kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по технологии "Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления учащихся с химическими волокнами, их свойствами;  научить определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон; способствовать развитию аккуратности, внимательности, эстетического вкуса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по технологии "Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон"»

Технологическая карта урока технологии

1. Ф.И.О. учителя: Савчак Ирина Валерьевна

2. Класс: 7 Дата: __.09 .2018 Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок

3. Ресурсы учителя: учебник «Технология 7 класс»

4. Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал

5. Межпредметные связи: ИЗО,  биология, история, математика

Тема

Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон

Тип урока

Урок рефлексии (практикум)

Цель

Создать условия для ознакомления учащихся с химическими волокнами, их свойствами; научить определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон; способствовать развитию аккуратности, внимательности, эстетического вкуса.

Задачи

Создать условия для овладения учащимися навыками и формирование умений правильно и качественно определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон; содействовать  формированию знаний о химических волокнах, их свойствах; создать условия для развития у учащихся   способности оценивать, анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы; создать условия для воспитания эстетического вкуса, самостоятельности, аккуратности

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

-научатся работать в группе; работать с опорой на инструкционную карту;

-научатся определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон;

- оценивать результаты своей деятельности;

- осознавать свое эмоциональное состояние от выполненной работы


Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, работать по предложенному учителем плану, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: получить знания о химических волокнах, их свойствах; научить определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон; проверить сформированность умений осуществлять приготовление по инструкционно-технологическим картам.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

- формирование уважительного отношения к иному мнению

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат



Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы

Организационный момент.


-приветствие

- проверка посещаемости, запись отсутствующих в классный журнал;

- проверка готовности учеников к уроку;

- назначение дежурных по графику;

- организация рабочих мест.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Ф


Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока.

Повторить, что знают обучающиеся о теме урока.

Чтобы сформулировать тему урока и учебную задачу мы должны расшифровать слова

ХИЧИКИМЕСЕ ВОНОЛАК

Молодцы! Теперь мы с вами знаем тему нашего урока.

Теперь нам необходимо определить цель занятия

1. Что бы вы хотели узнать на уроке?

2. Чему бы хотели научиться?

Расшифровывают слова




Озвучивают цели урока


Ф




Ф


Изучение нового материала


Сегодня на уроке мы узнаем о химических волокнах и их свойствах.

Сейчас мы посмотрим презентацию

Химические волокна в природе не встречаются, они производятся с помощью специальных химических процессов на заводах (в виде непрерывных нитей и штапельных волокон). Ткани из химических волокон производятся менее трудоемко и более дешево.

Экономическая выгода применения химических волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство. Например, для получения одинакового количества хлопка и льна надо затратить труда в 10 раз больше, чем для получения того же количества вискозного штапельного волокна, и почти в 50 раз больше, чем для получения натурального шелка.

Когда же появились ткани из химических волокон?

Историческая справка

Оказывается, еще в УII веке англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна.

Промышленным путем его получили только в конце XIX века.

В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в Мытищах, и в 1913 году он дал первую продукцию.

Химические волокна делятся на искусственные и синтетические.


Характеристика тканей из химических волокон.

     Ткани из химических волокон всегда имеют красивый внешний вид и высокую прочность, они устойчивы к действию света и не поражаются молью и микроорганизмами, а еще они отлично удерживают тепло.

     Что же является сырьем для производства синтетических и искусственных тканей?

Сырьем для производства искусственных волокон служит целлюлоза, получаемая из древесины ели и отходов хлопка, для синтетических волокон - продукты переработки угля, нефти, газа.

Как же можно из этого сырья изготовить пряжу, а затем ткань? Предположите.

Выслушиваю ответы учащихся.

       Для производства вискозных волокон из  еловой  щепы, отходы хлопка  получают целлюлозу в виде листов картона. Растворенная целлюлоза представляет собой вязкую жидкость – вискозу; продавливая ее через фильеры, получают тонкие непрерывные нити вискозного шелка. Вискозные волокна вырабатывают не только в виде непрерывных нитей, но и коротких отрезков, т.е. штапельных волокон, пригодных для изготовления как однородной вискозной пряжи, так и смешанной, с добавлением разных волокон для придания разнообразных свойств тканям.

Зарисуйте схему производства в тетрадь.

                   Древесина – еловая щепа

                                        ↓                                                                                                                                 

                      Целлюлоза (в виде листов картона)

                                        ↓                                                             

                      Приготовление вискозы (жидкость)    

                                        ↓                                                         

                     Формирование волокон из раствора

                                        ↓ 

                        Текстильная обработка волокон

                    (вытягивание, кручение, перемотка)

                                         ↓

                          Ткацкое производство (ткани)

                                         ↓                                                             

                 Отделочное производство (отделка ткани)

свойства вискозных тканей:

+Положительные свойства: ткани из вискозных волокон имеют красивый внешний вид, высокую прочность, на ощупь они имеют шероховатую поверхность.

- Отрицательными свойствами этих тканей является потеря прочности во влажном состоянии.

       Способ получения ацетатных волокон такой же, как и способ получения вискозного волокна. Отличие заключается только в том, что целлюлоза, вырабатываемая из древесины и отходов хлопка, обрабатывается уксусной эссенцией или серной кислотой. Уксус по-латыни “ацетум”, от этого слова и произошло название волокна – ацетатное.

свойства ацетатных тканей:

+Ткани из ацетатных волокон красивы, имеют слегка блестящую поверхность, по внешнему виду и на ощупь напоминают шелк, легкие, мягкие, хорошо драпируются, сохраняют форму, малосминаемы.

– Недостатком ацетатных тканей является потеря прочности во влажном состоянии, они плохо пропускают воздух и впитывают влагу, трудно утюжатся.

А теперь давайте посмотрим: “Где применяют искусственные ткани?” (Блузки, текстиль, юбки, брюки)

Для производства синтетических волокон в качестве сырья используют простые вещества (мономеры), являющиеся продуктом переработки каменного угля, нефти и природного газа (фенол, этилен, ацетилен, метан и др.) Синтетические волокна получают путем реакции соединения (синтеза) мономеров с образованием сложного вещества полимера (“поли” – много), поэтому эти вещества называются синтетическими. В этом их отличие от искусственных волокон, для получения которых используются сложные вещества (полимеры), находящиеся в природе в готовом виде (древесина, хлопковый пух).

К синтетическим тканям относятся:

Капрон – самое прочное волокно на разрыв и на истирание.

К недостаткам капроновых тканей относится: скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, поэтому ткани из капроновых нитей сложны в обработке.

Лавсан – очень прочное и упругое волокно. Его смешивают с различными волокнами для увеличения прочности и упругости тканей. В чистом виде лавсан применяют для изготовления ниток, кружев, технических тканей, ворса искусственного меха, ковров. Ткани с лавсаном боятся сильного увлажнения и нагревания.

Нитрон – самое стойкое и “теплое” волокно, пушистое, матовое, по виду напоминает шерсть. Волокна нитрона использую при изготовлении трикотажных изделий и искусственного меха.

Шерстяные ткани с волокнами нитрона прочны, незначительно мнутся, но недостатком является сильная усадка при намачивании и осыпаемость.

+Синтетические волокна обладают рядом свойств, которых нет у натуральных волокон: высокая механическая прочность, упругость, стойкость к действию химических веществ, малосминаемость, плохая сыпучесть, плохая усадка. Все эти свойства относятся к положительным, поэтому синтетические волокна добавляют к натуральным, чтобы получить ткани с улучшенным качеством.

– Отрицательными свойствами синтетических волокон являются пониженная гигроскопичность, низкая воздухопроницаемость, высокая электризуемость при носке, поэтому не рекомендуется носить одежду из этих тканей детям и людям с повышенной чувствительностью к синтетическим волокнам.

Давайте посмотрим, где применяются синтетические ткани?


Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк

Положительные свойства        

Отрицательные свойства

Имеют красивый внешний вид

Подвержены электризации

Хорошо драпируются

Не пропускают воздух

Мало сминаются

Во влажном состоянии теряют прочность

Прочные


Синтетические ткани: капрон, лавсан, нитрон

Положительные свойства        

Отрицательные свойства

Самые прочные

Пониженная гигроскопичность

Высокая упругость

Низкая воздухопроницаемость

Хорошие теплозащитные свойства

Высокая электризуемость

Стойкость к действию химических веществ и        

микроорганизмов


 

Как определить: из какого волокна изготовлена ткань?  Итак, вы купили классную блузку и вам необходимо сразу определить, из какого волокна сделана ткань.

Выдерните из запасного лоскутка, который прикреплен в шве, одну нить и попробуйте поджечь ее спичкой.

Ткань растительного происхождения (хлопок, лен или вискоза) сгорит быстро, ровно, ярко, зола легко рассыплется, а в помещении останется запах жженой бумаги.

Ткань животного происхождения (шерсть, шелк) будет гореть плохо, распространяя запах жженой кости; на конце нити останется спекшийся шарик, который чуть тронь – разрушится.

