kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о механизме и машинах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль машин в технологическом процессе, воспитание любви к технике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о механизме и машинах»

План - конспект урока по технологии 5 класса «Понятие о механизме и машине»

Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техни­ческом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.
Инструмент и оборудование: макеты машин и механизмов.

Ход урока.

Организационный момент.

Ввод учащихся в мастерскую. Проверка готовности к уроку.

Повторение пройденного материала.

1.Из каких основных частей состоит столярный верстак?

2.Какие технологии вы знаете?

3.Что относится к специальной одежде?

4.Что необходимо делать по окончании работы?

Изложение нового программного материала.

Постановка цели урока.

- Давайте вспомним, что мы понимаем под термином машина?

Человек использует много разных машин.
Машина является устройством, выполняющим механические движения для преобразования энергии, материалов или информа­ции. Машины бывают рабочие и энергетические.

Среди рабочих машин различают технологические, транс­портные, транспортирующие, вычислительные. Выполняемая ими работа изменяет форму, размеры или положение материалов (сведений).

Например, при обработке заготовок на сверлильном станке (технологической машине) изменяется их форма — появляются отверстия. При распиливании древесины лесопильны­ми машинами (технологическими машинами) изменяются размеры материалов — из длинных хлыстов получают короткие отрезки.

Транспортные машины перевозят грузы и перемещаются сами (автомобили, теплоходы, самолеты, электровозы и т.п.).

Транспортирующие машины сами неподвижны (транспортеры, конвейеры, эскалаторы и т. п.), а грузы перемещаются с помощью Движущегося рабочего органа — ленты, цепи, каната.

Из большого набора цифр в вычислительных машинах быстро получают точные сведения.

Энергетические машины (машины-двигатели) выполняют рабо­ту по преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутрен­него сгорания, реактивные двигатели.

Каждая машина состоит из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа.

В механизме различают ведущую и ведомую детали.
Ведущая деталь приводится в движение внешней силой (рука человека, электродвигатель и т. п.), а ведомая деталь приходит в движение от ведущей.

Механизмы, предназначенные для передачи движения, называ­ются механизмами передачи движения. На небольшие расстояния движение передается с помощью винтового или зубчатого механизмов. Зубчатые механизмы бывают цилиндриче­ские и конические (состоящие из цилиндрических и конических колес).

Для передачи вращательного движения на сравнительно большое расстояние используется ременная передача, состоящая из двух шкивов и надетого на них ремня. Чаще всего применяются плоские и клиновидные ремни.

Если шкивы (или зубчатые колеса) неодинаковы по диаметру, то разные и их частоты вращения. Отношение частот вращения ведущего и ведомого шкивов (или зубчатых колес) называется передаточным отношением.

Отношение диаметра D2 ведомого шкива к диаметру Di ведущего шкива называется передаточным числом

В механизмах и машинах движение не только передается, но и преобразуется (например, вращательное в поступательное и наоборот). Для этого применяется, например, реечный механизм, состоящий из зубчатого колеса и зубчатой рейки, совершающих вращательное и поступательное движения.



шкивы и зубчатые колеса крепят на валах с помощью стандартных типовых деталей — шпонок 2 (рис.1). Шпонка плотно входит в прорези (пазы, канавки) двух соприкасающихся.




Рис.1. Виды передач.

Ременная передача. Реечная передача. Коническая передача.


Учитель демонстрирует примеры работы механизмов передачи движения на макетах и плакатах.



Практическая часть.

Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать:

1.Двигатель.

2.Передаточный механизм.

3.Механизм подачи.

4.Механизм контроля и управления.

В тетради учащиеся записывают примеры машин и механизмов и классифицируют их по назначению и типу.

Закрепление пройденного материала.

1.Какие вы знаете механизмы передачи движения?

2.Чем отличаются механизмы передачи от механизмов преобразования движения?

3.В каких машинах имеются ременные механизмы?

4.Какое устройство называется машиной?

5.Приведите примеры энергетических и рабочих машин?

6.Каково назначение рабочего органа? Двигателя? Передаточного механизма?

Заключительная часть.


Уборка рабочих мест и помещения мастерских.

























План - конспект урока по технологии 8 класса «Методы регулирования скорости и измерение направления вращения ротора коллекторного двигателя»

Цель: изучить устройство и принцип действия электрических двигателей различных конструкций; ознакомиться с принципом работы асинхронного двигателя (однофазного), и коллекторного.

Задачи:

- образовательная: углубить знания об устройстве и принципе действия электрических двигателей.

- развивающая: развитие умений и навыков в работе с электрическими машинами.

- воспитательная: формирование интереса к технике, грамотно пользоваться бытовой техникой.

Оборудование и материалы: асинхронный двигатель однофазного тока, коллекторный двигатель, набор инструментов, презентация, книги.

Тип урока: развивающий.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Повторение пройденного материала.

  • Расскажите о принципе действия электромагнитного реле.

  • Расскажите о назначении и разновидности контакторов.



  1. Сообщение цели урока.

II. Практическая часть.

  1. Рассмотреть и записать паспортные данные коллекторного и асинхронного двигателя. (Рабочее напряжение, мощность двигателя, частота вращения ротора).

  2. Класс делится на две группы.

  3. Первой группе необходимо разобрать коллекторный двигатель, и разложить детали на верстаке.

  4. Второй группе необходимо разобрать асинхронный двигатель и разложить детали на верстаке.



Для выполнения практической части учащимся предлагается инструкция к работе.

  1. Снять крышку вентилятора охлаждения двигателя.

  2. Снять вентилятор.

  3. Вывернуть винты, стягивающие боковины двигателя.

  4. Снять боковины двигателя.

  5. Снять траверзу со щёткодержателями.

  6. Отделить якорь от статора.

  7. Разложить детали на верстаке.

Вопрос: какие трудности возникли при выполнении практической работы?

Изложение программного материала.

Ответы на ваши вопросы мы найдём в процессе нашего урока, где рассмотрим устройство и принцип действия электродвигателей различного типа.

Скажите, где в быту и промышленности применяются электродвигатели? (Электробритва, швейная машина, пылесос, электродрель, холодильник, электротранспорт, станки, и многое другое).

- Сначала рассмотрим устройство коллекторного электродвигателя. Коллекторный электродвигатель является универсальным и может работать как от постоянного, так и от переменного тока. Принцип действия электродвигателя основан на взаимодействии проводника (якоря) с электрическим током и магнитным полем, создаваемым электромагнитом (индуктором). Механическая сила, возникающая при таком взаимодействии, заставляет вращаться якорь (ротор). Направление движения проводника с током определяется по правилу левой руки. Электрический двигатель с вращающимся валом был впервые сконструирован в 1834 г. русским физиком Б.С. Якоби (1801 – 1874).

Коллекторный двигатель состоит из: станины индуктора; якоря; вала якоря; коллектора; траверзы со щёткодержателями; боковыми крышками; выходными клеммами.

Такие двигатели подразделяются на:

  • Двигатели переменного тока, станина и сердечник которых, выполнены из листов электротехнической стали;

  • Двигатели постоянного тока, у которых названные детали изготавливаются сплошными.



Обмотка возбуждения электромагнита в двигателях переменного тока включается последовательно с обмоткой якоря. При таком соединении весь ток якоря проходит по обмотке возбуждения, обеспечивая большой пусковой момент двигателя.

Далее рассмотрим устройство асинхронного двигателя, принцип работы которого основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля с токами, которые наводятся полем в проводниках коротко замкнутого ротора. Скорость вращения ротора не совпадает со скоростью вращения магнитного поля статора, поэтому такие двигатели называются асинхронными. Отставание вращения ротора относительно магнитного поля статора называется скольжением. Оно составляет 3-6 %. При скорости вращения магнитного поля 3000 об/мин, ротор вращается со скоростью 2800 об/мин. Если в статор двигателя уложено шесть обмоток (две пары полюсов), то поле статора вращается со скоростью 1500 об/мин, а ротор со скоростью 1400 об/мин.

Конструктивно асинхронный двигатель, как и всякая электрическая машина, состоит из двух основных частей: неподвижной части – статора и вращающейся части – ротора. Статор имеет три обмотки, расположенные на кольцевом сердечнике и смещённые в пространстве на 120º, а ротор имеет обмотку в виде многих коротко замкнутых витков, уложенных на цилиндрическом сердечнике. Обмотка ротора без сердечника похожа на беличье колесо и называется короткозамкнутой или обмоткой беличьего колеса. Она представляет собой стержни, замкнутые по торцам кольцами.

Асинхронные двигатели имеют свои:

- преимущества – просты по устройству, надёжны в работе и применяются во всех отраслях народного хозяйства;

- недостатки – невозможность получения постоянного числа оборотов (по сравнению с коллекторными); при пуске имеют большой ток, чувствительны к колебаниям напряжения в сети. Из общего количества выпускаемых электродвигателей - 95% - асинхронные.



Квартирная электропроводка является однофазной. Поэтому для использования трёхфазного асинхронного двигателя в домашних условиях, необходимо подключать дополнительно конденсаторы. (Радиотехнический элемент способный накапливать и отдавать электрический заряд)

Недостатком такого способа является использование дорогостоящих бумажных конденсаторов большой ёмкости (на каждые 100 Вт мощности, необходимо установить конденсаторы ёмкостью 10 мкФ на напряжение 250-450В

Наряду с трёхфазными асинхронными двигателями применяются однофазные асинхронные двигатели. Эти двигатели имеют на статоре две обмотки: рабочую и пусковую. Обмотки расположены под углом 90° относительно друг друга. При включении в сеть обмоток образуется вращающееся магнитное поле и короткозамкнутый ротор приходит во вращение так, как и у трёхфазного асинхронного двигателя. При этом появляется скольжение ротора и пусковая обмотка может быть отключена с помощью индукционного выключателя или специального реле.

Практическая работа (продолжение).

Используется предложенная ранее инструкция по выполнению практической работы.

Определить, какой вид двигателя используется в механизмах на рисунках слайдов 16; 17.

Используя полученные знания изучить детали разобранных ранее двигателей, дать правильное название каждой детали.

Собрать коллекторный и асинхронный двигатель, используя схемы слайдов.

  1. Заключительная часть.

Проверить правильность сборки двигателей. Группы меняются рабочими местами, и оценивают работу , выполненную другими. Выставление оценок.

Домашнее задание: п. 2.12 «Электрические двигатели» стр.129. Ответить на контрольные вопросы.

Уборка рабочих мест.

План - конспект урока по технологии 8 класса «Повторение правил техники безопасности»

Тип урока - урок освоения новых знаний.

Цель урока: Дать учащимся представление о предмете Технология, провести инструктаж.

Задачи урока:

Образовательные:

ознакомить учащихся:

а) с предметом «Технология»;

б) с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены;

Развивающие:

а) способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности;

б) помочь учащимся распознавать и выделять главное в источнике информации;

Воспитательные:

а) содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;

в) воспи­тывать у учащихся чувство ответственности, прививать на­выки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, навыки культуры труда и аккуратности.

Оборудование и материалы: раздаточный материал – карточки для закрепления и проверки знаний, различные инструменты (ножницы, ручные иглы), тетради, письменные принадлежности.



Ход урока.

  1. Организационный момент

Познакомить с планом работы на уроке.

2. Мотивация учащихся

Перед вами коробка с остатками лоскутков.

- Что можно с ними сделать? А девочки нашей школы на уроках технологии смогли сделать из них такие прекрасные изделия!

- Красиво? Можно их назвать мастерами своего дела?

- Думаю, у вас также есть желание стать настоящими мастерами своего дела? Новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно!

3. Знакомство с новым материалом

Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne -«искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.

Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар - дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем. Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. На уроках технологии вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику. «Я умею и научу тебя!»- Вы также сможете сказать, изучив основы нового предмета своим младшим сестренкам, подругам!

А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках.

На доске у нас зашифровано послание! Чтобы его расшифровать, нужно внимательно слушать и запоминать все на занятии. В конце занятия мы вместе с вами постараемся его расшифровать. Уверена, что у нас все получится!

- Кто из вас знает, как называется наш кабинет?

( Мастерская – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц!)

- Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе?

(В мастерской не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.)

- Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

Вот эти правила! Они всегда на видном месте в кабинете! Прочитайте внимательно! (Учащиеся в мастерской должны работать в специальной одежде – фартуке и косынке.)

На занятиях вам также будет необходим помощник.

- Как вы думаете, какой? Это учебник «Технология 8 класс».

Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться.

Я прошу сесть так, как я зачитаю вам по списку. Рабочее место закрепляется за каждым на целый год, постарайтесь запомнить. Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке. Во время работы необходимо будет следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение. В учебнике даны рекомендации, как правильно сидеть за рабочим столом. Прочитайте и сядьте правильно.

У вас на столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь определить самостоятельно для чего они предназначены. Многие вам незнакомы.

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы: травмирование рук; ожоги; поражение электрическим током; пожар. На занятиях вы научитесь как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.

Когда я буду говорить «инструмент», а вы будете поднимать только инструменты, а когда «приспособления», то только приспособления. Уже все запомнили. Чтобы удобнее было работать, необходимо правильно подготовить рабочее место к работе, разложить инструмент. Попробуйте разложить инструменты и приспособления самостоятельно, как вам удобно. Посмотрите! Многие положили ножницы перед собой, не подумали, какой рукой вы будете их брать, а ведь это основной инструмент при швейных работах.

- Как вы думаете, для чего разработаны такие правила? Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и не нанес вред здоровью окружающим.

- Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?

- Правильно, двигаться!

4. Проверка и оценка знаний

Наступил момент расшифровать послания.

У вас на столе лежат карточки, на которых стоит определенный номер. Я буду задавать вопрос, а вы должны написать под данным номером правильный ответ. Вопросы для проверки знаний:

  1. Как называется наш предмет?

  2. Технология – это наука об умении, искусстве и ...?

  3. Как называется кабинет, в котором вы будете заниматься?

  4. Что обеспечивает безопасность жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности?

  5. С какого пункта начинается инструкция по охране труда?

  6. Что означает ТБ?

  7. Что должен пройти каждый работник и школьник перед работой?

  8. Как называются приспособления, помогающие в работе?

  9. Как можно одним словом назвать швейные машины и утюг?

  10. Как называется участок мастерской, который закрепляется за каждой ученицей?

  11. Какое название у листочка с оценкой за каждое занятие по технологии?

  12. Что можно заработать, если набрать за занятие сто баллов?

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Проверять будете самостоятельно! На доске появятся правильные ответы, если найдете ошибку, исправьте ее.

5. Рефлексия деятельности на уроке

- Интересно было сегодня на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- Какие трудности встретились на уроке?

- Что позволило вам преодолеть эти трудности?

6. Домашнее задание

Составить 3-5 вопросов для проверки учеников класса по правилам охраны труда, которые вы сможете задать самостоятельно. Принести спецодежду для занятий.
































План - конспект урока по технологии 6 класса «Приемы долбления гнезда при его ширине больше чем ширина долота»

Долбление древесины выполняют в том случае, если необходимо изготовить шиповые соединения деталей, сквозные и несквозные прямоугольные отверстия.

Инструменты для долбления и резания. К ручному долбежному инструменту относятся долота и стамески. Долота имеют рабочую часть длиной 130, 150 или 160 мм, шириной 6, 8, 10, 12, 15, 18 и 20 мм, толщиной 8, 9 и 11 мм.

Стамески могут быть плоскими и полукруглыми. Плоские стамески делят на толстые и тонкие. Плоские тонкие стамески изготовляют длиной 110 и 120 мм, шириной 12, 15, 18, 20, 25, 30 и 40 мм и толщиной 3 мм. Плоские толстые стамески изготовляют длиной 105, 110 и 120 мм. Стамески шириной 4, 6, 8 мм имеют толщину 3 мм, а стамески шириной 10, 12, 18, 20, 25, 30, 40 мм имеют толщину 4 мм. Полукруглые стамески применяют для обработки выпуклых и вогнутых поверхностей (стамески с наружной заточкой), выдалбливания и зачистки закругленных гнезд и пазов (стамески с внутренней заточкой). Длина рабочей части этих стамесок 105, 110 и 120 мм. Стамески шириной 6, 8 и 10 мм имеют толщину 2,0—2,5 мм, а стамески шириной 12, 15, 20, 25, 30 и 40 мм — толщину 2,5—3,0 мм.

 Подготовка долбежного инструмента к работе. Она включает в себя следующие операции: заточку и доводку режущей кромки; проверку целостности ручки, наличия на ручке кольца и колпачка.

Угол заострения стамесок равен 18—25°, а долот — 30—40°. Заточку и доводку долбежного инструмента осуществляют так же, как и ножей строгальных инструментов.

Выполнение операции долбления и резания древесины. Перед выполнением данной технологической операции следует разметить заготовку по чертежу. При изготовлении сквозного отверстия разметку производят с обеих сторон заготовки. Разметочные риски должны быть видны после долбления и даже после окончательной зачистки гнезда стамеской.

Для большей надежности крепления и лучшего прижима заготовки используют струбцину, которой заготовку крепят к крышке верстака (рис. справа, а). Заготовка должна быть укреплена прочно и без прогиба. Для предупреждения смятия древесины опорными поверхностями струбцины под них кладут подкладку. Заготовки значительной длины следует крепить несколькими струбцинами.

При долблении сквозных отверстий под заготовку кладут подкладку (дощечку), чтобы не повредить крышку верстака. Часть заготовки с размеченным на ней отверстием должна находиться на крышке верстака.

При долблении нужно стать лицом к верстаку, напротив заготовки, корпус держать прямо, слегка наклонив голову вперед. Ступню левой ноги располагают перпендикулярно крышке верстака. Правой ногой делают полшага назад и ставят ступню под углом 70—80° к левой (рис. справа, б). Долото берут в левую руку, киянку — в правую. Ширина долота должна соответствовать ширине отверстия. Долото держат за ручку на расстоянии 15—20 мм от ее верхнего конца, а киянку — на расстоянии 20—30 мм от нижнего конца.

Последовательности долбления сквозных и несквозных отверстий различны. Несквозные отверстия размечают и долбят с одной стороны. Долбление же сквозных отверстий может проводиться либо только с одной стороны, либо с двух: сначала с одной стороны заготовки (до половины), а затем, повернув ее на 180°, с другой. Такой метод долбления (встречный) применяют при обработке толстых заготовок. Полученные отверстия зачищают стамесками. 

Стамесками срезают фаски, строгают и зачищают заготовки (рис. ниже). При выполнении этих работ стамеску берут левой рукой за рабочую часть, а правой за ручку. Правая рука сообщает инструменту направление движения, а левая регулирует направление и толщину стружки.

 

Резание древесины стамеской:

а — строгание; б — срезание фаски на торце; в — срезание фаски вдоль волокон; г — зачистка шипа.

 

Контроль качества долбления осуществляют различными контрольно-измерительными инструментами. Глубину несквозных отверстий измеряют штангенциркулем. Длину и ширину отверстий проверяют масштабными линейками и штангенциркулями, но наибольшую точность контроля и экономию времени дает использование шаблонов.


При долблении и резании во избежание травматизма следует придерживаться следующих правил.

Работать можно только инструментом, режущая часть которого надежно закреплена в ручке и правильно заточена.

Движение стамески должно осуществляться в направлении от себя.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ упирать обрабатываемый материал в любой участок тела.

Передавать режущий инструмент разрешается только ручкой вперед.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ класть инструмент на край стола, чтобы избежать ранение ног падающим инструментом. 

 

Инструкционная карта. Долбление и зачистка прямоугольных отверстий. 

Наименование и последовательность выполнения операций

Рекомендации по выполнению операций и самоконтролю

Эскиз

Долбление несквозных отверстий:

1. Установить долото поперёк волокон у правой стороны размеченной заготовки

Фаска долота должна быть обращена внутрь размеченного отверстия, а долото установлено, отступив на 1-2 мм от размеченной риски; угол между обрабатываемой заготовкой и передней гранью долота  должен составлять 90º

2. Лёгкими ударами киянки по торцу ручки углубить долото в древесину. Вынуть лезвие долота из образовавшегося углубления

После ударов киянкой лезвие долота перережет волокна древесины и углубится на 3-5 мм (при большей глубине ухудшается качество обрабатываемого отверстия), лёгкими покачиваниями поперек волокон вынуть долото из древесины

3. Установить долото, расположив лезвие перпендикулярно волокнам древесины с левой стороны размеченного отверстия; перерезать волокна и вынуть долото

Фаска долота должна быть обращена внутрь размеченного отверстия, отступив на 1-2 мм от линии разметки; слегка ударяя киянкой по ручке долота, его лезвие вводят в древесину на 3-5 мм

4. Подрезать древесину вдоль волокон

Фаска стамески должна быть обращена внутрь размеченного отверстия; нажимая правой рукой на ручку стамески, её лезвие вводят в древесину на 3-5 мм, вынув стамеску из древесины, ее устанавливают на новом месте и опять перерезают древесину по линии разметки и т.д.

5. Установить фаску долота перпендикулярно волокнам древесины на расстоянии 15-20 мм от первой зарубки (правой, см. эскиз), ударяя по ручке киянкой, а затем, покачивая долото, вынуть древесину и, таким образом, продолжить долбление до середины размеченного отверстия

Фаска долота должна быть установлена к середине размеченного отверстия. Толщина срезаемой стружки должна составлять 2-3 мм. Порезанная часть древесины вынимается, используя долото в качестве рычага

6. Установить фаску долота перпендикулярно волокнам древесины на расстоянии 15-20 мм от второй зарубки (левой).

 

Подрезать волокна и вынуть стружку.

 

Срезать долотом оставшуюся часть древесины, используемую в качестве опоры долота на 5-м и 6-м этапах обработки. Для получения гнезда определенной глубины необходимо выполнить те же операции, что и при снятии первой стружки

Фаска долота должна быть установлена к средней (невырезанной) части размеченного отверстия; толщина срезаемой стружки не более 2-3 мм.

Подрезанную часть древесины вынимают, используя долото в качестве рычага.

Установить долото на дно гнезда и, легко ударяя киянкой по ручке, срезать серединку, вынуть стружку. Толщина стружки может быть увеличена до 5-10 мм

Помните! Срезание более толстой стружки ускоряет выполнение операции долбления, но ухудшает качество поверхности стенок отверстия

 

Зачистка гнезда стамеской:

1. Взять стамеску правой рукой за ручку, а левой за рабочую часть

Правая рука сообщает инструменту прямолинейное движение, а левая регулирует направление и толщину стружки

2. Зачистить стенки гнезда

При резании стамеской, обращенной к поверхности резания плоскостью полотна, задний угол между плоскостью полотна и поверхностью резания должен быть 0-3º; сообщая рабочее движение стамеске, зачистить гнездо

Помните! Резание значительно облегчается, а поверхность получается чище, если стамеску двигать под небольшим углом к направлению волокон

3. Зачистить дно гнезда

Установить стамеску фаской к поверхности обработки; задний угол между фаской и поверхностью должен составлять 3-5º; зачистить поверхность. Толщина срезаемой стружки при черновой обработке 2-3 мм, при окончательной зачистке 0,5-1 мм; выдолбленное и зачищенное гнездо не должно быть суженным книзу, так как конец шипа, попадая в зауженную часть, будет сжиматься и выдавливаться обратно

 

  









Инструкционная карта. Дефекты долбления и резания древесины станками.

Дефект

Причины появления

Способы устранения и предупреждения

1. Отщепы и выколы

Древесина не подрезана по контуру (разметке) отверстия

Провести подрезку древесины по разметке отверстия

Слабый прижим обрабатываемой заготовки к подкладке при долблении сквозного отверстия

Плотно прижать заготовку к подкладке

 

 

Долбление сквозного отверстия осуществлялось с одной стороны

Долбление отверстия проводить методом встречного долбления

2. Смятие отверстия

Долото поставлено по линии разметки

Установить долото, отступая от линии разметки внутрь на 1-2 мм

Скос долота обращен за пределы отверстия

Скос долота установить в сторону отверстия

Плохо заточено долото, волокна древесины не срезаются, а сминаются

Заточить или заменить инструмент

3. Не выдержана ширина отверстия

Ширина долота не соответствует требуемому размеру отверстия

Правильно подобрать долото

4. Ворсистость, мшистость стеной отверстия

Зачистка отверстия осуществляется затупленной стамеской. Волокна древесины не перерезаются, а сдавливаются, сминаются и вырываются

Заточить или заменить стамеску

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие о механизме и машинах

Автор: Яковенко Евгений Викторович

Дата: 06.02.2018

Номер свидетельства: 455096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Понятие о машинах и механизмах. Презентация к уроку. "
    ["seo_title"] => string(61) "poniatiie-o-mashinakh-i-miekhanizmakh-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "166996"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423034939"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Тест по теме "Понятие о механизме и машине" Технология 5 класс (мальчики)"
    ["seo_title"] => string(74) "test_po_teme_poniatie_o_mekhanizme_i_mashine_tekhnologiia_5_klass_malchiki"
    ["file_id"] => string(6) "604282"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1649237545"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС(продолжение 2) "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-prodolzhieniie-2"
    ["file_id"] => string(6) "130268"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415870456"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Индустриальные технологии. Тематическое планирование 5 класс .ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "industrial-nyie-tiekhnologhii-tiematichieskoie-planirovaniie-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130233"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415863019"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) ""Понятие о механизме и машине" "
    ["seo_title"] => string(35) "poniatiie-o-miekhanizmie-i-mashinie"
    ["file_id"] => string(6) "237896"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444412407"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства