Просмотр содержимого документа
«Техника лепки в декоративных изделиях. Стилизация, композиция.(декоративная ваза)»
Т е м а: ТЕХНИКА ЛЕПКИ В ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЯХ. СТИЛИЗАЦИЯ, КОМПОЗИЦИЯ
(декоративная ваза)
Цели: познакомить с техникой лепки в различных декоративно-художественных изделиях; дать понятие барельефа и по-•познакомить с художественными особенностями его изготовления; повторить правила работы с пластилином; учить изготовлять декоративную вазу на основе готовой формы в технике барельефа; воспитывать интерес к декоративному творчеству.
Демонстрационное оборудование: слайды с изображением скульптур, горельефа и барельефа, декоративных ваз разной формы; образцы изделий; пластилин или глина, стеки; макет для демонстрации приемов работы; предметно-технологическая карта, учебник.
Оборудование для учащихся: пластилин, доска для работы с пластилином, стеки, баночка для вазы, салфетка.
-/ С л ов ар ь: барельеф, скульптура. •• • :' •.-,•
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
Учитель. Все мы очень любим лепить. Лепим из самых разных материалов. Назовите их. (Предполагаемый ответ учащихся: соленое тесто, съедобное тесто, например, дрожжевое или песочное ~ для пирогов или печенья, тесто для пельменей или лапши; пластилин; глина; воск.)
Выберем из вышеперечисленных материалов пластилин и научимся на уроке лепить декоративную вазу, которую мы украсим особенным узором так, как это делают мастера.
П. Повторение изученного материала. III. Изучение нового материала.
1. Пластилин и правила работы с ним.
Учитель. Для того чтобы лепка вам доставляла удовольствие, а изделия получались красивыми, нужно научиться выбирать пластилин. Важно выбрать материал хорошего качества -не слишком твердый и не слишком пачкающий руки. Если пластилин слишком липнет к рукам, то лепить из него трудно. А если он слишком твердый, то его трудно размять, да и детали могут разваливаться. Самым верным и главным инструментом лепщика или скульптора при работе с глиной являются пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться работать руками. При лепке пальцами рук придают изделию основную форму. Работают пальцами по-разному: в одном случае пользуются одним пальцем, в другом - двумя, уплотняя, выравнивая и наматывая глину. Иногда работают одной рукой, иногда - двумя. При окончательной проработке используют стеки. Стекой с наконечником снимают излишки пластилина. Для этого стеку приставляют к лепимому изделию, слегка нажимают на него и ведут и нужную сторону, снимая тонкую стружку (слой) пластилина. При необходимости толщину стружки увеличивают, Окончательную доработку изделия выполняют преимущественно деревянными стеками. Работают стеками различно: в одном случае стеку держат одной рукой, как карандаш, в другом - поддерживают ее левой рукой.
2. Знакомство с понятием «барельеф».
Учитель. С разными видами скульптуры вы встречаетесь довольно часто. Например, в каждом городе, большой он или маленький, есть скульптуры, а некоторые дома украшены рельефными изображениями.
- Чем же круглая скульптура отличается от рельефа?
Рельеф ~- один из основных видов скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью фона. Рельеф противоположен круглой скульптуре, которую можно оглядеть со всех сторон. Есть несколько видов рельефа.
Барельеф (фр. Ъаз-геНег' — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. Ьаи1-геНеГ- высокий рельеф] — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий.
Так, если вы разрежете яблоко пополам и наклеите эту половинку на основу, то у вас получится горельеф. А если вы от половинки яблока отрежете хоть тоненький кусочек, то после приклеивания к фону у вас получится, конечно, барельеф. Барельефы нам встречаются в повседневной жизни постоянно.
Приведите примеры барельефов. (Ответы учащихся.)
3. Знакомство с последовательностью изготовления барельефа.
Учитель. Барельефом не только украшают здания или монеты. Очень красивы панно, выполненные в этой технике. Делают барельефы разными способами. Барельеф можно отлить из гипса. Его можно вырезать из дерева. Мы же сегодня будем барельеф лепить из пластилина.
- Каков же порядок его изготовления?
Сначала подготавливается основа. Для этого на лист бумаги или картона наносится слой пластилина. Потом на основе рисуется контур изображения и уж затем начинаем лепить детали 1п пластилина и прикреплять их к основе, тщательно примазы-И11Я. Так у нас получается выпуклое изображение.
Уже готовые панно можно раскрасить. Если вы попробуете нанести краску на пластилин, не подготовив его, то скоро убедитесь, что у вас ничего не получается. Поэтому прежде чем приступить к раскраске, изделие посыпаем мукой и лишь потом, через несколько дней, расписываем гуашью.
В процессе рассказа учитель показывает этапы работы по предметно-технологической карте, учащиеся повторяют ж учителем название операций.
Физкультминутка
Вот мы руки развели, словно удивились. - . Л И друг другу до земли в пояс поклонились ! . , • Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. : Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнусь.
Исходное положение — ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить упражнения по изготовлению барельефа.
Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
V. Изучение нового материала (продолжение). 1. Декоративные вазы.
Рассказ учителя. Ваза - предмет, без которого не обходится ни один дом. Красивая декоративная ваза — это отличный подарок, который придется по душе всем, кто умеет созда-иить красоту вокруг себя. Вазы бывают самыми разными: круг лыми, цилиндрическими, фигурными, с узким горлышком и широким и т. д. Их изготавливают (из чего?) из стекла, керамики, фарфора, фаянса.
- Как вы думаете, почему вазы имеют такие разные формы?
- Как украшают вазы? (Ответы учащихся.)
2. Знакомство со способами изготовления ваз.
Учитель. В магазинах есть много самых разных ваз, дорогих и не очень, но мы с вами вполне можем сделать небольшую вазу сами. Есть несколько вариантов их изготовления из глины или пластилина:
- с использованием готовых форм;
- лепка из пластин;
-лепка из шарообразных заготовок путем выдавливания стенок;
- лепка из жгутов.
Работа по учебнику (с. 54-55).
Учитель показывает образцы изделий или учащиеся под руководством педагога рассматривают рисунки в учебнике.
3. Знакомство с последовательностью изготовления вазы из готовых форм.
Учитель. Сегодня вы будете лепить вазу, используя готовую форму - баночку стеклянную, пластмассовую или металлическую.
- Как вы думаете, с чего начнем работу над изделием? (Придумаем, какой формы вазу мы будем делать.) - Что сделаем потом? (Облепим банку пластилином, придания ей нужную форму.)
- Расскажите о последовательности операций по украшению на (Сначала придумаем рисунок, затем процарапаем его на поверхности вазы, после чего сделаем украшения и прилепим их к изделию.)
- Расскажите о технологии росписи изделия из пластилина гуашсвыми красками. (Сначала мы обваляем изделие в муке, дадим ему подсохнуть, а потом раскрасим гуашью.)
В процессе рассказа учитель обрагцает внимание учащихся нч предметно-технологическую карту и демонстрирует приемы работы.
V *)) ФизкУльтминУтка
Совушка-сова, совушка-сова, Большая голова, на пеньке сидит, Головой вертит, во все стороны глядит, Да ка-а-ак полетит!
Учащиеся выполняют имитационные движения.
VI. Практическая работа.
Задание: выполнить изготовление декоративной вазы из готовых форм.
Но время практической работы учитель контролирует пра-шинпость приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
\\\. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Учитель. На вопрос «Что главное в любом доме, от старинного замка до маленькой квартиры на окраине города?» все I) один голос ответят, что уют. Ничто так не создает уют в доме, как живые или подаренные цветы. Еще больше тепла и уюта онь дарят, если стоят в красивой декоративной вазе ручной работы У вас получились замечательные изделия, которые порадую! ваших родных. Молодцы!
Домашнее задание: учебник, с. 48; раскрасить вазы краской.