Уксусной кислотой пахнет при горении нить ацетатного шелка, на конце нити образуется темный и твердый шарик.

Проделывая эти несложные опыты, учитывайте, что ткани часто изготавливают из смешанных волокон.

Как ухаживать за тканями? 

Способ ухода за одеждой зависит от сырьевого состава ткани, из которой она изготовлена. Ткани из химических волокон теряют свою прочность при стирке, поэтому изделия из этих тканей стирают, вручную или в стиральной машине, используя функцию “щадящий режим” при температуре 30-40 градусов, а после стирки изделия развешивают не отжимая. Гладить такие ткани можно чуть теплым утюгом. Существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.

Теперь откроем тетради и запишем материал, который нам пригодится для выполнения самостоятельной работы на следующем уроке.

Сейчас запишем основные понятия

Слушают учителя




Просмотр презентации


Работа в тетради, запись основных понятий







Ф

Закрепление знаний и способов действий. Практическая работа


Сегодня мы расширили свои знания о химических волокнах и их свойствах. На практической работе закрепим знания, полученные ранее, научимся определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон.

При выполнении работы следует соблюдать правила техники безопасности.

Цепочкой назовите по одному правилу техники безопасности, соблюдаемые на уроке.

Практическая работа

Тема: определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон.

Цель: научиться распознавать ткани по их волокнистому составу

Оборудование: четыре образца ткани из натуральных и химических волокон, игла, емкость с водой, спички или зажигалка, учебное пособие, тетрадь.

Параметры

Номер образца

1

2

3

4

Блеск





Гладкость поверхности





Мягкость





Сминаемость





Осыпаемость





Прочность нити





Цвет пламени





Запах





Пепел





Вид волокна





Вывод: (ответить на вопросы)

1. Что является сырьем для производства искусственных и синтетических волокон?

2. Назовите основные этапы производства химических волокон.

Наблюдает за работой обучающихся и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания.

Слушают учителя




Цепочкой называют по одному правилу техники безопасности, соблюдаемые на уроке

Самостоятельно выполняют предлагаемое задание






Ф




И

Самопроверка.

Проверить уровень усвоения новых знаний.


Фронтальный вопрос:

1. Что является сырьем для производства искусственных и синтетических волокон?

2. Назовите основные этапы производства химических волокон.

3. Назовите способы формирования химических волокон.

4. С какой целью удаляют пузырьки воздуха из прядильного раствора?

5. Какую отделку проходят химические волокна после формования?

6. Что является сырьем для производства синтетических волокон?

7. Перечислите ткани, получаемые из химических волокон.

Для того, чтобы закрепить новые знания, девочки отвечают на вопросы  кроссворда

Ответы к кроссворду:

По горизонтали: 1. Капрон, 2. Натуральные, 3.Искусственные, 4. Нитрон

По вертикали: 1. Вискоза, 2.Синтетические 3. Шерсть, 4. Хлопок, 5. Лен, 6. Шелк, 7. Ацетат.

Найдите спрятанные в сканворде еще 15 слов на тему «Химические волокна и ткани из них».

Отвечают на вопросы

И

Контроль.

Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания.


- проверка выполнения самостоятельной работы;

- анализ допущенных ошибок в работе.

Давайте посмотрим достигли ли мы целей нашего урока?

Сегодня вы познакомились с технологией консервированием плодов и ягод. На практической работе научились определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон, полученные знания, умения и навыки на занятии пригодятся вам в дальнейшем.

В нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или модной сумки, а уж теплая искусственная шубка, на которую нет необходимости убивать животных, просто необходима любой, уважающей себя, девушке. Да и дорогие натуральные ткани, не всем по карману.

Поэтому, появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство.

Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт

. Работа прошла успешно и все с ней справились.  Спасибо за проделанную работу и проявленные творческие способности.


Оценивают работу. Высказывают свое мнение


Ф

Домашнее задание.


Используя различную литературу и Интернет, подберите материал по теме: « Химические волокна. Свойства волокон. Общие сведения о соединении деталей в изделии. Образование челночного стежка. Приспособления малой механизации».

Записывают задание в дневник

И

Рефлексия.


У вас есть возможность оценить свою деятельность на уроке.

Необходимо выбрать по 1предложению и закончить его:

сегодня я узнал... было трудно… я понял, что…

я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д.

Оценивают свою работу

И


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савчак Ирина Валерьевна

Дата: 02.02.2023

Номер свидетельства: 624709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства