Организационный этап. Подведение к цели урока. Проблемная ситуация. Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организация командной (групповой)работы. Предлагает учащимся выполнить задание: Ребята, представьте такую картину: однажды три мастера из деревень Дымково, Филимоново и города Каргополь решили отвезти на столичную ярмарку свои изделия – глиняные игрушки. Но при встрече на столбовой дороге у них произошла неприятность: обозы столкнулись, и часть игрушек с трёх обозов упала на землю. Помогите мастерам собрать свои игрушки. (Фото или рисунки разных видов глиняных игрушек располагаются в центре доски на магнитах. Дети должны их прикрепить на три плаката, на которых используется стилистика данного вида игрушки. Например, обозы, украшенные росписью, или декоративно оформленные названия деревень в стилях филимоновской, дымковской и каргопольской игрушек) Чем вы будете руководствоваться, чтобы разнести данные игрушки на три группы? Для выполнения задания к доске приглашаются по два человека от каждой команды. Цель наших дальнейших действий – выделить основные особенности каждого вида глиняной игрушкинам. 2, 3 группа учащихся разгадывает ребус. 4 группа решает тест. НЕ удалось справиться с заданием? Если не совсем удалось, то почему? Где возникали трудности? В чём была проблема? Эту проблему поможет нам решить домашнее задание. | Вызванные учащиеся предлагают свои варианты выполнения задания. -Данные игрушки мы будем разносить на группы, выделяя схожие черты игрушек, их основные особенности. Выделяют цель дальнейших учебных действий. Предлагают следующие варианты ответов (осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков): -Форма игрушки - Сюжеты, тематика игрушек -Цвета росписи Характерные узоры росписи Учащиеся составляют композицию, разгадывают ребус, решают тест (по группам). Анализируют выполненную работу и делают вывод, опираясь на то, почему не удалось выполнить все задания , определяют цель урока. | Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. ) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, Извлекают необходимую информацию из прослушанного, учатся структурировать знания; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала. Цели и задачи: для учителя – выделить особенности дымковской игрушки, по типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям | Организует беседу,руководит составлением интеллект-карт. Этапы росписи барыни. Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка.
Обратите внимание на целостность цветового решения всей игрушки, на соответствие цветового решения создаваемому художественному образу. Вспомните какие цвета создают радостный, весёлый образ, а какие грустный.
Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке) Особенности росписи барыни. Головной убор и жакет одноцветные. Цвет орнамента на юбке такой же как на жакете и головном уборе (это2 цвета и ещё 2 любых цвета) Лицо барышни: бровки-дугой, глаза-точки, рот - кружок, бантик или сердечко. Румянец на щеках и цвет рта одинаковые. На расписанную игрушку народные мастерицы нередко наклеивали ромбики и квадратики из фольги.Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии; Какие цвета брали для росписи игрушек? Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный. - В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами. Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга: в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями. Обратите внимание на точки: Между кольцами; на кольцах; по краю колец. Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов). Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. насыщенные цвета - красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, оранжевый, фиолетовый –очень празднично сияют на белом фоне игрушки. В палитре дымковских мастеров почти отсутствует смешение цветов.Дымковскую игрушку расписывают очень ярко, в народе яркие краски всегда ассоциировались с праздником. Перед вами на стендах расположены элементы дымковской росписи, которые сложились в азбуку. Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на то, какие элементы для росписи наряда крестьянки и барышни применил мастер в своей работе. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. Учитель дополняет ответы учащихся кадрами презентации, где обобщаются основные особенности глиняной игрушки Организует выставку выполненных коллективных работ. | Слушают выступления одноклассников, дополнения учителя, смотрят презентации, составляют интеллект- карту.Отвечают на вопрос учителя (устанавливают цель практической работы). Представляют свои работы. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке. | Планировать деятельность с помощью учителя Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения , вносить коррективы и исправлять ошибки, структурировать и обрабатывать информацию. Мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. |
Игра «Найди свой узор». Задача: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов. |
У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, которые вы будете расписывать, но они без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит. Приступая к работе, помните, о том, что вы не раскрашиваете, а украшаете свои игрушки, сохраните её белизну. Именно белый цвет придаст вашей работе праздничность и нарядность. ЗАПОМНИ! Узор наносится сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов. Вначале распредели по поверхности игрушки цветовые пятна – крупные элементы узора. Все мелкие детали росписи выполняй после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируй, но старайся делать роспись в традициях промысла. Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способов их устранения; -
| | Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. |
Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
| Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, вылепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров,характерные для этой игрушки, которую вы выбрали.Не забудьте о цветовой гамме.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи: Игрушки всякие на все манеры: Вот и барышни и кавалеры. У барынь алые щёки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. Красна девица в венце У неё румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша! Проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. Лучшие работы показывают, что вы сумели передать в своих творческих работах настроение народного промысла, создать запоминающийся образ. Уверена, что вы убедились, что без знания законов цвета трудно рассчитывать на успех. Художник постоянно учится видеть и чувствовать всё, что его окружает. И вы сделали первые шаги в этом направлении, показав свою индивидуальность
| Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности | |
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
| О домашнем задании мы сегодня уже говорили, только не распределили по темам. Выберите для себя вариант подготовки. Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек:Семеновская деревянная расписная (матрешки),Скопинская, Курская, Абашевская.Богородская деревянная резная, Городецкая, Гжельская, Хохломская. | В группах обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной информации распределяет задания ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров, рисунки и т.д.). | Поисковая работа . |
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. | организация комментирования просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах. | Оценивают работу. | Обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. Учатся находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах делать корректировку и недопущения повторения подобных ошибок. |