урока\время

6 часов

№ группы, профессия/специальность обучающихся

ОШО-20С

Оператор швейного оборудования

Раздел/тема Программы

1.Выполнение операций вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании.

МДК 02.01.Технология обработки текстильных изделий

Тема урока

Технология изготовления производственной одежды.
Изготовление комбинезона. Обработка карманов, грудки, бретелек.

Цели урока

Обучающая: закрепить, систематизировать и углубить знания и умения изготовления производственной одежды.

Развивающая: развивать внимательность, умение логически мыслить, применять теоретические знания при решении практических заданий.

Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к будущей профессии, культуру общения, коммуникабельность.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Технологии, методы, приёмы обучения

Личностно - ориентированная. Словесный, иллюстративный, практический, проблемно-поисковый, творческий

Формы организации деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная, групповая

Оснащение урока

АРМ, ручные иглы №3, ножницы, игольница, булавки, наперсток, мелок портновский, линейка.

Планируемые результаты

Общие компетенции

ОК

Знать: рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК

Уметь: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции

ПК

Знать: технологию изготовления производственной одежды.

ПК

Уметь: обрабатывать карманы, грудки, бретельки, контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов.

Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов.

Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов

Контролировать качество кроя и качество выполненных операции.

Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.

Соблюдать правила безопасности труда.

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность мастера производственного обучения

Деятельность обучающихся

1. Вводный инструктаж

1.1. Организационный момент

Настрой студентов на урок, активную учебную деятельность

Приветствие. Контроль посещаемости и проверка готовности к уроку, наличие спецодежды. 

Сообщение дежурного по присутствию студентам на уроке.

1.2.Целевая установка

Мотивировать студентов на учебную деятельность, заинтересовать темой урока

Объяснение особенностей и последовательности проведения занятия.

Подведение к теме. Проводит параллель с ранее изученным материалом

Выдвигает проблему.

Сообщение темы урока.


Восприятие разъяснений мастера, вопросы к мастеру, ответы на его вопросы.



Определяют и озвучивают тему урока.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Объяснение нового материала

Повторение знаний студентов, необходимых для качественного усвоения нового материала

Повторение ранее изученного материала:

  1. Какое назначение имеет спецодежда?

  2. Назовите материалы, которые чаще всего используются для изготовления спецодежды?

  3. Назовите технологическую последовательность обработки комбинезона.

  4. Каковы особенности раскладки выкройки комбинезона на ткани?

Объясняет новый материал, используя презентацию «Производственная одежда»» «Карманы. Обработка карманов»

Предлагает сделать записи в тетради: Последовательность обработки грудки, бретелек.

Отвечают на вопросы мастера





Запоминают, размышляют, осознают места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Делают записи в тетрадь

1.4.Формирование ориентировочной основы действий обучающихся

Обеспечить полное понимание студентами технологии изготовления блузки: крой, контрольные знаки (организовать деятельность обучающихся и управлять ею).


Объясняет порядок и последовательность выполнения задания, ознакомление с рабочими местами и материальным оснащением.


Инструктаж по технике  безопасности.

Ознакомление студентов с содержанием задания, инструкционными картами

объемом работы, порядком выполнения, разбивает на звенья,

распределяет по рабочим местам

Объясняет, как будет оцениваться работа

(оценочные листы)


Восприятие объяснений мастера по использованию инструкционно - технологических карт.

Знакомство с критериями оценок, нормами времени на выполнения задания, техникой безопасности при выполнении задания. Деление на группы.

Студенты расписываются в журнале по ТБ.


2. Текущий инструктаж

2.1. Формирование (отработка) новых способов действия









2.2. Применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия

Применение и развитие усвоенных знаний и освоенных умений (организовать деятельность обучающихся и управлять ею).




Подвести итоги занятия, проверить реализацию его целей.

Целевые обходы мастера:

  1. Первый обход рабочих мест:

Проверяет, правильно ли студенты выбрали набор необходимых инструментов;

в порядке ли содержат рабочее место и специальную одежду;

обращает внимание на соблюдение ТБ.

  1. Второй обход рабочих мест.

Контролирует использование инструментов, приспособлений;



на рабочем месте беседует с обучающимися,

даёт консультации по возникшим вопросам;

обращает внимание на соблюдение ТБ.

Третий обход рабочих мест.

Следит за процессом выполнения задания;

контролирует качество выполнения заданий;

оказывает помощь в работе;

даёт консультации по возникшим вопросам;

обращает внимание на соблюдение ТБ.

Четвёртый обход рабочих мест.

Прием и проверка выполненных работ,

проверяет сдачу рабочих мест, комплектность инструмента, приспособления.






Выполняют задания в соответствии с инструкционной картой;

Самостоятельно выбирают набор необходимых инструментов.

Организуют рабочее место.

Соблюдают правила  Т.Б.



Выполняют задания в соответствии с инструкционной картой;

Отвечают на вопросы мастера; задают вопросы мастеру по необходимости;

соблюдают правила  Т.Б.







Выполняют задания в соответствии с инструкционной картой;

Отвечают на вопросы мастера; задают вопросы мастеру по необходимости;

соблюдают правила  Т.Б.



Выполняют задания в соответствии с инструкционной картой;

Отвечают на вопросы мастера; задают вопросы мастеру по необходимости;

соблюдают правила  Т.Б.;

сдают рабочие места, проверяют комплектность инструмента, приспособлений;

приводят в порядок рабочее место.

2.3. Выдача домашнего задания

Создать условия для усвоения обучающимися содержания домашнего задания и требований к его выполнению


Озвучивает и объясняет

домашнее задание

(с возможностью выбора).


3. Заключительный инструктаж

3.1. Подведение итогов урока


Задаёт контрольные вопросы.

Какие виды карманов вы знаете?


На каком расстоянии от срезов нужно обтачивать бретели?

Зачем необходимо срезать припуски шва в уголках бретелей и на каком расстоянии это нужно сделать?

Зачем необходимо выметывать бретель прямыми стежками?


Подводит краткие итоги работы каждого звена с тем, чтобы доказать, как достигнута цель урока.


Делает анализ ошибкам, допущенных студентами, для повторного закрепления заданий полученных в процессе занятий.

Указывает на положительную работу студентам одних звеньев и недостаточную работу других звеньев.

Сообщает студентам оценки, выставленные в журнал.

Проводит рефлексию.


Отвечают на вопросы мастера.









Самооценка и взаимооценка результатов деятельности, выражают свое отношение к уроку





ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Инструкционная карта № 1 Обработка карманов. 1. Выберете вид кармана и произведите его обработку.

Инструкционная карта №2 Обработка бретелей.

а). Сложить деталь бретели пополам, «лицом к лицу». Уравнять срезы.

б). Сметать бретель по продольному и одному поперечному срезу на расстоянии 0,9 см от срезов.

в). Обтачать на 1 см от срезов. Удалить нитки сметочной строчки.

г). Срезать припуски шва в уголке наискосок, оставить 0,3 см.

д). Вывернуть бретель на лицевую сторону.

е). Выметать шов обтачивания бретели с помощью прямых стежков.

ж). Проутюжить бретель.

Инструкционная карта №3 Обработка нагрудника








ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Материал для изучения.

Обработка карманов

Карманы имеют декоративное и утилитарное назначение. По конструкции карманы бывают: накладные, во шве, прорезные.

Накладные карманы



Н акладные карманы могут быть различной формы. Верхний край кармана может быть обработан цельнокроеной или отрезной обтачкой, окантовочным швом, с клапаном т.д. Накладные карманы обрабатывают на подкладке и без неё, а в изделиях из легкорастяжимых материалов - с прокладкой. Процесс обработки накладных карманов состоит из 2 этапов: сборки деталей кармана и соединения его с изделием.











Обработка простого накладного кармана



Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок

Дублирование верхнего припуска кармана, прокладывание клеевой кромки





Накладной карман - 1 дет. из основной ткани (с припуском по верхнему срезу 3,5 - 4,0 см, по остальным сторонам — 1-1,5 см.

Клеевая прокладка – шириной 3,0-3,5 см. дублируют верхний припуск кармана.

Кромка - 1 деталь. Прокладывают вдоль верхнего края кармана поверх клеевой прокладки по припуску.

Застрачивание среза верхнего припуска

Застрачивают срез верх­него припуска, подогнув на изнаночную сторону 0,5 — 0,7 см, шириной шва 0,2 см (строчка I).


Обтачивание углов кармана, приутюживание

Обтачивают углы карма­на верхним припуском (строчка 2); ширина шва равна ширине припуска по боковым сторонам. Излишки ткани из при­пусков высекают.

Углы кармана выверты­вают, выправляют, при­утюживают с одновре­менным заутюживанием верхнего края кармана, боковой и нижней сто­рон


Обработка нижних углов кармана

Припуски на углах кармана прямоугольной формы стачивают под углом 45 градусов к сторонам кармана, шов подрезают, разутюживают, вывертывают на лицевую сторону. Заутюживают припуски по всем сторонам кармана


Настрачивание кармана

Совмещают углы карма­на с намеченными зна­ками на изделии и на­страчивают (после на­метывания) машинной строчкой, ширина кото­рой определяется моде­лью (строчка 3). Верхние углы кармана закрепляют машинной закрепкой в виде тре­угольника (рис. а) или прямоугольника (рис. б).








Особенности обработки накладного кармана с подкладкой



Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок

Проверка дета­лей кроя







Накладной карман - 1 дет. из основной ткани (с припуском по верхнему срезу 3,5 - 4,0 см, по остальным сторонам — 1-1,5 см.

Подкладка кармана — 1 деталь (выкраи­вают соответственно де­тали верха, с припуском по срезам 1-1,5 см.

Клеевая прокладка – шириной 3,5-4,0 см. дублируют верхний припуск кармана.

Кромка - 1 деталь. Прокладывают вдоль верхнего края кармана поверх клеевой прокладки по припуску.

Притачивание подкладки к верх­нему припуску кар­мана


Карман складывают с подкладкой лицевыми сторонами внутрь, урав­нивают верхние срезы и притачивают подкладку (строчка 1) швом шири­ной 0,5 — 0,7 см. Шов за­утюживают на подкладку. Для последующего вывер­тывания строчку притачи­вания подкладки преры­вают по середине на участ­ке длиной 4 — 5 см.

Обтачивание боковых сторон кармана


Карман с подкладкой пе­регибают по верхней ли­нии кармана, складывают лицевы­ми сторонами внутрь, уравнивают срезы. Обтачивают бо­ковые и нижнюю (строч­ка 2) стороны швом ши­риной 0,5 —0,7 см (по подкладке кармана). Вывер­тывают через отверстие в шве, выправляют, выме­тывают с образованием канта из ткани кармана. Подшивают подкладку потайными подшивоч­ными стежками на неста­чанном участке. Приутюживают. Нитки временного назначения удаляют. Карман при­утюживают.

Настрачивание кармана

Карман настрачивают на полочку шириной шва в зависимости от модели. Если больше 0,5 см., то края кармана пришивают к полочке потайными подшивочными стежками с лицевой стороны.

2 способ Притачивание кармана вместе с подкладкой.

Соединение верхнего края кар­мана с подкладкой

Подкладку притачивают к верхнему припуску кармана швом шириной 0,7 см (строчка 1). Припуски кармана и подкладки кармана по боковым и нижним сторонам кармана равны 0,5 —0,7 см.


Соединение кармана с подкладкой по боковым и нижним срезам






Соединяют карман с под­кладкой машинной строч­кой (строчка 2) швом ши­риной 0,4—0,5 см, пред­варительно уравняв срезы (боковые и нижние) на кармане и подкладке кар­мана (детали сложены из­наночными сторонами внутрь)


Разметка кар­мана на полочке.


На полочке намечают кон­тур кармана в готовом виде. Карман накладывают на полочку, совмещая верх­ний край с верхней лини­ей, и ставят контрольные знаки на полочке и карма­не (знаки перпендикуляр­ны краям кармана).



Притачивание кармана



Карман накладывают на полочку и притачивают боковые и нижний срезы кармана к полочке по из­наночной стороне карма­на, совмещая контроль­ные знаки и делая посад­ку из кармана на закруг­лениях, швом шириной 0,5 — 0,7 см (строчка 3).






Обработка карманов в рельефных швах без отделочной строчки



Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок

1. Обработка

кар­мана с цельнокрое­ными припусками на обработку кар­мана

1.1. Проверка дета­лей кроя


1 – Кромка для верхнего края кармана;

2 – Долевик (клеевой или неклеевой)

3 – Подкладка кармана из двух частей;

4 . Передняя и боковая часть полочки, выкраивают с припусками на обработку кармана, ширина припусков 3,5-4,0 см.

1.2 Разметка линии входа в карман

Направление линии входа в карман определяют линией рельефа, а длину карма­на определяют двумя зна­ками, перпендикулярны­ми линии входа в карман


1.3. Прокладывание кромки

Кромку прокладывают с некоторым натяжением на расстоянии 0,1-0,2 см. от сгиба кармана в сторону припуска; концы кромки должны перекрывать контрольные знаки на 1 см.

1.4. Прокладыва­ние долевика


Долевик прокладывают с изнаночной стороны боковой части так, что­бы он перекрывал ли­нию входа в карман на 2 — 3 см и выходил за контрольные знаки на 1,0— 1,5 см.


1.5. Притачивание подкладки к

при­пускам кармана


Подкладку кармана при­тачивают (со стороны подкладки) к обоим при­пускам швом шириной 0,7— 1,0 см. (строчка 1). Припуски заутюживают на подкладку.


1.6. Стачивание рельефа и подклад­ки кармана


Части полочки склады­вают лицевыми

сторо­нами внутрь и стачива­ют по передней части полочки; одновремен­но стачивают подкладку кармана (строчка 2). Концы кармана закреп­ляют двойной машин­ной строчкой шириной 1 см.


1.7. Обработка рельефа, закрепле­ние сгиба кармана, влажно-тепловая обработка


Рельеф выметывают, шов выправляют на переднюю, часть полочки, одновре­менно заметывают верх­ний край кармана. Сгиб кармана закрепляют кле­евой паутинкой или на машине потайного стежка, или вспушной строчкой. Карман приутюживают, нитки временного на­значения удаляют,

при­утюживают повторно (см. рисунок кармана в гото­вом виде).

2. Особенности обработки кар­мана с отрезными припусками на

обра­ботку кармана

Притачивают детали об­тачки (строчка 1) к пе­редним частям полоч­ки, детали подзора — к боковым частям полоч­ки (строчка 1/). Шири­на швов должна быть меньше на 0,1—0,3 см ширины швов стачивания рельефов. Это необходимо для того, чтобы шов об­тачивания кармана на пе­редней части полочки был выметан с кантом (соот­ветственно 0,1 —0,3 см), а шов притачивания под­зора располагался бы под верхним краем кармана (на 0,1 —0,3 см) и был не заметен с лицевой сто­роны.




Особенности изготовления кармана в рельефном шве с отделочной строчкой


Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок




Притачивание подкладки кармана к припускам

Притачивают подкладку кармана к припускам на обработку кармана (строчка 1).

Стачивание релье­фов


Стачивают рельефы до контрольных знаков кар­мана (строчка 2), под­кладку кармана не стачи­вают.


Прокладывание отделочной строчки по краю кармана


Припуск на полочке замётывают вдоль линии кармана, приутюживают, прокладывают отделочную строчку без закрепок в начале и конце входа в карман (строчка 3), нитки убирают на изнаночную сторону изделия с помощью иглы. Нитки замётывания удаляют. Повторно приутюживают.

Стачивание под­кладки кармана

Стачивают подкладку кармана (строчка 4), сло­жив ее лицевыми сторо­нами внутрь. У верхнего и нижнего контрольных знаков ставят закрепку

Обработка релье­фа

Прокладывают отделоч­ную строчку по рельефу, которая должна являться продолжением строчки на кармане (строчка на рисунке в готовом виде не указана).



Особенности обработки кармана с листочкой в рельефном шве


Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок

Проверка дета­лей кроя


1 - Листочка в готовом виде;

2 - Части полочки без припусков;

3 - Две части подкладки кармана;

4 – Долевик.

-

Соединение ли­сточки с подклад­кой кармана


На подлисточку накла­дывают подкладку

кар­мана лицевой стороной внутрь, притачивают под­кладку кармана к лис­точке швом шириной 0,8 —0,9 см, совмещая срезы подкладки и лис­точки (строчка 1).


Притачивание

ли­сточки


Листочку с подкладкой кармана (подкладка кар­мана длиннее листочки на ширину шва стачива­ния подкладки) притачи­вают (строчка 2) к пере­дней части полочки швом шириной 1 см (ширина шва стачивания рельефа).


Притачивание подкладки кармана

к боковой части

по­лочки


Прокладывают долевик на боковую часть полоч­ки так, чтобы концы ли­сточки впоследствии на­страчивались на него. Подкладку притачиваю к боковой части полоч­ки швом шириной 0,7 — 1,0 см (строчка 3). Шов заутюживают на под­кладку


Стачивание релье­фов и частей под­кладки

Стачивают рельефы до шва притачивания ли­сточки швом шириной 1 см. Затем стачивают подкладку кармана швом шириной 1 см (строчка 4). Концы листочки закреп­ляют (строчка 5) анало­гично прорезному кар­ману с листочкой. Шов стачивания рельефа и шов притачи­вания листочки к полоч­ке должны быть продол­жением друг друга






Прорезные карманы





По конструкции прорезные карманы бывают: в простую и сложную рамки, с листочкой с втачными и настрочными концами, с клапаном с одной и двумя обтачками.











Обработки прорезного кармана в простую рамку



Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок

1. Проверка дета­лей кроя.


Обтачки — 2 детали из основной ткани; нить основы — вдоль детали; ширина обтачек равна удвоенной ширине рамок плюс припуск на шов притачивания. Длина равна длине входа в кар­ман плюс 3 — 4 см.


Подзор — 1 деталь из основной ткани; нить основы — как на полоч­ке; ширина 6 — 7 см, длина равна длине входа в карман + 3 — 4 см.



Долевик — 1 деталь, может быть клеевой или неклеевой (из бязи или другой хлопчатобумажной тка­ни), нить основы прохо­дит вдоль линии входа в карман (для предохране­ния входа в карман от растяжения); длина рав­на длине линии входа в карман + 8-9 см, ширина 5 — 6 см.


Подкладка карма­на — 1 деталь (может со­стоять из двух частей), нить основы — по ходу руки; ширина равна дли­не подзора, длина – удвоенной ширине подкладки кармана.



2. Разметка входа в карман.

Проклады­вание долевика.


Намечают линию входа в карман 3 основ­ными линиями и 2 вспомогательными ли­ниями (расстояние меж­ду вспомогательными линиями равно четырём рамкам.


3. Обработка рамок (обтачек).

Верхнюю обтачку заутю­живают вдоль по середи­не лицевой стороной на­ружу (рис. а), нижнюю заутюживают на 1/3 ши­рины лицевой стороной наружу (рис. б).







4. Притачивание

об­тачек.


Приметывают обтачки, располагая их встык к намеченным вспомогательным линиям. Прита­чивают каждую на рас­стоянии, равном шири­не рамки относительно сгибов обтачек. Рамки должны быть длиннее входа в карман на 2 см с каждой стороны.


5. Разрезание кармана.








Полочку разрезают по линии кармана со сторо­ны долевика между дву­мя строчками от середи­ны, не доходя до концов строчек на 0,5 —0,6 см, далее ткань разрезают в обе стороны наискосок, углом к кон­цам строчек, не доходя до них на 0,1 — 0,2.





6. Выметывание рамок.


Вывергывают, выправляют, выметыва­ют рамки косыми стеж­ками длиной 0,7 — 0,8 см, на 0,4 — 0,5 см от шва притачивания рамок. Рамки соединяют крес­тообразными ручными стежками.


7. Притачивание (настрачивание) подзора. Притачи­вание подзора в шов притачивания верхней рамки.





8. Стачивание

под­кладки


Притачивают или на­страчивают (строчка 3) подзор к другому срезу подкладки кармана. Подзор притачивают в шов притачивания верх­ней обтачки (строчка 4) со стороны долевика.








Тройной машинной строчкой закрепляют углы кармана, одновременно стачивают подкладку кар­мана швом шириной 1,0 — 1,5 см (строчка 5). Карман приутюживают с лицевой и изнаночной сторон через увлажнен­ный проутюжильник. Нитки временного на­значения удаляют, кар­ман повторно приутю­живают.




Обработка мелких деталей

Обработка пояса и бретелей

Обработку пояса и бретелей можно производить, используя об-тачной, накладной и окантовочный швы . Срезы пояса и бретелей можно обработать также декоративной тесьмой или использовать ее в качестве готового пояса и бретелей


а) б)

Рис. Обработка пояса обтач-ным швом: а ‒ операция обта-чивания; б – вид готовой детали а) б)

Обработка пояса: а ‒ наклад-ным швом; б ‒ окантовочным швом с закрытыми срезами

Обработка пояса декоративной тесьмой









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Симонова Надежда Николаевна

Дата: 24.12.2022

Номер свидетельства: 621388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства